- Учитывайте особенности детей
- Что такое «кризис трехлетки»?
- Создавайте гармоничную развивающую среду.
- Речевое развитие ребенка
- Музыкальные занятия
- Искусство лепки
- Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге
- К чему идти, к чему стремиться?
- Минутка творчества
- Развитие от 2 до 3 лет
- Развитие мелкой моторики и сенсорной чувствительности
- Развитие воображения с помощью творчества
- Физическое развитие, ловкость
- Развитие речи, обучение чтению, счету
- Развитие памяти, логики, внимания
- Знакомство с окружающим миром
Учитывайте особенности детей
Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается сложнее
Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее. С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника
В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше – приключения, настольные игры
С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше – приключения, настольные игры.
Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам
При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь
Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.
Что такое «кризис трехлетки»?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:
- Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
- Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
- Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
- Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
- Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
- Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
- Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:
- Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
- Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
- Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
- Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
- Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
- Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
- Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.
Создавайте гармоничную развивающую среду.
Гармоничная среда развития включает три фундаментальных условия: движение, общение, игра. Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие.
Когда мама и папа принимают малыша, допускают возможность ошибок и право на уникальность — они проявляют самое важное качество для гармоничной среды — терпение и доброжелательность. К любому ребенку можно и нужно искать подход
С любым ребенком нужно общаться и проводить время. Бывают дети, с которыми трудно заниматься и общаться — но это лишь повод задуматься, как помочь ему адаптироваться.
Движение одни из наиболее важных факторов гармоничной среды. Ребенок должен много двигаться и окружающие предметы должны его побуждать к этому. Быть безопасными, но в то же время доступными. Шкафы, которые могут упасть надо закреплять к стене, предметы, которые могут повредить — лучше убрать подальше. С ребенком любого возраста необходимо играть в подвижные игры и выходить на длительные пешеходные прогулки. Давать возможность лазать на детских площадках и создавать спортивные уголки дома.
Еще один фактор гармоничной среды — наполненность общением. Беседы с ребенком на разные темы, заинтересованность в том, что происходит в его жизни, семейные традиции и проведение совместного досуга. Все эти простые вещи могут помочь избежать множества проблем и создают ресурс семьи на преодоление возникающих трудностей.
Игра. В любом виде и качестве. Чем больше игры в детском возрасте — тем более здоровая и ресурсная личность будет развиваться. Обычно дети играют так, как могут, но у взрослых есть много способов быть принятым в игру, и вместе с ним создавать и проходить различные игровые задачи.
Речевое развитие ребенка
Речевое развитие ребенка в 2 года – чрезвычайно важный этап развития. Каждый день словарный запас должен неустанно пополняться, на помощь идут книги, картинки для развития речи двухлетки, мультфильмы, но главное – это общение с родными и близкими.
Логопедическая гимнастика, упражнения для развития речи у детей в 2 года:
- Бегемотик. Для этого простого упражнения для речевых мышц попросите ребенка открыть рот широко, как будто он – бегемотик. Досчитайте до пяти и закрывайте рот. Повтор 3-5 раз.
- Лягушка-квакушка. Улыбнуться изо всех сил, напрягая мышцы лица, затем расслабиться и повторить снова. 3-5 раз будет достаточно.
- Змейка. Улыбнуться и быстро показывать язык. Чем быстрее, тем лучше. Повторять 3-5 раз.
- Расческа для язычка. Это упражнение действует как массаж для языка. Высунуть язык, сомкнуть зубы и протащить язычок назад, будто «расчесывая» его. Повторять несколько раз в день по 3-5 раз.
- Часики. Улыбнуться открытым ртом, попеременно касаемся языком уголков рта. Достаточно по 5 раз на каждую сторону.
- Щечки-шарики. Поочередно надувать щеки, по 5 раз на каждую сторону.
Эти упражнения рекомендуют логопеды для предупреждения задержки речевого развития у детей от 2 лет. Выполняя их каждый день, придумывая свои упражнения, тренируя мышцы лица и шеи вы не столкнетесь с артикуляционными проблемами. Если ребенку нравится делать развивающие речь упражнения, если хочет играть еще, не стоит запрещать. Чем чаще и больше занятия, тем лучше.
Признаки того, что есть отставание в развитии речи у ребенка в 2 года:
- в обиходе малыша мало слов;
- предпочитает общаться жестами;
- нет подражания взрослой речи.
Если ребенок к этому возрасту все еще молчит, или, очень плохо и мало говорит, это повод немедленно посетить невролога и начать занятия с логопедом.
Примерный план занятий на неделю:
Наблюдая за тем, как растет и развивается ребенок, не стоит забывать, что каждый малыш – индивидуальность. Его таланты, особенности не всегда могут вам нравится. Дайте малышу простор для собственного мнения, для выражения самого себя и ваш ребенок ответит вам только любовью.
Музыкальные занятия
Музыкальные занятия очень важны для полноценного и всестороннего развития детей 3-4-х лет
Они развивают слуховое внимание, умение чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве. Дети учатся выражать характер и настроение музыки при помощи движений и мимики
Развивается костно-мышечная система, пластичность, координация движений.
Танцуя, дети не только осваивают различные движения, но и создают определенный художественный образ с учетом характера и настроения музыкального произведения. Танец – это прекрасное средство раннего эстетического и художественного развития ребенка. Занятия ритмикой рекомендуется включать в программу обучения детей 3-4-х лет с интеллектуальными нарушениями и речевыми проблемами. Занятия включают:
- простые речевые и двигательные упражнения;
- песни, стихи;
- пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
- танцы с четко выраженным ритмом;
- изучение музыкальных инструментов и их звучания;
- подвижные игры.
Танцы и простые танцевальные упражнения – это эффективные методы тренировки детского организма. Они помогают снять эмоциональное напряжение, расслабиться, развивают чувство ритма, способствуют формированию хорошей осанки и походки, ловкости и плавности движений. Практически все дети любят танцевать с раннего возраста, поэтому занятия приносят им много положительных эмоций и поднимают настроение.
Искусство лепки
Пластилин – это материал, который не оставит равнодушным ни одного малыша, ведь возможности его использования безграничны.
Ребенок может не только лепить различные фигурки, любимых персонажей из мультфильмов, но и делать поделки. К сожалению, многие родители недооценивают пользу данного занятия для 3-х летнего ребенка дома.
А ведь данное развлечение способствует развитию мелкой моторики, малыш быстрее и легче осваивает технику письма, у него тренируется память, усовершенствуется образное мышление.
Не стоит лишать детей такого удовольствия, как лепка с пластилина. Ведь данное занятие может на длительное время увлечь малыша и принести пользу.
К тому же существует множество техник лепки, среди которых каждый ребенок найдет то, что по нраву именно ему.
Например, в три года развлекать детей можно, используя следующие техники:
- Щипания. Она несложная и нравится многим малышам, которые только учатся лепить с пластилина. Заключается она в том, чтобы отщипывать материал небольшими кусочками и лепить их на основу. С помощью данной техники можно сделать рыбу с чешуей, облако и много всего другого.
- Сплющивание. Небольшой кусочек пластилина разминается и путем надавливания на него пальцем фиксируется на что-либо. Например, родитель может сделать мухомор, а малыш дополнить его белыми пятнами.
- Разрезание. Из пластилина можно изготовить то, что ребенку потребуется порезать предварительно подготовленным неострым пластиковым ножом. Это может быть небольшой фрукт, овощ. Малыш будет в восторге от такого занятия.
- Размазывание. На листе бумаги с помощью пластилина можно сделать настоящую картину. Для этого материал размазывается по поверхности. Так можно изобразить дождь или радугу, которая появилась после него.
- Дополнение. Учитывая возраст крохи, он может столкнуться с определенными трудностями. Например, ему сложно сделать поделку полностью самостоятельно, но в его силах дополнить ее.
Поэтому задачей родителей является изготовление всех частей для поделки, а крохи – их фиксирование.
Чем увлечь ребенка 3-4 лет в дороге
Бывает, что семья с ребенком такого возраста должна отправиться в поездку. Непоседливым малышам в транспорте трудно усидеть спокойно. Чем его отвлечь?
- В машине можно поиграть так: кто первый увидит машину, например, красного цвета или синюю крышу.
- Можно просто попросить называть те предметы, которые он видит.
- Предложите малышу наблюдение за облаками – на что они похожи, как изменяются.
- Подготовьте коробочку с мелкими игрушками, пусть он их разбирает и играет. Попросите рассказать о каждой.
- Поиграйте в «да-нет». Например, котенок гавкает? Ребенок отвечает: «нет».
- Почитайте в дороге стихи, вспомните песенки для детей.
Игры в дорогу можно купить комплектом
В самолете надо дать ребенку осмотреться. Места для детей лучше выбирать у прохода. Так будет место, чтобы встать в случае необходимости. Покажите ему подушку, ремни, иллюминатор, складной столик.
Можно занять малыша магнитными пазлами – они предназначены специально для поездок – не рассыплются. Посмотрите в детских магазинах игры в дорогу – это карточки и специальные задания.
К чему идти, к чему стремиться?
В детском саду все поставлено на поток, как говорится. Занятия расписаны на год, мы четко знаем, что воспитанники должны уметь к концу каждого учебного года. На совести воспитателя дать ребятам максимум из того, что предусмотрено программой. Занятия с ребенком 3-4 лет очень важны для его развития.
А что же родители? Чем они могут помочь своим деткам, чтобы полностью раскрылся их потенциал? Как развивать ребенка в 3 года?
Во-первых, нужно понимать, что входит в круг умений и знаний малыша 3 лет. Можно распечатать критерии из Интернета или расспросить у вашего воспитателя, что познавательно детям 3 лет, и посвятить выходные тестированию вашей детки.
Например, общие знания, что должны уметь и знать трехлетки:
Это, конечно, далеко не все
Но вы сможете проанализировать, в чем ваш малыш отстает, на что обратить внимание дома. Даже самый распрекрасный воспитатель не в силах проследить, чтобы абсолютно каждый воспитанник овладел всеми необходимыми по возрасту навыками и знаниями
Занятия в 4 года с ребенком — это совместная задача родителя и педагога!
Вот вы гуляете с детьми, не молчите, называйте все, что видите: животных, птиц, растения. Малыши 3-5 лет должны знать название нескольких рыб, птиц и другой живности, а также названия деревьев, наиболее распространенных растений, различать ягоды, овощи.
Что касается навыков, то трехлетки уже могут сами одеться (не застегиваясь хотя бы), резать бумагу ножницами, пользоваться карандашами, ручками, фломастерами, рисовать линии, точки и т.п. Также малыши этого возраста могут обводить рисунок и разукрашивать его. Помимо этого они должны знать главные правила гигиены.
Много требований на логику, память, внимание, координацию, все это можно найти в Интернете, названных выше пособиях или у воспитателя. Если вы видите, что ваш вундеркинд уже все знает и умеет, что ему положено, растите дальше, выполняйте «нормы» следующего года
Дети быстро учатся, молниеносно усваивают, пользуйтесь этим!
Всего-то 15 минут вечером или по дороге в садик – вы можете дать вашему ребенку очень много. Спрячьте ваш телефон, лучше смотрите с ребенком в окно маршрутки и комментируйте все, что там видно. Даже такие простые ваши действия значительно расширят словарный запас ребенка и обогатят внутренний мир, это не преувеличение!
Как достучаться до родителей деток 3-5 лет, чтобы они осознали свою роль в воспитании своих чад? Как проводить занятия с ребенком 3 лет?
Сложная тема, не так ли? Присоединяйтесь к нашей компании и делитесь информацией через сети. Комментируйте, подписывайтесь на новости, будьте активны!
До новых встреч!
Кстати, рекомендую прочитать:
Занятия в 4 года с ребенком — время развивающих занятий
Оцените запись
Минутка творчества
Существует множество способов, как развлечь малыша дома. Следующие варианты придутся по вкусу творческим детям. Они требуют усидчивости и помощи со стороны родителей. Предложить крохе можно следующие занятия:
Сделать что-либо из подручных материалов.
Каждая хозяйка найдет дома немного круп, кофейных зерен и прочего. Вот все это и пригодится. Еще необходим клей ПВА и фантазия.
Из подготовленных материалов можно сделать вазу. Для этого необходима стеклянная бутылка с широким горлышком или стакан. Емкость с внешней стороны смазывается клеем, затем на ее поверхность аккуратно насыпается крупа, зерно и все, что было подготовлено. На вазе можно сделать узоры.
Многие дети любят резать бумагу. Так почему же не превратить это в увлекательное занятие. Крохе можно дать возможность из предоставленных журналов, картинок вырезать все то, что ему нравится и наклеить на свой плакат.
Уделить внимание стоит выбору ножниц. Они должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не поранился
Кроме вырезания готовых картинок можно дать крохе возможность сделать аппликацию самостоятельно из цветного картона и бумаги. Конечно же, без помощи родителей ему не справиться, но какое же это интересное занятие, которое способно объединить всю семью.
Развитие от 2 до 3 лет
Занятия для ребенка 2-3 лет развивающие становятся разнообразней в этом возрасте, ведь подросший малыш уже более осознанно учиться считать, складывать буквы в слоги, развивается его речь. Важнейшим новым умением является развитие наглядно-действенного мышления, свидетельствующего о переходе от младенчества к раннему детству.
Ребенок начинает понимать для каких целей предназначены предметы и вещи, как ими пользоваться
Чтобы развитие предметной деятельности проходило успешно, важно чтобы ребенок понимал, что одним и тем же предметом можно выполнять разные действия. Поэтому важно, чтобы окружающая обстановка не была перегружена большим числом игрушек
Развитие мелкой моторики и сенсорной чувствительности
На этом этапе развития колоссальное значение имеет тренировка пальцев, ведь развитие моторики и сенсорики важно для интеллекта. В этом возрасте малышу можно предлагать занятия с разными крупами, макаронами, пуговицами, фасолью
Для этого в емкости перемешивают 2-3 вида круп и предлагают малышу отобрать каждую отдельно.
Полезным занятием будет нанизывание на нитку или проволоку пуговиц, крупных макарон. Так как ребенок достаточно мал, весь процесс должен контролироваться взрослым.
Развитие воображения с помощью творчества
Должное внимание следует уделять рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия должны проводится с ребенком не реже 2-3 раз в неделю
В таком возрасте ребенок уже зачастую сам может иметь намерение изобразить что-либо (дом, человек). Для лепки в таком возрасте лучше ребенку лучше предлагать тесто (специальное).
Развивающие занятия для ребенка. Лепка развивает моторику и воображение детей.
Оно более мягкое, чем пластилин, и малыш сможет самостоятельно вылепливать шарики, колбаски. В детских магазинах для детей этого возраста предлагаются аппликации по возрасту, где картинка выкладывается при помощи пуговиц, маленьких клеящихся элементов.
Физическое развитие, ловкость
Полноценное развитие детей невозможно без движения. В возрасте от 2 до 3 лет большую часть времени малыш тратит именно на активные действия, ребенку доставляет радость бегать и прыгать. В этом возрасте дети хорошо катаются на велосипеде, некоторые на самокате. Дома можно проводить с ребенком гимнастику, зарядку по утрам.
Полезны будут занятия в бассейне, где ребенка будут обучать плаванию. Подвижные игры с мячом разовьют ловкость и скорость, научат координировать движения.
Развитие речи, обучение чтению, счету
Словарный запас к концу 2 года жизни достигает 1000-1500 слов. Очень негативное влияние оказывает на речевое развитие длительный просмотр мультфильмов, игры на планшете, телефоне. В этом возрасте следует читать ребенку, рассказывать сказки, учить с ним стихи.
Чем больше ребенок слышит грамотную речь, чем больше вовлечен в беседу, тем крепче становятся нейронные связи в области мозга, отвечающие за речь. Обучение счету проводят в игровой форме, предлагая малышу посчитать игрушки, кубики, мячики.
Развитие памяти, логики, внимания
Начиная с 2 лет с ребенком можно выполнять очень простое упражнение тренирующее память «запомни картинку».При успешном освоении этого задания задачу усложняют предлагая малышу изобразить на бумаге несложный узор (ближе к 3-ем годам).
Чтобы малыш учился выстраивать логические цепочки, внимательно анализировал входящую информацию, очень полезны игрушки-сортеры, карточки, где надо находить и соотносить понятия по заданным параметрам (найти часть целого, соотнести по цвету, одушевленности, принадлежности к животному или растительному миру).
Знакомство с окружающим миром
Занятия для ребенка 2-3 лет должны обязательно включать знакомство с окружающей реальностью. Развивающие занятия можно совмещать с прогулкой по парку, посещением зоопарка. Маленькому человеку в этом возрасте любопытно все вокруг. Задача взрослого — объяснять доступно и подробно все явления, происходящие вокруг и дома проводить параллели в детской игре (игра в магазин, в доктора).