Признаки депрессии у подростков — симптомы, причины: как помочь выйти из состояния, что делать?

Депрессия у подростков: симптомы и как выйти Здоровье ребенка

Роль родителей в решении проблемы

Большинство взрослых, столкнувшись с такой ситуацией, в панике задают себе такие вопросы: депрессия у ребенка – что делать? Как помочь подростку? Роль родителей на этом сложном для ребенка этапе является просто неоценимой

Они должны проявить максимум внимания, такта, осторожности, ведь именно от них может зависеть будущее подростка

Родители должны поговорить с педагогами о проблеме и в этот период постараться огородить ребенка от насмешек, резкой критики, окружить его вниманием и заботой

Очень важно говорить подростку о том, насколько его любят и ценят, больше общаться с ребенком, не оставлять наедине с его проблемами, быть всегда рядом, поддерживать, помочь подростку, стать настоящим другом. Однако бывают ситуации, когда родители сами не в силах справиться с создавшейся ситуацией

Как понять, что наступил именно тот момент, когда нужно обратиться за помощью к специалисту? Существуют определенные признаки, на которые взрослые просто обязаны обратить внимание:

  1. Изоляция подростка от окружающих, желание постоянно быть в одиночестве.
  2. Заметные следы самоповреждений.
  3. Одержимость темой смерти, загробной жизни.
  4. Отказ от приема пищи более пяти дней.
  5. Агрессия, конфликты, нарушение закона, аморальное поведение.
  6. Прогрессирующая апатия ко всему, что окружает подростка.

В возрасте от 10 до 12 лет у депрессивных детей, как правило, ухудшается здоровье, происходят нарушения в питании и пищеварении. Они становятся замкнутыми, теряют ко всему интерес. С 12 до 14 лет с детьми происходит некоторая заторможенность, в результате чего они могут начать хуже учиться, проводить больше времени на улице. У них появляется страх быть наказанными, возникает злоба, агрессия, протест.

Однако самым проблематичным периодом считается возраст от 14 до 19 лет, когда они начинают задумываться о смысле жизни, о предстоящем выборе профессии. Именно взрослые в этот временной промежуток должны быть рядом, подсказать верное решение и быть советчиками. Родители должны обеспечить эмоциональную поддержку, слушать и слышать своего ребенка, организовать правильный режим дня, обеспечить полноценное сбалансированное питание, наполнить жизнь подростка позитивными эмоциями. Любовь, терпение и забота способны творить настоящие чудеса.

Как помочь и что делать?

Если вы заметили у ребенка признаки депрессии, не стоит уповать на собственные познания детской психологии, а также на всезнающий интернет – выйти из депрессии самостоятельно даже для взрослых задача очень тяжелая. Малыша или подростка обязательно нужно показать врачам – педиатру, неврологу, психиатру. Только эти специалисты смогут выяснить, есть ли депрессия на самом деле, какая она, насколько она тяжела и как лечиться.

Основными методами лечения являются психотерапия и медикаментозная поддержка при необходимости. Вывести ребенка из этого состояния поможет комплексный подход и терпение – лечение может быть длительным.

​​​​Большое значение имеет коррекция семейных отношений. Помочь ребенку выйти из депрессии – это означает устранить все факторы риска, которые могут влиять на ее развитие и поддержание.

К сожалению, даже при правильном лечении до 25% детей потом испытывают рецидивы психического нарушения уже в течение года. В течение двух лет до 40% ребят снова страдают депрессией, в течение 5 лет с рецидивом сталкиваются до 70% детей и подростков. До 30% ребят вырастают во взрослых с биполярным расстройством личности.

О депрессии у детей и подростков смотрите в следующем видео.

Переходный возраст

Что такое переходный возраст? К 13–16 годам наши врожденные свойства уже получают максимальное развитие, и человек готов вступить во взрослую жизнь. Что значит — быть взрослым? Это значит вносить свой вклад в жизнь общества, реализовывать свои таланты на благо других.

Дети созревают и выталкиваются из системы безопасности родительской семьи. Есть отличия в переживании подросткового возраста мальчиками и девочками. Именно на этом этапе психосексуального развития гендерные роли разделяются. Мальчики, повторяя многотысячелетний опыт наших предков, группируются в стайки — модели древней человеческой стаи, которая обеспечивала коллективную систему защищенности и безопасности для всех особей. Девочки-подростки, как и наши прародительницы, стремятся понравиться мальчикам. Древняя самка получала необходимые для выживания защищенность, безопасность и алиментацию от самца, и это по сей день является корнем женской психики.

Переходный возраст — период пробы реализации наработанных свойств. Не всегда он проходит легко

Важно отличать связанные с этим периодом смены состояний, через которые проходим мы все, от симптомов депрессии у подростков

Предотвратить непоправимое

Ответственность за жизнь детей лежит на нас. Чтобы не случилось самое страшное, мы обязаны детей защищать. Самоубийцами не рождаются. Каждый детский суицид — это следствие наших неправильных действий, недосмотра или незнания.

Эти трагедии можно предотвратить, если понимать не только детей, но и самих себя. Находясь в реализованном, сбалансированном состоянии, осознавая психику — свою и ребенка, — мы можем передать детям чувство защищенности и безопасности. Мы знаем, как вести себя, чтобы не вызвать затаенную обиду или не усилить чувство одиночества и беззащитности у тех, чья защита — наш природный долг.

Мы можем приобщить детей к пониманию себя и других, и они не впадут в депрессию и не будут чувствовать себя жертвами, неосознанно вызывая в свою сторону агрессию.

Идеальный психоанализ через устное слово мы получаем на тренинге «Системно-векторная психология». Юрий Бурлан точнейшим образом раскрывает наши свойства и состояния в их причинно-следственных связях. Мы начинаем осознавать то, из чего состоим, то, что нами живет. Изучая строение коллективной человеческой души, мы понимаем свои особенности, их смысл и смысл отличий между нами. Возникает внутренний ответ на главный вопрос: «Кто я?» Системное мышление открывает возможности максимальной реализации врожденных свойств для любого человека. Для звуковика же это может стать настоящим спасением: с одной стороны, раскрытие скрытого и есть его видовая роль, с другой — навык системного мышления приводит к привычке сосредотачиваться наружу, а это самый прямой путь из депрессии и первое средство ее профилактики.

Авторы Светлана Рычина, Оксана Агаджанова Реактор Тамара Ткаченко Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Симптомы депрессии у подростков

Депрессии у подростков опасны тем, что могут привести к самым плачевным последствиям

Поэтому взрослым необходимо знать, на какие симптомы обращать внимание, чтобы не запускать развитие болезни. Если эти признаки проигнорировать в самом начале, расстройства психики у ребенка будут только прогрессировать

В подростковом возрасте депрессии — довольно распространенное явление, потому от родителей и близких потребуется максимум внимания.

Заподозрить депрессию у ребенка можно в том случае, если он перестал радоваться, стал замкнутым и молчаливым. Настроение у него не меняется, а остается стабильно плохим. Он не желает поддерживать беседы, или наоборот выражает недовольство по поводу несовершенного устройства этого мира. Он не доволен всем сразу и высказывает протест в категоричной форме.

Симптомами могут служить также жалобы и частые обвинения в адрес окружающих, раздражительность и злобность, которые проявляются слишком часто. Ребенок, страдающий депрессией, может замыкаться в себе, или наоборот провоцировать ссоры и скандалы.

Часто дети в состоянии депрессии перестают общаться со сверстниками, замыкаются в себе, а также избегают любых иных контактов. Но также могут искать утешения в шумных компаниях, употреблять алкоголь и наркотики, совершать противоправные и опасные для жизни поступки, часто менять половых партнеров.

Симптомами депрессии часто являются плохой аппетит, отказ от пищи или злоупотребление ею, тревожный сон или бессонница. Дети могут испытывать отсутствие сил, жаловаться на постоянную усталость, иметь проблемы с запоминанием, концентрацией внимания и успеваемостью. Им свойственны чрезмерные переживания, повышенная тревожность, рассеянность и забывчивость. Они могут либо нее выходить из дома, либо наоборот пускаться бродяжничать.

Подростковая депрессия может проявляться различными недомоганиями, желудочными, сердечными и головными болями. Симптомами тяжелого психического расстройства служат мысли о суициде, которые могут находить выражение в творчестве подростка, его разговорах о смерти, нанесении себе ран и увечий.

Если ребенок плачет без видимой причины, капризничает, часто демонстрирует скверный характер — он также может страдать депрессией. У каждого свой способ выражать свою боль и страдание, но все имеют право быть услышанными.

Любое резкое изменение в поведении и характере подростка должно вызывать озабоченность со стороны взрослых. Если тревожные симптомы не проходят в течение двух или трех недель, стоит немедленно обращаться за помощью к специалистам. Депрессия — заболевание, которое не проходит самостоятельно, лечить его необходимо правильно.

Советы родителям

Во всех школах имеется психолог, социальный работник, классный руководитель. Обязательно нужно обратиться к специалисту, если родители заметили какие-то изменения в поведении ребенка, подозревают депрессию или другие расстройства.

Характер взаимоотношений с ребенком зависит от выбранного стиля воспитания. К сожалению, добиться доверия сложно, если с раннего детство его не возникло. Тем не менее, задачи родителей:

Разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью. Действительно слушать, даже если его проблемы кажутся незначительными

Если ребенок о чем-то говорит, то для него это важно и волнующе.
Наблюдать за поведением, голосом, интонациями
Интересоваться планами ребенка на жизнь и завтрашний день, обмениваться взглядами на мир.
Знать окружение ребенка, веяния его среды.
Обращать внимание на увлечения ребенка, замечать приступы лени, совместно преодолевать их.

Важно видеть в ребенке самостоятельную личность и равноправного партнера, знать возрастные особенности, ведущие потребности и ведущую деятельность возраста, специфику возрастных кризисов. И конечно, общие признаки детской и подростковой депрессии:

  • эмоциональная неуравновешенность;
  • продолжительная грусть;
  • избегание общества;
  • повышенная чувствительность и чувство ненужности;
  • изменение аппетита (повышение или снижение);
  • проблемы со сном;
  • агрессия;
  • быстрая утомляемость, ухудшение внимания и памяти;
  • чувство вины;
  • мысли и рассуждения о смерти, суициде;
  • лень и апатия;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности в учебе, конфликты в семье.

Полный список общих признаков составить нельзя, так как суть депрессивных изменений в одном – изменение привычного для ребенка поведения, внешнего вида, восприятия мира, отношения к играм, учебе. Потому для одного ребенка снижение настроения – признак возможной депрессии, а для другого – оптимизм тот же признак.

Что делать родителям:

Обязательно обратиться к психологу.
Не кричать на ребенка, не наказывать, не унижать, не ругать.
Не отвергать, постараться вызвать на диалог.
Не давить на ребенка, не обвинять в несостоятельности и бестолковости («Хватит вести себя как тряпка, соберись!»).
Вспомните первый случай появления признаков, предположите причину изменений

Не было ли серьезных перемен в жизни ребенка, семьи?
Обратите внимание на желания и потребности подростка, а не на ваши планы. Не требуйте от ребенка невозможного

Выстройте жизнь согласно его особенностям. Признайте в нем право на свой путь.
Поддерживайте благоприятный психологический климат в семье, проанализируйте отношения с супругом.
Воспринимайте каждое слово ребенка серьезно, но без паники. В 90 % случаев подростки, совершившие суицид, озвучивали свои намерения, но те оставались незамеченными, принятыми за шутку.
Помогите ребенку разобраться в своем состоянии и его причинах, помогите найти выход.
Создайте условия любви и ощущение нужности у ребенка. Способствуйте раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Признайте в нем личность.
Вместе с ребенком учитесь конструктивно разрешать конфликты.
Придерживайтесь единого стиля воспитания и единой родительской позиции.
Проводите профилактику перегрузок (эмоциональных и физических), пересмотрите питание и режим дня ребенка.
Организуйте совместную деятельность.

Что такое депрессия и почему ей подвержены подростки?

Подростковая депрессия – состояние, в котором подросток чувствует постоянную подавленность, угнетенность, грусть, у него всегда плохое настроение. Это связано с эмоциональными расстройствами и отрицательно сказывается на всех сферах жизни.

Головной мозг взрослого человека способен правильно реагировать на стрессовые ситуации, посылая разные сигналы и регулируя настроение. Неокрепшая, несформированная психика подростков не может защититься от стресса. Ситуацию усугубляют гормоны, которые начинают усиленно вырабатываться в это время. Гормональные изменения вызывают сбой в работе эмоциональной сферы. Необходимые химические вещества вырабатываются не в полном объеме, что приводит к депрессивному состоянию.

В юношеском возрасте происходит переоценка идеалов. Подросток отдаляется от родителей, хотя его психика к этому еще не готова, поэтому в этот период у детей часто меняется настроение: приступы плаксивости резко сменяются неожиданной радостью, тоска – возбуждением и эйфорией.

Профилактика депрессии у подростков

Подростковые депрессивные состояния встречаются довольно часто, поэтому профилактические мероприятия следует применять в воспитательном процессе практически каждого ребенка. Искренние и доброжелательные отношения в семье редко сочетаются с тяжелыми проявлениями депрессии у подростка.

Родителям следует внимательно отслеживать настроение ребенка. При резких перепадах может потребоваться помощь психолога. В этом случае также не стоит ребенка отправлять на лечение к врачу принудительно и при этом заставлять пить таблетки горстями. Во время терапии подросток должен чувствовать поддержку близких людей, поэтому для всей семьи будет лучше воспользоваться услугами семейного психолога, чтобы пройти терапию совместно.

Лечение расстройства

Депрессивные состояния у ребенка ни в коем случае не стоит пускать на самотек. Упущенное время может привести к обострению, и депрессия у подростка будет сложнее поддаваться лечению.

Более легкая степень нарушения поведения корректируется при помощи психотерапии, а при хороших семейных отношениях с поставленной задачей справятся родители или близкие родственники.

Более тяжелые психологические отклонения с проявлениями суицидальных мыслей требуют комплексного лечения, которое включает курс медикаментозной терапии в сочетании с психотерапевтической коррекцией.

Психотерапевтическое лечение

Чтобы не допустить отягощения подростковой депрессии вплоть до биполярного расстройства или суицида, рекомендуется обратиться к специалисту при первых изменениях в поведении. С этой целью в школах в педагогический состав введена штатная единица – школьный психолог.

В его обязанности входят консультационные беседы с подростками, своевременное выявление признаков депрессий и элементы семейной психотерапии. Терапия у психолога помогает ребенку разобраться с собственными чувствами и с восприятием окружающего мира.

Помощь психолога не ограничивается беседами. В первую очередь назначаются некоторые обследования – анализы, неврологическое исследование, психологические тесты, осмотр у педиатра.

После уточнения характеристик педиатр и психолог совместно ставят диагноз и принимают общее решение, что назначить.

Психотерапевтическое лечение проводится как в индивидуальном порядке, так и в составе группы (групповая терапия).

Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение депрессии у подростков назначается для облегчения симптомов и коррекции психологического состояния. В лекарственный курс входят такие виды препаратов:

  • витамины;
  • антидепрессанты;
  • иммунокорректоры;
  • стимуляторы;
  • гормональные препараты;
  • обезболивающие.

Назначение антидепрессантов часто пугает родственников, так как эти препараты действуют непосредственно на психику подростка. Медикаменты данной группы способствуют нормализации выработки дофамина, серотонина, норадреналина. Пониженный уровень содержания в организме таких гормонов как норадреналин, серотонин провоцируют депрессивные состояния.

Также антидепрессанты могут вызывать определенный вид привыкания, который развивается в результате нормализации психического состояния. Поэтому у подростка появляется мнение, что без медикаментов он не справится с ситуацией. Если доктор назначает пациенту антидепрессанты, он должен предупредить родителей и самого подростка о данном факторе.

Что делать и как помочь

Многие путают расстройство психики с плохим настроением и усталостью, родители начинают упрекать ребенка в его лени и избалованности. На самом деле депрессивное состояние – это заболевание, которое прогрессирует, если его не лечить. Психология мальчиков и девочек отличается, к каждому нужен свой подход.

Девочке

Девочки в 14-17 лет чаще страдают расстройствами психики, чем мальчики. По своей природе женский пол чрезмерно зависим от хорошего отношения, позитивных оценок окружающих и безупречной репутации. С детства родители говорят девочкам, как правильно себя вести, какой она должна быть и пристально следят за её поведением.

Девочка и мама

Эмоциональный фон девушки неустойчив, комплексы и депрессия могут развиться после одной неосторожной фразы о её внешности. Депрессия у подростка девочки, как помочь, чтобы не вызвать агрессию:

  • Уточнить причину расстройства путём наблюдения. Напрямую это сделать не получится – девочка не скажет, что её беспокоит. Нужно постараться вспомнить, после какого события у дочери испортилось настроение, на что она жаловалась;
  • Поддержать, но без лишних слов. Нельзя комментировать поведение, упрекать и давить. Можно спрашивать, что её беспокоит и волнует, если с первого раза девочка на контакт не идет, нужно попробовать позже;
  • Предложить помощь. Не нужно начинать открыто помогать, когда об этом не просили, но девочка должна знать, что её не осудят и помогут бороться с неприятностями;
  • Запастись терпением. Быстро избавиться от проблемы не получится, придет столкнуться с агрессией и недовольством со стороны подростка. Главное – контроль эмоций, нельзя ругать ребенка даже в ответ на его грубость;
  • Проявить уважение. Выслушав подростка, нельзя преуменьшать значимость сказанного и отшучиваться. В будущем девочка не обратиться с проблемой, если к ней отнесутся несерьезно.

Обратите внимание! На поздних стадиях психического расстройства разговоры не помогут, необходимо обратиться к врачу, который назначит терапию и лекарства. Использовать медикаменты нужно под присмотром родителей

Мальчику

Если женский пол страдает эпизодическими расстройствами, протекание мужской депрессии имеет длительный характер. Всю жизнь мальчикам внушают, что они должны быть сильными, самостоятельными и не должны жаловаться, поэтому им сложнее рассказать о своих проблемах.

Мальчик и мама

Как помочь подростку выйти из глубокой депрессии:

Постараться понять причину расстройства. Необходимо вспомнить последние события, спросить учителей в школе об отношениях сына с одноклассниками, проверить его успеваемость;
Узнав причину, не упрекать мальчика. Если у него плохие оценки, необходимо войти в его положение и сказать: «Я об этом знаю, но я не буду тебя ругать.». Он должен понимать, что он в безопасности, и его не осудят;
Организовать разговор с отцом, ему мальчик скорее расскажет о своих переживаниях. Если отца нет, поговорить могут дедушка, старший брат, любой близкий родственник. В крайнем случае можно обратиться к преподавателю или тренеру;
В начале разговора нельзя говорить о проблемах, лучше начать с вопросов: «Как дела? Ты хочешь что-нибудь вкусное? Какой фильм ты хочешь посмотреть?»

Важно проявить интерес к увлечениям мальчика, даже если они не нравятся родителям;
Нельзя сразу вести мальчика к психологу, тем самым родители дают понять, что у подростка проблемы;
Если мальчик рассказывает о проблеме, он негласно просит о помощи и готов избавиться от расстройства. Если нет, необходимо обратиться к психологу, чтобы он провел коррекцию психоэмоционального состояния подростка.

Обратите внимание! Расстройство имеет хронический характер, если не помочь подростку побороть депрессию, она будет прогрессировать во взрослой жизни

Как вести себя родителям?

К сожалению, профилактика депрессии у подростков не считается важной во многих семьях. Родители думают, что имеют право контролировать жизнь подросшего человека, занимаясь собственными делами и проблемами и не вникая в его мир

Нужно понимать, что такими способами добиться доверия и открытости невозможно. Подросток либо замкнётся в себе ещё сильнее, либо пойдёт на открытый конфликт с родителями.

Вот какие действия важно предпринять для благоприятного исхода ситуации

Говорить со своим ребёнком

Делать это нужно деликатно и осторожно и избегать нотаций и лишних вопросов. Всё это только замкнёт подростка, ещё больше укрепить его в мысли о том, что никто не понимает его переживаний

Очень полезно подключить практику «активного слушания»: родитель вообще не задаёт вопросов, но проговаривает проблемы и переживания сына или дочки в утвердительном ключе. Самое главное, о чём не стоит забывать – наставления не только не полезны, но и вредны; депрессия – болезнь, а мы не ругаем человека за то, что он подхватил грипп и лежит с температурой.
Дайте понять своему чаду, что любите его таким, какой он есть, что вы всегда будете рядом. Этот принцип называется «безусловное принятие». Его использование даёт знать юному человеку, что маме и папе он дорог сам по себе, такой, какой он есть, а не таким, какого они себе придумали.
Если подросток увлекается той или иной субкультурой, не осуждайте его выбор, каким бы глупым он вам ни казался. Помните, что уже к двадцатилетию мало кто остаётся в рамках таких направлений, а в этот момент для вашего ребёнка данная музыка, одежда, фильмы кажутся серьёзными. Попытайтесь поговорить с ним о том, что привлекло его в ряды последователей, например, хард-рока, расспросите об особенностях, найдите то, что кажется вам красивым/интересным
Одновременно важно не лицемерить и не выражать лживый восторг: будьте честны со своим чадом.
Не обесценивайте переживаний сына или дочки, какими бы глупыми они вам ни казались. Серьёзное отношение и уважение чувств ребёнка скажется на вашем общении и градусе доверия в его процессе
Если в данный момент, например, насмешки одноклассниц кажутся вам глупостью, постарайтесь вспомнить себя в аналогичном возрасте и увидеть, как болезненно можно переживать такую ситуацию.

Что предпринять?

Каковы бы ни были причины подростковой депрессии, родителям важно осознавать, что это болезнь, и её нужно лечить. Незамедлительного обращения к специалисту требует затянувшаяся и прогрессирующая апатия, отказ от пищи на протяжении нескольких дней, постоянные слёзы и, уж тем более, следы порезов на руках либо какого-то другого насилия

Ребёнок может выражать в своём творчестве или словах желание покончить с собой. Кричать и ругаться на него нет смысла, это только усугубит ситуацию.

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников», вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п. При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов)

Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах»

При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Лечение

После того, как ребенка обследует специалист, могут быть назначены медикаменты:

  • Адаптол;
  • Глицин — позволяет улучшить состояние памяти;
  • детский Тенотен — данное средство поможет успокоить перевозбужденное психическое состояние, сосредоточиться, улучшить навыки обучения в школе, не будет вызывать заторможенность и сонливость.

Также врач может посоветовать, как выйти из депрессии при помощи народных способов.

  1. Настой женьшеня. Берут листья корня растений, их заливают кипятком (одним стаканом), настаивают на протяжении часа. Подростку дают пить трижды в день по столовой ложке.
  2. Мятный чай. Отличное успокоительное средство. Принимать необходимо с утра на голодный желудок. Заваривать можно, как обычный чай.
  3. Прием травяных ванн. С этой целью можно использовать сосновые иголки, ромашку, лаванду. Заранее делают настой травы, которую потом добавляют при купании в воду.
  4. Лечение может проводиться при помощи вкусных лакомств. Ребенку можно давать шоколад, сладости. Эти продукты вызывают положительные эмоции. Главное во всем знать меру, чтоб не спровоцировать развитие аллергии.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные  депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Лечение депрессии у детей

Если ребенок в состоянии депрессии хотя бы частично осознает необычность своего состояния и хочет выйти из него (т.е. мотивирован), то наилучшей терапией является физическая активность (длительные прогулки, занятия спортом и т.д).

При лечении длительного депрессивного расстройства используют ряд принципиально различающихся методов.

Психотерапевтические методы (психосоциальная терапия). Методики зависят от возраста ребенка (лечебные занятия проводят детские или подростковые психологи), микросоциальной среды (семейная терапия). Основная цель – укрепление самооценки ребенка, развитие у него способности к выражению чувств, к решению проблем, к активному воздействию на различные сложившиеся ситуации, к приспособлению к социальным отношениям.

Фитотерапевтические методы. Широко используются при легких формах депрессии (например, лечение экстрактами листьев смородины).

Светотерапия. Эффективность методов светотерапии связана с усилением регулирующей функции головного мозга.

Медикаментозные методы (антидепрессивное медикаментозное лечение). Используют при тяжелых формах депрессивных расстройств и в случае, если иные методы малоэффективны. Для лечения детей применяют те же психоактивные медикаменты, что и для взрослых, но в иной дозировке (которую определяет детский врач-психиатр).

Возможность использования антидепрессантов для лечения детей до сих пор является спорным моментом, однако статистика свидетельствует, что этот тип лекарственных средств помогает по крайней мере в 50% случаев тяжелых депрессий у подростков. Некоторые виды антидепрессантов разрешены к применению для детей с 6 лет. Но общей рекомендацией является ограниченность срока лечения антидепрессантами и исключение антидепрессантов при положительных эффектах других видов лечения.

В настоящее время распространенность депрессии у детей (одного из наиболее опасных заболеваний детского возраста) имеет тенденцию к увеличению. Более того, отмечается уменьшение среднего возраста детей, у которых обнаруживают симптомы депрессии. Причины этого часто понятны и общеизвестны – ускоряющийся ритм жизни, все большая замкнутость многих семей, уменьшение времени, отводимого для общения с ребенком и т.п

В такой ситуации очень важно, чтобы родители при появлении симптомов и подозрений на депрессивное состояние у ребенка своевременно обратились к детским врачам-специалистам (детским, подростковым, семейным психологам, детским врачам-психиатрам). При глубокой депрессии ребенок не сможет самостоятельно выйти из этого состояния и депрессия негативным образом скажется на его здоровье и всей дальнейшей жизни

12.10.2011Статья предоставлена Детской поликлиникой «Маркушка»

Оцените статью
Kidbooms - портал для мам
Добавить комментарий

Adblock
detector