Психомоторное развитие ребенка до 1 года по месяцам, симптомы задержки, лечение

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью. Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться)

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)

Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой “Развитие ребенка раннего возраста”(основные показатели), М.: “Линка-Пресс”, 1999 г.

Основные причины задержки психомоторного и умственного развития

Дети 1-го года жизни

  • Пренатальные осложнения. Бытовая, химическая интоксикация. Плацентарная недостаточность.
  • Натальные осложнения. Асфиксия. Сосудистые нарушения, родовая травма.
  • Неонатальные осложнения. Ядерная желтуха, дыхательные и сердечно-сосудистые нарушения.
  • Хромосомные болезни. Синдромы Дауна, Патау, Эдвардса.
  • Наследственные нарушения метаболизма. Фенилкетонурия, галактоземия. Другие наследственные заболевания и врожденные синдромы с олигофреническими проявлениями.
  • Мальабсорбция и дефицитные состояния. Тяжело протекающие целиакия, муковисцидоз. Рахит, дистрофия, анемия.
  • Другие соматические заболевания, протекающие длительно с нарушением функции органов.
  • Инфекции. Последствия перенесенной «тяжелой» инфекции, властности нейроинфекции.
  • Эндокринная патология. Врожденный гипотиреоз.
  • Социальные причины. Психосоциальная задержка ПМР при дефиците ухода и воспитания.

Дети старшего возраста

  • Последствия пренатальной, натальной и постнатальной патологии.
  • Наследственные болезни. Синдромы Клайнфельтера и Шерешевского—Тернера. Наследственные синдромы, протекающие с олигофренией. Синдром фрагильной Х-хромосомы.
  • Последствия перенесенных заболеваний ЦНС (нейроинфекции, травмы).
  • Эндокринные заболевания. Врожденный гипотиреоз. Приобретенный гипотиреоз.
  • Прочие причины. Неспецифическая олигофрения, аутизм.

Причины развития

Синдром Веста развивается на фоне первичного поражения головного мозга: энцефалит, гипоксические повреждения нервной системы, внутричерепная родовая травма, асфиксия новорожденного, внутриутробные инфекции и пр. Симптомы болезни отмечаются у новорожденных с аномалиями строения ЦНС: увеличением больших полушарий, недоразвитием мозолистого тела и т.п. Возможно появление эпилептических приступов на фоне факоматозов — нейрофиброматоза и туберозного склероза, и генетических болезней (инфантильные спазмы при фенилкетонурии, синдроме Дауна).

У 10% больных развитие патологии имеет идиопатический характер. Конкретная причина не может быть выявлена. Врачи считают, что в этих случаях болезнь носит наследственный характер и связана с генетическими аномалиями.

Механизм развития инфантильных спазмов продолжает изучаться. Основная гипотеза — нарушение работы нейронов, вырабатывающих серотонин. Это приводит к дисбалансу нейромедиаторов и может провоцировать развитие судорожных приступов. Характер подобных нарушений не объяснен. Другая теория связывает возникновение синдрома Веста с иммунологическими изменениями в организме, а именно с увеличением количества активных В-лимфоцитов. Гипотеза согласуется с эффективностью применения иммуносупрессивных препаратов в лечении.

Задержка психомоторного развития у ребенка

Задержка ПМР у детей может протекать по двум направлениям:

  • не обусловленное повреждением мозговых структур (доброкачественное). Оно не сопровождается неврологической симптоматикой и является результатом замедленного формирования функций нервной системы. Воздействие факторов внешней среды (адекватное питание, уход, воспитание, ЛФК, массаж) обычно бывает эффективным;
  • обусловленное повреждением мозговых структур, сопровождается неврологической симптоматикой. Воздействие только факторами внешней среды обычно не дает полного эффекта.

Задержку ПМР следует констатировать в следующих случаях:

  • к 2-месячному возрасту не формируется зрительное сосредоточение на яркий предмет, не удается отметить ослабление двигательной активности в ответ на звуковой раздражитель (элементы сосредоточения на звук), нет способности смотреть на лицо матери дольше, чем на посторонние лица, нет более продолжительной реакции на человеческий голос, чем на чистый звуковой тон; к этому возрасту не появляется улыбка и не меняется выражение глаз в ответ на ласку, крик ребенка монотонный, однообразный, плохо модулирован, беден оттенками;
  • в 4 мес не удается отметить общего оживления в виде улыбки или смеха, повышения двигательной активности в ответ на приветливое обращение, не формируется эмоциональный интерес к игрушке, нет способности ее длительного прослеживания, устойчивого внимания и сосредоточения, зачастую дети вообще не реагируют на игрушку;
  • в 5 мес не развиты эмоциональные реакции, нет их дифференциации, отсутствует гуление;
  • к 6 мес остается сниженным или совсем не появляется интерес к игрушкам, еще не начало формироваться понимание обращенной речи, резко отстает формирование лепетной речи, то есть речевого подражания взрослым;
  • к 10-12 мес действия с игрушками носят неустойчивый характер;
  • после 12 мес отсутствует избирательное отношение к игрушкам, нет новизны в действии с ними, игровой процесс заменяется однообразным манипулированием, дети не понимают обращенной речи, сами почти не говорят;
  • после 15-месячного возраста ребенок тянет все предметы в рот, продолжается бросание предметов на пол. Иногда дети отличаются чрезмерной, как правило, бесцельной активностью;
  • после 2 лет не появляются элементы ролевой игры, не формируются навыки опрятности, нет накопления словарного запаса.

С 5-летнего возраста применяют различные шкалы для оценки психического развития ребенка, однако желательно, чтобы это производили психологи и психиатры. Используют методики и шкалы А. Р. Лурия, Д

Векслера, Равена и др.Подозрение на возможное наличие у ребенка первого года жизни дефекта познавательных способностей должно возникнуть при слабой ответной реакции на прикосновение, неадекватном зрительном контакте во время кормления, снижении самопроизвольной активности, замедленной реакции на голос, раздражительности, вялости ребенка при кормлении.Для ребенка старше 1 года с психическим недоразвитием в большей степени характерны затруднения в формировании речи, развитии интереса к окружению, умении сосредоточить внимание, готовности и быстроте реакции, чем становление моторных функций. С самого раннего возраста такой ребенок малоподвижен “редко или совсем не плачет, как бы погружен в свой мир, много спит и почти не беспокоит родителей

Ребенок долго не может научиться следить взглядом за происходящим вокруг, не замечает окружения, не реагирует на звуки. Обращает на себя внимание недостаточный интерес к игрушкам, ребенок либо скользит по ним взглядом, либо вовсе их не замечает. Предоставленный себе ребенок не играет с руками, не следит взглядом за их движением.

Клинические проявления

Признаки заболевания появляются в первый год жизни. В редких случаях возможна манифестация патологии до 4-летнего возраста. Основные симптомы — отставание в психомоторном развитии и мышечные спазмы.

У большинства детей сначала возникают признаки нейропсихического развития, на фоне которых появляются судорожные приступы. У 30% больных мышечные спазмы являются первыми проявлениями. Родители отмечают, что у детей не развиты хватательный рефлекс, слежение за предметами, а также способность фиксировать свой взгляд. При внешнем осмотре заметна общая мышечная гипотония.

Спазмы мышц возникают внезапно. Они проявляются симметрично и проходят в течение 1 минуты. Для синдрома Веста характерно их серийное возникновение. Интервал между отдельными сокращениями различен. Количество приступов в сутки — от 1 до нескольких сотен. Чаще всего мышечные спазмы возникают утром после пробуждения или в вечернее время перед засыпанием. Громкий звук и тактильные прикосновения могут провоцировать спастические приступы.

Мышечные спазмы могут носить изолированный или генерализованный характер. В первом случае сокращения наблюдаются в определенной группе мышц. Их разделяют на несколько видов:

  • разгибательные (экстензорные);
  • сгибательные (флексорные);
  • смешанные.

Смешанные мышечные спазмы встречаются наиболее часто. Реже наблюдаются изолированные сгибательные или разгибательные сокращения. Характер приступа определяется положением тела в момент его начала.

Локальные спазмы встречаются чаще генерализованных. Ребенок может кивать головой при поражении шейных мышц, или пожимать плечами. Характерный признак болезни — пароксизм «складного ножа», возникающий в результате спазма мышц брюшного пресса. Характерны сокращения мышц верхних конечностей. Больной при этом обхватывает свое туловище руками. У детей, которые умеют ходить, возникают дроп-атаки — внезапное падение при сохранении сознания.

Бессудорожные приступы встречаются редко. Они протекают по типу абсанса — ребенок замирает на одном месте на несколько секунд, после чего возвращается к прерванной деятельности. Инфантильные спазмы могут затрагивать только мышцы глазных яблок. Клиническая картина заболевания у всех детей имеет свои особенности.

Методы лечения

Только родившихся малышей

В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.

Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.

Оно включает:

  • диуретики, уменьшающие объем циркулируемой ликворной жидкости;
  • препараты, улучшающие передачу нервных импульсов к мышцам (при мышечной патологии и парезах);
  • противосудорожные антиконвульсанты;
  • препараты, увеличивающие активность умственной деятельности, нормализующие мозговой кровоток, имеющие способность к образованию новых межклеточных связей (При психомоторном отставании).

Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.

Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.

В возрасте от 1 до 12 месяцев

После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.

При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.

Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика. Она необходима для укрепления мышечного корсета

Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника

Дошкольников и школьников

В дошкольном и школьном возрасте при устранении неврологической симптоматики также применяется медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и водные процедуры.

Также важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, который часто нарушается после выпуска из детского сада. Одним из способов профилактики невроза у дошкольников и школьников является смена видов деятельности

Важное значение имеет ограничение пребывания перед компьютером и телевизором. В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями

В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями.

Неврологические отклонения имеют разный характер и причину появления. Часть из них поддается лечению и проходит совсем, другие можно скомпенсировать при своевременно начатом лечении.

Календарь психомоторного развития до года

Оценить психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года по месяцам поможет календарь, составленный экспертами ВОЗ, согласно главным критериям.

Развитие до года

Календарь психомоторного развития ребенка возрастом до одного года

Возраст малыша
(в месяцах)
Показатели нервно-психического развития
1Спустя один месяц жизни, ребенок начинает:
• кратковременно фиксировать взгляд на ярких и блестящих игрушках;
• вздрагивать при громких звуках;
• пытаться держать головку, находясь в положении, лежа на животе;
• издавать звуки в ответ на беседу с ним;
• улыбаться взрослым.
2В 2 месяца малыш уже может:
• произносить отдельные звуки;
• поднимать головку и удерживать ее не менее 5 секунд;
• длительное время сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете или лице взрослого;
• поворачивать голову в поиске источника звука.
3Для 3-х месячного чада характерны следующие проявления:
• ребенок может лежать длительное время на животе, опираться на предплечье и высоко держать голову;
• малыш дает обратную связь взрослым во время общения: улыбается, оживленно двигает руками и ногами, издает звуки на подобии «агу»;
• трехмесячный ребенок тянется к предметам, которые находятся на расстоянии 10-15 см;
• малыш способен долго фиксировать взгляд на игрушках и лицах.
4В четырехмесячном возрасте ребенок может:
• узнавать маму;
• находить глазами источник шума;
• громко смеяться в ответ на обращение к нему;
• рассматривать и брать в руки игрушки;
• поддерживать руками материнскую грудь во время кормления;
• слегка переворачиваться набок или спину.
5В 5 месяцев малыш способен:
• отличить близких людей от чужих;
• узнавать материнский голос, в том числе различать ласковую и строгую интонацию;
• радоваться встречи с взрослыми;
• брать игрушки из рук родителей;
• произносить отдельные слова;
• без труда принимать пищу из ложечки;
• стоять на носочках при поддержке за подмышечные впадины.
6Шестимесячный ребенок умеет:
• брать предметы, находясь в любом положении;
• переворачиваться на спину из лежачего положения лицом вниз;
• произносить слоги;
• отличать собственное имя от других;
• «проситься» на руки.
7В 7 месяцев малыш без труда:
• вертит в руках игрушки, стучит ими;
• ползает;
• находит взглядом нужные предметы, особенно, если взрослый человек спрашивает об этом в беседе;
• пьет из кружки;
• стоит на ножках и «пританцовывает» при поддержке за подмышку.
8Восьмимесячный ребенок способен:
• самостоятельно садиться и ложиться;
• громко говорить различные слоги, такие как «Ма», «Па», «Ба»;
• держать хлеб в руке во время еды;
• смеяться и реагировать на речь, в том числе кивать головой в знак протеста или согласия;
• наблюдать за действиями других людей.
9В 9-месячном возрасте малыш может:
• спокойно высаживаться на горшок;
• подражать взрослым, повторяя за ними слоги, которые присутствуют в его «арсенале»;
• находить предметы, которые располагаются в разных местах;
• оборачиваться, услышав собственное имя;
• ходить, держась за мебель;
• взаимодействовать с предметами: открывать, закрывать, стучать ими;
• подражать действиям других детей;
• «танцевать» под музыку вместе с взрослыми;
• выполнять простые просьбы: «дай мячик», «положи игрушку».
10В 10 месяцев ребенок способен:
• повторять за взрослым ранее незнакомые слоги;
• произносить первые слова;
• находить по просьбе взрослых нужные игрушки;
• ходить по ступенькам;
• повторять действия взрослых, например, разговаривать по телефону;
• выполнять по просьбе разученные действия: открывать, закрывать, складывать;
• играть вместе с другими малышами.
11В 11-месячном возрасте ребенок умеет:
• компоновать слова для удовлетворения собственных потребностей, например: «дай мячик», «мама, пить»;
• самостоятельно стоять и ходить без опоры;
• выполнять действия, о которых просит взрослый: одевать куклу, нанизывать кольца на стержень, формируя пирамиду;
• махать руками в знак прощания или приветствия.
12Для годовалого малыша характерны следующие психомоторные навыки:
• ребенок без труда пьет из детской кружки, затем ставит ее на стол;
• легко выговаривает новые слоги, четко произносит около 10-и слов;
• малыш в этом возрасте уже знает взрослых по именам;
• в 12 месяцев ребенок уверенно ходит без опоры;
• в 1 годик чадо способно по фотографии узнать знакомые лица;
• ребенок понимает значение слов «не трогай», «нельзя»;
• умеет играть с куклами и машинками без посторонней помощи.

Еще по теме “Развитие детей первого года жизни”:

Просто улыбнуться))

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года : питание, болезни, развитие. Помогите оценить психомоторное и эмоциональное развитие моей мамы! МАМА — 25 л 4 мес, 57320 Первые 1 ,5 мес у мамы присутствовала явная послеродовая депрессия…

Бывает ревность у ребенка 1 года???

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие Сейчас сынуле год и месяц. Ребенок совершенно не воспринимает папу. На руки не идет – в крик, на Я… В течение первого года жизни ребенок воспринимает мать как продолжение себя самого.

Пониженый тонус- какие это дети?

3-ий ребенок родился с пониженым тонусом (гипотонус кажется так по правильному называется), у старших был гипертонус- это я знаю что такое и как с этим жить:), а тут не понятно…конечно хорошо, что девочка спокойная, спит много, но…прочла в интернете, что у таких детей задержка моторного развития. Напишите пож-та у кого ребенок с таким же тонусом- как живете, надо ли “это” лечить и т.д.

ЗПР и спорт

ЗПР и спорт. Развитие, обучение. Другие дети. У нас зпр мальчик 6 лет .Маленький,физическое развитие очень плохое,координация тоже никакая.Понимаю,что тренера надо хорошего искать,но все-таки,поделитесь опытом.

высокая температура без других симптомов

Температура 38С (в 1 день была 39 С)4 день без кашля и соплей, нормальный стул, самочувствие – сначало очень тяжелое (ничком), сейчас веселый, бегает, ест (иногда грустный, когда повышается темпа), кожа вроде бы чистая. ЧТО ЭТО? Врач тоже ничего не понимает. Может Вы сталкивались с таким случаем? Может быть таким грипп? Излазила инет, при гриппе вроде всегда интоксикация общая, ломота..

Синдром двигательных нарушений

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Даже есть такая шутка – “если в карте вашего ребенка в первый год нет СМД, то вы Синдром двигательных нарушений. Синдром задержки психомоторного развития.

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни!

Питание детей первого года жизни выполняет несколько функций. Первая – дать ребенку необходимые для роста и развития вещества. Ориентировочные показатели нервно – психического развития детей 1 – го года жизни ! Уход и воспитание ребенка до года : питание…

1,5 месячный ребенок

Никак не могу понять – каой может распорядок дня у 1,5 месячного ребенка.
Режима нет, наладить пока не получилось. Ест, к сожалению полностью ИВ, через разные промежутки времени – от 2 до 4,5 часов (так много – ночью)
Ребенок поел, что делать дальше? Она засыпает после еды не всегда, иногда играет ручками и ножмками, иногда начинает плакать.
Что мне делать?

стихи нужны, поделитесь!

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет : закаливание и развитие Загорится на небе звезда, Так рождается новая жизнь. Появленье твоё не одна я ждала Ты кричишь, сделав первых свой вздох. Я забыть не смогу этот миг, Описать не смогу парой слов.

Расшифруйте диагноз

Расшифруйте диагноз. Заболевания. Другие дети. Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Поставили диагноз 2 летнему ребёнку : отставание в рзвитии речи моторная алалия, синдром гиперактивности, МЦД…

Карапуз

Это первые 3 года жизни – период “созревания”, максимальной пластичности нервной системы. Прощай, раннее развитие ! Опыт раннего развития ребенка 1 года – методика Монтессори, рамки и вкладыши и другие развивающие пособия.

Когда можно показать новорожденного родственникам?

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года : питание, болезни, развитие. Как у прошедших через эту “ступеньку”,спрашиваю, кто как решил эту проблему. Вот и заспорили мы с мужем: когда малыша показать..Все друзья советуют через месяц после…

Ребенок-аллергик. Какие витамины ему мож

Какие витамины ему мож. Аллергия. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Ребенок -аллергик. Какие витамины ему можно давать и каким кремом мазать перед выходом на улицу?

Марине про синдром Веста

При симптоматической форме психомоторное развитие детей страдает обычно с рождения, при В последние годы, по мнению многих авторов, рекомендуется применение вигабатрина в дозе 100 Большинство детей являются инвалидами, не способными к самостоятельной жизни.

Лента времени

Психологи утверждают, что в первые шесть лет жизни ребенок получает информации больше, чем за все последующие годы ! Развитие ребенка в период от 21-го до 24-х месяцев жизни : способы познавательной активности, виды обучающих игр, полезные предметы и материалы.

Классическая лекарственная терапия

Медикаменты при синдроме мышечной дистонии у детей назначают только при условии врожденных нарушений работы центральной нервной системы, при наличии задержки развития. В группу наиболее безопасных лекарственных средств входят:

«Церебролизин». Оказывает общий релаксирующий эффект. Снимает симптомы нервного перевозбуждения, спастические и судорожные расстройства, помогает избавиться от чрезмерной активности – ее еще называют вынужденной. Назначается врачом при обнаружении грубых поражений вегетативной нервной системы, легкой степени умственной отсталости, родовых травмах – вывихах, подвывихах.
«Пантокальцин». Помогает контролировать процессы расслабления/возбуждения. Выписывают на начальных стадиях развития церебрастенического синдрома.
«Семакс». Этот препарат помогает активизировать некоторые зоны головного мозга, повышает внешнюю возбудимость. Назначается врачом при состояниях, связанных с угнетением работы высшей нервной деятельности. А также после травм бытового характера, общей заторможенности и вялости.
«Мидокалм». Это лекарственное средство регулирует процессы ВНД за счет стабилизирования мозгового кровообращения.
«Солкосерил». Седативный препарат, выписывается при наличии множественных патологий развития.
«Баклофен». Также относится к группе седативных средств.
Витамины группы В. Оказывают положительное воздействие после комплексной терапии, в качестве профилактики.

Диагностические мероприятия

Обследование у детей носит комплексный характер

Триада признаков при синдроме Веста:

  • гипсаритмический ЭЭГ-паттерн;
  • отставание в психомоторном развитии;
  • локальные мышечные спазмы.

В диагностике важную роль играет ранний возраст больного, что позволяет отличать заболевание от синдрома Драве и других болезней с судорожными проявлениями. Если болезнь возникает в возрасте 3-4 лет, то постановка диагноза затруднена. В процессе обследования ребенка осматривают педиатр, генетик, детский невролог и эпилептолог — они проводят дифференциальную диагностику.

Электроэнцефалография — «золотой стандарт» диагностики. Приступ на ЭЭГ имеет вид генерализованных медленноволновых комплексов с высокой амплитудой. Для них характерны периоды угнетения активности на 1 и более секунд. В межприступный период на ЭЭГ выявляется дезорганизованная беспорядочная спайк-волновая активность — гипсаритмия. Она характерна для периода сна и бодрствования.

Всем детям проводят компьютерную томографию головного мозга. Так как синдром Веста носит вторичный характер, то при нейровизуализации определяются очаговые и диффузные очаги поражения структур центральной нервной системы. Дополнительно возможно проведение МРТ или позитронно-эмиссионной томографии головного мозга.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Профилактика

Для предотвращения ЗПР беременной женщине должна быть проведена беседа о негативном влиянии на плод вредных привычек, о важности отдыха и избегании стресса, своевременном лечении сопутствующих заболеваний. Диагноз ЗПР чаще всего фигурирует в детской карте ребенка 5-6 лет и ставится методом исключения, так как существует много других неврологических патологий со схожей клинической картиной

Диагностирование данного заболевания затруднено еще и потому, что врач способен только субъективно сравнить между собой международные нормы и полученные результаты от пришедшего на прием пациента. Как известно, нормы могут варьировать, поэтому вполне может быть такая ситуация, что патологии в данном случае, как таковой и нет. Однако здесь стоит отметить тот факт, что развивающие игры с ребенком, массаж и другие лечебные процедуры никак не окажут на здорового ребенка негативного влияния,  а даже наоборот. Поэтому при подозрении на ЗПР рекомендуется показать своего ребенка врачу. Всегда проще провести профилактические меры, чем лечить поздно выявленное заболевания.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий