Кризис 2 лет у ребенка: как справится с истериками (советы Комаровского)

Истерика началась — 4 простых шага

Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребенка. Если физически ним все в порядке, то состояние родителя выходит на первый план. Простой пример. Вы летите в самолете, его начинает потряхивать. Вы сразу смотрите на стюардесс: если они спокойны, то вам тоже становится спокойнее. Так и здесь.

Этап 1. Оцениваем свое состояние

В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это нормальное явление, и постарайтесь успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох — задержка, выдох — задержка и т.д. Можно попробовать очень активное дыхание: вдох через нос, выдох через рот — и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь.

Также помогает отсоединение. Самое простое — это сделать два шага от ребенка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее истерику свести на «нет». Как минимум, вы потом не будете винить себя, что не удержались и наорали на ребенка или ударили его.

Этап 2. Присоединение Если вы понимаете, что истерика ребенка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребенку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.

Когда истерика нарастает, ребенок может не дать себя обнять, начнет вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду».

Этап 3. Принятие эмоций

Когда волна истерики начинает спадать — ребенок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности — вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции:

Кажется, очень просто. Но многие сталкиваются на этом этапе с проблемами. Во-первых, банально очень непривычно говорить такими словами. Во-вторых, сложно понять, а что именно чувствует ребенок. Это происходит потому, что мы сами порой не можем понять, что чувствуем. Базовых эмоций немного: злость, страх, стыд, вина, отвращение, грусть, радость. Вы можете спокойно называть ту, которую, как вам кажется, испытывает ребенок. Если вы ошиблись, он поправит.


Источник фото: Unsplash.com

И еще один важный момент на этом этапе — не обесценивать переживания ребенка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да забей, что ты плачешь», «Бывает, все теряется». Для ребенка то, что случилось, — это настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась. Для ребенка потеря машинки может быть не менее горькой, чем, например, потеря любимой сумки для мамы.

Есть и другой способ обесценивания — это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем — и все пройдет».

Ребенка не надо торопить, нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться, и тогда можно перейти к завершающему этапу.

Этап 4. Диалог.

Когда ребенок обратил на вас внимание, спросите:

Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребенок, тем больше ответственности мы берем на себя, встаем в сильную доминантную позицию. А если это подросток, он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдет разруливать ситуацию.

Таким образом, главное в истериках то, что ребенок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблему.

Кризис развития как точка роста

Наша жизнь не линейна, она имеет спады и подъемы, которые обуславливают наше развитие. И любому качественному изменению психики предшествует психологический кризис. В раннем и дошкольном детстве таких кризисов наибольшая концентрация по сравнению со всей остальной жизнью человека. Детские кризисы можно подразделить на кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет – целых четыре кризиса за семь коротких лет жизни! Во время каждого из кризисов меняется поведение ребенка. Часто оно становится протестным, трудно управляемым. Еще вчера малыш охотно шел с вами за руку, а сегодня вырывается и убегает. Внешняя сторона происходящего трактуется нами как плохое поведение. Но задумывались ли вы что происходит у ребенка внутри? Что заставляет его так себя вести?

Кризис – это переход на новый, более высокий уровень развития. Протестное поведение – свидетельство того, что психика ребенка перестраивается, совершенствуется.

О важности проблемы

Рассмотрим, с чем связаны регулярные капризы, непослушание и истерики в 2,5-3 годика. Прежде всего, это повышенная нервная возбудимость. Причем у отдельных детей она наблюдается с рождения и представляет собой особенности личности, у других – возникает с возрастом под воздействием внешних факторов (как системы воспитания в целом, так и конкретных событий).

Подобное поведение может наблюдаться на постоянной основе или представлять собой приступы, возникающие в виде ответной реакции на психоэмоциональное напряжение, накапливающееся с течением времени

Родителям крайне важно разобраться в этих факторах и решить глубинную проблему, в противном случае все это перейдет во взрослую жизнь и станет причиной того, что повзрослевший ребенок будет считаться нервным, невоздержанным, даже агрессивным

Интересно, что некоторые дети постоянно истерят, желая манипулировать родителями, заставлять их «плясать под свою дудку». Нечто подобное делают и груднички, стремясь любой ценой добиться внимания мамы. Дети же постарше, в 2,7 года, становятся гораздо хитрее – они понимают, как окружающие отреагируют на тот или иной их поступок, и нередко весьма умело подчиняют себе родителей.

Как лучше реагировать, когда ребёнок капризничает?

Как же правильно реагировать? Естественно, вам не очень нравится такое поведение ребёнка. Но, вместо того, чтобы использовать традиционное «Не ной», постарайтесь сделать в следующий раз что-то из этого списка:

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребёнком происходит (как вы это сами понимаете).

Например:

«Я вижу, ты очень устал. Конечно, сегодня был такой тяжелый день, поэтому тебе тяжело и хочется немного поплакать, я тебя понимаю».

«Тебе обидно, я понимаю. Тебе очень хотелось, чтобы я тебе это купила. Конечно, хочется, но, к сожалению, мы так спешим. Давай-ка я посмотрю что у меня есть интересного в сумочке».

«Ты очень обиделся на меня. Тебе обидно, что я так сказала и ещё сказала это громко, поэтому ты сейчас недоволен».

«Тебе не нравятся вот эти колготки, и поэтому ты плачешь. Ты хочешь что-то другое, тебе неудобно, я понимаю, давай подумаем, что …»

«Понимаю тебя, не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы я тебя обняла, иди ко мне».

Таким образом, вы уже в самой первой вашей фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете ему, что сейчас с ним происходит, из-за чего он может переживать. Тогда и ребёнок чувствует, что вы стараетесь его понять и вам становится проще «включиться» в состояние ребёнка.

Настраиваясь на волну своего ребёнка, вы, действительно, стараетесь понять – а что сейчас с ним вообще происходит? Что с ним? Из этого понимания вам могут прийти какие-то интересные идеи и решения для этой конкретной ситуации.

Когда вы говорите ребёнку о том, что с ним сейчас происходит, что он чувствует и переживает, в этот момент вы как бы передаёте ему послание: «Мама тебя слышит, мама тебя понимает, мама тебя старается понять, мама тебя поддерживает».

Ребёнок чувствует ваше отношение к себе и сам начинает лучше себя понимать, осознавать, что с ним сейчас происходит

Это очень важно.
А еще, это даёт вам небольшую паузу и время подумать, что сейчас происходит с ребёнком и что в этой конкретной ситуации лучше всего сделать.. 2

Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

2. Предложите ребёнку какую-то альтернативу тому, что он просит.

Чаще всего, родители забывают об этом простом и очень полезном подходе в воспитании: не просто запретить что-то, а показать ребёнку другие способы и варианты сделать или получить то, что он хочет

Тогда его внимание переключается и ему уже становится не так обидно, когда ему что-то запрещают;. 3

Предложите ребёнку на выбор
то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

3. Предложите ребёнку на выбор
то, что сейчас доступно и можно, вместо того, чтобы запрещать или игнорировать его чувства и желания;

4

Отвлеките внимание ребёнка
на какое-то событие вокруг, начните рассказывать ему какую-нибудь сказку, историю или случай из своего детства. 

Мы забываем, что вниманием маленьких детей очень легко управлять в хорошем смысле этого слова

Вот малыш расстроен, но вдруг мы обращаем его внимание на тучки на небе, которые похожи на жирафа и он уже позабыл о своём расстройстве. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил одевать шапку на прогулку, то это будет так интересно, что малыш даже не заметит, что он уже сам в шапке и давно вышел на улицу гулять.

Истории и сказки просто завораживающе действуют на детей. С помощью истории очень легко заинтересовать и отвлечь ребёнка в совершенно в разных ситуациях. Так просто. А мы, взрослые, об этом совершенно забываем.

5

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать.. По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

По крайней мере 80% ваших замечаний лучше начинать с конкретного призыва к действию, описания ребенку того действия, которое вы хотите, чтобы он сделал.

Переключайте внимание ребёнка на действие, которое нужно сделать, а не акцентируйте его внимание на том, что делать сейчас не нужно. Например, на что заменить фразу «Не ной»? Что ребёнку следует делать вместо того, чтобы «ныть»?

  • «Пожалуйста, помоги мне»
  • «Пожалуйста, давай разберем вещи»
  • «Пожалуйста, обними меня и давай я тебя обниму»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

«Помоги», «давай разберём», «обними», «посмотри» – всё это глаголы, прямо направляющие ребёнка в нужное русло, вместо совершенного бесполезного автоматизма «Не ной».

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Как проявляется кризис 1 года?

Признаков, характерных для кризиса, несколько.

Противоречивость и непоследовательность.

Данил (13 месяцев) собирается на прогулку. Собирается охотно, ведь на прогулке он будет кормить голубей! Но вдруг в один момент мальчик категорически отказывается одеваться (за окном зима, отправиться налегке не выход из ситуации), стучит ножками, плачет, стягивает шапку, варежки. При этом на вопрос мамы: «Ты не хочешь идти гулять?», сквозь рев отвечает: «Гуля!» (голубь). То есть кормить птиц Данил хочет, но собираться и выходить на улицу — нет.

Обиды, агрессия.

Маша (18 месяцев) играет с конструктором. Одну деталь никак не может соединить с другой. В результате, детали с силой разбрасываются по комнате, ломается и все то, что уже было удачно построено.

Упрямство, настырность.

Лиза (10 месяцев) дает маме куклу по имени Бу. Мама берет куклу, Лиза кричит: «Бу, Бу, Бу!». Мама: «Да, доченька, это твоя куколка Бу». Лиза продолжает кричать имя куклы. Мама проговаривает то, как выглядит кукла, какая она красивая, как нарядно одета, вот ее глазки-ручки-ножки. Крик «Бу!» становится все громче. Мама предлагает вместе покормить Бу. Крик дочки только нарастает. Так продолжалось до тех пор, пока мама не догадалась начать говорить с Лизой от имени Бу высоким «кукольным» голосом.

Непослушание.

Саша (15 месяцев) во время прогулки с большими уговорами зашел вместе с бабушкой в магазин. Покупки были сделаны быстро, но выйти из магазина оказалось еще сложнее — ребенку хотелось ходить туда-сюда в прикассовой зоне, расталкивая покупателей. Уговоры бабушки встречались сначала весельем (мол, игра такая я убегаю, ты догоняешь), затем — слезами и громким криком-протестом.

Нетерпимость к замечаниям.

Маша (18 месяцев) гладила кошку. Потом дернула кошку за хвост. Замечание мамы о том, что кошку обижать нельзя — ей больно, спровоцировало очередное дергание животного за хвост и обиду на маму.

Капризность.

Всегда отличающийся хорошим аппетитом Никита (14 месяцев) стал крайне разборчив за столом. Те блюда, которые раньше он ел с удовольствием, теперь могут быть отвергнуты (нередко переворачивается тарелочка вместе с содержимым), взамен требует только хлеб.

Отстаивание своего.

Сюжет, когда дети на площадке делят одну игрушку, наверняка, знаком всем мамам. Что происходит? А вот что. Один малыш кричит «дай», отстаивая свой интерес к конкретному объекту. Другой же, крепко вцепившись в игрушку, демонстрирует осознание своих личных границ и нежелание отдавать то, что считает своим продолжением (примерно до 3 лет дети именно так воспринимают игрушки как продолжение самих себя).

Отказ от выполнения привычных занятий или процедур.

Ваня (17 месяцев) стал хуже укладываться спать. И перед дневным, и перед ночным сном он устраивал родителям настоящее испытание: сначала догони его, потом покачай, потом расскажи сказку, потом дай попить, потом опять расскажи сказку, потом нужна книжка…

Даша (13 месяцев) всегда умница на занятиях в детском развивающем клубе (легко выполняла любые задания преподавателя) вдруг перестала делать то, что раньше давалось ей без особых усилий. Вся группа отделяет мячики от кубиков, а Даша просто сидит в сторонке. Группа танцует, Даша пошла играть с мячиками.

Все приведенные выше примеры — яркие иллюстрации кризиса 1 года. Однако далеко не все из возможных, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит, по-своему будет вести себя в той или иной ситуации. Что делать родителям? Быть готовыми ко всему и стараться правильно реагировать.

Стоит приобрести домой разнообразные игрушки для развития познавательного интереса ребенка. Купите:

  • развивающие игрушки для малышей;
  • развивающие центры;
  • пирамидки и кубики;
  • красочные и интересные книжки;
  • наборы для ролевых игр.

Симптомы гиперактивности

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего — в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют,
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность,
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне,
  • проблемы с речью,
  • трудности в общении,
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил — говоря попросту, малыш очень непослушный,
  • приступы агрессии,
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.

Признаки кризиса 2-х лет

Достаточно сложно понять начальные проявления этого явления, однако существуют несколько признаков, наличие которых ясно свидетельствует, что у крохи активно начался переходный период.

  • Основным признаком считается периодическая или постоянная истерика, во время которой могут быть слезы, крики и даже проявление агрессии. Поводом для истерики могут послужить самые банальные вещи: ребенку не нравится одежда, которую мама предлагает одеть на прогулку, молоко или чай налиты не в ту посуду, или вместо яблока ему предложили съесть банан или какой-то другой фрукт.
  • Еще одно проявление кризиса 2 лет – это чрезмерные эмоции в виде громкого крика, плача, агрессии и упрямства.

У каждого эти проявления выражаются по-разному: у кого-то более эмоционально, а у кого-то менее.

Почему появляется «не хочу»?

Лучше всего объясняют истерики маленького ребенка бабушки: «Почему ваш ваш ребенок опять капризничает? Избаловали, вот он и вертит вами теперь как хочет!». Некоторые родители и впрямь идут на поводу у чада, чтобы успеть за современным ритмом жизни: «Пойдем уже скорее, а потом купим тебе то, что скажешь» или «Одевай все что хочешь, только не плачь!». В таких ситуациях малыш довольно быстро понимает, что истерикой и упрямством можно добиться от родителей исполнения своих желаний

Для решения проблемы капризов важно понять их истинную причину. Иногда родители принимают за капризы реакцию ребенка на завышенные родительские требования

Часто малыш действительно не знает, как можно выполнить то или иное требование родителя.

Чаще всего избалованность ребенка – вина самих родителей, которые идут у него на поводу

Стандартные причины

Почему же мы так часто сталкиваемся с капризами? Есть несколько видимых причин возникновения истерик у детей:

  1. Проверка родителей на прочность. Первые истерики малыша пугают маму и папу. Повторяя их снова и снова, малыш по всем законам психологии проверяет реакцию родителей и определяет границы дозволенного: как отреагирует мама, если перевернуть тарелку с супом, что будет, если укусить папу в гневе? Истерики – это способ проверить авторитет старших и то, насколько серьезны запреты родителей.
  2. Боязнь нововведений. К чувствительным и эмоциональным детям необходим особый подход. Такие дети опасаются всего нового. Новое блюдо, или «переезд» в свою кроватку могут сопровождаться слезами и категоричным отрицанием. Капризный двухлетний ребенок не соглашается идти на новую площадку – пообещайте, что будете рядом с ним и вместе поиграете в песочнице. Почувствовав себя в безопасности, малыш обязательно пойдет на компромисс.
  3. Обычный отказ. Имеет место в старшем возрасте. За первые несколько лет жизни родители привыкли решать за малыша абсолютно все: что надеть, что поесть, когда нужно пойти ко сну. В четырехлетнем возрасте ребенок уже может определить, нравится ли ему тот или иной наряд или блюдо, а что не нравится совсем. Если мнение малыша и мамы не совпадают, может возникнуть протест. Возможно, пришло время прислушаться к ребенку в некоторых вопросах?

Последствия воспитания

Результат гиперопеки. Некоторые родители стремятся оградить свое чадо от разных жизненных проблем: мамы и бабушки долго кормят ребенка с ложечки, а для прогулки используют исключительно коляску. Попытки призвать такого малыша к самостоятельности бывают встречены протестом

В этом случае капризы маленького ребенка связаны с тем, что он не понимает, почему мама не выполняет свои «прямые обязанности» – перестала кормить маленького и одевать его.
Попытка привлечь внимание. К двум годам дети уже прекрасно понимают, что нужно сделать, чтобы привлечь родительское внимание

Если взрослые каждый раз жалеют малыша после истерик, то в скором времени топанье ногами и крики станут частыми гостями в этом доме. Капризный двухлетний ребенок прекрасно понимает, что своим поведением он моментально привлекает внимание взрослых.

Для некоторых деток истерика – лучшая возможность привлечения внимания к себе

Как справляться с капризами?

Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются – настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов – родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.

Капризный ребенок в год, в полтора, два и даже три года – нормальное явление, но если пятилетнее чадо устраивает истерики – это уже повод для посещения невропатолога и детского психолога. Врач проверит развитие малыша и даст рекомендации по воспитанию и взаимодействию с ним.

Советы психологов

Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:

  • Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
  • Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.

Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс.
Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам.
Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее

Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное.
Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства – это нереализованная потребность малыша

В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения – взрослым стоит об этом задуматься.
Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку , объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

Просыпается тяга к новым видам деятельности

В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка

Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector