Ребенок рисует черным цветом – что это значит: мнение психолога

Первые изображения: «Встань передо мной, как лист перед травой»

Между 2,5 и 3 годами в детском рисовании совершается революция. Ребенок неожиданно обнаруживает, что его «каляки-маляки» могут быть похожими на что-то, могут что-то значить. Так ребенок открывает для себя знаковую функцию рисования – возможность линий, пятен, точек обозначать собой нечто другое

Несовершенство графический формы не мешает сути дела – теперь ребенок открывает для себя возможность говорить на изобразительном языке обо всем, что для него важно

Первые детские изображения хаотически раскиданы по листу бумаги – ребенок рисует там, где есть свободное место, и поэтому легко поворачивает лист под удобным для себя углом. Для него нет ни верха, ни низа

На этом этапе ребенку важно, что он может нарисовать того, кого хочет. Это похоже для него на магический акт: «Встань передо мной, как лист перед травой». Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть

Захотел – нарисовал, вызвал из небытия, заставил быть.

Ребенок наслаждается новой способностью населять пространство листа бумаги любыми персонажами, подвластными ему как своему творцу. А интеллектуальная задача, которую ребенок решает, состоит в том, чтобы выделить необходимые и достаточные признаки, нужные для сущностной характеристики персонажа, – чтобы человек отличался от собаки, собака – от мышки или птички. («Человек ходит стоя, а собака – лежа. У человека две ноги, а у собаки много и еще хвост».)

Как рисунок расположен на листе

Все пространство листа можно представить как известную со школы систему координат с двумя осями. Точка их пересечения – это центр листа. Самый благоприятный вариант – когда рисунок находится именно в центре.

Вертикальная ось — самооценка ребенка и его ощущение своего положения в коллективе.

  • Рисунок смещен по вертикали вверх – высокая самооценка, желание завоевать высокое положение в коллективе (иногда такие детки страдают как раз от того, что их собственное высокое мнение о себе не разделяется окружающими).
  • Рисунок смещен по вертикали вниз – заниженная самооценка, робость, низкая уверенность в себе, шаткое положение в коллективе (ребенка не признают в коллективе.

Горизонтальная ось — ось времени. Левая часть оси ассоциируется с прошлым, а правая – с будущим.

  • Рисунок расположен левее от центра – ребенок больше устремлен в прошлое. Такие дети больше «в себе», строят мало планов и мало мечтают, проявляют мало активности.
  • Рисунок расположен правее от центра – ребенок устремлен в будущее, он часто на позитивной волне, очень деятельный и активный.

Цветотерапия для детей

О чем расскажет детский рисунок

Любой рисунок в той или иной мере отражает внутренний
мир его автора.

Один и
тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски,
формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Любое
изображение сначала возникло в голове, а потом уже отразило на бумаге мысли и
чувства автора. 

Особенно
ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вы вод на основании
одного рисунка: «Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него
депрессия»

Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного
художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или
двух.

Прежде всего – обратите внимание на сюжет
рисунков

Наиболее
частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и
 деревья, трава и цветы.

Отсутствие людей на рисунках может указывать на
трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных
животных указывает на напряженное состояние ребенка.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие,
динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально

Таким образом, он
готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не
растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест,
бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к
роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Цвет передает эмоции.

При
анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие
которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок
выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать

Или красным
нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий – цвет уверенности и спокойствия. Школа синего
цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность,
конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный
настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые
переживания, если его слишком много в рисунках.

Независимо
от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры
сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего
малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей
бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

 Размер деталей рисунка.

Важен
как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных
деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость,
тревогу юного художника

Расположение рисунка выше средней линии листа говорит
о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе.

То, что
для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо – маленьким.
Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто
оказывает на него наибольшее влияние

А незначимые детали может вообще
опустить. Обратите внимание, если пропущены руки – это указывает на трудности
во взаимодействии с окружающим миром, в частности в общении. Сильно увеличенный
размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над
чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей
указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их
словам.

 Главное.

Помните,
что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка. Какие
эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх, одиночество
– что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам своим
рисунком?

Уважаемые родители, попробуйте порисовать вместе со своими детьми, и Вы увидите и почувствуйте какой интересный и богатый внутренний мир Вашего ребенка!

А темы рисунка могут быть совершенно разными – например “Мои эмоции”, “Несуществующее животное”, “Сегодняшнее настроение”, “Моя семья в образе животных”, Я и мои любимые герои” и многие др.

Ужас! Почему ребенок рисует черным цветом?

Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста очень любят рисовать. Обычно взрослые всячески поддерживают творческое развитие детей. Родители любуются рисунками ребенка, украшают ими дом, показывают знакомым и дарят бабушкам.

Спешу Вас успокоить! Не все так страшно. Зная несколько особенностей интерпретации детских рисунков, вы сможете разобраться и понять, что с вашим ребенком на самом деле все в порядке!

Существует несколько мифов, касающихся детских рисунков. Давайте разберемся.

Это исковерканное мнение о рисуночных тестах, которое получило распространение среди людей, которые далеки от профессиональной психологической диагностики.

Например, что значит, если ребенок рисует маму на расстоянии?  Если взять этот факт отдельно, то он говорит о том, что ребенок воспринимает маму изолированно от семьи, дистанционно. Неужели у мамы с малышом потерян контакт?!

А если поговорить с малышом? Спросить у него: «А что ты здесь нарисовал? Что изображено?». Он может рассказать, что это его папа забрал из детского садика, и они идут домой, а это — мама, которая тоже едет домой с работы.

И это может быть действительно реальный каждодневный опыт ребенка: папа его забирает из садика, и с мамой они встречаются уже дома. А время проведения встречи психолога и ребенка может быть как раз уже после сна, когда малыш уже ждет папу. Соответственно, в данном случае разделения семьи в восприятии ребенка нет.

Одно дело, когда ребенок рисует для любимой мамочки: он старается, чтобы все вышло красиво.

И совсем другое дело, когда ребенок рисует для какого-то взрослого, который сейчас к нему пристал и что-то от него хочет,  и стараться для которого желания нет вовсе.

И тогда взрослые могут подумать, что ребенок плохо рисует. Хотя, во втором случае рисунок может быть очень формальным: вполне вероятно, что  ребенок рисовалтолько для того, чтобы отвязаться побыстрее и пойти  играть дальше.

Не стоит интерпретировать детские рисунки  на основании лишь того, что изображено на них.  Все рисуночные тесты относятся к широкому спектру методик, который носит название «Проективные методы», и все они не достаточно объективны.

Мы смотрим на рисунок сквозь призму своего восприятия, что может искажать суть рисунка.

Отвечая на вопрос «Что значит, если ребенок рисует брата очень далеко?», мы ошибочно можем подумать, что отношения с ним в семье холодны. А на самом деле может оказаться, что это старший брат,  и он сейчас в командировке в другом городе.

На что стоит обратить внимание?

Посмотрите на детский рисунок более внимательно – и вы узнаете своего ребенка намного лучше. О чем он думает и мечтает? Чего он боится? Как он видит мир вокруг себя?

До 3-4 лет малыши только осваивают карандаши и фломастеры. Самые первые рисунки, как правило – всем известные “головоноги” – кружочки с палочками (руками и ногами) и глазками. А вот рисунок ребенка 5-7 лет уже довольно полно отражает и его внутренний мир, и его восприятие окружающего пространства.

Обращайте внимание на рисунки ребенка в целом. Какие эмоции они передают? Какое общее впечатление складывается? Как вам кажется, какие чувства испытывал ребенок, пока рисовал – он радовался, грустил, злился, сожалел о чем-то?. Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии

Лучше всего, если вы посмотрите на разные рисунки, потому что отдельно взятая картинка может быть и случайной, и просто говорить о каком-то мимолетном состоянии.

Рисование чёрным цветом как вариант нормы

Бывают ситуации, когда рисование чёрным цветом — не следствие каких-то серьёзных проблем у ребёнка, а вариант нормы.

У малышей

Хорошо различать основные цвета дети начинают примерно в трёхлетнем возрасте. Однако даже после этого для малышей выбор цвета во время рисования не является важным. Им абсолютно всё равно, будет домик красным, жёлтым или зелёным. Главное — чтобы рисунок был ярким, контрастным и отчётливым. Один из самых подходящих цветов для этой цели — чёрный. Поэтому если дети до четырёх лет в своём творчестве часто используют чёрный цвет, родителям не стоит беспокоиться и мчаться за помощью к психологу. Такое явление абсолютно нормальное и не указывает на какие-то психологические проблемы у малыша.

Маленькие дети выбирают чёрный цвет для рисования, потому что он яркий и контрастный

У детей в возрасте 5–10 лет

В возрасте 5–10 лет ребёнок уже рисует осознанно. Выбор цвета для него становится важным фактором для получения нужного результата. Однако и в этом возрасте любовь к рисованию чёрным цветом может быть не опасным, а нормальным явлениям:

  • если ребёнку просто нравится этот цвет, ведь он яркий и выразительный;
  • если у ребёнка закончились краски другого цвета;
  • если ребёнок увлечён таким видом изобразительного искусства, как графика. В отличие от живописи в графике при создании рисунков используются 1–2 цвета. Наиболее часто основным цветом является чёрный. Графическое изображение обычно строится при помощи нанесения на лист бумаги чёрных линий, пятен, штрихов;

  • если ребёнок рисует чёрным цветом не постоянно, а эпизодически. Такие рисунки могут указывать на кратковременные физиологические или психологические проблемы у детей:
    • недомогание;
    • плохое настроение;
    • переживание по поводу плохих оценок, отношений с друзьями и родителями и т. д.

Наиболее часто негативные эмоции при помощи рисования чёрным цветом выражают «закрытые» дети, которым не свойственно делиться с окружающими своими проблемами. И в таком поведении, если оно имеет недолговременный характер, нет ничего ненормального.

У подростков

Подростковый период — сложное время для любого ребёнка. И речь идёт не только о физиологических изменениях в организме, но и психологических

В этом возрасте ребёнку важно утвердиться как личность. И это получается далеко не у всех

Очень часто барьером для достижения цели становится избыточный контроль со стороны родителей, учителей и других взрослых. Распространённая причина рисования чёрным цветом у подростков — низкая самооценка и несамостоятельность.

А также часто именно в подростковом возрасте ребёнок первый раз влюбляется. И нередко случается, что влюблённость оказывается безответной. В такой ситуации ребёнок огорчается и может при помощи рисования чёрным цветом выплёскивать свои эмоции.

Подросток может начать рисовать чёрным цветом, если он переживает из-за безответной любви

Опять же, если подросток рисует чёрным цветом эпизодически или кратковременно, то тревожиться родителям не стоит. Ребёнок должен уметь по-своему переживать не только радостные, но и негативные эмоции. Одни дети во время стресса начинают активно заниматься спортом, другие — уходят с головой в учёбу, третьи — рисуют чёрным цветом. Все эти способы абсолютно нормальные.

А так же подростки, как и дети более младшего возраста, могут попросту любить чёрный цвет или увлекаться графическим рисунком.

Что делать родителям

Если вы убедились, что ребёнок рисует чёрным цветом по неопасным причинам, то лучше вовсе не вмешиваться в его творчество. Ни в коем случае нельзя прятать от ребёнка чёрные краски или запрещать ему ими рисовать. Такое поведение взрослых вызовет протест у ребёнка и всплеск негативных эмоций.

Если рисование чёрным цветом вызвано незначительными психологическими проблемами, то самое лучшее, что вы можете сделать для ребёнка — поговорить с ним в спокойной обстановке и обсудить, как исправить ситуацию.

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.

  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета.

    Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три – различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой.

В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 4–5 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 8–14 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Мнение психолога

Каждый детский рисунок, как и его автор, уникальны и неповторимы. «Причесывать» всех детей под одну гребенку нельзя. Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов

Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует

Нередко цветовые тесты пытаются проводить в детских садах «умные» и «образованные» психологи с «многочисленными рекомендациями». Была бы моя воля, такие эксперименты я бы запретила на законодательном уровне. Потому что, каждый, кто изучал возрастную психологию в университете, как дважды два знает, что тестировать дошкольников тем же методом Люшера – неинформативно. И уж тем более делать какие-то негативные выводы на основе черно-белого творчества дошкольника!

Видеоконсультацию психолога о том, почему рисунок рисует черным, смотрите ниже:

Единственная допустимая диагностика по рисунку имеет право на существование при подготовке к школе. Школьный психолог может попросить шестилетнего ребенка нарисовать свою семью, например, или себя самого. И вывод будет делать строго ограниченный – умеет ли малыш рисовать пропорционально, и хорошо ли развита у него рука для последующего письма. И никаких тебе «рисует черным – значит, маньяк!».

Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту.

Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Да очень просто. Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит.

Впрочем, если малыш начал рисовать черным после какого-то стресса, не спешите записывать его в число депрессивных, страдающих людей. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.

Посмотрите видео, в котором психологом высказано одно из мнений по поводу того, почему ребенок может рисовать черным цветом:

Основные причины

Факторы, влияющие на выбор черного цвета, могут быть как связаны с психологией, так и не иметь к ней отношения, например:

  • Нужный карандаш или краска отсутствуют. В этом случае коричневый или синий цвета малыш может заменить на другой, если нужно нарисовать землю или тучи.
  • Часто малыши выбирают черный цвет, т.к. он им кажется самым контрастным, самым ярким, т.к. его лучше всего заметно на белом листе бумаги.
  • Черный цвет необходим для определенной техники рисования или замысла. Монохромность характерна для многих видов графики, вероятно, начинающий художник пытается воспроизвести понравившееся изображение.
  • Мама из соображений практичности покупает себе и малышу одежду темных тонов. Или в доме есть красивые вещи черного цвета. Тогда ребенок просто рисует то, что ему нравится.

Очень хорошо о причинах выбора ребенком черного цвета и не только рассказывает Юлия Елистратова:

К психофизиологическим факторам относятся:

  • Присутствие человека или животного, которых малыш считает опасными. Эта причина проявится в рисунке, если маленький художник изобразит ее черным карандашом или краской.
  • В семье не оказывают должного внимания ребенку. В этом случае он попытается подчеркнуть свою значимость рисунками, в которых доминируют оттенки угля и смолы.
  • Конфликты и напряженные отношения между членами семьи.
  • Смена погоды или усиливающееся недомогание. Чувствительные дети в этот период часто используют грязноватые оттенки в рисунках.

Неопределенность с выбором цвета может быть связана с возрастными особенностями. Когда ребенок любит черный цвет в определенном периоде, о чем это говорит:

До пяти лет

От рождения ребенок не может видеть оттенки окружающей обстановки. В два месяца младенец начинает фокусировать взгляд, в три – различает желтый и красный. И годовалый, и двухлетний человечек буквально пробует все на вкус и цвет.

Он с готовностью будет рисовать любой краской, оказавшейся у него под рукой. В 2 года малышу можно дать понятие о многообразии оттенков, но осознанность при выборе тона появится ближе к 4–5 годам. Тогда и можно будет говорить о взаимосвязи рисунка и психологического состояния.

Если ребенок в 3 года проявляет любовь к черному цвету и стремится раскрашивать им все подряд, возможно, у него первый серьезный возрастной кризис. Как правило, каждый трехлетний бутуз отличается упрямством, желанием настоять на своем. Нужно немного подождать, со временем выбор мрачных оттенков изменится в пользу чистых и ярких тонов.

От 5 до 8 лет

При условии, что цветовые предпочтения не связаны с тематикой работы или техникой выполнения, желательно насторожиться, если малыш любит черный цвет в рисунке. Пятилетний ребенок уже может рассказать о том, что его тревожит или беспокоит.

Если же сын или дочь от разговора уходят, это свидетельствует о недоверии и психологических проблемах. В таких случаях можно обратиться за помощью к персоналу школы или детского сада, возможно, у ребенка неприятности, о которых родители не знают.

От 8 лет и старше

Ребенок, находящийся в возрасте 8–14 лет, впервые становится самостоятельным. Отсутствие родителей, способных защитить в любой момент, вынуждает школьника самому устанавливать границы общения и отстаивать свои интересы.

Этот путь не обходится без психологических травм. Подобные возрастные изменения часто связаны с падением родительского авторитета. Поэтому взрослым рекомендуется задуматься об укреплении семейных отношений и способах поддержки, если подросток видит все в мрачном свете.

Зеленый

Зеленый цвет в психологии детского рисунка обозначает любознательность, честолюбие, благородные помыслы. Темно-зеленый оттенок нравится детям, которые недополучают внимания и ласки.

Коричневый

Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.

Оранжевый

Фанаты оранжевого – веселые и непосредственные малыши, открытые к новым впечатлениям и интересам. Часто меняют предпочтения и порой могут вспылить.

Розовый

Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости, свойственным ребенку. 

Красный

Поклонники красной гаммы – энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию.

Серый

Серый ассоциируется с тревогой и пустотой. Обычно дети пытаются спрятаться за спины взрослых, очень стеснительные и замкнутые.

Фиолетовый

Фиолетовый оттенок нравится творческим натурам, которые  могут похвастаться отличной интуицией. Кроме того, обилие фиолетового – признак незрелости и скрытности.

Черный

Черный цвет сигнализирует о чувстве протеста, враждебном взгляде на мир, глубоких душевных переживаниях и даже депрессии.

Сочетания цветов в детском рисунке

Арт-терапевты рекомендуют присмотреться родителям к тому, какие группы цветов чаще всего использует малыш в создании картинок.

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.
     

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.
 
Подготовила Катерина Василенкова  

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии — еще один критерий, по которому можно судить о личности:

  • если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
  • сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
  • тоненькие линии — это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
  • жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов — помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения. Таким специалистом является психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич. Также, вы можете посмотреть полезные видео на различные психологические темы на ютуб-канале.

Счастья хватит на всех

Между небом и землей размещаются в ряд персонажи. Они стоят таким образом, чтобы каждый был в полноте своей самости – целиком, во весь рост и не загораживая друг друга. Натюрморт по-детски – это когда рядом лежат яблочко, груша или тыква, и никто не закрывает друг друга. Если на картинке будет озеро, и девочка, и пальма рядом, то они тоже все будут «стоять» рядом, и озеро в том числе, потому что в детском сознании загородить кого-то – значит отнять у него «кусочек», отобрать его пространство. Потому еще младшие дети не умеют долго играть в прятки, сидеть в засаде – «если меня не видят, то, может, меня и нет»? (До сих пор помню то безграничное уважение и восторг, которое вызвал у меня мальчик, старший на один год, когда нарисовал лису, которая стояла ЗА деревом и справа выглядывал ее хвост! Я не могла поверить, как он до этого додумался.)

Такая композиция называется ленточной, или фризовой.

Первым описал фризовую организацию рисунков детей – дошкольников искусствовед А. В. Бакушинский еще в 1925 году. Она заинтересовала его как историка искусства своим сходством с композиционными принципами древнеегипетских изображений

Для психолога же важно то, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль – разделение листа на верх, середину и низ

Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.

Черный цвет в рисунках ребенка дошкольника: значение в психологии (дать ссылку на статью)

Черный цвет самый грустный из всех возможных цветов. Нужно ли паниковать, если рисунки ваших детей черно-белые? Иногда дети выбирают такой стиль рисования лишь потому, что так легче и проще передать форму рисованных предметов, животных и людей. Насторожить должны лишь те рисунки, в которых наблюдается выраженная агрессия или обида к окружающему миру. Психологи считают, что этот цвет может быть выбран ребенком в подавленном эмоциональном состоянии.

В таких случаях родителям нужно попытаться понять причины подавленного настроения детей. Иногда, своими рисунками дети сами дают подсказки своим родителям.

Если дети рисуют страшные, с точки зрения родителей картинки черным карандашом, у родителей возникает вопрос: все ли в порядке со здоровьем малыша? Прежде, чем обращаться за помощью к психотерапевтам, определите, видит ли ребенок ваш испуг и растерянность, когда вы рассматриваете эти картинки? Дело в том, что дети умеют читать по выражению вашего лица ваши внутренние переживания. И если ваш испуг понравился малышу, он может сознательно продолжать рисовать такие картинки с целью напугать своих родителей.

Обычно к помощи психотерапевтов родители обращаются тогда, когда сами они чувствуют беспомощность в решении проблем с воспитанием малыша. Таким образом, свою работу по воспитанию детей они перекладывают на плечи других людей.

ВИДЕО: Работа психолога в детском саду

Как в домашних условиях определить эмоциональное настроение ребенка?

Попросите малыша нарисовать слона. Если малыш нарисует его черным и серым карандашом — значит сегодня его настроение грустное.

Если слон получится разноцветным — малыш весел и может в своем воображении серые будни сделать праздничными.

Но, даже в дошкольном возрасте некоторые дети способны логически мыслить и выстраивать логические цепочки. И они могут быть такими:

  1. Слон на картинке и в зоопарке серый.
  2. Если нарисовать слона другим цветом — это будет уже не слон.
  3. Значит слона нужно рисовать черным и серым карандашом.

В итоге слон на картинке будет серым независимо от настроения ребенка. Картинки, нарисованные малышом, отражают его внутренний мир. Если ваш малыш любит рисовать яркие, интересные пейзажи, натюрморты или портреты — это говорит о его богатом внутреннем мире

И неважно, какие краски или карандаши он выбрал для этой цели. Больше про значение черного цвета на рисунках малышей можно прочитать в этой статье

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий