Незрелость коры головного мозга ребенка: последствия и лечение новорожденных

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный и\или прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Нейролептический синдром — последствия приема нейролептиков

Причины атрофии мозга

Причинами атрофии головного мозга у новорожденных могут стать осложненные длительные роды, чаще появляется в результате врожденной травмы. Если мать не придерживалась определенных правил во время беременности, то подобный регресс может появиться еще в утробе. У грудничка патология может развиться в первые часы или по истечении нескольких дней с момента рождения.

То есть, предрасполагающими факторами к аномалии являются:

  • недостаток витаминов и микроэлементов;
  • курение и употребление спиртосодержащих напитков беременной;
  • бесконтрольная терапия будущей матери антибиотическими, гормональными препаратами;
  • травмы матери, ведущие к нарушению кровообращения.

Нельзя списывать со счетов и заболевания, которыми страдает беременная. В некоторых случаях к атрофии коры головного мозга у детей приводят системные патологии или инфекционные болезни:

  • краснуха;
  • герпес;
  • сифилис;
  • грибковые инфекции;
  • ветряная оспа;
  • заболевания мочеполовой системы;
  • инфекции, связанные распространением кишечной палочки.

Патогенные микроорганизмы проникают в ткани матки и воздействуют не только на мать, но и на плод. Здесь осложнения у ребенка напрямую зависят от вовремя начатой терапии каждого из заболеваний.

Преэкплампсия, разновидность позднего токсикоза, вызывает повышение артериального давления у матери и наличия в моче большого количества белка. Здесь подвергается опасности маточно-плацентарный кровоток, если он нарушен, плод недополучает кислорода.

Роды с осложнениями часто ведут к нарушению дыхания в первые секунды жизни младенца, что ведет к некрозу тканей головного мозга. При этом, если произойдет полное нарушение функции легких, наступает полное отсутствие кислорода в организме. Именно это и ведет к сильному и прогрессирующему поражению мозговой ткани, в особенности страдает серое вещество. Без кислорода нейроны живут до 6 минут, после чего начинают отмирать.

Если у младенца наблюдается гипоксия, то есть только частичное поступление кислорода, утрата нейронов будет умеренной, частичной. Однако и следствием такого нарушения может стать атрофические изменения.

Недостаточность кислорода может наступить не только из-за нарушения дыхательной системы, как показывает практика, новорожденные страдают гипоксией по таким причинам:

  1. Перекручивание, обвитие пуповиной шеи или тельца ребенка. В некоторых случаях акушеры раньше положенного обрезают пуповину, не дожидаясь, пока ребенок начинает дышать самостоятельно, это также ведет к недостаточности кислорода в организме.
  2. Длительное прохождение по родовым каналам. Здесь вероятность развития такой проблемы зависит от компетентности медиков: их задача не допустить длительного пребывания малыша в родовых путях.
  3. Отслойка плаценты. Несвоевременное отделение плаценты приводит к тому, что плод недополучает необходимых веществ для нормального состояния его организма, в том числе и кислорода.
  4. Разрыв матки и плодных оболочек.
  5. Применение неподходящих для организма матери стимулирующих роды препаратов, неверно выбранный наркоз.

Головной мозг малыша может быть поврежден во время родового процесса независимо от достатка кислорода. Может произойти внутричерепное кровоизлияние при патологических схватках.

Если роды прошли без осложнений, радоваться рано. Неонатологи отмечают высокий риск развития энцефалопатии при наличии младенческой желтухи. Повышенный уровень билирубина ведет к дезорганизации кроветворения, интоксикации всего организма и, как следствие, под ударом находится именно центральная нервная система. В 75% случаев исход атрофии, развившейся по причине повышенного билирубина, летальный.

У малышей постарше патология может развиться уже в результате перенесенных заболеваний ими самими. В большинстве случаев – это инфекционные болезни, вторично или первично повлиявшие на мозговые ткани.

Последствия и лечение

Диагноз, поставленный неврологом – незрелость головного мозга, для новорожденного без патологии мозговых структур, не нуждается в коррекции и последствий никаких не несет.

Если обнаружена патология, или аномалия развития мозговых структур, последствия зависят от тяжести заболевания и своевременной терапии. Тяжелые черепно-мозговые травмы, или острая гипоксия могут привести к инвалидизации, или летальному исходу.

Консервативная терапия проводится после постановки точного диагноза и направлена на снятие патологической симптоматики, а так же максимальное восстановление функционирования мозга.

Общие принципы комплексного лечения:

  • Медикаментозная терапия;
  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапия.

Для детей от 3 лет, показаны так же занятия с логопедом и психокоррекция, посредством различных психологических методик.

Созревание мозговых структур длительный и индивидуальный процесс, который определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах.

Если возникли сомнения, или присутствуют явные нарушения психомоторного развития – это повод обратится к невропатологу и пройти комплексное обследование.

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Вы наткнетесь на системные атрофии, на врожденную умственную отсталость, или олигофрению, от дебильности до идиотии, на перинатальные поражения центральной нервной системы, или даже на загадочную лиссэнцефалию, которая является сглаживанием борозд головного мозга. Но такого понятия, как незрелость головного мозга у детей, а тем более такого диагноза, вы там не найдёте.

Возможные нарушения — причины

Если доктор говорит о морфологической незрелости мозга малыша в контексте некоторых нарушений, которые он обнаруживает на осмотре, то правильнее ставить конкретный неврологический диагноз, чего многие доктора стараются избегать: детская неврология очень сложна и не всегда очевидна даже для доктора, а брать на себя ответственность за ошибку никому не хочется.

Чаще других вердикт о наличии незрелого мозга слышат родители недоношенных детей. Им еще раз рекомендуется перечитать статью с самого начала, сделав существенную поправку на то, что все органы и системы недоношенного ребенка еще более незрелые, чем органы доношенного младенца.

Нередко такое заключение слышат молодые мамы, которые во время беременности прошли через различные патологии, проживали в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (хотя сейчас каждую беременную роженицу можно смело относить к такой группе риска, за исключением мам, которые живут в отдаленных поселениях глубоко в тайге).

Если невролог увидит в карточке ребенка такие записи, как «внутриутробная гипоксия», «резус-конфликт», «затяжные роды» (как вариант — «стремительные роды»), он всенепременно найдет у ребенка гипертонус, вялость, сонливость, крикливость или иные признаки того самого загадочного «заболевания» – незрелости головного мозга.

Бесспорно, есть ситуации, в которых у детей действительно есть аномалии развития головного мозга, которые никак не связаны с его возрастными особенностями: врожденные пороки развития отделов и участков коры, недоразвитие или отсутствие долей, сглаживание извилин и борозд. Но такие состояния имеют вполне существующие в справочниках медицинские названия, которые доктор должен огласить после детального и внимательного изучения состояния ребенка (проводятся обследования, такие, как УЗИ, МРТ, КТ).

Почему же ставят этот диагноз?

Все дело в том, что этот нелепый диагноз ставят не те специалисты, которые серьезно изучают мозг и видят его. Так, например, в заключении МРТ головного мозга можно найти гидроцефалию, наличие кист, атрофию коры, сглаженность борозд и массу других морфологических и конкретных отклонений.

А «признаки незрелости структур головного мозга» видят или при исследовании мозга через родничок, то есть при выполнении нейросонографии, или детские неврологи на основании пары – тройки отклонений в найденных рефлексах.

Но глубокое знание детской неврологии осталось только у пожилых профессоров, которые посвятили ей всю жизнь, и, кстати, такую глупость они вам никогда не назовут в качестве диагноза

Так что считайте это сложной и важной формулировкой более простого ответа: «я не знаю, что с вашим ребенком, вроде какие-то отклонения от нормы есть, а может, и нет, просто я не знаю, как разбираться, да и некогда мне»

И теперь все встает на свои места. Вместо того чтобы прийти к детскому психологу, специалисту по развитию детей дошкольного возраста, валят толпы мам к детскому неврологу, который работает в три смены в районной поликлинике. Просто расписаться в своем бессилии и нехватке времени нехорошо, а сказать что – то надо…

И, вместо заключения, простой совет. Если в следующий раз вы услышите подобный диагноз, то не позабудьте вежливо, но настойчиво, спросить у врача, какой код у этого диагноза в МКБ-10 (так как любой диагноз должен кодироваться), и, во-вторых, на основании каких симптомов и синдромов, без участия психолога, психиатра был выставлен такой всеобъемлющий диагноз. После этого улыбайтесь, и не верьте сказкам. На самом деле, «незрелость коры» вовсе не у ребенка, а у того, кто вам это сказал.



Родители новорожденного могут быть обескуражены фразой, которую педиатр на первом осмотре после выписки из роддома может «бросить» мимоходом – «незрелость головного мозга». Бурная фантазия новоиспеченной мамы сразу начинает рисовать ужасные картины невероятных страданий малыша, мозг которого по каким-то причинам оказался недозревшим. Что это такое и нужно ли волноваться, мы расскажем в этой статье.

Зрение

От рождения до 3 — 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка — 124 мг и у взрослого — 170 мг.

В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9-12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 -9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого — 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

Инфекционные болезни глаз у детей

В детском возрасте часто встречаются глазные болезни, вызванные патогенными микроорганизмами.

Конъюнктивит

Воспаление слизистой оболочки глаза вызывают бактерии (стафилококк, стрептококк), вирусы (аденовирус, вирус кори), реже – грибки. Возможен также конъюнктивит аллергического происхождения. Факторами, способствующими развитию заболевания, являются грязные руки, переохлаждение (перегревание), снижение иммунитета, простуда. Клиника в остром периоде достаточно характерная:

  • выделения (серозные или гнойные), они склеивают ресницы, утром из-за них тяжело открыть глаз;
  • покраснение конъюнктивы (вызванное усилением ее сосудистого рисунка);
  • зуд, чувство песка в глазах, светобоязнь;
  • отек век;
  • повышенная температура тела, нарушение общего состояния (не всегда).

Конъюнктивит опасен своими осложнениями. К примеру, кератит вызывает помутнение роговицы, снижение зрения. В ослабленных или недоношенных детей распространение инфекции может спровоцировать отит и, даже, воспаление мозговых оболочек (менингит).

Поэтому самостоятельное лечение патологии не приветствуется, лучше доверится офтальмологу, который проведет необходимые исследования (диагностика возбудителя и его чувствительность к препаратам) и назначит адекватную терапию.

  1. В зависимости от микроорганизма, вызвавшего конъюнктивит, используют местные антибактериальные или противовирусные препараты.
  2. При болезни аллергического происхождения исключают провоцирующий фактор и назначают антигистаминные средства.
  3. Лечение применяют для двух глаз, даже если болен только один. Нанесение препаратов начинают со здорового глаза.
  4. Дополнительно промывают глаза отваром ромашки, настоем крепкого чая.

Блефарит

Блефарит – это длительно протекающий воспалительный процесс ресничных краев век. Вызывают его бактерии, вирусы, грибки и паразиты. Есть также блефариты неинфекционной природы: аллергического происхождения, или спровоцированные неадекватным лечением других глазных болезней (близорукость, астигматизм, дальнозоркость). Неправильный гигиенический уход, недостаточное времяпрепровождение на свежем воздухе, ослабление иммунитета, переохлаждение, хронические очаги инфекции повышают риск развития воспаления век.

Родители могут заподозрить блефарит по таким признакам:

  • покраснение и отек век;
  • жжение и зуд (из-за этого дети часто трут глаза);
  • патологические выделения, серо-белые чешуйки или язвочки на краях век;
  • слезотечение, легкая светобоязнь;
  • нечеткость зрения;
  • повышенная утомляемость.

Лечение включает обработку краев век дезинфицирующими растворами (бриллиантовый зеленый, отвар ромашки), применение антибактериальных мазей (тетрациклиновая), смягчение чешуек (вазелином, ланолином), их удаление. Также используют аппаратную физиотерапию, витаминотерапию. Необходима борьба с сопутствующими инфекциями, здоровый образ жизни.

Ячмень

Воспаление волосяной луковицы века или его сальной железы (ячмень) спровоцировано воздействием бактериальной инфекции, чаще всего – золотистого стафилококка. У детей ячмень может свидетельствовать о снижении иммунитета, глистной инвазии, эндокринных нарушениях, хронических заболеваниях.

Клиника этого заболевания знакома многим:

  • боль и зуд века;
  • местные отек и покраснение;
  • в области болезненного бугорка через 2 дня появляется «головка», через которую просвечивает гнойное содержимое;
  • если ячмень внутренний, основная припухлость находится со стороны века, прилегающей к глазному яблоку, а прорыв гноя происходит в конъюнктиву;
  • частый симптом у детей – повышение температуры тела, общее недомогание.

К ячменю не стоит относиться легкомысленно, потому что в ряде случаев он может завершиться тяжелыми осложнениями: флегмона орбиты, менингит.

Лечение назначает детский офтальмолог после объективного исследования и оценки лабораторных показателей.

  1. Антибактериальные препараты местного действия (мази, капли).
  2. Промывание антисептическими растворами.
  3. Противовоспалительная температура (снимает болезненные ощущения, понижает температуру).
  4. Сухое тепло (УВЧ).

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2-3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2-3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2-3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4-5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций — плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 -7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Незрелость коры головного мозга ребенка лечение

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Незрелость головного мозга, или «горе от ума»

Довольно часто можно увидеть такой диагноз, как «незрелость головного мозга». Причем, если вы откроете учебники по неврологии, психиатрии, реабилитации инвалидов, по наследственным заболеваниям – то там вы такого диагноза не найдете.

Вы наткнетесь на системные атрофии, на врожденную умственную отсталость, или олигофрению, от дебильности до идиотии, на перинатальные поражения центральной нервной системы, или даже на загадочную лиссэнцефалию, которая является сглаживанием борозд головного мозга. Но такого понятия, как незрелость головного мозга у детей, а тем более такого диагноза, вы там не найдёте.

Но существует официальная международная классификация болезней 10-го пересмотра, согласно которой каждый прием врача, как амбулаторно, так и стационарное ведение пациентов, от роддома и до последнего вздоха кодируется особым буквенно-цифровым обозначением, или кодом. Просмотрев все разделы, от онкологии до паразитарных инвазий, и от нервных болезней до травм, вы также не найдете такого диагноза, как «незрелость коры головного мозга» В чем же дело?

Озабоченность мам, или откуда ветер дует

Если мы не нашли про этот диагноз ничего официального, давайте обратимся к рунету – русскоязычному сегменту интернета, в котором и «муссируется» эта загадочная «незрелость коры головного мозга ребенка». Вы думаете, этот диагноз фигурирует в медицинских интернет – изданиях, обсуждается на консилиумах специалистов, и известные врачи-неврологи серьезно обсуждают его особенности?

Вовсе не так. Все, что можно о нем прочитать, не выходит за пределы форумов взволнованных мам, и ситуация вполне ординарная: «Я пришла из поликлиники (кабинета УЗИ) сегодня в шоке (в истерике, на ватных ногах). Мне (нам) сказали, что у моей дочи (сыночка, внучки) признаки незрелости головного мозга. Девочки (подружки, люди), скажите мне, что это такое и КАК НАМ С ЭТИМ ДАЛЬШЕ ЖИТЬ.

В этих чатах плещется непонятная мутная волна совершенно неясного диагноза, и при этом никому не приходит в голову, что ребенок – и есть незрелое существо. Его задача – расти и развиваться.

Почему – то никто из мам на сайте не напишет, например, про всем известную врожденную умственную отсталость, то есть олигофрению, например, следующее: «Девочки, у моего сына 11 лет плохая успеваемость, замедленное развитие, нас перевели в спецшколу, длительно лечимся у психиатра и логопеда, наконец, провели тесты, проверили память, внимание, умственные способности и сказали: ваш сын дебильный…». Понятно, почему такой диагноз никого не шокирует: потому что для олигофрении все давно предусмотрено: и критерии диагноза, и симптоматика, и причины, и средства реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых

Одним словом – это известная и печальная тема

Понятно, почему такой диагноз никого не шокирует: потому что для олигофрении все давно предусмотрено: и критерии диагноза, и симптоматика, и причины, и средства реабилитации и социальной адаптации умственно отсталых. Одним словом – это известная и печальная тема.

Другое дело – непонятная и страшная «незрелость коры головного мозга ребенка».

Проверка боем

Всем известно, что именно кора головного мозга – это то, что отличает человека от обезьяны.

Кора – это эмоции, абстрактное мышление, уровень коммуникации, словарный запас, склонность к анализу, мелкие моторные навыки, поведение, темперамент, характер. Кора – это то, что делает нас личностью.

И естественно, что говорить о признаках незрелости коры головного мозга нужно не у малыша, или, тем более, новорожденного, а у взрослого и сформировавшегося человека.

Удивительно, не правда ли? Казалось бы, после этапа полового созревания, когда формирование человека закончено, можно вполне разграничить норму и патологию, но такого диагноза не ставят и взрослым.

Есть шизофрения, биполярное расстройство, посттравматическая энцефалопатия, эпилептоидная и истероидная психопатия и масса других, но совершенно конкретных диагнозов, которые разграничивают норму и болезнь в неврологии и психиатрии.

Но почему – то такой странный диагноз «незрелости» ставится исключительно малышам, и исключительно в российских поликлиниках.

Народ опешил! Суставы восстановятся за 3 дня! Приложите…

Мало кто знает, но именно это лечит суставы за 7 дней!

Анатомия плечевого сустава

Плечевой сустав — конструкция в человеческом теле достаточно сложная. Чтобы понять, как он функционирует и в какой ситуации появляется риск травмирования, нужно, для начала, разобраться с его строением и анатомическими особенностями.

Строение сустава

Костной основой плечевого сустава являются:

  • лопатка с суставной поверхностью и 2 отростками (плечевой и клювовидный);
  • плечевая кость с её головкой;
  • ключица.

Перечисленные костные элементы соединены между собой за счет целого ряда связок, а именно:

  • коракоакромиальная связка — натянута между клювовидным отростком лопатки и плечевым отростком лопаточной кости;
  • коракогумеральная — связка, натянутая между головкой плечевой кости и головкой плечевой кости;
  • суставная капсула — связка, охватывающая головку плечевой кости и прикрепляющаяся по краям суставной поверхности лопатки. Она образуется за счет верхней, средней и нижней суставно-плечевых связок;
  • Акромиально-ключичная связка — между ключицей и плечевым отростком лопатки. Хоть она и не имеет отношения к плечевому суставу непосредственно, однако движения плеча без сопутствующего движения в ключично-акромиальном сочленении не возможны. Речь идет об отведении руки выше 90 градусов, вращении руки, сгибании плеча выше 90 градусов.

Мышечный компонент плечевого сустава

Внутренняя поверхность лопаточной кости выстлана подлопаточной мышцей. Она отдает свое сухожилие к головке плечевой кости. Это первая мышца, сухожилие которой образует ротаторную манжетку. Кстати, травма сухожилия плеча — довольно часто встречается в спортивной практике. Её опасность в том, что нередко лечение такого повреждения не обходится без хирургического вмешательства.

На внешней поверхности лопатки (или по задней поверхности, если соблюдать анатомическую классификацию BNA) расположены две мышцы:

  • надостная;
  • подостная.

Дело в том, что эти мышцы прикрепляются непосредственно к телу кости и обоснованием для их названия является костный ориентир на теле лопаточной кости — ось лопатки. Сухожилия обеих этих мышц крепятся к головке плечевой кости, соответственно, они — номер два и три среди мышц ротаторной манжетки.

От латерального края средней трети тела лопатки к головке плечевой кости тянется четвертая мышца, образующая ротаторную манжетку плеча — малая круглая мышца. Роторная манжетка укрепляет плечевой сустав и задает правильное положение головке плечевой кости.

Роль бицепса и дельты в работе плеча

Сухожилия головок бицепса «укрепляют» плечевой сустав по передней поверхности: длинная головка крепится к надсуставному бугорку лопатки, а короткая — к клювовидному отростку лопатки. Обе головки образуют мышечное брюшко, крепящееся широким сухожилием к бугристости лучевой кости. Таким образом, бицепс сгибает не только локтевой сустав, но и участвует в сгибании плеча.

Длинная головка трицепса берет начало на подсуставном бугорке лопатки, участвует в укреплении плечевого сустава по задней поверхности. Все три головки, при совокупном напряжении, способствуют разгибанию плеча.

Дельтовидная мышца покрывает сверху весь сустав, объединяя в единое целое весь пояс верхней конечности (ключицы, лопатки, плечевые кости) и непосредственно обеспечивая весь спектр движений в плечевом суставе. Такое функциональное объединение возможно за счет того, что точки крепления объединяют все означенные области. Сама мышца, функционально, может быть разделена на три «порции»:

  • передняя — обеспечивает подъём руки перед собой;
  • средняя — отвечает за отведение руки от тела;
  • задняя — обеспечивает отведение плечевой кости назад.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector