Невроз у детей: симптомы и лечение, причины, виды детских неврозов

Причины

Детские психические заболевания не появляются из ниоткуда – существуют факторы, которые могут сильно способствовать их возникновению.

Отдельные заболевания имеют свои причины, но для представленной области больше свойственны смешанные специфические расстройства. Необходимо рассматривать все вероятные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Генетическая предрасположенность. В данном случае заболевание обуславливается с самого начала патологическим функционированием нервной системы, а нарушения на генном уровне, как известно, не поддаются лечению – медицина может разве что уменьшить симптомы.

Ограниченность умственных способностей. Данный фактор, также проявляющийся расстройством психики, может негативно воздействовать на последующее формирование организма и обуславливать наиболее тяжелые недуги.

Повреждения головного мозга. Еще одна чрезвычайно распространенная причина, которая (как и нарушения на генном уровне) препятствует нормальной деятельности мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне. Сюда причисляются травмы головы, которые были получены в первые годы жизни, но определенных случаях травмироваться мозг ребенка может еще до рождения или в ходе сложных родов.

Вредные привычки у родителей. Особо опасны в этом плане вредные пристрастия матери, но если отец тоже испытывал проблемы с алкоголем страдал приверженности к наркотическим веществам или был заядлым курильщиком, это тоже может оказать влияние на здоровье ребенка.

Мы рассмотрели симптомы психических расстройств у детей, поговорили о лечении и диагностике. Однако следует задуматься о том, почему могут возникать те или иные патологии в столь раннем возрасте, когда человеком еще очень уязвим и практически не сталкивался с негативными сторонами жизни.

Проявление патологии может быть связано с рядом факторов, среди которых выделяют психологические, биологические и социопсихологические. Однако все они лишь провоцируют усугубление патологии, тогда как главная причина заключается чаще всего в особенностях развития ребенка и его отношениях с родителями.

Возможные причины:

  • Генетическая предрасположенность к психическим отклонениям.
  • Несовместимость родителей и ребенка по характеру и темпераменту.
  • Слабое развитие интеллекта.
  • Наличие мозговых дефектов, которые могли быть нанесены ребенку во время рождения.
  • Семейные проблемы, которые очень сильно травмируют психику.
  • Отсутствие воспитания или же его искаженная форма.

Именно по этим причинам чаще всего возникают психические расстройства у детей 3 лет и даже раньше. Патологии у ребят младшего школьного возраста чаще всего возникают из-за конфликта в семье и развода родителей. Шанс возникновения невроза выше у детей, которые растут в неполных семьях или же подвергаются постоянному стрессу.

Очень большое влияние на формирование психического здоровья оказывает психологический климат в семье. Так, ребенок может жить в неполной семье, но если его любят, дают ощущение радости, дарят тепло и ласку, то велика вероятность, что психика этого малыша будет сильной и устойчивой.

Проявление невроза у детей

Психика детей является более уязвимой, в отличие от взрослых людей, поэтому стрессы и полученные психогенные травмы могут вылиться в неврозы достаточно быстро.

Симптомами проявления невроза принято считать:

  1. Нерешительность и патологическую неуверенность.
  2. Затруднение в общении. Это относится не только к детям младшего возраста, но и к подросткам.
  3. Заниженную самооценку.
  4. Плаксивость. Ребенок может расплакаться по любому незначительному поводу, иногда такие приступы способны вытекать в истерики, которые сложно остановить.
  5. Раздражительность и агрессивность. Любая ситуация может вывести ребенка из себя и вызвать слишком бурную реакцию.
  6. Нарушение сна, ночные кошмары и бессонницу.
  7. Проявление излишней обидчивости — дети становятся ранимыми и замкнутыми.
  8. Снижение концентрации памяти — умственные занятия приводят к быстрой утомляемости.
  9. Появление страхов и фобий, постоянное чувство тревоги или ожидание чего-то нехорошего.

У детей постарше наблюдаются панические атаки вследствие развития вегетососудистой дистонии.

Параллельно могут проявляться физические недомогания, такие как:

  1. Головокружение, нарушение работы вестибулярного аппарата.
  2. Учащенное сердцебиение, повышенная потливость рук и тела.
  3. Потеря аппетита.
  4. Боли в области живота.
  5. Нарушение стула или учащенное мочеиспускание.

Это перечень достаточно распространенных симптомов проявления невротических состояний у детей разного возраста. В каждом индивидуальном случае могут наблюдаться свои признаки, типичные для неворозов.

Тревоги (неврозы страхов)

Тревоги отличаются приступообразным характером – они возникают только при определенных ситуациях. Дошкольники очень часто боятся темноты, эта тревога может усиливаться и со стороны родителей – маленьких детей пугают «бабаем, черной старухой». Приступ тревоги возникает только перед ночным сном, в остальное время суток никаких проявлений невроза страха нет.

Младший школьный возраст подвергается страху перед учителем, новым коллективом детей, плохими оценками. По статистике такой вид детского невроза чаще диагностируется у тех детей, которые не посещали детский сад и из домашней обстановки сразу попали в большой, школьный коллектив со своими правилами и обязанностями.

Обратите внимание: невроз страха в таком случае проявляется не только скованностью, слезами и капризами, но и активным сопротивлением наступлению «часа икс» — дети сбегают из дома, прогуливают уроки, появляется устойчивое вранье. 

Причины

Тяжелая обстановка в семье, частые скандалы — могут стать причиной развития невроза у ребенка

Факторами, которые чаще всего провоцируют невротическое состояние, являются проблемы в семье, в частности, характер взаимоотношений малыша с родителями.

  1. Социальные. К предрасполагающим факторам относятся:
  • проблемные отношения в семье;
  • авторитет одного из родителей (тирана);
  • определение ребенка, как личности.
  1. Биологические. К ним относят:
  • то, как малыш развивался внутриутробно, в частности гипоксия;
  • критический возраст малыша (до трех лет);
  • умственные или физические перегрузки;
  • хроническое недосыпание;
  • плохое питание;
  • наследственная предрасположенность к неврозам;
  • перенесенное заболевание, в частности инфекционного характера.
  1. Психологические. Относится:
  • негативное воздействие психологического характера на детскую психику;
  • частые стрессы;
  • психотравма. Невроз, возникший по такой причине, может перерасти в фобию.

Необходимо также учитывать и индивидуальные особенности организма каждого ребенка, его психологическое состояние. Дело в том, что какой-либо фактор для одного карапуза может стать причиной развития невроза, тогда как для другого — останется незаметным.

К наиболее частым причинам относят:

  • развод родителей;
  • неправильное воспитание;
  • надмерная гиперопека;
  • переезд на новое место;
  • первое посещение детского сада;
  • семейные проблемы бытового характера;
  • сложные взаимоотношения родителей.

Болезнь может протекать по-разному и сопровождаться различными проявлениями, иметь разную продолжительность. Это будет зависеть от воспитания, особенностей темперамента, возраста малыша, его пола, типа конституции.

Наиболее подверженными являются такие детки:

  • с повышенной чувствительностью;
  • эмоциональные малыши;
  • детки из неблагополучных семей;
  • малыши, которые часто болеют, имеют слабый иммунитет;
  • карапузы, которые не умеют защитить себя;
  • ребята с лидерскими задатками;
  • детки с повышенной тревожностью, сильной впечатлительностью;
  • ребята с неустойчивой психикой.

Динамика невротических расстройств

Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

Невроз у детей симптомы и проявления физиологического спектра:

  1. логоневроз характеризуется наличием дефектов речи, чаще всего заикания;
  2. невротический энурез и энкопрез – непроизвольное мочеиспускание или испражнение;
  3. невроз ЖКТ в комплексном варианте, а также такие отдельные проявления как невроз желудка и невроз кишечника характеризуется болью неясной локализации, расстройством стула и т.д.;
  4. дыхательный невроз у детей это ничто иное как респираторный невроз, который заключается в дыхательной дисфункции;
  5. двигательный невроз характеризуется нарушением моторных функций, тиками и тремором из-за непроизвольных мышечных сокращений;
  6. невроз глотки у ребенка это нечастое явление, поэтому необходимо тщательно выявлять симптомы и подбирать лечение;
  7. невроз сердца со множеством симптомов, требующих особо внимания и др.

Рассмотрев, что представляет из себя невроз у детей, а также его симптомы, необходимо обсудить и лечение данного состояния.

Распространенное лечение неврозов у детей это психотерапия. При этом она разделяется на семейную, индивидуальную и групповую. Медикаментозная терапия направлена на невроз у детей симптомы и признаки вторичного характера или применяется в комплексной терапии. При этом она работает в основном на стабилизацию общего психологического состояния.

Чем еще можно лечить невроз у ребенка:

  • физиотерапия: электрофорез, электросон, душ Шарко и т.д.;
  • фитованны;
  • лечебный массаж;
  • чаи и настои также с общеукрепляющим и успокаивающим эффектом.

Чтобы вылечить или избежать невроз у детей симптомы и проявления можно обратиться к следующим советам.

Топ 11 советов невроза у детей:

Учитывать диагноз Невроз и иные неврологические заболевания в анамнезе ближайших родственников, обращая внимание на схожие симптомы и признаки у детей;
Не игнорировать возможные проблемы и своевременно консультироваться с врачами для наиболее быстрого устранения неврозов и их возможных последствий;
Необходимо выстраивать теплые и доверительные отношения в семье между взрослыми и с ребенком.. Это не только поспособствует лечению, но и поможет в принципе избежать невроз у детей симптомы и причины его появления;
Кроме того, необходимо воспитывать ребенка без крайних проявления опеки, безразличия и агрессии;
Также не нужно ставить перед ребенком завышенных планок, адекватно оценивая его возможности по достижению цели и предрасположенность к различным видам деятельности;
Выстраивать временные рамки адаптационного периода в новых условиях необходимо исходя из характера ребенка и его реакции на происходящие изменения, а не с оглядкой на другие семьи;
Соблюдать режима дня и рацион питания с нужным количеством витаминов и микроэлементов;
Обеспечить достаточное количество часов для отдыха, в том числе ночного;
Вводить новые занятия (без перегрузок), положительно влияющих на общий тонус организма и психологическое самочувствие, будь то посещение бассейна или арттерапию, игровую и музыкальную терапию, а также терапию с участием животных;
Заниматься общим укреплением иммунитета с первых лет жизни, рационально используя различные методы закаливания;
При возникновении возможных психотравмирующих ситуаций проводить с ребенком успокаивающие и ободряющие беседы, так как это хорошая профилактика неврозов у детей.

Диагностика и лечение детских неврозов

Поскольку потребности и проблемы юных пациентов существенно отличаются от таковых у взрослых людей, диагностика детских неврозов также имеет свои особенности. Ребенок не всегда может внятно объяснить, что с ним происходит, чего он боится и чего именно ему не хватает. Поэтому беседы с доктором не могут быть основным методом для постановки правильного диагноза.

Первое, что необходимо сделать родителям в тех случаях, когда у их чада выявляются признаки невротического расстройства – это всесторонне обследовать ребенка. Зачастую то, что окружающие принимают за невроз, может быть симптомом соматического заболевания, гормональной недостаточности, мозговых нарушений и так далее. Если при обследовании выявляются какие-то проблемы, то в первую очередь необходимо заняться лечением обнаруженного заболевания.

В то же время нелеченный невроз может стать причиной серьезных проблем со здоровьем в будущем. Например, если мальчик писается в кровать до пяти лет, избавиться от этой привычки будет очень сложно в более взрослом возрасте, а значит, не удастся избежать насмешек сверстников, которые в итоге могут привести от энуреза уже к депрессии.

Диагностика невроза у детей подразумевает тщательный сбор семейного анамнеза, выяснение условий жизни и развития ребенка, ситуации в родительской семье. Также будут учитываться перенесенные серьезные заболевания и возможные психологические потрясения. Всю эту информацию врач получит от родителей. А с самим ребенком будет работать при помощи игровых методов, арт-терапии, сказкотерапии и так далее, поскольку такой подход позволяет легко «разговорить» маленького пациента, который в игре сможет выразить свои переживания и потребности.

Итак, диагноз установлен, и перед родителями встает новый вопрос: «как лечить невроз у ребенка?». Можно сразу сказать, что для полного возвращения юного больного к нормальной жизни потребуется довольно значительное время и согласованная работа врача и родителей.

Стоит помнить, что внимательные родители не только узнают у врача, как лечить детский невроз, но и сами должны принять активное участие в процессе психотерапии. Поскольку невротические расстройства – заболевание «семейное», зачастую помощь психотерапевта или даже прием медикаментов может потребоваться и кому-то из родителей. Причины детских неврозов почти всегда идут из семьи, и если старшее поколение меняет привычные схемы поведения, то и ребенок автоматически перенимает новые «правила жизни», становясь более уверенным в себе.

Как уже было сказано, основным методом лечения является регулярная и долговременная психотерапия под руководством грамотного врача

Но в то же время важно обеспечить маленькому пациенту комфортную обстановку дома, ограничить время, проводимое за компьютером (который сильно «раскачивает» нервную систему даже у взрослых). Творческие занятия, четкий режим дня, отдых на свежем воздухе, общение с друзьями и членами семьи, дозирование учебной нагрузки играют важную роль в лечении невроза у детей

Симптомы при таком подходе быстро пойдут на спад даже без применения специальных препаратов.

Почему при неврозах у детей нужно в первую очередь работать с родителями – рассказывает психолог Вероника Степанова.

Эти же советы будут актуальны и для профилактики неврозов у детей – даже если врач скажет, что ваш ребенок полностью здоров, старайтесь по-прежнему выполнять все рекомендации, чтобы расстройство не вернулось с новой силой.

Распространенные «механизмы запуска» неврозов

Чтобы понять, как лечить невроз, психологу необходимо докопаться до основной причины возникновения проблемы. Поэтому каждую причину стоит рассматривать отдельно. Действия родителей становятся основой для возникновения невротических реакций. Наиболее опасны модели воспитания:

  1. Неприятие – родители хотели мальчика, а родилась девочка. Они подсознательно не будут желать воспитывать ребенка или начнут навязывать ему неправильную социальную роль.
  2. Гиперопека. Эта модель не так давно получила наибольшее распространение, особенно у семей, испытывавших проблемы с зачатием. Взрослые не дают малышу принимать собственные решения, не пускают дошкольника в детский коллектив, длительное время не дают ему обслуживать себя. Невроз может появиться сразу после начала школьного обучения. 
  3. Авторитарная – при ней все решения принимают взрослые, не учитывая мнения крохи.
  4. Вседозволенность – внутри семьи отсутствуют нормы, правила, нет контроля, помощи от взрослых.
  5. Отсутствие общей точки зрения у родителей по вопросам воспитания.
  6. Жестокость, вплоть до физических наказаний. Такая модель хуже авторитарной, так как дошкольник страдает духовно, физически. К подростковому возрасту он может оказаться окончательно сломленной личностью.
  7. Постоянные семейные конфликты не менее травмирующий фактор. Они дают более устойчивый невроз, так как стресс накапливается длительное время.

Из-за незрелой нервной системы, дошкольник часто остро реагирует на внешние факторы. Резкая перемена жизни часто приводит к невротическим отклонениям. Это касается таких внешних факторов как переезд, начало посещения школы, конфликтные ситуации со сверстниками, внутрисемейные трансформации. Дополнительным фактором риска могут стать особенности характера крохи:

  1. Ярко выраженные лидеры трудно переносят ограничения, для них трудно подобрать модель воспитания. При чрезмерных ограничениях такой малыш начинает протестовать. Отвечая на это, родители прибегают к строгим наказаниям, вплоть до физического подавления бунта. Действия взрослых становятся причиной невротических реакций у вполне благополучных малышей.
  2. Чувствительные, эмоциональные малыши нуждаются в большом количестве внимания со стороны взрослых. Им необходимо постоянно чувствовать любовь и положительные эмоции, иначе они посчитают себя ненужными. Причиной невроза становится страх оказаться нелюбимым, комплексы неполноценности. 
  3. К часто болеющим детям нередко относятся с особым трепетом, из-за чего их психика становится более уязвимой. Они считают себя слабыми, беспомощными.
  4. У большинства неблагополучных детей развиваются разные типы неврозов, именно поэтому им трудно вести полноценную жизнь взрослого. Чаще всего такие малыши воспитаны асоциальными семьи, либо провели детство в интернатах и детских домах. Им не хватает любви, поддержки со стороны взрослых, так как воспитатели или педагоги родителей заменить не могут.

Большинство исследователей считают, что невроз у благополучно воспитанного ребенка появиться не может. Дело в том, что при сильном стрессе родители помогают им справиться с чрезмерной нагрузкой на нервную систему, поэтому до серьезных отклонений не доходит

Невротические реакции у них могут возникнуть: если не обратить внимание на симптомы, неправильно выбрать тактику воспитания, уделять чаду мало внимания. Бояться невроза не стоит, его можно вылечить, а сопровождение психолога поможет полностью переработать причину появления отклонения

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Генетическая предрасположенность

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Повреждения головного мозга

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Вредные привычки у родителей

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Постоянные конфликты

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.

Причины невроза

Возникновение данного состояния зависит от множества физических и психологических факторов. Наиболее часто специалистам в клинической практике приходится сталкиваться с такими этиопатогенетическими воздействиями:

— длительные душевные переживания либо умственные перегрузки. Например, высокая учебная нагрузка способна привести к развитию неврозов у детей, а у людей молодого и зрелого возраста этими факторами выступают потеря работы, развод, неудовлетворенность своей жизнью;

— невозможность решить личные проблемы. Например, ситуация с просроченной задолженностью по кредиту. Психологическое длительное давление со стороны банка вполне может привести к невротическим расстройствам;

— рассеянность, которая привела к негативному последствию. Например, человек оставил включенным электроприбор, и случилось возгорание. В подобных случаях может развиться невроз навязчивых состояний, при котором человек пребывает постоянно в сомнениях по поводу того, что он забыл сделать нечто значимое;

— интоксикация и болезни, приводящие к истощению организма. Например, неврозы могут возникать вследствие не проходящих длительно инфекционных болезней (грипп, туберкулез). Также неврозы зачастую развиваются у лиц, которые зависимы от употребления спиртных напитков или табака;

— патология развития центральной нервной системы, которая сопровождается неспособностью к длительному физическому и умственному труду (врожденная астения);

— расстройства невротического характера способны развиваться без видимых на то причин, выступая следствием болезненности внутреннего мира и самовнушаемости пациента. Такая форма заболевания зачастую встречается у женщин с истероидным типом характера.

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

При обнаружении хотя бы одного из перечисленных выше симптомов, родители должны обратиться к педиатру и рассказать о своих опасениях. При подозрении на невроз, детский врач может дать направление к детскому невропатологу, который расскажет чем лечить и выпишет препараты, снимающие головные боли, нормализующие сон и устраняющие раздражительность. Возможно будет назначен массаж, который можно будет получать в специализированных учреждениях или проводить в домашних условиях. Если такое лечение не будет эффективным, потребуется помощь психотерапевта.

Медикаментозное лечение включает в себя прием общеукрепляющих средств, травяных успокоительных настоев или транквилизаторов.

Целью психотерапевтических сеансов является нормализация семейных отношений и отношений родителей с ребенком, во время которых родители приобретают навыки плавильного взаимодействия с ребенком.

Что касается неврологического заикания, то после работы психолога к процессу подключается специалист по дефектам речи, он будет заниматься по собственной методике, которая подразумевает дыхательную гимнастику, лечебный массаж, игровую форму лечения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector