Песочная терапия для детей дошкольного возраста: занятия, программа, упражнения

Как проходят занятия?

Для занятий пескотерапией необходимо специальное оборудование, которое можно приобрести (но стоимость его довольно высока) или сделать самостоятельно. Это деревянный или пластиковый ящик с размерами 500:700: 80 мм, с голубыми бортиками и синим дном, песок мелкой фракции желтого или белого цвета, вода, а также наборы всевозможных фигурок:

  • людей;
  • сооружения;
  • разные виды транспорта;
  • дикие и домашние животные, птицы;
  • морские жители;
  • природные материалы (плоды, семена, листья, травы, шишки, камешки, ракушки);
  • мебель и посуду;
  • религиозные символы;
  • технические детали (гайки, шурупы, болты);
  • символы найденных кладов, богатства и ценностей (стеклянные «драгоценности», сундучки, шкатулки, бусины);
  • буквы, цифры;
  • продукты;
  • растения;
  • насекомые;
  • динозавры;
  • небесные тела;
  • предметы городской среды (мосты, дорожные знаки, ворота, заборы, памятники);
  • орудия труда;
  • музыкальные инструменты;
  • оружие;
  • монеты;
  • пуговицы, ткань и т.д.

То есть в этот набор по возможности должны входить предметы, позволяющие создать реальный мир во всех деталях.

В начале занятия ребенку разъясняют, что песок – это земля, синее дно – вода, голубой бортик сверху – небо. Теперь малышу нужно выбрать предметы из имеющейся коллекции, чтобы приступить к созданию своих миров, планет, сказок, в которых он обязательно выплеснет все, что его тревожит

На этом этапе важно выяснить, почему он выбрал именно эти предметы, почему вместо людей у него собаки или танки, почему все предметы серого цвета, зачем ему эта шишка, перо или камешек. По этим предметам можно судить о психологическом состоянии тестируемого в данный момент его жизни

В процессе творчества взрослый тактично расспрашивает у юного творца, что и почему он делает: зачем закопал ножичек, почему кошка у него живет в воде, а тигр ест яблоко, и т. д. Все эти моменты также помогают понять переживания и мировоззрение ребенка, выявить скрытые страхи, пережитые стрессы.

При этом важно обратить его внимание на то, что нельзя просыпать песок, ломать или разбрасывать фигурки. А после окончания занятия пусть расставит или сложит все предметы по местам

Такие игры можно проводить и дома. Если нет уверенности в своих силах, можно посмотреть видео мастер-классов по песочной терапии.

Важно все время поддерживать с ребенком речевой контакт, задавать вопросы, просить объяснений и комментариев. Кроме того, для первичного выявления скрытых проблем большое значение имеет правильная интерпретация полученного результата

Что должно насторожить родителей на этом «холсте» и почему?

  • Замки или засовы на домах, высокие плотные заборы, толстые стены, особенно, если за ними спрятана «я-фигурка». Это сигнал о чувстве незащищенности, боязни, о потребности в защите.
  • Беспорядок, хаотичное, бессюжетное расположение фигур, знаков, символов. Это значит, что в душе ребенка тоже царят смятение и неразбериха.
  • Много нарисованных кругов. Ребенка заело однообразие, он хочет каких-то значимых перемен, ему не хватает любви и заботы.
  • На песке нет человеческих фигурок (хотя в наборе они есть) – отчуждение от людей, страх, боль и обида.
  • Острые углы, стрелы, искры, ломаные и рваные линии. Ребенок переживает сильный гнев, чувство ревности (к новорожденному, отчиму). Такие знаки говорят о сильном внутреннем конфликте.
  • Спиральные линии. У ребенка накопилась усталость, ему не хватает общения (в первую очередь, с близкими людьми). Возможно, его мучают кошмары.

В случае любых сомнений или появлении других линий или знаков, которые показались настораживающими, стоит обратиться за консультацией к профессиональному детскому психологу. Возможно, проблема куда серьезнее, чем кажется.

Пескотерапия – весьма действенный метод коррекции эмоционального и психического состояния детей, релаксации и саморегулирования. Поэтому заниматься ей можно не только деткам с показаниями. Песок приносит радость абсолютно всем. И родителям – в том числе. Совместные игры в домашней песочнице только укрепят моральный микроклимат семьи.

Сеанс пескотерапии

Применяя пескотерапию в работе логопеда или детского психолога, каждый специалист ставит перед собой определенные задачи и формирует процесс занятий. Причем проводится песочная терапия в детском саду целыми группами или индивидуально с детьми.

Стоит отметить, что эффект и отдача от пескотерапии наблюдается уже при первом же сеансе. Суть терапии заключается в том, чтобы человек, используя песок, раскрыл свои тщательно маскируемые проблемы. Зачастую в ходе терапии удается раскрыть переживания и заботы, которые сам человек не осознавал до этого. Задача психолога заключается в том, чтобы выявить эти проблемы и отыскать пути решения.

Опытный психолог, отлично разбирающийся в терапии, может быстро найти проблему, просто посмотрев на фигурки или песочные конструкции, которые создавал пациент. Важный нюанс заключается в том, что специалист не просто находит проблему, но ему также удается разобраться в ее причинах и способах решения.

Пескотерапия проводится в несколько этапов:

Работа с песком. Это скорее игра, в ходе которой используются различные фигурки для песочной терапии или статуэтки. Здесь задача психолога только наблюдать за тем, как ведет себя пациент, что он делает.
Обсуждение. Когда игра закончилась, требуется непосредственное общение между психологом и пациентом. Специалист дает пояснения относительно каждой фигурки, которая принимала участие в процессе игры. Психолог может объяснить, что они означали, какую роль играли и насколько сильно влияли на проблему человека. Это позволяет самому пациенту прийти к осознанию проблематики и подсознательно настроиться на ее решение.
Повторная терапия

Крайне важно не останавливаться на достигнутом. Первые сеансы позволяют раскрыть только поверхностные проблемы

Чем больше сеансов будет проведено, тем глубже психологу удастся проникнуть в переживания и скрытые тревоги пациента.

Задачи:

вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;

формировать позитивное отношение к своему «Я»;

формировать позитивное отношение к сверстникам;

развивать навыки социального поведения;

совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

cпособствовать проявлению эмпатии;

развивать фантазию и образное мышление;

побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;

использовать метод песочной терапии для развития мелкой моторики.

В работе с детьми дошкольного возраста приходится сталкиваться с тем, что добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых функций, не всегда удается уменьшить невростические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности личности могут

существенно ограничить возможности социальной адаптации ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни.

Для профилактики нарушений и в целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости, а также для нахождения контакта с детьми с аутистической симптоматикой организовывается специальное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения в деятельности, голосовых реакциях.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Игры с песком, как процесс развития самопознания ребенка известен с давних времен. Принцип терапии песком был предложен психотерапевтом Карлом Густавом Юнгом. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей.

Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д, Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений. Поэтому песочницу рекомендуется иметь в кабинете психолога.

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

1 Потенциал песочной терапии для детей

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Возможности
Характеристика
Релаксация и успокоение
Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
Самовыражение и совершенствование творческих способностей
Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае “чистый лист”, на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
Способ выражения чувств
Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом

Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
Формирование речи, мышления, фантазии
Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
Диагностика психического состояния
Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
Развивающие игры
Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр

Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
Психокоррекция
С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов

Как это работает и для чего применяется?

Смысл песочной арт-терапии заключается в том, что внутренние конфликты порой сложно даже признать, не то, что выразить словами. Песочница исполняет роль своеобразного переводчика с «душевного» языка на язык символов. Не привязываясь к словам, особенностям их трактовки и различным контекстам, гораздо проще рассказать свои тревоги. Это касается и взрослых, и детей.

Когда же подопечный построит свой мир, в котором ему все знакомо и комфортно, можно приступать к непосредственной работе с имеющимися проблемами. Прелесть в том, что коррекция происходит посредством этих символов, а значит, обладает «повышенной усваиваемостью».

В таких условиях решения внутренних конфликтов находятся в области индивидуального восприятия мира каждого подопечного, а поэтому предельно понятны. Потренировавшись в песочнице, применять их в реальном мире будет гораздо проще. Психолог в этой картине выступает в роли штурмана, который мягко направляет и указывает путь к гармонии. Игра с песком и фигурками полезна и за счет мелкой моторики. Особенно для детей.

Если составить список основных механизмов действия песочной терапии, то он будет выглядеть так:

  1. быстрое и безболезненное обнаружение имеющихся проблем, диагностика;
  2. не менее быстрое установление доверия между подопечным любого возраста и специалистом. Как-никак песочница – первое место, где люди учатся общаться, и даже в компактном виде она располагает к дружелюбности;
  3. просто приятные тактильные ощущения от перебирания песка, сопровождаемые успокоением и расслаблением;
  4. работа с имеющимися проблемами в поле мировосприятия конкретного подопечного.

В каких случаях песочная арт-терапия будет полезной? Область проблем, с которыми поможет справиться такой метод, простирается от нежелания учиться до комплексных психических расстройств вроде аутизма. В целом, песочная арт-терапия полезна и приятна и для совсем здоровых людей. Точно определить применимость такого метода поможет консультация с психологом.

Особую эффективность метод показывает во время проработки травматического опыта. Он позволяет подопечному отстранится и выразить свои эмоции, как бы глядя на все со стороны. Когда в роли подопечного выступает ребенок с задержкой развития речи или переживший травму до того, как начал разговаривать, то лучшего способа помочь ему выразить свои чувства и не найти.

Юнгианская и не-юнгианская песочная терапия

Есть два подхода к процедуре песочной арт-терапии. Первый, юнгианский, разработала непосредственно Дора Калфф. Он подразумевает использование песочниц конкретного размера, формы и отсутствие инструкции от психолога по созданию композиций. После сеанса подопечный самостоятельно решает, как и когда ему начать заниматься песком, и что из этого получится.

Не-юнгианский подход никак не ограничивает тип используемой емкости для песка, но создание композиции происходит по инструкции психолога. К примеру, подопечному нужно выбрать фигурки, которые будут отображать его самого, определенные эмоции и ощущения или других людей.

На самом деле отличий несколько больше, но остальные относятся к области профессиональных знаний. К примеру, применение каких угодно теоретических направлений психологии в не-юнгианском подходе и другие.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом

Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком

Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры

О методе

Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.

Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей всех возрастных категорий. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка.

Метод получил широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:

  • диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также причины необычного или странного поведения ребенка или подростка;
  • снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность;
  • помогать ребенку более гармонично ;
  • способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме);
  • помогать общему развитию, социализации детей-инвалидов.

Метод, который считается методом логической психотерапии, применяют и в психиатрии, поскольку он способствует более точной диагностике некоторых психических расстройств, а также процессу адаптации ребенка в ходе лечения.

Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.

Серия игр и упражнений с песком из книги Т. Зинкевич – Евстигнеевой «Чудеса на песке» способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, творческой фантазии, помогают в познании своего внешнего и внутреннего мира.

Вот несколько игр:

  • Оттиски рук. С помощью этого упражнения малыш учится оценке ощущений. Педагог либо родитель показывает подопечному оттиск своей ладошки
  • на песке, то же повторяет пациент. Рука вдавливается и погружается в поддон.

Сначала свои ощущения описывает ведущий. Он ведет свой рассказ про песок, какой это материал мягкий или шероховатый, как он чувствует своей кожей маленькие частички. Затем следует рассказ малыша о песке.

Дождик или водопад. Данная игра – хорошее средство для снятия напряжения в мышцах и агрессии. Педагог либо ведущий говорит, что начался водопад. Маленький человек пересыпает песок на тыльную сторону руки взрослому, а затем он выполняет упражнение малышу.

  • Создание узоров. Нарисовать на песке с помощью пальцев, кулачков, кистей разнообразные узоры, а затем рассказать, что представляется ребенку, когда он смотрит на них. Это могут как цветы, так и животные, ветки и др. Такое упражнение положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей.
  • Прятки. Игра помогает в выяснении психологических проблем подопечного и помощи в избавлении от них. Дошкольнику на выбор предлагается несколько предметов, которые он должен закопать в песок, а затем выкопать и рассказать о всех спрятанных предметах.
  • Проигрывание сюжета. Психолог предлагает пациенту создать собственный мир, использовав на выбор миниатюрные фигурки. Если цель песочной терапии — избавление от агрессии, то маленький человек выберет отрицательных персонажей и устроит войну и разрушение тем самым, сняв напряжение и успокоив свой гнев.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох – медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий