Кризис 3 лет у детей: как вести себя родителям, советы психолога

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность. Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Рекомендуем посмотреть видеозапись семинара знаменитого психолога Сатья Дас о воспитании детей пятилетнего возраста:

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Всегда ли возникают подобные проблемы?

Психологами доказано, что кризис трёх лет – это обязательная и закономерная веха детского взросления. Однако наличие описанных выше негативных признаков, точнее, их чрезмерная выраженность – это необязательное условие развития ребёнка.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

Дети пытаются добиться конечного результата своих действий

Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым

Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Наберитесь терпения

Когда начинается кризис ребенка трех лет, советы родителям однозначны – терпите. Попробуйте не срываться, проявите выдержку. А еще – запаситесь «пофигизмом». Удивлены? Напрасно. Именно пофигизм поможет достойно выдержать период кризиса у родимого чада. Речь не идет о полном пренебрежении настроениям и эмоциональном состоянии малыша. Просто не поддавайтесь на провокации типа «мне плохо, в садик не пойду», «не надену кофту, хочу платье» и все остальные. На самом деле кризис 3 лет у ребенка, как подсказывает психология, буквально «требует» от малыша настаивать на своем мнении.

Моя маленькая принцесса весь шкаф переворошила, зато о своих капризах надолго забыла

Доводы разума тут не помогут. Главные симптомы кризиса трех лет – строптивость, упрямство, ведь ребенок становится в какой-то мере взрослым и желает проявить свою независимость. Малыш не осознает, что его возможности сильно ограничены, и считает родителей злыми. Отсюда – «месть» слезами, истериками, неблаговидными поступками.

Для родителей кризис 3 лет — период крайне отрицательный, и более всего страдают мамы. Почему? Они ближе всего к ребенку, поэтому воспринимаются им как «вселенское зло» — в детском понимании – которое не желает прислушаться к их мнению. Ему кажется, что раз он умеет самостоятельно одеваться и чистить бананы, он может и все остальное.

Но действительность разбивает детские иллюзии, приходиться просить маму помочь, она что-то запрещает – и готов повод для недовольства, а то и злобы. Как-то папы, бабушки и дедушки меньше вызывают недовольства.

Еще хуже может проявляться кризис трех лет у ребенка, если есть братик или сестричка. Старше или младше – без разницы:

  • Маленький – почему все над ним трясутся, а меня забросили?
  • Старший – почему он может пойти сам во двор или нарезать колбасу, а мне нельзя?

По психологии в кризис 3 лет ребенок все видит в отражении, если не в кривом зеркале. Отсюда – агрессия без причин и недовольство всеми.

Период кризиса 3 лет – действия родителей

Требования к девочкам быть хорошими хозяйками в 3 годика не предъявишь. Любой опыт – хоть кулинарный, хоть по части ведения домашнего хозяйства придет с годами в самом процессе. А вот мальчиков надо воспитывать сразу. Иначе вместо мужчины вырастет «маменькин сынок» или того хуже – подкаблучник, не имеющий своего мнения.

Папа с сыном-малышом вышел на прогулку с собакой, чтобы мальчик знал об ответственности за домашних животных

Кризис трех лет: как вести себя родителям с сыном – заранее определите, как воспитать из сына настоящего мужчину. Начинайте лучше сразу, особенно в 3 годика, когда малыш демонстрирует упрямство или манипулирует родителями при помощи истерик.

Зато у маленьких принцесс всю отрицательную энергию можно направить в творческое русло. Не наказывайте девочку, а наоборот, немножко ей «потакайте». Начинаются капризы по поводу одежды – отдайте «на откуп» дочке старые наряды и позвольте создать их них модную коллекцию. Не желает заплетать косы – купите куклу с длинными волосами и парикмахерский набор, пусть придумывает прически. Заодно родственников подключите.

Относительно кризиса 3 лет у ребенка психология советует не пускать дело на самотек, а всем семейством отвлекать чадо от отрицательных эмоций. Не бойтесь доверять девочкам – да и мальчикам – карандаши, краски, пластилин и прочее. Пусть лучше ребенок приобщается к искусству, чем сидит в уголке и лелеет свои капризы.

Советы для родителей

Психологи дают рекомендацию готовиться заранее к трудному этапу взросления ребенка. Уже с года, когда малыш начал ходить, забота не должна превращаться в гиперопеку. Не надо держать кроху все время за ручку: отпускайте его побегать

Проявляйте внимание к его настроению, к тому, что кроха хочет

Когда ребенок достигает возраста двух лет, он может уже рассказать маме о своих проблемах, трудностях. Не отталкивайте ребенка

Слушайте свое чадо, принимайте во внимание мнение ребенка. И тогда к трем годам малыш будет чувствовать любовь и понимание родителей, будет уверен, что родные его всегда поймут

Во время наступления кризиса, на третьем году жизни крохи, у малыша останется ощущение, что он под защитой своей семьи. Сам кризисный период у таких детей будет проходить без бурных эксцессов и займет всего несколько месяцев.

Наука психология подробно изучает возраст 3-х лет. В этом возрасте у многих детишек начинает формироваться самооценка, закладываются основы будущей личности. Именно от реакции взрослых зависит, как может пройти этот кризисный период у подрастающего поколения: вырастет ли малыш сильным, волевым человеком или станет слабохарактерным истериком? Будет ли ребенок уверен в себе, или у малыша появится куча комплексов, которые будут мешать его развитию?

Для более успешного прохождения кризисного этапа у ребятни 3-х лет, для того чтобы он длился как можно меньше, психология разработала несколько советов для родителей трехлетних малышей:

  • Кризис 3-х лет — это не результат плохой генетической предрасположенности или неправильного воспитания. Взрослым не стоит, особенно в присутствии непоседы, выяснять — кто виноват, что кроха вырос непослушным ребенком.
  • Не стоит ограничивать любое проявление активности, а также позволять непоседе делать все, что он захочет. В первом случае вырастет закомплексованный безынициативный человек, во втором — избалованный домашний тиран. И в том, и в другом случае ребенку будет непросто адаптироваться во взрослой жизни.
  • Предоставьте малышу больше самостоятельности. Поговорите с крохой, скажите, что вы надеетесь на его помощь, ведь он уже такой большой и взрослый. Определите круг обязанностей непоседы. Пусть маленький человечек помогает мыть посуду, накрывать на стол — отнесет, допустим, тарелку с сыром или хлебом. Не отказывайте своему чаду, когда кроха хочет помочь с уборкой в квартире. Хвалите малыша за все хорошие поступки
  • Уважительно относитесь к советам, мнению чада. Пусть кроха сам выберет, в каком платье или свитере пойдет на прогулку. Спрашивайте у него советы, если хотите немного переставить мебель в квартире или решаете — что приготовить на обед. В магазине пусть малыш сам выберет фрукты или десерт на ужин.
  • С упрямством боритесь с помощью хитрости. Если кроха отказывается купаться, попросите помочь научить плавать куклу. Или сообщите, что машинка хочет проверить новый двигатель на улице и ждет малыша на прогулку.
  • Не устраивайте трагедию из-за мелочей. Ребенок может съесть сначала десерт или второе, а потом поесть суп или борщ. Если у него осталась еда на тарелке, вполне возможно, что вы предлагаете крохе слишком большие порции. Не стоит насильно заставлять все доедать.
  • Поменьше приказывайте чаду. Пытайтесь договариваться, идти на уступки. Обязательно выполняйте свои обещания. Маленький человечек все запоминает, может сильно обидеться. Тут будет действовать принцип — раз взрослые обманывают, значит, и я не буду их слушаться.

Психология кризиса трех лет: сколько длится кризис у детей?

Причины возникновения детского кризиса в три года связаны с бурным ростом маленького организма. Постепенно из младенчества происходит переход в дошкольный возраст.

Кое-что малютка уже может делать сам, а в некоторых вещах по-прежнему необходима помощь и поддержка взрослых.

С каждым днем ребенку приходится испытывать массу новых ощущений и эмоций. Малышу в три года сложно выдержать такую колоссальную нагрузку, он сам не знает, что делать со всеми новыми знаниями и впечатлениями.

В этом ему должны помогать самые близкие люди. Кроха перейдет на новую ступень развития, как только вы покажете ему нужный путь.

К изменениям в поведении имеет отношение также появление некоторых детских страхов.

Большинство детей в возрасте трех лет начинают бояться темноты, высоты, чужих людей.

Поэтому сначала категорический отказ от сна в своей комнате может обескуражить вас, ведь еще раньше кроха не испытывал никакого дискомфорта, засыпая без мамы.

Не относитесь к детским страхам поверхностно. Вы должны убедить малютку, что он находится под надежной защитой.

Вероятно, у малыша и раньше случались истерики. Только до возраста трех лет они были обоснованы плохим самочувствием или недосыпанием, а сейчас обрели характер манипуляции.

Маленький упрямец ищет публику. Знакома ситуация, когда дома дитя ведет себя прекрасно, а при выходе в супермаркет или парк буквально теряет контроль?

Продолжительность кризиса у детей в три года предугадать сложно. Это будет зависеть и от личностных особенностей, и от внимания, уделяемого родителями. Если последнее условие отсутствует, кризис может затянуться и на несколько лет.

Такжесмотрите

  • Омолаживающие стрижки для женщин после 35, 40, 50 и 60 лет

    29 февраля

  • Модная короткая стрижка боб-каре в 2020 году

    14 января

  • Модные стрижки- 2020: каре для блондинок и брюнеток

    9 января

  • Стильные стрижки на короткие волосы 2020

    18 декабря

  • Виды и разновидности стрижек каре

    6 февраля

  • Модные тенденции,Стрижки

    Женские стрижки 2020: модный каскад

    20 июня

  • Ступенчатые женские стрижки лесенка и каскад в 2020 году

    3 сентября

  • Модные вязаные кофты 2020

    6 сентября

  • Модные вечерние платья — 2020

    17 февраля

  • Сервировка стола своими руками: описание и фото

    28 января

  • Сервировка стола бумажными салфетками

    28 февраля

  • Асимметричные косые стрижки 2020

    12 ноября

Проявления кризиса

Чувствую полную беспомощность. Я не могу справиться со своим ребенком.
Мы не ходим на горшок, не ходим гулять, потому как на улице у нас жуткие истерики и гулять нам не нравится. У нас нет ни одной целой игрушки, мы все поломали, я уже не покупаю ничего, потому что обидно деньги выкидывать – кубики валяются везде с оторванными картинками, сил нет их собирать…
Мы не укладываемся спать днем, а если засыпаем, то около 5 часов, потом не уложишь ночью…
Приучить его к чему-либо: к еде, порядку, к тому, чтобы не обижать свою сестренку невозможно.
Мы не слушаем колыбельных, как только я начинаю петь, он плачет и пытается убежать, книжки только рвет, сказки тоже не слушает…

Его нельзя ничем отвлечь, любые попытки переключить на какие-то другие занятия приводят к ужасной истерике, валянию по полу и разбрасыванию всего, что под руку попадется… (ЧерниКа)

Бьет всех, капризничает, ложится на пол, чуть что не так. Стараюсь не обращать внимания, приласкать его лишний раз, но бить никого не позволяю, шлепаю легонько по ручкам, а он смеется и продолжает в том же духе. (Нюша)

Без истерик не проходит ни дня. Домой с прогулки почти всегда возвращаемся волоком, валяясь по полу в подъезде… Очень неприятно, но после 10 минут уговоров приходится тащить. (Эхомама)

Проявления истерики могут быть самые разные. От демонстративного лежания на полу, криков, топанья ногами до битья окружающих, швыряния вещей и ломания игрушек. Поводов для них тоже масса, причем взрослым они часто кажутся ничтожными или абсурдными. Например, ребенку вдруг хочется молока, которого в доме нет, поздним вечером; или он хочет ехать именно на грузовом лифте, а пришел пассажирский. Подчас требования ребенка совершенно невыполнимы.

Дар предвидения

Совершенно не нужно быть провидцем, чтобы догадаться, что уставший, не выспавшийся или голодный ребенок может устроить истерику в любой момент.

Если вы знаете, что малыш не может спокойно пройти мимо стеллажей с игрушками в супермаркете, то просто не допускайте такой ситуации.

Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы ребенок достаточно высыпался, вовремя питался и не находился долго в общественных местах, чтобы избежать его переутомления. Прежде чем отправиться с деткой по своим делам, позаботьтесь о дополнительном перекусе, продумайте каким маршрутом лучше идти, чтобы детка не переутомилась.

Рекомендуемые действия

В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
  2. Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
  3. Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
  4. Предоставьте малышу больше свободы действий.
  5. Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
  6. Хвалите за любые достижения.
  7. Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
  8. Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.

Ролевые игры и новообразования

Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Если родители смогли познать особенности психического развития крохи, то у них получиться наладить гармонию в семье, воспитать малыша правильно.

Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими. Он желает отстраниться от взрослых, создает в своей голове ситуацию, в которой он выступает хозяином происходящего. Однако в реальной жизни он не в силах в полной мере принимать участие во взрослой жизни, что объясняется недостаточным психическим, умственным, физическим развитием. Чтобы почувствовать свою значимость, ребенок прибегает к ролевой игре, в которой выстраивает определенный сюжет,условия:

  • повторяет за взрослыми;
  • воображает ситуацию, в которой игрушки выступают в качестве реальных вещей;
  • реальности присуща символичность;
  • игра предполагает соблюдение установленных правил, запретов.

Такое положение вещей способствует психологическому здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:

  • способность образного решения задач;
  • намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
  • формирование самооценки;
  • активное становление речевого аппарата;
  • сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
  • подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.

К 7 годам в большей или меньшей степени можно заметить присутствие тех или иных новообразований.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий