- Кусается ребенок дошкольного возраста
- Список литературы:
- Что нельзя делать родителям
- Что делать, чтобы отучить кусаться?
- # 2: кормление грудью от отвлекающих факторов
- Покусы в детском саду: как быть родителям
- Ваш кусается сам
- Вашего кусают другие
- Что делать, если ребенок кусается?
- Ребенок кусается в два года
- Как искоренить вредную привычку
- Как работать с малышами?
- Поведение на границе нормы
- Что делать
- Как нельзя себя вести
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.
Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.
Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.
Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится
Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом
Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.
Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына
Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно
То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.
Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
У восприятия малышей есть некоторые особенности:
ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.
Например:
«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»
«Я позову маму»
«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»
«Нет»
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии2,3
Автор Фёдор Катасонов | Научный редактор Мария Гантман |
Список литературы:
«Behavior or Conduct Problems in Children»;
Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;
«Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.
Что нельзя делать родителям
В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.
Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.
Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.
- Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
- Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
- Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ».
Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
- Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
- Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.
Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.
Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!
Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.
Что делать, чтобы отучить кусаться?
Причину определили, но какие методы выбрать и что делать, если ребенок кусается? Как воздействовать, чтобы не усугубить ситуацию и не травмировать ребенка грубыми действиями. Все зависит от возраста, особенностей развития, принципов воспитания и психологического климата в семье.
- Сначала стоит рассмотреть: как отучить ребенка кусаться в 1 год.
Если у малыша лезут зубки, нужно предложить силиконовые игрушки с пупырышками, которые массажируют десна. Их можно приобрести в аптечной сети или детских магазинах.
Особенно часто малыш кусается во время кормления. Как только кроха начал «баловаться», прикусывая грудь, сразу заберите ее. Он быстро поймет, что его кусание ведет к потере любимой груди.
Ни в коем случае нельзя использовать совет некоторых доморощенных психологов, говорящих, что нужно тихонько щипать малыша, когда он укусил при кормлении. Якобы после этого его действие будет ассоциироваться с болью. Да, а еще у него будет понимание, что его мама не взрослая и адекватная женщина, а беспомощное существо, которая решила устранять проблему с годовалым ребенком, через причинение ему боли.
Смотрите мой видеоурок как отучить ребенка кусаться:
- Как отучить ребенка кусаться в 1.5 года?
Для детей постарше, можно прибегнуть к следующим методам:
Если наблюдается слабость жевательных мышц, он будет кусаться не со зла. Крохе необходимо их развивать. Для этого чаще давать грызть яблоко, морковку, капусту
Хорошо помогают упражнения по надуванию воздушных шариков или мыльных пузырей.
Важно объяснять неприемлемость такого поведения, он уже все понимает. Присядьте, посмотрите в глаза и скажите, что не разрешаете себя кусать
Если ребенок повторяет свое поведение – перехватите его до момента укуса, разверните от себя и легонько подтолкнув отдали от себя, лишая контакта и близости. В течение 1-2 минут игнорируйте ребенка.
В 1.5 года ребенок не очень хорошо понимает слова и объяснение действиями сработает гораздо лучше.
Смотрите семинар по восстановлению материнского авторитета Мама-главная!>>>
Если через кусание ребенок пробует добиться от вас чего-то желаемого, но запрещенного, такой подход нужно пресекать. У ребенка не должно быть опыта получения желаемого через причинение боли другому человеку
В этом случае вам стоит особое внимание обратить на то, как вы взаимодействуете с ребенком, часто ли идете у него на поводу. Действуйте как в предыдущем пункте.
Воспитание сочувствия – задача для родителей
Если так получилось, что ребенок причинил вам боль, то пусть муж, бабушка или те, кто находятся рядом, пожалеют вас. Таким образом потихоньку и ребенок начнет понимать понятия «больно» и «пожалеть».
Телесные наказания недопустимы.
- Малыш подрастает, а привычка не уходит. Как отучить ребенка кусаться в 3 года. В таком возрасте рекомендуется:
Если вам сложно сдержать свои эмоции, действуйте по методике из курса Мама, не кричи!>>>
Нельзя ругать в присутствии посторонних. Если кроха посещает детский сад, поговорить с воспитателем, чтобы его публично не наказывали. Это может еще больше озлобить ребенка. Кусая, он будет показывать свой протест. Подробнее о ситуации когда ребенок кусается в детском саду>>>
Если дитя кусается, чтобы выпустить агрессию, нужно придумать ролевые игры и поиграть с ним тематически: «как я веду себя, если у меня забрали игрушку» или придумать подобную ситуацию. Почитать ему истории. Существуют терапевтические сказки, после которых нужно пообщаться, обсудить возникшие вопросы по предложенной автором схеме.
Телесные наказания не применимы, они могут только ожесточить ребенка. В любых спорных ситуациях можно найти обходной путь не вступая в прямой конфликт с ребенком
В рамках интернет-курса Послушание без криков и угроз вы освоите более 15 способов как быстро договориться с ребенком и сохранить дружеские отношения.
Важно научить малыша просить прощение у того, кому он причинил боль.
Стоит знать, что через эту проблему проходит много родителей, ее не стоит игнорировать и действуя правильно при первых попытках укусить, вы быстро научите ребенка другим способам проявления своих эмоций.
- Как отучить ребенка грызть ногти
- Как отучить ребенка сосать палец
- Как не кричать на ребенка
# 2: кормление грудью от отвлекающих факторов
Тогда, наблюдая за ним, когда он кормит, тоже может помочь. Если он, кажется, играет, или получает озорной взгляд на лице, вы можете сломать всасывание и быстро снять его. С нескольких месяцев или около того многие дети отвлекаются от того, что происходит вокруг них, когда они питаются.
Кормление от отвлекающих факторов может помочь вам и вашему ребенку полностью сосредоточиться на грудном вскармливании. Ваш ребенок с большей вероятностью будет прикрепляться, активно кормить и оторваться, когда он будет сделан. Таким образом, кормить ребенка от отвлекающих факторов может помочь остановить его кусание.
Покусы в детском саду: как быть родителям
В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками. Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей
Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться
Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.
Ваш кусается сам
Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.
Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство.
В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.
Вашего кусают другие
Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!
С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.
Что делать, если ребенок кусается?
Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention)1 рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.
Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.
Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.
Ребенок кусается в два года
Основные причины кусания в возрасте двух лет – еще несформировавшиеся навыки общения. Таким способом ребенок старается отстоять свою позицию, поскольку иначе он сделать этого не может. Обычно ребенок уже хорошо понимает смысл запретов родителей, но не в состоянии найти иного способа добиться цели и кусает другого вполне осознанно.
Маме при попытке малыша укусить другого ребенка можно предотвратить укус, отвлечь ребенка на новую игру или поручить ему какое-нибудь дело. Если же инцидент всё же произошел, нужно строго и коротко объяснить, что так делать нельзя. Затем следует вместе с ребенком подойти к укушенному малышу и попросить прощения. Необходимо показать ребенку, как можно пожалеть другого человека: обнять, погладить место укуса, поделиться игрушкой. Нельзя позволять родителям укушенного ребенка кричать на вашего малыша или проявлять другие признаки агрессии. В таких случаях нужно взять малыша за руку и увести с места, где произошел инцидент (детская площадка, игровая комната)
После этого важно в тихой обстановке спокойным голосом объяснить ребенку причины возникшего конфликта. Нужно сказать, что он поступил неправильно
Ребенок должен научиться проявлять лидерские качества другим способом, например в соревновательных или командных играх. Необходимо объяснить, что своим поведением малыш только отталкивает от себя других детей, которые могут отказаться с ним дружить и играть.
Как искоренить вредную привычку
Оцените эмоциональную обстановку в семье. Психологи утверждают, что в семьях, где царят скандалы и выяснение отношений на повышенных тонах, чаще всего младшие становятся неуравновешенными и агрессивными. Сведите все конфликтные ситуации на нет и посмотрите, как изменится поведение вашго малыша.
- Проблема многих родителей в том, что они не уделяют должного внимания. Старайтесь как можно больше посвящать времени ему, узнайте, как прошел его день, чем он занимался и чему научился.
- Обязательно хвалите за новые достижения, обнимайте и дарите свое тепло. Тактильные ощущения важны для установления связи между малышом и мамой. Во время поцелуев вырабатываться гормон «окситоцин», он отвечает за привязанность между людьми. Обласканный и любимый малыш просто не имеет оснований для укусов.
Как работать с малышами?
Обычно, отучить маленького ребенка кусаться не так сложно. Многим деткам достаточно увидеть, что их действия вызывают явное недовольство мамы, чтобы они больше не пытались использовать свои зубки не по назначению.
Как правило, малыши преимущественно кусают маму и других родственников. Если укусы спровоцированы зудом в деснах, то нужно просто помочь своему крохе: приобрести специальные силиконовые кольца и игрушки, которые он мог бы грызть в свое удовольствие. Можно использовать и специальный гель, оказывающий анестезирующее действие и снимающий дискомфорт. Такое средство может выписать педиатр.
Если же малыш кусается намерено, то нужно сразу же резко и твердо пресекать попытки. Например, если младенец прикусил грудь во время кормления, нужно тут же вынуть у него изо рта сосок и завершить трапезу. У ребенка должна сложиться устойчивая ассоциация: укус – отъем груди. То есть, он должен понять, что последствия нанесенного им укуса будут неприятными для него самого.
Нередко бабушки дают совет: укусить малыша в ответ. Мол, он почувствует, что это неприятно и больно, и бросит свою вредную привычку. Однако психологи категорически не рекомендуют этого делать. Во-первых, вряд ли мама или папа решатся действительно чувствительно прикусить малыша, поэтому он может воспринять данное действие, как приглашение к занимательной игре. Во-вторых, родители должны служить ребенку примером, а если они позволяют себе кусаться, то вряд ли малыш поймет, что он делает плохо.
Если укусы ребенка – это следствие его излишней эмоциональности, то нужно на некоторое время оградить его от ярких впечатлений, отдавая предпочтение спокойным занятиям. А вот двигательную активность, напротив, нужно всячески поощрять.
Вот основные методики, которые помогают избавить от привычки кусаться малыша в возрасте около года:
Ограничение общения. При попытках ребенка причинить боль, нужно немедленно сворачивать с ним общение, предварительно строго сказав ему, что такое поведение вас огорчает. Чтобы ребенок лучше воспринимал, что ему говорит взрослый, стоит присесть передним на корточки, чтобы глаза взрослого и ребенка были примерно на одном уровне.
Если малыш укусил в порыве эмоций, но тут же пожалел об этом, стоит воспользоваться ситуацией для развития чувства сопереживания. Пусть кроха пожалеет пострадавшего, погладит укушенное место.
А вот педиатры утверждают, что иногда причиной склонности к нанесению укусов у детей старше двух лет является свидетельством слабости жевательных мышц и высокой тактильной чувствительностью. В этом случае, малышу следует ежедневно давать твердую пищу (яблоко кусочком, морковку). Также полезно учиться надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри, играть на дудочке. Эти простые действия укрепят мышцы и поубавят желания кусаться
Поведение на границе нормы
Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.
Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.
Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах
И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).
Возраст детей | Наиболее вероятные проявления негативных эмоций | Физиологические причины | Психологические причины | Стратегии поведения взрослых: Э — эффективная Н — неэффективная |
---|---|---|---|---|
3-11 месяцев | Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела | Прорезывание зубов, болевые ощущения | Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления | Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование |
1 год | Укусы, удары или плач во время игры | Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе | Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения | Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса — твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование |
2 года | Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. | Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы | Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания | Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания |
3 года | То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите | Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системы | Кризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоций | Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты |
4 года | Любые из приведенных ранее | При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины — только психологические | Кризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенность | Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ |
Старше 4 лет | Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу — для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа — также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании |
Что делать
Если ваш ребенок щипается, что делать в подобной ситуации становится главным интересующим вопросом.
- Если поведение малыша сформировано под влиянием других детей, которые щипаются, то необходимо:
- изолировать его от подобного общения;
- подобрать ему компанию или показать личный пример, как нужно себя вести с другими людьми.
Если ребенок 2 года щипается, с ним уже можно поговорить, как со взрослым
Объясните карапузу, что свое негодование можно выражать словами, а не щипанием.
Если действия ребенка вызвано недостатком внимания со стороны родителей, проводите с ним больше времени, показывайте, что он вами любим.
Если поведение обусловлено попытками получить побольше грудного молока из-за его недостаточной секреции, то нужно пересмотреть свой рацион и начать употреблять продукты, повышающие лактацию.
Если малыш ведет себя подобным образом в детском саду, таким образом, пытается оградить себя от других детей, объясните, почему так важно находится в социуме.
Если ребенок в год щипается, когда сосет грудь, то стоит отодвигать ее. Таким образом, должен вырабатываться рефлекс, ущипнул – лишился возможность лакомиться грудным молоком.
Как нельзя себя вести
- Никогда не отвечайте малышу его же действиями. Урок ребенок не получит, а обозлиться на вас сможет.
- Не нужно посылать карапуза в свою комнату, чтоб он подумал над своим поведением.
- Не говорите, что он хулиган или самый плохой и непослушный ребенок на свете.
- Не стоит предлагать карапузу щипать подушку вместо вашей руки, так проблема никуда не денется.
- Не требуйте от ребенка объяснений своего поступка, попытайтесь поговорить, а еще лучше самостоятельно проследите, что вызывает такое поведение.
- Нельзя молчать и делать вид, что ничего не произошло с надеждой, что вас больше не тронут. Рекомендуется, слегка вскрикнуть, чтоб ребенок понял, что причинил вам боль.
- Никогда не ссорьтесь в его присутствии. Ваше поведение может оказывать негативное влияние на карапуза, в действительности, щипанием он будет проявлять свои внутренние переживания.
- Никогда не бейте ребенка по рукам за то, что он так себя ведет.