Пятница, 28 ноября, 2025
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Портал для мам
  • Главная
  • Роды и беременность

    Свадебные платья для беременных: стиль, комфорт и красота в особенный день

    Польза Омеги для беременных: основа здоровья мамы и будущего малыша

    Польза Омеги для беременных: основа здоровья мамы и будущего малыша

    ЭКО в естественном цикле: бережный путь к материнству

    ЭКО в естественном цикле: бережный путь к материнству

    Бандаж для беременных: кому нужен и как правильно выбрать

    Бандаж для беременных: кому нужен и как правильно выбрать

    Виды операций интимной пластики

    Проведение ЭКО с донорскими ооцитами в центре репродукции «Линия жизни»

    Проведение ЭКО с донорскими ооцитами в центре репродукции «Линия жизни»

    Преимущества ведения беременности в специализированных клиниках

    Преимущества ведения беременности в специализированных клиниках

    Первый бесплатный прием репродуктолога в центре репродукции «Линия жизни»

    Первый бесплатный прием репродуктолога в центре репродукции «Линия жизни»

    Почему важно планировать беременность

    Почему важно планировать беременность

    • Период восстановления
  • Здоровье ребенка
    • Уход за ребенком
      Керамический гранит: универсальный материал для современного строительства и дизайна

      Керамический гранит: универсальный материал для современного строительства и дизайна

      Как выбрать сиделку для пожилого человека: важные аспекты и рекомендации

      Как выбрать сиделку для пожилого человека: важные аспекты и рекомендации

      Почему стоит посещать аквапарк спа: 5 причин насладиться отдыхом и заботой о себе

      Почему стоит посещать аквапарк спа: 5 причин насладиться отдыхом и заботой о себе

      Как выбрать фильтр для жесткой воды из скважины

      Как выбрать фильтр для жесткой воды из скважины

      Почему стоит смотреть «Ветреный холм»: захватывающая история и турецкое киноискусство

      Почему стоит смотреть «Ветреный холм»: захватывающая история и турецкое киноискусство

      Как выбрать надежные кондиционеры: советы и рекомендации

      Как выбрать надежные кондиционеры: советы и рекомендации

      Онлайн Библиотеки: Преимущества Цифрового Знания

      Онлайн Библиотеки: Преимущества Цифрового Знания

      Форум «Складчина» (Складчина Биз): Объединяясь для Обучения и Развития

      Форум «Складчина» (Складчина Биз): Объединяясь для Обучения и Развития

      Как выбрать идеальные перегородки для санузлов: Ключевые моменты в выборе функциональности и стиля

      Как выбрать идеальные перегородки для санузлов: Ключевые моменты в выборе функциональности и стиля

    • Воспитание и психология
      Организация дня рождения ребенка: идеи, советы и лайфхаки для родителей

      Организация дня рождения ребенка: идеи, советы и лайфхаки для родителей

      Какие услуги оказывает няня?

      Какие услуги оказывает няня?

      Критерии выбора няни

      Критерии выбора няни

      Как найти выгодные промокоды и где их искать: секреты экономии при онлайн-покупках

      Как найти выгодные промокоды и где их искать: секреты экономии при онлайн-покупках

      Как сделать визу во Францию

      Как сделать визу во Францию

      Матрица судьбы: нумерологическая система самопознания

      Образовательный портал Prizma.MGPU.ru: новые возможности для педагогов

      Образовательный портал Prizma.MGPU.ru: новые возможности для педагогов

      Vovlekay.online – ваш надежный помощник в цифровых услугах

      Vovlekay.online – ваш надежный помощник в цифровых услугах

      Семейный психолог онлайн: как получить профессиональную помощь удаленно

      Семейный психолог онлайн: как получить профессиональную помощь удаленно

  • Питание
    ФУНЧОЗА С ОВОЩАМИ: РЕЦЕПТ, ПОЛЬЗА И ТРЕНДЫ В АЗИАТСКОЙ КУХНЕ

    ФУНЧОЗА С ОВОЩАМИ: РЕЦЕПТ, ПОЛЬЗА И ТРЕНДЫ В АЗИАТСКОЙ КУХНЕ

    Лига Ставок: вывод денег на ЦУПИС — как все устроено

    Лига Ставок: вывод денег на ЦУПИС — как все устроено

    Аренда сим-карты: временная связь без хлопот

    HPL-панели для детских садов и школ: безопасность, экологичность и долговечность фасадных решений

    HPL-панели для детских садов и школ: безопасность, экологичность и долговечность фасадных решений

    Как роллы стали любимым блюдом по всему миру: от Японии до России

    Как роллы стали любимым блюдом по всему миру: от Японии до России

    Почему стоит выбирать противопожарные металлические двери для дома

    Психиатр на дом: когда помощь нужна здесь и сейчас

    Капельница от алкоголя — быстрый способ снять интоксикацию

    Как влияют мультики на детей

    Как влияют мультики на детей

    Делать ремонт самим или выбирать ремонт под ключ

    Делать ремонт самим или выбирать ремонт под ключ

  • Развитие ребенка
    Детское развитие: ключевые направления, современные методы и роль образовательной среды

    Детское развитие: ключевые направления, современные методы и роль образовательной среды

    Как выбрать экскурсии в Казани для незабываемого путешествия

    Как выбрать экскурсии в Казани для незабываемого путешествия

    Как выбрать направление обучения: путь к востребованной профессии

    Как выбрать направление обучения: путь к востребованной профессии

    Как выбрать бисер для рукоделия: путеводитель в мире маленьких бусин

    Как выбрать бисер для рукоделия: путеводитель в мире маленьких бусин

    GRACEX отзывы — откровенно о плюсах и неожиданных деталях

    GRACEX отзывы — откровенно о плюсах и неожиданных деталях

    Как развить у ребёнка любовь к иностранному языку с детства

    Как развить у ребёнка любовь к иностранному языку с детства

    Материалы и покрытия в детских игровых комплексах: что важно знать родителям

    Материалы и покрытия в детских игровых комплексах: что важно знать родителям

    Как легко научить ребенка программированию

    Как легко научить ребенка программированию

    Этапы печати цветных фотографий

    Этапы печати цветных фотографий

    • Детский сон
  • Красота и здоровье
    • Все
    • Косметология
    Ксеомин у косметолога: что это, как действует и почему пользуется популярностью

    Ксеомин у косметолога: что это, как действует и почему пользуется популярностью

    Как подобрать украшения под свадебное платье?

    Как подобрать украшения под свадебное платье?

    Послеродовое акне: безопасный план восстановления кожи для молодых мам

    Послеродовое акне: безопасный план восстановления кожи для молодых мам

    Блефаропластика верхних век: как вернуть взгляду молодость и открытость

    Как выбрать качественную кожаную сумку

    Как выбрать качественную кожаную сумку

    Преимущества инъекционной косметологии: Естественная красота с минимальным вмешательством

    Преимущества инъекционной косметологии: Естественная красота с минимальным вмешательством

    Пептиды и спортивное питание: новый виток в достижении целей

    Пептиды и спортивное питание: новый виток в достижении целей

    Рассеянный склероз: многоликость неврологического заболевания

    Рассеянный склероз: многоликость неврологического заболевания

    Профессиональное снятие ломки: ключевой этап на пути к свободе от зависимости

    Профессиональное снятие ломки: ключевой этап на пути к свободе от зависимости

  • Счастливое детство
    • Все
    • Психология
    Симптомы, лечение и профилактика пироплазмоза у собак

    Симптомы, лечение и профилактика пироплазмоза у собак

    Как выбрать идеальное пышное платье для выпускного в детском саду

    Как выбрать идеальное пышное платье для выпускного в детском саду

    Как выбрать детскую площадку для двора: территория безопасности, развития и радости

    Как выбрать детскую площадку для двора: территория безопасности, развития и радости

    Мальтипу: новый член семьи и ответственность на годы вперед

    Мальтипу: новый член семьи и ответственность на годы вперед

    Турецкий виртуальный номер: ключ к новым возможностям в бизнесе и общении

    Турецкий виртуальный номер: ключ к новым возможностям в бизнесе и общении

    Букет шаров — большая радость на детский праздник

    Букет шаров — большая радость на детский праздник

    Что учитывать при выборе торта на заказ: руководство к сладкому успеху

    Что учитывать при выборе торта на заказ: руководство к сладкому успеху

    Ветеринарный офтальмолог: защитник зрения наших питомцев

    Ветеринарный офтальмолог: защитник зрения наших питомцев

    Строим дом мечты: от первой идеи до готового жилья

    Строим дом мечты: от первой идеи до готового жилья

    • Психология
    • Ребенок в доме
  • Главная
  • Роды и беременность

    Свадебные платья для беременных: стиль, комфорт и красота в особенный день

    Польза Омеги для беременных: основа здоровья мамы и будущего малыша

    Польза Омеги для беременных: основа здоровья мамы и будущего малыша

    ЭКО в естественном цикле: бережный путь к материнству

    ЭКО в естественном цикле: бережный путь к материнству

    Бандаж для беременных: кому нужен и как правильно выбрать

    Бандаж для беременных: кому нужен и как правильно выбрать

    Виды операций интимной пластики

    Проведение ЭКО с донорскими ооцитами в центре репродукции «Линия жизни»

    Проведение ЭКО с донорскими ооцитами в центре репродукции «Линия жизни»

    Преимущества ведения беременности в специализированных клиниках

    Преимущества ведения беременности в специализированных клиниках

    Первый бесплатный прием репродуктолога в центре репродукции «Линия жизни»

    Первый бесплатный прием репродуктолога в центре репродукции «Линия жизни»

    Почему важно планировать беременность

    Почему важно планировать беременность

    • Период восстановления
  • Здоровье ребенка
    • Уход за ребенком
      Керамический гранит: универсальный материал для современного строительства и дизайна

      Керамический гранит: универсальный материал для современного строительства и дизайна

      Как выбрать сиделку для пожилого человека: важные аспекты и рекомендации

      Как выбрать сиделку для пожилого человека: важные аспекты и рекомендации

      Почему стоит посещать аквапарк спа: 5 причин насладиться отдыхом и заботой о себе

      Почему стоит посещать аквапарк спа: 5 причин насладиться отдыхом и заботой о себе

      Как выбрать фильтр для жесткой воды из скважины

      Как выбрать фильтр для жесткой воды из скважины

      Почему стоит смотреть «Ветреный холм»: захватывающая история и турецкое киноискусство

      Почему стоит смотреть «Ветреный холм»: захватывающая история и турецкое киноискусство

      Как выбрать надежные кондиционеры: советы и рекомендации

      Как выбрать надежные кондиционеры: советы и рекомендации

      Онлайн Библиотеки: Преимущества Цифрового Знания

      Онлайн Библиотеки: Преимущества Цифрового Знания

      Форум «Складчина» (Складчина Биз): Объединяясь для Обучения и Развития

      Форум «Складчина» (Складчина Биз): Объединяясь для Обучения и Развития

      Как выбрать идеальные перегородки для санузлов: Ключевые моменты в выборе функциональности и стиля

      Как выбрать идеальные перегородки для санузлов: Ключевые моменты в выборе функциональности и стиля

    • Воспитание и психология
      Организация дня рождения ребенка: идеи, советы и лайфхаки для родителей

      Организация дня рождения ребенка: идеи, советы и лайфхаки для родителей

      Какие услуги оказывает няня?

      Какие услуги оказывает няня?

      Критерии выбора няни

      Критерии выбора няни

      Как найти выгодные промокоды и где их искать: секреты экономии при онлайн-покупках

      Как найти выгодные промокоды и где их искать: секреты экономии при онлайн-покупках

      Как сделать визу во Францию

      Как сделать визу во Францию

      Матрица судьбы: нумерологическая система самопознания

      Образовательный портал Prizma.MGPU.ru: новые возможности для педагогов

      Образовательный портал Prizma.MGPU.ru: новые возможности для педагогов

      Vovlekay.online – ваш надежный помощник в цифровых услугах

      Vovlekay.online – ваш надежный помощник в цифровых услугах

      Семейный психолог онлайн: как получить профессиональную помощь удаленно

      Семейный психолог онлайн: как получить профессиональную помощь удаленно

  • Питание
    ФУНЧОЗА С ОВОЩАМИ: РЕЦЕПТ, ПОЛЬЗА И ТРЕНДЫ В АЗИАТСКОЙ КУХНЕ

    ФУНЧОЗА С ОВОЩАМИ: РЕЦЕПТ, ПОЛЬЗА И ТРЕНДЫ В АЗИАТСКОЙ КУХНЕ

    Лига Ставок: вывод денег на ЦУПИС — как все устроено

    Лига Ставок: вывод денег на ЦУПИС — как все устроено

    Аренда сим-карты: временная связь без хлопот

    HPL-панели для детских садов и школ: безопасность, экологичность и долговечность фасадных решений

    HPL-панели для детских садов и школ: безопасность, экологичность и долговечность фасадных решений

    Как роллы стали любимым блюдом по всему миру: от Японии до России

    Как роллы стали любимым блюдом по всему миру: от Японии до России

    Почему стоит выбирать противопожарные металлические двери для дома

    Психиатр на дом: когда помощь нужна здесь и сейчас

    Капельница от алкоголя — быстрый способ снять интоксикацию

    Как влияют мультики на детей

    Как влияют мультики на детей

    Делать ремонт самим или выбирать ремонт под ключ

    Делать ремонт самим или выбирать ремонт под ключ

  • Развитие ребенка
    Детское развитие: ключевые направления, современные методы и роль образовательной среды

    Детское развитие: ключевые направления, современные методы и роль образовательной среды

    Как выбрать экскурсии в Казани для незабываемого путешествия

    Как выбрать экскурсии в Казани для незабываемого путешествия

    Как выбрать направление обучения: путь к востребованной профессии

    Как выбрать направление обучения: путь к востребованной профессии

    Как выбрать бисер для рукоделия: путеводитель в мире маленьких бусин

    Как выбрать бисер для рукоделия: путеводитель в мире маленьких бусин

    GRACEX отзывы — откровенно о плюсах и неожиданных деталях

    GRACEX отзывы — откровенно о плюсах и неожиданных деталях

    Как развить у ребёнка любовь к иностранному языку с детства

    Как развить у ребёнка любовь к иностранному языку с детства

    Материалы и покрытия в детских игровых комплексах: что важно знать родителям

    Материалы и покрытия в детских игровых комплексах: что важно знать родителям

    Как легко научить ребенка программированию

    Как легко научить ребенка программированию

    Этапы печати цветных фотографий

    Этапы печати цветных фотографий

    • Детский сон
  • Красота и здоровье
    • Все
    • Косметология
    Ксеомин у косметолога: что это, как действует и почему пользуется популярностью

    Ксеомин у косметолога: что это, как действует и почему пользуется популярностью

    Как подобрать украшения под свадебное платье?

    Как подобрать украшения под свадебное платье?

    Послеродовое акне: безопасный план восстановления кожи для молодых мам

    Послеродовое акне: безопасный план восстановления кожи для молодых мам

    Блефаропластика верхних век: как вернуть взгляду молодость и открытость

    Как выбрать качественную кожаную сумку

    Как выбрать качественную кожаную сумку

    Преимущества инъекционной косметологии: Естественная красота с минимальным вмешательством

    Преимущества инъекционной косметологии: Естественная красота с минимальным вмешательством

    Пептиды и спортивное питание: новый виток в достижении целей

    Пептиды и спортивное питание: новый виток в достижении целей

    Рассеянный склероз: многоликость неврологического заболевания

    Рассеянный склероз: многоликость неврологического заболевания

    Профессиональное снятие ломки: ключевой этап на пути к свободе от зависимости

    Профессиональное снятие ломки: ключевой этап на пути к свободе от зависимости

  • Счастливое детство
    • Все
    • Психология
    Симптомы, лечение и профилактика пироплазмоза у собак

    Симптомы, лечение и профилактика пироплазмоза у собак

    Как выбрать идеальное пышное платье для выпускного в детском саду

    Как выбрать идеальное пышное платье для выпускного в детском саду

    Как выбрать детскую площадку для двора: территория безопасности, развития и радости

    Как выбрать детскую площадку для двора: территория безопасности, развития и радости

    Мальтипу: новый член семьи и ответственность на годы вперед

    Мальтипу: новый член семьи и ответственность на годы вперед

    Турецкий виртуальный номер: ключ к новым возможностям в бизнесе и общении

    Турецкий виртуальный номер: ключ к новым возможностям в бизнесе и общении

    Букет шаров — большая радость на детский праздник

    Букет шаров — большая радость на детский праздник

    Что учитывать при выборе торта на заказ: руководство к сладкому успеху

    Что учитывать при выборе торта на заказ: руководство к сладкому успеху

    Ветеринарный офтальмолог: защитник зрения наших питомцев

    Ветеринарный офтальмолог: защитник зрения наших питомцев

    Строим дом мечты: от первой идеи до готового жилья

    Строим дом мечты: от первой идеи до готового жилья

    • Психология
    • Ребенок в доме
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Портал для мам
Безрезультатно
Просмотреть все результаты
Главная Воспитание и психология

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

07.05.2020

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка

Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР

Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.

2. Составление речевой карты

Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:

– процесс протекания беременности;
– наличие осложнений во время родов;
– хронические заболевания матери;
– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

3. Логопедическое обследование

Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша. Слуховое внимание и восприятие

Слуховое внимание и восприятие. Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику

Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн): причины, симптомы, диагностика и лечение
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей - что это такое, обследование
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это, симптомы, коррекция
Консультация по теме:  родителям на заметку. что такое  фонетико - фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи? | социальная сеть работников образования
Статья по коррекционной педагогике по теме:   исследование особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ффнр) | социальная сеть работников образования
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх. | социальная сеть работников образования
Фонетико-фонематические нарушения у детей - симптомы, причины, лечение фонетико-фонематических нарушений
Фонетико-фонематическое нарушение речи - симптомы и коррекция
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн) у детей: причины

Анализ восприятия речи.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами

Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение

От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития

Успешное преодоление проблем с фонематическим развитием речи ФФН возможно при наличии таких факторов:

Дефект ФФН речи был своевременно выявлен.
Специалист предпринял правильные меры для того, чтобы предупредить возникновения вторичных дефектов ФФН.
Проводились упражнения с целью развития мимической мускулатуры, способствующие улучшению речи.
Параллельно с решением непосредственных задач по преодолению ФФН велась работа по развитию общих когнитивных функций: внимание, память, восприятие, воображение.
Малыш активно играл, развивалась его эмоционально-волевая сфера.
Взрослые прикладывали усилия, чтобы не просто ликвидировать ФФН как проблему фонематического недоразвития речи, а подходили к вопросу комплексно. То есть старались научить ребенка уважать самого себя и других, ценить настоящую дружбу со сверстниками, уметь адекватно оценивать свои действия и поступки.. Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН

Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН.

Классификация фонетико-фонематического недоразвития

Нарушения речи имеют различную степень выраженности, зависят от различных причин, связанных с особенностями развития ребёнка. В логопедической практике ФФН у детей может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень:

  • легкие фонетические нарушения речи выражаются как в дефекте произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений;
  • средняя степень фонетико-фонематические нарушения характеризуется тем, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Отмечаются недостаточно чёткое овладение анализом звукового состава слова, специфические ошибки при чтении и письме, часто — в устной речи при неправильном воспроизведении слогов в слове;
  • тяжелая форма общего недоразвития речи выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Отсутствует умение различать звуки речи, нет правильности слогового оформления слов, есть проблемы со словарем, грамматикой языка, связной речью. Если такому ребёнку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полностью овладеть грамотной устной и письменной речью.

Считаете, что у Вашего ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи?

Не нужно ставить самостоятельные диагнозы, скорее всего, Вы не правы. Выявить дефект может только специалист, а в некоторых случаях может понадобиться помощь разных врачей, поэтому не нужно отчаиваться заранее. К тому же, нарушенное звукопроизношение может быть всего лишь возрастной особенностью малыша. Если Вы хотите удостовериться в том, что с Вашим ребенком все в порядке, обратитесь к специалисту! Он поставит или опровергнет диагноз и поможет, при необходимости, в коррекции речевых дефектов.

Специалисты центра «НЕАПЛ» всегда готовы оказать коррекционную помощь детям с речевыми нарушениями фонематического характера. Если она требуется Вашему малышу или Вам – обращайтесь! Также Вы можете записаться к нам на прием для получения консультации.

Как это лечится?

ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).

Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.

При этом логопед будет заниматься с ребенком:

  • коррекцией произношения, артикуляции;
  • развитием фонематического восприятия и анализа;
  • подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
  • развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
  • обогащением словарного запаса ребенка;
  • развитием правильной, связной, логической речи;
  • работой с простыми и сложными предложениями.

При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Ффнр - logopedia.ru
Ффнр в логопедии, что это такое: прогноз и профилактика
Ффнр в логопедии: что это, причины и коррекция у детей
Ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) в логопедии
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ффнр) и фонематическое нарушение речи (фнр)
Рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему:  "фонетико фонематическое недоразвитие" | социальная сеть работников образования
Консультация по логопедии на тему:  фонетико-фонематическое недоразвитие, как речевое нарушение | социальная сеть работников образования
Коррекция ффнр у детей и ее особенности
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников : коррекция ффнр
Рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме:  рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста | социальная сеть работников образования

Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими. Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению

Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.

К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР
Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:

  • принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
  • уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
  • обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
  • вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).

Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением

Логопедическое обследование при ФФН

Логопед – основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.

Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод). При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНРКроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

Нарушение фонематического восприятия и слуха у детей

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

В младшем школьном возрасте проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия могут выражаться не только в устной речи детей, но и в письменной. Об этом свидетельствуют такие нарушения, как:

  • Замена, перестановка или пропуск отдельных букв в слове, иногда целых слогов (каша – кафа, кша, акша и т. д.).
  • Недоговаривание слов (игрушка – игрушк).
  • Разделение или слияние слов при написании (в лесу – влесу, поезд – по езд и др.).
  • Пропуск мягкого знака или, наоборот, смягчение там, где этого не требуется (коньки – конки, ранка – ранька).
  • Смысловое искажение (сушка – ушко, баян – баран).

То же самое происходит и при чтении. Дети с ФФН (фонетико-фонематическим нарушением) зачастую не могут сливать звуки в слоги, а слоги в слова: читают набором букв, меняют местами, не дочитывают до конца. Все это приводит к трудностям дальнейшего обучения, в результате чего ребята начинают отставать от своих сверстников.

Общие моменты работы

Коррекция ФФНР не ограничивается одной работой с логопедом. Нагрузка должна правильно распределяться, создается особый режим дня. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей
Родителям на заметку. что такое  фонетико - фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи?                                консультация по теме
Исследование особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ффнр)                                статья по коррекционной педагогике по теме
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх.
Фонетико-фонематическое нарушение
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Нарушения речи ффнр – причины, симптомы, методы коррекции
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн): в чем проявляется и как корректируется
Ффнр в логопедии: что делать если ребенок путает звуки?

Особенность работы при ФФНР заключается в том, что в процессе участвуют воспитатели, музыкальные руководители, учителя физкультуры. Родители тоже становятся неотъемлемой частью коррекционного процесса. В их задачу входит закрепление пройденного материала и выполнение специальной гимнастики.

В логопедии существуют разные методики работы с тем или иным нарушением. Для каждого случая специалист составляет индивидуальный план. В нем указывается последовательность работы и реализуемые цели.

Артикуляционные упражнения

Одним из направлений комплексной логопедической деятельности по преодолению ФФН речи является выполнение артикуляционных упражнений. Сначала малыш их делает под руководством логопеда, а потом – самостоятельно под контролем родителей. Распространенными упражнениями, которые выполняются для исправления фонематических проблем при диагностировании ФФН, являются следующие.

Для активной работы губ

Чтобы заставить потрудиться губы малыша, у которого есть ФФН речи, можно выполнять такие задания:

  • «Улыбочка». Зубки смыкаются, губки растягиваются в улыбке.
  • «Поцелуйчик». Губки вытягиваются максимально вперед, как будто малыш хочет кого-то поцеловать и тянется к этому человеку.
  • Чередование «Улыбочки» и «Поцелуйчика». Сначала выполняется медленно, потом – с ускорением.
  • «Пятачок». Губы смыкаются в трубочку, ребенок вращает ими сначала по часовой стрелке, потом – против часовой. Это упражнение не только способствует преодолению ФФН детской речи, а и активно применяется взрослыми, работающими в театральной сфере или тренирующими ораторское мастерство.

Чтобы потренировать язык

Для предупреждения и решения фонематических проблем ФФН особое внимание уделяется языку. Для него предусмотрены такие тренировки:

  • «Лопатка». Подобно лопатке язык выкладывается на нижнюю губу в широком виде. В таком положении его нужно удерживать до десяти секунд.
  • «Игла». Нужно показать язык, максимально выдвигая его изо рта. При этом он должен быть напряженным, с острым кончиком. Так подержать до десяти секунд.
  • «Поскакали». Необходимо пощелкать и поцокать язычком.
  • «Медок». Верхняя губа облизывается сверху вниз. Язык при этом широкий.
  • «Язык – в трубочку». Сделать языком круглую щель.

Главные особенности ФФН

При формировании нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН выделяют три уровня фонематических (смешение и замена звуков) и фонетических дефектов (искажение звуков), а точнее системного нарушения всех сторон речи при нормальном физическом слухе.

На первом уровне у детей в возрасте 5-6 лет наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения, когда без речевой патологии речь в основном сформирована. Словарный запас состоит из звуковых и звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами. Фонематические нарушения сопровождаются искажением произношения одного или нескольких звуков.

Главной причиной нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН являются затруднения в процессе овладения фонематическим анализом: ему сложно выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Дети с ФФН начинают с трудом произносить слова со стечением согласных, а также многосложные слова. В данном случае наблюдаются пропуски слогов, их перестановка и замена, добавление лишнего звука внутри слога, что сопровождается нечеткой артикуляцией.

На втором уровне появляются общеупотребительные искажённые слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Вместе с тем произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Дети с ФФН начинают заменять сложные звуки более простыми ( на , на  и пр.). Также они могут заменять одним звуком целый ряд других звуков ( вместо , , ).

Для третьего уровня характерно наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, а также смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи. Вместо двух или нескольких близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо и  — мягкий звук , вместо и  — нечто вроде смягчённого . В дальнейшем такие нарушения могут сопровождаться однотипными заменами букв на письме.

Также в логопедической практике выделяют ещё и четвёртый уровень, который характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями. Ребенок допускает ошибки в словоизменении, искаженно произносит несколько звуков или говорит без дефектов, а на слух не различает большее число звуков из разных групп.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия, у детей с ФФНР наблюдается целый ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции, а именно:

  • неполноценная речевая деятельность;
  • недостаточная устойчивость внимания или ограниченные возможности его распределения;
  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • соматическая ослабленность;
  • отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Причины ОНР

Этиология речевого расстройства в детском возрасте включает воздействие экзогенных – внешних и внутренних – эндогенных причин.

Эндогенные условия формирования нарушения речи связаны с патологией развития ребенка во время беременности. К ним относят:

  • Проблемы со здоровьем матери: перенесенные во время беременности болезни, склонность к аллергии, токсикоз, гестоз, резус-конфликт, употребление спиртного или курение, эмоциональные нагрузки, тяжелые роды, слишком юный или зрелый возраст.
  • Генетическая предрасположенность к таким заболеваниям, как сахарный диабет, психические болезни.
  • Кислородное голодание плода (гипоксия) не позволяет правильно сформировываться структурам мозга.
  • Травма во время родов, спровоцированная применением специальных механизмов родовспоможения, приводящих к повреждению головного мозга.

Экзогенные причины обусловлены особенностями воспитания и наличием в анамнезе системных недугов:

  • Органические поражения внутренних органов, болезни ЦНС (центральной нервной системы), рахит, замедление метаболизма, регулярные вирусные и бактериальные инфекции.
  • Особенности домашнего воспитания: сложная психологическая обстановка в семье, наличие психотравмирующей ситуации, разлука с родителем, заболевания неврологического и психологического генеза.
  • Речевые проблемы у родственников: заикание, патологически ускоренный темп разговора, невнятное произношение (в том числе «сюсюканье»).
  • Отсутствие вербального контакта с родными в первые 12 месяцев жизни: родители не общаются с малышом, не рассказывают ему об окружающем мире.

Прогноз и профилактика

Целенаправленная работа логопедов, родителей приносит максимально положительный результат при раннем выявлении и коррекции ФФНР, ОНР. От этого зависит успешность письменной речи. Желательно устранять сложности с речевым развитием до поступления в школу, еще в детском саду.

Профилактикой ФФНР является планирование беременности, соблюдение указаний врача по приему поливитаминов, фолиевой кислоты до зачатия плода и во время его вынашивания. Своевременное обращение за помощью при наличии дефектов речи так же играет немаловажную роль в их успешном устранении.

Ффнр в современной логопедии: что это за диагноз?
Понятие фонетико-фонематического недоразвития, виды, методики диагностики и коррекции речевых нарушений
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ффнр) и фонематическое нарушение речи (фнр)
"фонетико фонематическое недоразвитие"                                рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Фонетико-фонематическое недоразвитие, как речевое нарушение                                консультация по логопедии на тему
Особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития (ффнр) у детей
Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста                                рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн): причины, симптомы, диагностика и лечение
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей - что это такое, обследование
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это, симптомы, коррекция

Артикуляционная основа – залог правильного развития фонематического восприятия речи ребенком и взрослым. Если вы хотите, чтобы ваш малыш был успешным в будущем, исправьте дефекты фонетико-фонематического развития в раннем возрасте. Это займет гораздо меньше времени, сил, чем устранение психологических проблем, вязанных с неумением общаться со сверстниками, стеснений собственных недостатков речи.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ( на , на , на и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, вместо , , ). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Коррекция речевой дисфункции

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

После полного осмотра и оценки речи логопед составляет план занятий, пишет рекомендации для детского сада или школы по проведению коррекции. Он также может самостоятельно осуществлять лечение ФФНР, назначив комплекс индивидуальных занятий с пациентом (возможно проведение домашних занятий). За время терапии логопед должен добиться исправления ошибок в произносимых словах, появления навыков фонетики, а также подготовить пациента к письму и чтению.

Занятия у логопеда могут быть групповые или индивидуальные. Групповые занятия предполагают работу с несколькими детьми. На индивидуальных занятиях ребенок занимается один. Преимуществом групповых занятий является то, что дети могут учиться разговаривать друг с другом при помощи диалога, сценок и других видов общения. При этом они осуществляют сравнение звуков, учатся находить ошибки друг у друга, правильно строить предложения.

Если у дошкольника тяжелая форма нарушения речи, то его можно направить для занятий в специальный логопедический детский сад. Здесь собраны дети с нарушением речевой функции, поэтому занятия направлены на улучшение речи, чтения и письма. В группу такого детского сада детей зачисляют с 5-6-летнего возраста. Длительность коррекции составляет 10 месяцев.

Цели терапии ФФН:

  • Освоение пациентом правильного произношения и артикуляции.
  • Сформированный анализ и синтез речи.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Появление связной речи.
  • Правильное составление словосочетаний и предложений.
  • Обучение правильному письму, чтению.
  • Улучшение внимания и памяти.

Для проведения занятий логопед использует гимнастические упражнения на развитие артикуляции, рисунки, игрушки, игры, карточки с написанными слогами и словами, книжки

Очень важно на практических занятиях создать спокойную и уютную обстановку. Она способствует снижению возбудимости ребенка, улучшает контакт между ребенком и педагогом

Для закрепления материала логопед дает задания, которые нужно сделать дома.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников: причины ФФНР

Одновременно с логопедическими и педагогическими занятиями ребенок нуждается в помощи психолога. Психолог поможет справиться со стрессовыми ситуациями, проблемами в семье. Также он помогает развивать память, мышление, мелкую моторику. Для этого проводят тренировку памяти (карточки с рисунками, таблицами), арт-терапию, игры с мелкими предметами, использование льда для стимуляции кровообращения рук и другие методики.

Коррекционная работа с детьми с ФФН

Если по результатам психолого-медико-педагогического обследования речи поставлен диагноз ФФН, то воспитанник будет направлен в логопедическую группу для коррекции и устранения выявленной проблемы. Если это произошло своевременно и у малыша легкая или средняя степень ФФН, то есть все шансы устранить нарушения к концу дошкольного возраста.

Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:

  1. Понимание обращенной речи.
  2. Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  3. Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  4. Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
  5. Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
  6. Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Игры на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте для развития фонематического восприятия и слуха используют игры:

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я»,  «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)». От предыдущих игр отличается тем, что активно используется речь самого ребенка, а не только педагога.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Консультация по теме:  родителям на заметку. что такое  фонетико - фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи? | социальная сеть работников образования
Статья по коррекционной педагогике по теме:   исследование особенностей фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ффнр) | социальная сеть работников образования
Фонетико-фонематические нарушения у детей - симптомы, причины, лечение фонетико-фонематических нарушений
Фонетико-фонематическое нарушение речи - симптомы и коррекция
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ффн) у детей: причины
Ффнр - logopedia.ru
Ффнр в логопедии, что это такое: прогноз и профилактика
Ффнр в логопедии: что это, причины и коррекция у детей
Ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) в логопедии
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ффнр) и фонематическое нарушение речи (фнр)

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Детям среднего дошкольного возраста можно предложить игры посложнее:

  1. «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров.  В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.
  2. Активно используются дидактические игры на развитие слогового анализа слова. Игра «Эхо»: ребенок повторяет сначала все слово за педагогом, затем убирает первый слог, второй и в конце называет только последний (например, паровоз − ровоз − воз). Если дети затрудняются, можно сначала попробовать давать короткие слова с открытым ударным последним слогом (пример: лиса – са, сова – ва).

Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.

Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его).  То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»)

Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».

Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.

На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными. Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители. Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Предыдущая запись

Оциллококцинум при грудном вскармливании: можно ли кормящей маме или нет?

Следующая запись

Сколько дней длится ветрянка у детей и долго ли лечатся высыпания при болезни?

Следующая запись
Сколько дней высыпает ветрянка у детей - отзывы о болезни

Сколько дней длится ветрянка у детей и долго ли лечатся высыпания при болезни?

ТОП популярности

Матрица судьбы: нумерологическая система самопознания

3 месяца тому назад
Как выбрать качественные лекарства и биологически активные добавки

Как выбрать качественные лекарства и биологически активные добавки

3 месяца тому назад
Как выбрать фильтр для жесткой воды из скважины

Как выбрать фильтр для жесткой воды из скважины

2 года тому назад
Можно ли кормящей маме красить волосы: возможный вред, советы

Можно ли красить волосы при грудном вскармливании: вредно ли окрашивание маме?

6 лет тому назад
Подошвенная бородавка: как избавиться на стопе, фото и лечение

Как избавиться от подошвенной бородавки на стопе у ребенка: способы лечения и удаления

5 лет тому назад
Грудной сбор 4: инструкция по применению детям: отзывы, можно ли и с какого возраста давать

Грудной сбор от кашля для детей: инструкция по применению трав

6 лет тому назад
Потемнение пупка при беременности: причины и сроки восстановления

Почему при беременности пупок может вылезать, темнеть и становиться горячим, что делать?

6 лет тому назад
Оксолиновая мазь для грудничков: можно ли и как мазать?

Оксолиновая мазь: инструкция по применению для детей, новорожденных до года

6 лет тому назад
Можно ли кормящим квас, какой квас и сколько можно пить, когда кормишь ребёнка грудным молоком. принесет ли вред квас кормящей маме? - автор екатерина данилова - журнал женское мнение

Можно ли квас ???? при грудном вскармливании кормящей маме?

6 лет тому назад
  • Карта сайта
  • Политика обработки ПДн
  • Контакты
  • Статьи от эксперта
  • Красота и здоровье
  • Счастливое детство
  • Бесплодие

Copyright © 2023. Kidbooms.ru. Все права защищены.

Безрезультатно
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Роды и беременность
    • Период восстановления
  • Здоровье ребенка
    • Уход за ребенком
    • Воспитание и психология
  • Питание
  • Развитие ребенка
    • Детский сон
  • Красота и здоровье
  • Счастливое детство
    • Психология
    • Ребенок в доме

Copyright © 2023. Kidbooms.ru. Все права защищены.