Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста: консультация

Детские страхи и программы их коррекции

Для коррекции страхов у детей дошкольного возраста наиболее результативными считаются программы:

  • арт-терапии;
  • чтение детской литературы, просмотр детских ТВ – программ и фильмов;
  • ароматерапия;
  • природотерапия;

Арт-терапия призвана через развитие художественного миропонимания (рисование, аппликации, игры в песочнице, увлечение музыкой) привести бессознательное во взаимодействие с сознанием и тем восстановить единство чувства, эмоций и ощущений малыша.

Коррекция сказкой, просмотром детских ТВ – программ и фильмов помогает детям понять многообразность и сложность жизни; ребенок постепенно понимает, что в мире есть несправедливость, обман, боль, жестокость, но есть и любовь, дружба, верность и нет повода для уныния. Метод полезен и тем, что у родителей появляется возможность анализа, увиденного и прочитанного, но пусть малыш сам делает выводы.

Ароматерапия – модная и действенная методика. Растительные эфирные масла оказывают воздействие на биохимику организма ребенка. Забыть про ночные страхи поможет: Мирра с Петит грейн; от возбуждения, капризности и злобы – Иланг-иланг с Валерианой

Ароматов на сегодняшний день множество, но подбирать и пользоваться ими следует осторожно

Природотерапия приучает малыша к внимательному и глубокому пониманию природы: пение птиц, запах цветов, плеск воды очень важны для морального здоровья малыша. У взрослых же появляется повод доверительного рассуждения об увиденном – так ребенок будет учиться наблюдать, оценивать и делиться мнением.

Воспринимайте страхи ребенка естественно. Если они не сильны и не периодичны, просто «переключайте» ребенка на интересное занятие. Главное, чтобы малыш почувствовал уверенность, поддержку, понимание и родительскую любовь.

Детские страхи – откуда они берутся

В среде врачей, психологов и психотерапевтов существует мнение, что свой первый страх ребенок испытывает еще в процессе своего рождения: проходя родовыми стезями младенец претерпевает запредельную боязнь и панический ужас. Возможно, это и не так; но, с первых часов жизни, младенец уже пугается разных звуков, затем незнакомых интерьеров, а чуть позднее и малознакомых людей.

Малыш, только появившись на свет, уже очень остро чувствует свою обособленность от незнакомого окружающего мира.

Взрослея, маленький человечек расширяет круг своих познаний; проявившийся интерес к изучению внешнего мира развивает фантазию малыша и чем больше раздвигаются горизонты постигаемого им мира, тем сильнее он настороженно предчувствует его злонамеренную коварность. «Страх — это болезненное ощущение своей исключительности», — заметит однажды К. Чуковский.

Последствия

Детские патологические страхи, с которыми своевременно не боролись родители, могут закрепиться и сохраняться даже в зрелом возрасте. Так, многие взрослые боятся высоты, некоторых животных, пугаются резких звуков и темноты.

Неискорененные первые детские страхи, по мере взросления человека, приводят к развитию неуверенности в себе, формируют пониженную самооценку, вызывают постоянную тревогу и могут привести к депрессии. У женщин часто сохраняются страх смерти родителей, опоздания, войны, совершения ошибки во время работы или принятия решения. Это приводит к нарушению психологического равновесия, развитию неврозов и пониженному эмоциональному фону.

Возрастные фобии и виды ↑

Взросление ребенка сопровождается появлением тех или иных страхов. Такие возрастные фобии — признак нормального развития, кроме того, они важны для маленького человека, так как являются этапами адаптации к условиям окружающего мира.

Психология определяет следующие возрастные отрезки и появляющиеся в этот период виды страхов:

  • От рождения до полугода. Ребенка пугают резкие громкие звуки и резкие движения взрослых. Возникает страх перед потерей общей поддержки.
  • 7 месяцев – год. В этот период ребенок боится громких звуков (шум пылесоса, громкая музыка), незнакомых людей, любой неожиданной ситуации, в том числе смены окружающей обстановки. Этому возрасту присущ страх высоты, ребенок опасается сливного отверстия ванной или бассейна.
  • 1-2 года. Фобии предыдущего возрастного периода могут сохраняться, прибавляется страх получить травму, что связано с активным освоением двигательных навыков. Очень силен страх разлуки с родителями. Ребенок может бояться сновидений, этому сопутствует страх засыпания.
  • 2-3 года. Сохраняется страх разлуки с родителями, появляется страх отвержения с их стороны. Могут сильно пугать изменения привычного уклада жизни (появление нового члена семьи, развод родителей, смерть близкого родственника). Вызывают страх природные явления (гром, град, молния). Остается боязнь сновидений, особенно если снятся кошмары.
  • 3-5 лет. В этом возрасте дети осознают конечность жизни и начинают бояться смерти (своей, близких людей и вообще смерти). В связи с этим появляются страхи тяжело заболеть, пожара, нападения бандитов, укуса ядовитых насекомых и змей. Остается страх перед стихией.
  • 5-7 лет. В этом возрасте дети боятся потеряться и даже просто остаться одни. Появляется страх перед зловещими существами и чудовищами. Этот период характеризуется и школьными страхами, что связано с поступлением в 1 класс. Дети боятся несоответствия образу хорошего ученика. Появляется боязнь физического насилия.
  • 7-8 лет. Школьные страхи продолжают существовать. Обычно ребенок боится опозданий в школу, невыполнения заданий учителя и наказания за эти проступки – плохая отметка, запись в дневнике. Страх одиночества становится глубже и переживается как утрата любви и непринятие со стороны родителей, учителя, сверстников. Появляются страхи темных мест (подвал, чердак) и любых реальных катастроф. Остается страх перед физическими наказаниями.
  • 8-9 лет. Страх перед собственной неудачей в учебе или игровом состязании, перед собственными неблаговидными поступками, замеченными другими людьми. Дети этого возраста боятся поссориться с родителями или потерять их. Страх перед физическим насилием.
  • 9-11 лет. Продолжают пугать неудачи в учебе и спорте, появляется страх перед «плохими» людьми – хулиганами, ворами, наркоманами и др. Страх высоты и кружения (на аттракционах), тяжелой болезни. Страх перед некоторыми животными (пауки, змеи, собаки).
  • 11-13 лет. Ребенок вступает в подростковый возраст, поэтому глубоки страхи показаться глупым, некрасивым, неудачным, особенно в компании сверстников, но и мнение взрослых играет не последнюю роль. С осознанием физиологического взросления появляется страх перед сексуальным насилием. Остается страх смерти.

Все эти фобии являются нормальным проявлением возрастных особенностей. Преодоление таких страхов происходит постепенно с переходом в другую возрастную категорию.

1 Почему появляются детские страхи?

Присутствие в жизни ребенка неприятных впечатлений заставляет его испытывать страх. Важным условием гармоничного развития личности является преодоление фобий еще в детском возрасте. Родители должны помочь своему чаду бороться со своими страхами, в противном случае они могут испортить всю жизнь, так как негативно отразятся на психологическом здоровье человека.

Малыш уже более осознанно начинает понимать, что вокруг существует много опасностей. В это время преобладают фобии, которые основаны на инстинкте самосохранения. У детей школьного возраста, особенно у подростков, страхи имеют социальный характер.

Возрастные страхи чаще всего встречаются у тревожных, мнительных, эмоционально чувствительных детей с врожденной нервозностью. Большую роль играет в этом семья. На возникновение страхов влияют следующие ситуации:

  • Фобии родителей.
  • Гиперопека.
  • Авторитарный стиль воспитания.
  • Единственный ребенок в семье.
  • Душевные травмы, испуг.
  • Повышенные нервно-психические нагрузки мамы, ранний выход на работу.
  • Неполные семьи.

Детская практическая психология выделяет следующие основные причины появления страхов:

  • Конкретный случай, который произошел в жизни малыша и сильно напугал его. Ребенок может начать бояться после того, как его укусила собака, он застрял в лифте, попал в аварию. После этого может появиться стойкая фобия. Последствия характерны для детей с повышенной мнительностью, неуверенных в себе и с заниженной самооценкой.
  • Детские фантазии, воображение, которые способствуют тому, что дети выдумывают монстров, чудовищ под кроватью. Есть малыши, которые сразу забывают о них после того, как им приснится кошмарный сон, а другие наотрез отказываются оставаться одни в комнате.
  • Часто повторяющиеся скандалы, негативная обстановка в семье, отсутствие понимания, поддержки и заботы становится причиной повышенной тревожности ребенка. Со временем развиваются различные фобии.
  • Негативный опыт общения со сверстниками. Если ребенка обидели в садике или школе, он может наотрез отказываться посещать учебное заведение.
  • Наличие неврозов. Это заболевание находится в компетенции докторов. Основными симптомами недуга является наличие страхов, которые не соответствуют возрастной категории малыша или имеют патологические проявления.

Страх становится причиной сильного эмоционального напряжения детей. Это проявляется такими изменениями в поведении, как заторможенность, импульсивность, непредсказуемость. Если малыш боится чего-то, то это говорит о том, что он не может сам справиться со своими чувствами, не может их контролировать.

Для каждой возрастной категории характерны определенные виды фобий. Их проявление зависит не только от возраста, но и от пола ребенка.

Диагностика

Для выявления детских страхов используются различные методики, выбираемые психологом в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. До 7-летнего возраста эффективна методика «Нарисуй страх». Малыша просят нарисовать то, чего он боится, затем детский психолог анализирует рисунок

Обращается внимание на преобладающий цвет, нажим, размер деталей рисунка

Ребенка, не достигшего 7-летнего возраста, можно протестировать, рассказывая сказки, в которых малыш является главным героем. В конце сказки психолог спрашивает, что пугало кроху в ходе рассказа или рассматривания иллюстраций. Также используется метод «Страхи в домиках».

Если ребенок старше 7 лет, проводится диагностика детских страхов с помощью другой методики. Это обследование предполагает своеобразный опрос, в ходе которого вопросы задаются спокойно, доброжелательно, иногда в игровой форме. В результате, детскому психологу удается выявить причину фобии и наметить план коррекции. При диагностировании детских страхов применяются также различные опросники для среднего и старшего школьного возраста.

Что делать родителям?

Если страх чего-либо сохраняется у ребенка любого возраста больше месяца и становится навязчивым, необходима консультация детского психолога. Специалист подскажет, как победить детский страх ночных кошмаров, темноты и т. д.

Во время визита к врачу родители должны подробно рассказать о следующих факторах:

  • течение беременности и родов;
  • динамика физического и психомоторного развития малыша;
  • этапы социализации (как прошла адаптация к детскому саду или началу школьного обучения);
  • успеваемость в школе, развитие познавательных навыков в детском саду;
  • когда появились страхи, в чем они проявляются;
  • с чем родители связывают возникновение проблемы;
  • обстановка в семье, отношение к ребенку всех членов семьи.

Иногда можно справиться с проблемой, отрегулировав режим дня и исключив переживание ребенком сильных эмоций. На ночь не следует читать таким малышам страшные сказки, старшим детям нельзя позволять смотреть фильмы ужасов или боевики перед сном. Нужно ограничить время просмотра телевизионных передач и компьютерных игр, особенно с элементами агрессии. Подробнее о влиянии телевизора на развитие и здоровье ребенка→

Как бороться родителям ↑

В преодолении детских страхов очень многое зависит от родителей. Психологи дают следующие рекомендации:

  1. К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
  2. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
  3. Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
  4. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.
  5. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
  6. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
  7. Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

Откуда берутся детские страхи

Проблема детских страхов всегда остается актуальной, ей посвящаются многочисленные медицинские исследования и социальные опросы.

Причины детских страхов многообразны, но наиболее часто встречаются следующие:

  • грубое обращение с ребенком, насилие по отношению к нему, семейные конфликты, свидетелем и участником которых он является;
  • предупреждения взрослых об опасности, заключенной в предмете или определенных действиях, которые малыш запоминает, часто не понимая смысла угрозы;
  • пугающие рассказы других детей, обиды, насмешки с их стороны;
  • тесный эмоциональный контакт с родителями, особенно если ребенок является единственным, воспитывается в неполной семье и мало общается со сверстниками.

Также важны индивидуальные черты личности ребенка. Часто повышенную склонность к страхам имеют дети с тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами или заболеваниями центральной нервной системы. По статистическим данным, страхи в детском возрасте чаще наблюдаются у девочек и малышей, рожденных немолодыми родителями.

Что такое страх

Классическая психология интерпретирует страх как личностную эмоцию (внутреннее кратковременное чувство), современная психология нередко относит это явление в категорию чувств человека (внутреннее стабильное и длительное переживание). Так чем же действительно является страх: это чувство, или эмоция?

Четкого разделения этих понятий не существует. С одной стороны, страх – эмоция, носящая быстропроходящий характер и направленная на мобилизацию защитных источников человеческого организма. С другой – чувство, длящееся долгое время, периодически пропадающее и возникающее, способное к различным метаморфозам; оно несет явный деструктивный характер и является порождением сознания человека.

В главном же взгляде на страх и природу его возникновения эти направления психологической науки едины: по мнению психологов, страх представляет одну из базовых врожденных типов реакции сокровенного человека на внешний мир и его раздражители.

Возрастные фобии и виды

Для каждого возраста присущи фобии определенного характера.

Возраст ребенкаЧто вызывает страх

1 год

  • неожиданные и громкие звуки;
  • незнакомые люди;
  • раздевание и одевание;
  • смена обстановки.

2 года

  • разлука с родными;
  • засыпание в темноте;
  • боль;
  • смена обстановки.

4 года

  • страх темноты;
  • одиночество;
  • замкнутое пространство;
  • врачи, уколы;
  • страшные сказочные герои.

5 лет

  • привидения, монстры;
  • животные;
  • ночные кошмары;
  • больница.

6 лет

  • детский страх смерти;
  • агрессивное окружение, угроза нападения и наказания;
  • новые знакомства;
  • высота, глубина;
  • война;
  • кровь, боль.
7 лет
  • страх смерти;
  • война;
  • нападения, насилие, наказания;
  • гнев, неодобрение родителей;
  • насмешки сверстников;
  • необходимость посещения школы и ответов на уроках;
  • боязнь опоздания, страх что-то сделать неправильно;
  • стихийные бедствия;
  • одиночество;
  • кровь, получение травмы.
Подростковый возраст
  • стать другим;
  • наказание;
  • физическое несовершенство;
  • одиночество;
  • бессмысленность и бесперспективность жизни.

Почему они возникают

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента. Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека. Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома. Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку — все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события. Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.
  • Психологическое расстройство. Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии.

Существует ли профилактика? ↑

Многие детские страхи можно предупредить и предотвратить. Большая роль в профилактике отводится родителям и взрослым, осуществляющим воспитание (бабушкам, воспитателям, учителям).

Вот рекомендации психологов:

  • ребенку нужен не наставник и руководитель, а любящий и понимающий человек в лице мамы и папы;
  • ощущение собственной ненужности оказывает сильнейшее негативное влияние на всю жизнь маленького человека, найдите для него время ежедневно, несмотря на свою усталость и заботы;
  • не ограничивайте ребенка в общении с ровесниками;
  • ребенку необходимо время для шумных игр;
  • не пугайте ребенка врачами, полицией, собаками, ничем и никем, ребенок все воспринимает всерьез.

Многие детские страхи можно было бы предотвратить, если бы родители знали, как правильно вести себя в некоторых ситуациях по отношению к ребенку. Страхи могут появляться очень быстро, а вот для избавления от них нужно длительное время и усилия всей семьи.

Если вы заметили у ребенка проявление страха и не знаете, как поступить, обратитесь в специалисту-психологу. Он даст нужные рекомендации, следуя которым, вы поможете своему ребенку преодолеть его фобии.

Виды детских страхов

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью — вполне нормальное явление.
  • Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет — боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет — страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет — страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Вместо заключения

Преодоление страхов у малыша – долгий и нелегкий процесс, требующий от родителей теплого участия и знания сути происходящего. Должно не просто «приглядывать» за ребенком, а буквально жить с ним одной жизнью, проникая в его сокровенный мир; и одновременно с этим, с «холодной головой», просчитывать – не проявляется ли при этом безграничная опека, или, наоборот, повышенная взыскательность.

Ребенок не виновен в том, что боится. Для него такая реакция на новый непознанный мир естественна; но эта реакция свидетельствует и о некотором недоверии малыша к родителям. Это всегда нужно учитывать и помогать ребенку находить оптимальные варианты для выстраивания доверительных взаимоотношений.

Не пытайтесь оградить ребенка от всех жизненных препятствий – в итоге он потеряет связь с настоящим миром, утратит самостоятельность и способность к адаптации. Но не воспринимайте страхи как младенческую слабость и трусость – ребенок замкнется в себе, испуг скроется в подсознании и в дальнейшем проявиться в ситуации стресса.

Детские страхи в юности требуют не менее бдительного родительского наблюдения. Тогда возможно в свое время не допустить гипертрофированных страхов ребенка при переходе в подростковый возраст и, наоборот, содействовать расширению его потенциала. Родители должны осознавать: страх нельзя победить до конца – боязнь есть удел человека, его личностное бремя. «Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего», — предупреждает Сенека. И только искусная коррекция страха у детей, учитывающая первопричину испуга, может помочь малышу в будущем правильно перераспределить свои душевные «ресурсы» так, чтобы грядущие страхи становились бы стимулом к внутреннему саморазвитию, а не провоцировали нежданные фобии.

Способы коррекции

Как бороться с детскими страхами? Этот вопрос был актуален всегда, ввиду распространенности проблемы среди детей всех возрастов. Главная задача в терапии фобий — вытащить их на свет, выяснить, что пугает ребенка.

Во-первых, нужно определить вид страха — патологический или физиологический. Это может сделать только специалист по детской психологии, предварительно подробно поговорив с родителями и ребенком.

Во-вторых, важно выяснить причину появления данного расстройства. Каждый вид фобии имеет свои причины и проявляется у каждого ребенка по-разному

По мере взросления один вид может трансформироваться в другой, поэтому коррекция детских страхов требует внимательного психологического обследования малыша и индивидуального подбора подходящих методик.

Сказки

Чтобы побороть детский страх в 2-4 года, можно рассказывать ребенку сказки, где он является главным действующим лицом. В ходе повествования ему приходится сталкиваться именно с тем, что является причиной расстройства (чудище в темноте, закрытая комната, вода, огонь, отсутствие рядом родителей). Герой преодолевает все трудности, побеждает своих противников. Такие рассказы помогают детям чувствовать себя увереннее и становиться смелее.

Игры

Преодолевая страх темноты у детей раннего возраста, родители могут практиковать игру в прятки. Малыш должен отыскать куклу сначала в освещенной комнате, затем в темноте. За игрушку, найденную в темноте, должно следовать поощрение. Испуг постепенно угасает, уступая место желанию родительской похвалы и получения лакомства.

Детский страх смерти, обычно возникающий в 5-6 лет, можно разыграть в виде кукольного спектакля, где смерть представлена слабой, смешной или ненастоящей, придуманной. Главный герой успешно прогоняет ее. Также в игровой форме можно побеждать действующих лиц из страшных снов.

Рисунки

Очень эффективно лечение детских страхов с применением рисования. Ребенок должен нарисовать свой страшный сон в смешном виде. Позитивно на психику малыша действует зарисовка того, что пугает в преображенном виде: был злым, стал добрым и безопасным. Иногда дети с удовольствием рисуют объект боязни в побежденном виде.

Музыка

Хорошо помогает снимать нервное напряжение спокойная негромкая классическая музыка. В ненавязчивой форме можно предложить ребенку послушать ее перед сном, при этом находясь рядом с ним, тихонько поглаживая его по голове и говоря ласковые слова.

Танцы

Занятия танцами дают положительный эмоциональный настрой, способствуют психологической разрядке. Малыш учится ритмике, общению, успокаивается, начинает чувствовать себя сильнее и свободнее.

Ароматерапия

Использование эфирных масел, обладающих успокаивающим воздействием, хорошо помогает снять нервное напряжение. Можно использовать масла лекарственных растений в спальне, применяя аромалампу, или добавив их в теплую ванну, которая хорошо успокоит малыша перед сном.

Это могут быть масла лаванды, мяты, шалфея. Но перед их применением нужно проконсультироваться с врачом и убедиться в отсутствии аллергии на используемый продукт.

Цветотерапия

Детская комната должна быть оформлена в спокойной цветовой гамме, игрушки ярких цветов — красного, черного, оранжевого — нужно покупать в ограниченном количестве. Выбирая одежду малышу, стоит отдавать предпочтение вещам зеленого, голубого или желтого цветов.

Другие методики

Работа с детскими страхами также включает в себя лепку из глины, пластилина, особенно если дети не любят рисовать, равнодушны к музыке и отличаются усидчивостью. Можно попросить их слепить побежденный ночной кошмар — сделать то, что испугало во сне, смешным и беззащитным.

В некоторых случаях помогает изготовление из картона маски сказочного персонажа, который является источником страха. Родители могут надеть ее и шутливо, ласково заговорить с ребенком, поиграть с ним.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий