Упражнения для осанки у детей в домашних условиях: комплекс ЛФК и гимнастики при искривлении

Примерное содержание урока лечебной гимнастики для учащихся со сколиозом (компенсированная форма).

Подготовительная часть.

  1. Ходьба с движениями руками: ходьба на носках.
  2. И.п. –о.с. Поднять прямые руки вверх – вдох; опустить – выдох. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.
  3. И.п. –о.с., руки на поясе. Сгибая ногу, подтянуть ее к животу, вернуться в исходное положение. По 3-4 раза каждой ногой.
  4. И.п. – о.с., в опущенных руках гимнастическая палка. Подтянуть палку вверх -–вдох, опустить выдох. Повторить 4-5 раз.
  5. И.п. – о.с., палка на лопатках. Наклонить туловище вперед (спина прямая) – выдох; вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.
  6. И.п. – о.с. – палка в опущенных руках. Присесть вытягивая руки вперед с палкой, вернуться в и.п. (спина прямая). Дыхание произвольное. Повторить 4-5 раз.
  7. И.п. – о.с., руки перед грудью. Развести руки в стороны (ладонями вверх) – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

Основная часть.

  1. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, взявшись руками за рейку на уровне плеч (рука с выпуклой стороны искривлена располагается на одну перекладину ниже). Глубоко присесть, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.
  2. И.п. – лежа на спине (на наклонной плоскости), взявшись руками за рейку гимнастической стенки, подтягивать согнутые в каленных суставах ноги к животу -–выдох, выпрямляя ноги – вдох. Повторить 34 раза.
  3. И.п. –лежа на животе(на наклонной плоскости), взявшись руками за край гимнастической скамейки, поочередно поднимать ноги назад – вверх. По 2-4 раза каждой ногой.
  4. И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища (ладонями вниз). Поднимать таз, опираясь на ладони, плечи и стопы – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-5 раз.
  1. И.п.- то же. Движения согнутыми ногами, как при езде на велосипеде. Повторить 10-12 раз.
  2. И.п.- лежа на боку, подложив ватный валик под выпуклую часть грудной клетки, ноги разведены. Поднять вверх руку с вогнутой стороны искривления позвоночника – вдох; опустить – выдох. Повторить 3-5 раз.
  3. И.п. –лежа на животе, рука с вогнутой стороны искривления вытянута вверх. Поднять туловище – вдох; вернуться в и.п. –выдох. Повторить 3-4 раза.
  4. И.п. – лежа на животе, руки на поясе. Отведение ноги с выпуклой стороны искривления (поясничный сколиоз) в сторону и одновременно вытягивание руки с вогнутой стороны искривления (грудной сколиоз) вверх – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 4-5 раз.
  5. И.п. – лежа на животе, нога с выпуклой стороны искривления отведена в сторону, руки на затылке Отвести локти назад, слегка прогнув позвоночник, -вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Повторить 3-5 раз.
  6. И.п. – лежа на животе, руки вверху. Напречь все мышцы тела, оттягивая носки ног и вытягивая руки до предела вверх – вдох, расслабить мышцы – выдох. Повторить 3-5 раз.
  7. И.п.- лежа на боку (выпуклость искривления позвоночника в поясничном или пояснично – грудном отделе обращения вверх). Поднять одну или обе ноги вверх – вдох; вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.
  8. И.п. – стоя на коленях у гимнастической стенки, держась руками за вторую или третью рейку снизу. Прогибать туловище назад (до выпрямления рук); вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза.
  9. И.п. – стоя на четвереньках поднимать руку (с вогнутой стороны искривления в грудном отделе) вверх с одновременным отведением ноги (с вогнутой стороны искривления в поясничном отделе) назад, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.
  10. И.п. – стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой баранке). Полуприседания, вытягивая руки в стороны. Повторить 4-5 раз.
  1. И.п. – стоя руки в стороны, на голове мешочек с песком. Ходьба на носках.
  2. Стоя по кругу, взявшись за руки. Поднимать руки вверх с одновременным подниманием но носки. При поднимании рук – вдох, при опускании – выдох. Повторить 4-5 раз.
  3. Стоя по кругу, взявшись за руки. Полуприседания (спина прямая). Повторить 3-4 раза.
  4. И.п. –стоя руки к плечам. Поднять руки вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 3-4 раза.

Противопоказания

Лечебная гимнастика в ряде случаев может быть противопоказана полностью или частично, до устранения факторов риска развития осложнений. Отдельным пациентам выполнять упражнения можно лишь в кабинете ЛФК, под контролем специалиста. Все это определяет лечащий врач в процессе обследования, самостоятельно же оценить риски для здоровья невозможно.

Некоторые пациенты должны заниматься под присмотром врача ЛФК

Основными противопоказаниями для назначения ЛФК являются:

  • сколиоз 4 степени;
  • ускоренный прогресс заболевания;
  • серьезные нарушения функций сердечной или дыхательной системы;
  • высокое внутричерепное давление.

Сколиоз 4 степени

Причины для временного прекращения занятий:

  • обострения хронических заболеваний;
  • инфекционные и простудные болезни, сопровождающиеся высокой температурой;
  • послеоперационный период;
  • усиление болей в позвоночнике после физических нагрузок.

Если беспокоят сильные боли, занятия временно прекращают

До стабилизации состояния выполнять упражнения нельзя, чтобы не спровоцировать ухудшение. Если боли или дискомфорт связаны со спиной, обязательно сообщите об этом лечащему врачу и не пытайтесь решить проблему своими силами. В позвоночнике находится множество нервных окончаний, которые часто защемляются из-за деформации позвонков. При обследовании в клинике несложно выявить проблемные участки и устранить причину боли, в домашних же условиях это сделать вряд ли получится. И чем запущеннее состояние, тем труднее будет с ним справиться.

Упражнения при сколиозе первой и второй степени

При сколиозе I степени могут быть использованы многие виды физической культуры, ведущие к более гармоничному развитию

Большое внимание следует уделять закаливанию организма. Проводится симметричная тренировка всех групп мышц, использу­ются динамические и статические упражнения, упражнения с сопротивлением и отягощением

Для трениров­ки дыхания показаны динамические и статические дыхательные упражнения. Все упражнения следует выполнять из исходных положений лежа на спине и на животе.

Комплекс 1. Упражнения для формирования и закрепления на­выка правильной осанки

Исходное положение: стоя

  1. Принятие правильной осанки за счет касания стены или гим­настической стенки ягодичной областью, икроножными мышца­ми и пятками. Отойти от стены на 1—2 шага, сохраняя правильную осанку.

Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища

  1. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Приподнять голову и плечи, вернуться в и. п.
  2. В правильном положении прижать поясничную область к полу.

Встать, принять правильную осанку.

Комплекс 2. Упражнения для укрепления «мышечного корсета»

Для мышц спины: Исходное положение: — лежа на животе , подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

  1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живо т не поднимать, удерживать принятое положе­ние.
  2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны, к плечам.
  3. Поднять голову и плечи; руки в стороны; сжимать и разжимать кисти рук.
  4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
  5. Приподнимание обеих прямых ног с удержание м 10—15 с.

Для мышц брюшного пресса: Исходное положение: — лежа на спине, пояс­ничная область прижата к опоре.

  1. Сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах поочередно.
  2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.
  3. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу — «велосипед».
  4. Руки за головой. Поочередное поднимание прямых ног вперед.

То же упражнение в сочетании с различными движениям и рук.

При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих упражнений применяют самокоррекцию, асимметрич­ную коррекцию, деторсионные упражнения (по пока­заниям). Обязательны дыхательные упражнения.

Симметричные корригирующие упражнения:

  1. Исходное положение: лежа на животе, подбородок па тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое.
  2. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища ; вернуться в исходное положение.
  3. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги, разогнутые в коленных суставах, приподнять — «рыбка».
  4. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться — «лодочка».

В качестве симметричных могут быть использованы другие упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходного положения лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника.

Асимметричные корригирующие упражнения:

  1. Исходное положение: стоя перед зеркалом , сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости

грудного сколиоза.

  1. Исходное положение: лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
  2. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

Наглядные примеры упражнений при сколиозе 1 и 2 степени:

1 — потягивание в положении стоя со сцепленными руками;

2 — «насос»;

3 — поднимание одной руки вверх с отведением другой назад;

4 — наклоны в стороны;

5 — гиперкоррекция;

6 — наклоны в стороны с подниманием руки и отставлением ноги;

7 — прогибание спины в положении лежа;

8 — поднимание руки и ноги в положении лежа;

9 — прогибание спины (с палкой);

10 — поднимание руки и ноги вверх;

11 — прогибание спины;

12 — повороты корпуса;

13 и 14 — ползание с подтягиванием обеих ног (1-й и 2-й моменты);

15 — асимметричный вис;

16 — ползание с вытянутыми руками;

17 — ползание с поочередным вытягиванием рук вперед и подтягиванием соответствующей ноги;

18 — «гусеница»

19 — поднимание руки за голову в положении сидя на косом сидении;

20 — наклоны в стороны в положении сидя на косом сидении.

Как проверить правильность осанки? Два простых способа.

Способ 1. Встаньте прямо, руки свободно опустите по бокам. Посмотрите на большие пальцы рук. Если большие пальцы обращены к телу, т.е. смотрят друг на друга есть проблема с осанкой. Как ни странно, такая ситуация часто встречается не только у людей с малоподвижным образом жизни, но и у тех кто регулярно посещает спортклубы и даже спортсменов. Причина в том, что тренировке подвергаются зачастую прежде всего передней части корпуса, в том числе и прямая мышца пресса. Но при этом недостаточно внимания уделяется мышцам спины, и прежде всего ромбовидной мышце.

Большие пальцы рук, при правильной осанке, должны смотреть вперёд.

Способ 2. Встаньте спиной к стене, так чтобы стену касались: пятки, спина, затылок, локти. Простойте в таком положении несколько минут, при этом старайтесь дышать ровно. Если Вы при этом не испытываете неприятных ощущений, нет тянущих напряжений в спине, то с осанкой всё нормально.

Далее два несложных, но эффективных упражнения для контроля и исправления осанки.

Упражнение «Солнце»

Упражнение 1. Для выполнения упражнения необходимо встать спиной плотно к стене. Стену должны касаться как можно больше точек тела: пятки, спина, затылок, локти и большие пальцы рук.

Старайтесь медленно, не отрывая больших пальцев от стены, поднять руки вверх. В верхней точке руки должны перекреститься таким образом, что бы большие пальцы расположились каждое над противоположным ухом. Но при этом не отрывайте их от стены.

Упражнение предложено известным американским тренером Джеффом Кавальера.

Для усиления эффекта сделайте 2-3 раза упражнение «вакуумный живот» . Если всё сделано правильно Вы должны почувствовать напряжение косых мышц пресса. Медленно опустите руки в исходное положение.

Косые (наружные) и прямые мышцы живота

Сколько раз необходимо делать? Выполняйте по 8-12 подъёмов рук в каждом подходе. Подходов три. Если для кого это количество сделать сложно, делайте столько, сколько сможете, но постепенно старайтесь выйти на эти показатели через неделю.

Ещё одно несложное упражнение для улучшения осанки.

Упражнение 2. Для выполнения этого упражнения потребуется лента-эспандер (вполне можно заменить на любой предмет способный к растяжению). Вытягиваем руки горизонтально перед собой и удерживаем ленту на ширине плеч таким образом, что большие пальцы смотрят друг на друга.

Начинаем медленно разводить руки в стороны, до тех пор пока лента не коснётся груди. Также медленно возвращаемся в исходное положение.

Для усиления эффекта сделайте 2-3 раза упражнение «вакуумный живот«, в тот момент когда руки разведены в стороны.

Сколько раз необходимо делать? Выполняйте по 5-8 разводов рук в каждом подходе (количество зависит от силы упругости ленты, которую желательно подобрать так, что бы у Вас получалось не менее 5 разводов). Подходов три-четыре. Если для кого это количество сделать сложно, делайте столько, сколько сможете, но постепенно старайтесь выйти на эти показатели в течении недели.

При выполнении данного упражнения всё внимание должно быть сосредоточено на ромбовидной мышце спины

Немного о правильной осанке

Под правильной осанкой принято понимать положение тела, при котором голова немного приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступая при этом, а линия живота не выходит за уровень грудной клетки.

Правильная осанка – залог здоровья. И это не просто громкие слова

Важно отнестись к этому ответственно, поскольку искривление позвоночника и нарушения в работе мышц спины провоцируют серьезные нарушения в работе внутренних органов. Ребенок с искривленной спиной больше подвержен простудам, бронхиту, гастриту, запорам, проблемам в развитии сердца и легких

За позвоночником малыша нужно следить с самых ранних лет. Нужно просто и доступно объяснить ребенку, что если он будет неровно держать спинку и неправильно сидеть, может заболеть

Важно взять за правило делать с малышом легкие упражнения для профилактики – это предотвратит многие неприятности

Нарушения осанки достаточно часто проявляются в школьном возрасте. Школьникам приходится подолгу находиться в одном и том же положении, мышцы постоянно напряжены, они устают, возникает боль. Для снятия напряжения ребенку нужно постоянно менять положение, изгибать позвоночник и отклоняться в сторону.

Если у ребенка замечаются такие симптомы, как постоянная утомляемость, неуклюжесть, головная боль и боль в шее, он отказывается от активности, жалуется на хруст суставов и боль в конечностях в процессе движения, важно проконсультироваться с врачом. Не занимайтесь самолечением, иначе можно только усугубить ситуацию

Только специалист может определить уровень нарушения осанки и посоветовать процедуры, которые будут полезны в вашем случае.

Формирование осанки является достаточно длительным процессом, начинающимся с рождения и длящимся до 25 лет

Особое внимание нужно обратить на осанку в период, когда малыши активно растут – 5-6 лет у дошкольников, а также подростковый возраст: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков

Чтобы избежать нарушения осанки у детей, придерживайтесь следующих принципов:

Правильная организация сна. Нужно применять жесткий матрас и специальную ортопедическую подушку, что поможет обеспечить правильную работу позвоночника. Постарайтесь приучить малыша спать на спине.
Борьба с малоподвижностью
Обращайте внимание на то, чтобы ребенок вел активный образ жизни, больше гулял, играл в подвижные игры.
Правильный подбор обуви. Старайтесь покупать обувь с супинатором, которая поможет обеспечить правильную походку
Также следите за тем, чтоб ребенок не искривлял ступни при ходьбе.
Контроль нагрузки на позвоночник. Следите за тем, чтобы она была равномерной. Не разрешайте носить чрезмерно тяжелые портфели и постоянно носить сумку на одном плече.
Правильная ходьба

Важно избавить ребенка от привычки стоять, опираясь на одну ногу. Это провоцирует косое положение тела, что приводит к неправильному изгибу позвоночника в свою очередь.
Правильный выбор мебели

Мебель нужно подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Приучите его правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние между столом и глазами – 30-35 см. В такой позиции осанка будет максимально правильной, и позвоночник будет разгружаться. Стулья лучше использовать со спинкой. Пусть ребенок не ложится на стол. Если он ощущает усталость в спине, пусть сделает перерыв – полежит или подвигается.

Что такое сколиоз?

Сколиоз – стойкие изменения в позвоночнике на уровне тканей, при которых позвонки фиксируются в определенном положении, формируя «сколиотические дуги». При этом заболевании нарушается функция не только опорно-двигательного аппарата, но и органов сердечно-сосудистой системы и дыхания.

Сколиоз у детей

Самый «опасный» возраст для детской осанки:

  • 1-3 года (малыш начинает ходить),
  • 6-7 лет (здравствуй, школа),
  • 12-15 (половое созревание, интенсивный рост).

Причины развития заболевания разделяют на две группы:

  • врожденные (недоразвитость позвонков в результате нарушений развития плода в утробе матери);
  • приобретенные (плоскостопие, разная длина ног, травмы, близорукость, косоглазие, а также длительное неправильное положение на стуле, за столом и т.д.). О лечении поперечного плоскостопия у взрослых читайте здесь.

Нередки случаи сколиоза, приобретенного в результате заболеваний внутренних органов.

К патологическому искривлению позвоночника приводит:

  • пневмония,
  • воспалительные процессы в кишечнике,
  • порок сердца,
  • цистит,
  • гепатит.

Чаще всего сколиоз выявляют у детей раннего школьного возраста. В школе с самых первых дней ребенок находится в атмосфере мощного психоэмоционального стресса.

Это происходит из-за того, что первоклассник впервые в жизни находится в ситуации постоянного оценивания со стороны взрослых: учителей, родителей и прочих родственников, одноклассников и даже самого себя.

Это вызывает спазмирование диафрагмы и, как следствие, становится причиной сколиоза мышечного типа.

На уроках маленький школьник сталкивается с необходимостью сидеть неподвижно в течение длительного времени, а также с повышением зрительных нагрузок, меняется режим. У детей с недостаточно крепкими мышцами эти факторы также могут вызвать сколиоз.

О том как выбрать ортопедический портфель для первоклассника читайте здесь.

Физкультминутка для правильной осанки

Нормальная осанка – это залог хорошего кровоснабжения органов, нормального функционирования легочной системы и прекрасного настроения. Сутулящиеся дети и подростки зачастую ощущают себя угнетенными, и этот факт научно проверен специалистами. Постарайтесь донести этот факт своему малышу, и он наверняка вас услышит.

Также замечательное упражнение – «Кошка». Для этого необходимо встать на четвереньки и опустить голову вниз. Чтобы превратить нелегкое задание в игру произнесите фразу – «Кошка видит мышонка!», при которой ребенок должен выгнуть спину мостиком. При этом с опущенной головой. А потом произнесите фразу – «Кошка видит маму!», после которой малыш должен поднять высоко голову и прогнуть спину в другую сторону. И кстати это упражнение хорошо и для взрослых, поэтому не стесняйтесь делать его вместе с ребенком в игровой форме. Это помимо пользы осанке вас сильнее сблизит.

В ходе планки тело вытягивается, спину надо держать прямо при этом, держась на локтях и носочках, при этом живот должен быть в напряжении. Взгляд ребенка при этом направлен вперед. Как только ребенок смоет подолгу стоять в этой позиции можно с локтей переходить на вытянутые руки.

Не стоит забывать при построении физкультминутки, что дошкольники очень активны, но при этом быстро устают и связано это с их сердечно — сосудистой системой. Кровообращение у детей шести — семи лет намного быстрее, чем у взрослого, отсюда и нарушение работы сердца. Никогда не перегружайте малыша и лучше всего занимайте в дневные или утренние часы. С увеличением возраста интенсивность и продолжительность нагрузки должна увеличиваться.

Хотите, чтобы ваш ребенок сказал вам в будущем спасибо? Тогда начинайте заниматься с ним с первых месяцев его жизни. Только в этом случае у вашего ребенка будет крепкое здоровье и хорошая физическая подготовка. И помните, никогда не поздно исправить свою осанку, главное этого захотеть.

Полезна ли гимнастика для позвоночника?

Какие нужны упражнения при нарушении осанки?

Можно ли висеть на турнике при сколиозе?

Какие используют упражнения для беременных для спины?

Целый комплекс упражнений для осанки стоит выполнять за час до еды или спустя час после. Их можно повторять 2-3 раза в день. Нужно начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать число повторов (до 10-12) и подходов (до 5).

Упражнения для правильной осанки детей

Целый комплекс упражнений для осанки стоит выполнять за час до еды или спустя час после. Их можно повторять 2-3 раза в день. Нужно начать с 5-7 повторов и одного подхода, затем постепенно увеличивать число повторов (до 10-12) и подходов (до 5).

1. «Самолет»: ребенок ставит ноги вместе и разводит руки врозь на высоте плеч. Теперь, не сгибая руки в локтях, можно «полетать»: наклонять туловище и руки в разные стороны.

2. «Мельница»: одна рука на поясе, другая поднимается и описывает круги с ускорением темпа, вперед и назад. Затем руки нужно поменять.

3. «Дровосек»: поставить ноги на ширину плеч, в руки взять палочку — ребенок делает широкий замах назад и наклон вперед.

4. «Рыбка»: ребенок лежит на животе, руки вытянуты вместе вперед, ноги сзади вместе. Нужно поднять руки и грудь, затем вернуться в исходное положение, поднять ноги, вернуться в исходное положение, а потом покачаться с поднятыми руками и ногами на животе.

5. «Коромысло»: ребенок должен пронести гимнастическую палку с двумя ведерками воды, ничего не разлив.

6. «Ласточка». Это упражнение полезно для того, чтобы укрепить позвоночник и потренировать вестибулярный аппарат. Нужно поставить ноги вместе и опустить руки. Затем отводим правую ногу назад, руки раскидываем в сторону и стоим так 30 секунд. Повторяем упражнение с левой ногой.

7. «Велосипед». Известное упражнение для укрепления брюшного пресса и формирования правильной осанки у детей. Ребенок ложится на спину и вращает ногами в воздухе, как будто крутит педали велосипеда. А затем в перерывах можно раздвигать и сдвигать ноги, повторяя движения лезвий ножниц.

https://youtube.com/watch?v=U3jx5ok1Bak

Правила занятий

  1. Все мероприятия с применением методов ЛФК происходят вне обострения заболевания. У ребенка должно быть удовлетворительное самочувствие.
  2. Занятия происходят в удобной спортивной одежде, которая пропускает воздух, не стесняет движения.
  3. Помещение должно быть хорошо проветренным, пол – не скользкий.
  4. Начинать программу следует постепенно, с небольшого количества повторов; браться за упражнения можно в два подхода: утром и вечером. Со временем предпочтительно будет перейти только на тренировки в первой половине дня.
  5. Занятие начинается с лёгкой разминки. От простых движений переходить к сложным.
  6. Все движения осуществляются медленно, плавно, без рывков.
  7. Если ребенок ощущает резкую боль, выполнение упражнений следует прекратить.
  8. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями, небольшой растяжкой. У грудных детей в начале и в конце комплекса должны быть расслабляющие поглаживания.

Внимание! Лечебная физкультура обычно не является самостоятельным методом лечения и требует дополнительных рекомендаций врача. Курс ЛФК подстраивают под потребности конкретного пациента

Физкультура для детей со сколиозами или нарушениями осанки укрепляет мышцы спины, при заболеваниях органов дыхания способствует укреплению диафрагмы и насыщению крови кислородом. У детей с церебральным параличом способствует увеличению подвижности в суставах, координации

Курс ЛФК подстраивают под потребности конкретного пациента. Физкультура для детей со сколиозами или нарушениями осанки укрепляет мышцы спины, при заболеваниях органов дыхания способствует укреплению диафрагмы и насыщению крови кислородом. У детей с церебральным параличом способствует увеличению подвижности в суставах, координации.

Занятия ЛФК с детьми старшего возраста, страдающими ДЦП, включают обучение самообслуживанию. Дети осваивают простейшие бытовые и трудовые навыки, впоследствии могут сами выполнять мелкую работу по дому.

Кроме профилактики и лечения, ЛФК для детей также борется с распространенной в наше время гиподинамией среди подростков, способствует адаптации к условиям коллектива (детский сад, школа), укрепляет мышцы живота, улучшает аппетит и пищеварение, формирует правильную осанку, повышает иммунитет.

Важно! Любой комплекс упражнений должен включать в себя разминку, основную и завершающую часть. Продолжительность занятия с детьми 7-го года жизни составляет 20-30 минут

Правила тренировок следующие:

  • постепенно увеличивают продолжительность занятия и интенсивность;
  • движения не должны вызывать дискомфорта и боли;
  • занятия проводятся перед приемом пищи или через час после него;
  • после занятия ребенок должен хорошо себя чувствовать, быть активным;
  • оптимальная температура воздуха в помещении – 22 градуса и ниже;
  • в ходе занятий применяются дыхательные, расслабляющие, растягивающие и координационные упражнения.

ЛФК противопоказана при:

  • лихорадке, остром воспалении;
  • миопатии;
  • аритмии;
  • дисплазиях костной ткани, остеопорозе;
  • инфекционных заболеваниях.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки – правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста

В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок.

При “свисающих” плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение “Дровосек”, дети “рубят дрова”, выполняя повороты верхней части тела. Упражнение “Прыжок лягушки” помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке.

Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины – в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного.

Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 – 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Техника

Первый шаг к началу массажа от сколиоза – это правильная подготовка. Все манипуляции проводятся не ранее, чем через 1 час после еды, желательно также перед сеансом не пить много жидкости. Человека нужно разместить на массажном столе или в меру жесткой поверхности, которая позволит лечь во весь рост с руками вдоль тела. Высота поверхности должны доходить до кончиков пальцев рук массажиста, опущенных по швам.

Положение пациента: на животе с выпрямленными ногами, руки вдоль тела, голова повернута в направлении противоположном внешнему изгибу.

Техника для выпуклой стороны:

  1. Нанесите на руки массажное масло, широкими движениями распределите его по спине. Положите ладони на стороне спины, где наблюдается выпуклость позвоночника, перемещайте их от поясницы вверх с постепенным усилением нажима. Продолжительность 15 мин.
  2. Сожмите пальцы одной руки и основанием ладони прижмитесь к области крестца, вторую руку свободно положите на противоположную часть спины. Двигайте руку с согнутыми пальцами вверх так, чтобы костяшки также касались спины, при движении вниз распрямляйте пальцы и слегка растопыривайте их.
  3. Поставьте обе ладони на ребро перпендикулярно позвоночнику. Делайте ладонями “пилящие” движения, двигаясь от лопатки, по пояснице и до ⅓ ягодицы.
  4. Проработайте промежутки между ребрами. Пальцы слегка разведите и установите на область нескольких межреберных промежутков, двигайтесь от позвоночника вдоль ребер с легким нажимом.
  5. Приподнимите руку человека так, чтобы отчетливо была видна лопатка. Большим пальцем выполните массаж области под ней. Делайте интенсивные надавливания, но так, чтобы пациент не чувствовал боли.
  6. Положите ладони одна на другую, сделайте упор на их основания. Двигайте круговыми движениями от плеча до ягодицы.

Техника для вогнутой стороны:

Выполните интенсивное растирание ладонями, уделяя особое внимание области лопатки.
Чередуя разминание основанием ладони и пальцами, проработайте зону вдоль позвоночника.
Положите одну ладонь на вторую, двигайте круговыми движениями. Таким образом проводится массаж подвздошной кости, ⅓ ягодицы, ребер и лопатки.
Сожмите пальцы, положите их костяшками на спину и сверху прижмите второй рукой

С интенсивным надавливанием, но так, чтобы пациент не чувствовал боли, выполните массирование области от плеча к ягодице.
Делайте легкие щипки на коже, избегая зоны позвоночника. Затем перейдите к шлепкам ладонью по всей части спины, кроме зоны над почками и позвоночником. Завершите поглаживающими движениями обеими руками, не отрывая их от тела.
Попросите пациента согнуть руки и положить их под голову. Глубоко разомните мышцы плеч, затем перейдите к пощипываниям, шлепкам и поглаживаниям.
Положите большие пальцы на затылок, двигайтесь с легким нажимом от затылка вдоль шеи и к плечам.

Для достижения лучшего эффекта можно выполнить массаж груди и живота. Область груди массируют только мужчинам. Для этого со стороны сердца грудину разминают легкими поглаживающими движениями, с противоположной можно использовать шлепки и пощипывания. Тщательно нужно проработать межреберные промежутки подушечками пальцев.

Массаж живота выполняется в положении на спине с согнутыми коленями, чтобы расслабить мышцы пресса. Массажист выполняет легкие движения руками по часовой стрелке. Воздействие на область груди и живота занимает не более 5 минут.

Если все манипуляции выполнены правильно, после массажа пациент будет чувствовать только приятное тепло и расслабление. Сильная боль в местах воздействия говорит о том, что техника была выполнена неправильно.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector