Логопедический массаж для детей в домашних условиях (языка, кистей рук): видео

Понятие

При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.

Требования к проведению речевого массажа

Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.

Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.

При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.

Какой специалист назначает

К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.

Показания и противопоказания

Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:

  • задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
  • неправильное произношение звуков (дислалия);
  • замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
  • задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.

Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:

  • грибковые или гнойные поражения кожи;
  • гематомы в ротовой полости, на губах;
  • инфекционные раны на кожных покровах;
  • эпилепсия;
  • онкология любой стадии;
  • туберкулез;
  • сосудные болезни;
  • проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
  • аллергические проявления.

Массаж ложками

Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:

  • Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
  • Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
  • Делаются круговые поглаживания щек.
  • Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
  • Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
  • Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
  • Кончиком изделия растирается носогубная область.
  • Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
  • Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.

Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.

Упражнения на постановку звука «Р»

К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

Поскольку дети — это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук «Р». Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым примером — и он обязательно освоит правильно произношение. И наберитесь терпения — на отработку каждого упражнения по постановке звука «Р» может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук «Р» в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» — то есть всевозможные сочетания звука «Р» и гласных (чтобы сам звук «Р» стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же — звук «Р» должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

Чтобы проверять и закреплять прогресс, не забывайте время от времени показываться своему логопеду. Любая самостоятельная работа увенчается еще большим успехом, если время от времени она будет оценена профессиональным взглядом опытного специалиста.

Основные этапы логопедического массажа для детей

Массаж должен быть направлен сразу на несколько зон: голова, шея, лицо и ротовая полость.

Массаж лба

Начинать массаж следует с мягких поглаживающих движений, которые разогревают мышцы. Обеими руками подушечками пальцев проводите от центра лба к вискам, не надавливая. Затем от бровей двигайтесь к линии роста волос.

Массаж щек

Также подушечками пальцев разминайте и слегка растягивайте щеки малыша. Пытайтесь делать массаж мягко, не доставляя болезненных и неприятных ощущений ребенку. Двигайтесь от уголков рта к ушам. Сверху вниз погладьте щечки.

Массаж носа

Двумя руками одновременно погладьте нос от переносицы по направлению скул, то есть по скату. Сделайте легкие растягивающие движения на крылья носа. Затем погладьте носогубную складку от носа к уголкам губ.

Массаж рта

Массаж рта начинается с упражнений на губы. Верхнюю губу слегка пощипывайте и поглаживайте к уголкам. С нижней губой повторите движения.

Массаж подбородка

Разминайте подбородок от центра к уголкам губ. Слегка поглаживайте по той же траектории.

Повторять процедуру следует 2-3 раза в неделю. Следует пройти курс от 10 до 20 сеансов.Через 1-2 месяца можно повторить курс.

Логопедический массаж языка при помощи зубной щетки

Для массажа ротовой полости логопед обычно использует специальный зонд, который может быть разным по виду и форме. В домашних условиях его можно заменить зубной щеткой.

Возьмите индивидуальную зубную щетку и стерильную салфетку. Попросите малыша сделать язык лопаткой. С помощью салфетку аккуратно ухватите пальцами кончик языка малыша.

1.Будим язычок, чтобы тот проснулся.

От середины языка к кончику проведите тыльной стороной щетки. Не запихивайте ее слишком далеко, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Поглаживайте так некоторое время

2. Солнышко встало

От центра языка водите тыльной стороной щетки «лучики» к границам языка по периферии. Также не уводите щетку к небному язычку.

3. Солнце озаряет елочку.

Проводим щеткой снизу вверх, словно это ствол дерева. Рисуем «веточки» по боковым сторонам язычка

4. Елочку колышет ветерок.

Словно подметаете язык, аккуратно поводите щеточкой слева направо.

5. Ветер качает дым из печи.

Сверху вниз по длине сделайте зигзагообразные движения.

6. Ветер подул влево.

Проводим щеткой от левого края к правому и наоборот.

7. Начался дождик.

Легкими покалывающими движениями похлопайте по всему пространству языка.

8. С деревьев упали яблоки.

Тыльной стороной щетки слегка похлопайте по всему языку.

9. Огромная лужа.

Гладкой стороной водите по кругу по часовой стрелке от центра.

Противопоказания

Не стоит делать массаж в том случае, если у ребенка есть инфекционное заболевание, которое находится в остром периоде. К таким заболеваниям относятся:

  • Конъюнктивит,
  • герпес на губах и другие заболевания слизистых,
  • стоматит и заболевания полости рта,
  • хронические воспаления кожных покровов,
  • воспаление лимфатических узлов,
  • сильная пульсация сонной артерии,
  • ОРЗ,
  • гнойные и грибковые заболевания.
  • Перед тем, как начинать курс логопедического массажа, следует проконсультироваться с педиатром.
  • Врачи рекомендуют первую процедуру проводить под присмотром профессионального логопеда, чтобы тот мог скорректировать движения родителя.
  • Делайте массаж аккуратно, без грубого пощипывания и нажатия. Опирайтесь на реакцию ребенку.
  • Старайтесь обыгрывать свои движения, чтобы малыш не скучал во время массажа. Так он будет спокойнее переносить процедуры.

Логопедический массаж ложками

Массаж выполняется 2-мя пластмассовыми либо силиконовыми ложечками:

  • погладьте несколько раз губы выгнутой частью ложек;
  • выполните движения ложечками по губам по кругу;
  • слегка придавите носогубную складку кончиком ложечки;
  • поскребите ложками по губам;
  • выгнутой частью по кругу помассируйте щеки и подбородок;
  • повторите для висков, на верхнем и нижнем веке;
  • разотрите скулы, область между бровями.

Завершите всю процедуру массирования, нежно поглаживая голову, щеки, лицо малыша. Скажите, какой он молодец.

Логопедический массаж необходимо выполнять очень осторожно, без причинения ребенку неудобства. Для положительных результатов сеансы должны вызывать у детей только положительные эмоции

Техника выполнения массажа языка при дизартрии

Сначала укрепляют и активизируют мышцы губ точечным массажем в течение 5-6 секунд: надавливанием подушечками пальцев с круговыми движениями на точки вокруг губ против часовой стрелки. Выполняют от центра к углам губ вверху и внизу.

При массаже языка от корня к кончику:

  1. Укрепляют и активизируют продольные мышцы языка. Продольные мышцы языка поглаживают указательным пальцем, с помощью зонда «Шарик» или шпателя (маленьким детям) 8-10 раз дважды в день.
  2. Укрепляют продольные и поперечные мышцы, ритмично надавливая пластмассовым шпателем на корень языка, двигаясь к кончику, до 6 раз дважды в день.
  3. Укрепляют и стимулируют поперечные мышцы языка поперечным поглаживанием с помощью указательного пальца, зонда «Шарик». Можно мягкой зубной щеткой, 4-6 раз трижды в день.
  4. Укрепляют мышцы языка и увеличивают объем артикуляционных движений обкалыванием по краям сбоку зондом «Игла» (1 раз в день, 10 секунд). Если появляется сонливость у ребенка – обкалывание прекращают.
  5. Уменьшают уровень саливации точечным массажем в местах углублений под языком, одновременно в двух точках указательным пальцем или с помощью зонда «Грабли». Выполняют массаж вращательными движениями против часовой стрелки без причинения дискомфорта ребенку — 6-10 сек.
  6. Поглаживают боковые поверхности языка с помощью большего и указательного пальцев.
  7. Укрепляют мышцы языка разминанием пальцами, обернутыми марлевой салфеткой. Тщательно разминают всю площадь языка по всем направлениям 6-8 сек, дважды в день.
  8. Разминают мышцы языка, направляя движения горизонтально. С помощью правого большого пальца двигаются по языку туда и обратно, Пальцами средним и указательным – снизу языка массируют перетирающими движениями. Легкими движениями массируют раздельно одну и вторую стороны языка.
  9. Продолжают массаж круговыми и спиралевидными растирающими движениями.
  10. Перетирающие движения выполняют поперечно, направляя пальцы от одной стороны языка в другую.
  11. Слегка потряхивают правой рукой кончик языка, затем шпателем из дерева или пластмассы легко и ритмично надавливают.
  12. Продолжают массаж легким сжиманием боковых поверхностей языка, удерживая пальцы 1-2 сек
  13. Сжимают правой рукой боковую поверхность языка и легко перетирают пальцами, затем повторяют с другой стороны левой рукой.
  14. Выполняют пощипывание края языка, затем похлопывание языка шпателем и вибрацию (по 10-15 сек). При этом у ребенка на нижних зубах должен находиться марлевый валик.

До массажа выполняют пассивную гимнастику, растягивающую и расслабляющую мышцы корня языка. Для этого:

  • Прикладывая большой палец сверху, средний и указательный – снизу средней части языка, язык поворачивают вправо, слегка потягивая его. При этом подтягивается кнаружи корень языка. Аналогично выполняют влево.
  • Подтягивают язык вперед накручиванием на указательный палец и совершают обратное движение в медленном темпе и маленькой амплитудой.

Рекомендуется расслабить мышцы шеи, воротниковой зоны, мышц, двигающих нижнюю челюсть до проведения массажа, поскольку с ними связаны мышцы языка и его корня.

Показания к массажу

Существует много методов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый узнаваемый, но действенный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладошки малыша помогают ему научиться мыслить. Чем поточнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.

Считается, что ежели дети в возрасте 7 месяцев могут вынуть желая бы указательный палец из кулачка, заморочек с речью в будущем у него не будет. Чтоб кисти рук лучше работали, массаж (совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и) нужно делать с ранешнего возраста, когда ребенок еще лежит. Не считая полезности для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает малыша, облагораживает кровообращение и подымет настроение.

Массаж кистей у детей (в основном значении, человек в период детства) можно делать с возраста 2-х месяцев. Лучше уделять на это желая бы 15 минуток в день. В итоге улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок стремительно обучаться контролировать моторику собственных пальчиков.

Интересные варианты пальчиковой гимнастики

Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций. Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

Что можно использовать?

  1. Сказка при помощи рук. Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки. Пусть персонаж расскажет свои слова. Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности. Можно ладошками поиграть в театр теней. Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
  2. Берем бумагу. Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения. Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку. Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро. Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
  3. Полезная крупа. На большой поднос насыпьте любую крупу. Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение. Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи. Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится. А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

Какие проблемы исправляет массаж?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему – задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно

!

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
  • снижают проявление .

Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист
. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома

Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей

Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Виды массажа

Специалисты разделяют логопедический массаж на несколько основных видов:

  • Традиционный.
  • Аппаратный.
  • Зондовый.
  • Массаж Дьяковой.
  • Самомассаж.
  • Точечный.

Традиционный вид логопедического массажа выполняется с помощью легких поглаживаний и растираний. Для того, чтобы расслабить мышцы, специалист производит легкие движения, а для восстановления активного мышечного тонуса, применяются энергичные и быстрые движения.

Для аппаратного логопедического массажа
характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

Зондовый логопедический массаж направлен на то, чтобы устранить проблемы с речевой моторикой. С помощью специальных зондов производится массирование языка, неба и губ.

Логопедический массаж Дьяковой представляет собой самую распространенную методику, которая разработана именно для того, чтобы устранить проблемы с речью у детей.

Самомассаж представляет собой методику, при которой ребенок самостоятельно выполняет ряд разработанных упражнений. В систему входят движения руками, языком и зубами
.

Точечный массаж расслабляет лицевые мышцы, воздействуя на биологически активные мышцы.

Виды логопедического массажа

В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

  1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
  2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
  3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
  4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
  5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

Массаж для развития речи

Справиться как с легкими дефектами речи у детей, так и с более серьезными нарушениями речевого развития помогут комплексные занятия у логопеда-массажиста. Работа с ним поможет ребенку в игровой форме преодолеть трудности произношения, а логомассаж ускорит динамику позитивных изменений.

Логопедический массаж способствует расслаблению мышц артикуляционного аппарата, а также улучшает кровообращение в проблемных зонах, что значительно упрощает для ребенка процесс произнесения сложных звуков.

Также логомассаж помогает справиться с:

  • расстройствами голоса, а также с частичной его потерей;
  • аномалиями в речи ребенка;
  • гипертонусом лицевых мышц;
  • неконтролируемым слюнотечением, вызванным слишком слабым тонусом мышц речевого аппарата;
  • нормализацией речевого дыхания;
  • заиканием, дизартрией, ринолалией;
  • неправильным прикусом;
  • речевыми дефектами при детском церебральном параличе.

Логопедический массаж, как и любая другая медицинская процедура, назначается специалистом. Профессиональный логопед должен осмотреть малыша, произвести пальпацию ротовой полости, чтобы установить области, вызывающие затруднения, и только на основании этих данных назначить вид и форму логомассажа, а также дать рекомендации по регулярности и интенсивности занятий.

Проводить логопедический массаж можно и дома, и многие специалисты замечают, что при таких занятиях, когда в роли массажиста выступает мама малыша, положительный эффект от процедуры достигается значительно быстрее, так как ребенок находится в комфортной обстановке и более расслаблен. В условиях логопедического кабинета малышу нужно время, чтобы ощутить доверие к массажисту и расслабиться, даже если он сидит на руках у матери.

Однако также логопеды обращают внимание родителей на то, что самовольно начинать делать ребенку массаж не стоит: нужно прежде проконсультироваться со специалистом и получить назначение. Также будет полезно, если первый сеанс логомассажа сделает врач, чтобы родители могли лучше понимать, как он происходит

Артикуляционная гимнастика — весёлая зарядка для язычка в стихах

Маленьким детям до 5 лет речевые упражнения помогают в развитии артикуляционных мышц, улучшают языковую подвижность, способствуют чёткости произношения. Детям в пятилетнем возрасте исправлять речевые дефекты уже сложнее. После 7 лет, для исправления дефектов речи уже придётся обращаться к логопедам, которые уже не гарантируют хороший результат, поскольку исправить речь в таком возрасте уже очень сложно. Артикуляционная гимнастика вызовет у малыша положительные эмоции при проведении её в форме весёлой зарядки в стихах.

Основные правила артикуляционных уроков:

  • Занятия должны быть систематичными, поскольку лишь регулярность и настойчивость приведут к результату.
  • Продолжительность одного занятия не должна превышать 10 минут.
  • Занятия нужно проводить сидя перед зеркалом в весёлой игровой форме.
  • За одну тренировку можно делать не более 4-5 упражнений.
  • Помогать малышу можно чайной ложечкой или палочкой логопеда.

Главное — это выполнять упражнения не спеша и плавно, вырабатывая навыки правильной артикуляции. Небольшие весёлые стишки будут мотивировать к выполнению занятий.

Различают статические и динамические упражнения:

Статистические — это когда язык зафиксирован в одном положении.В процессе выполнения важно зафиксировать язык на 5-7 сек. в одном положении.
Динамические упражнения тренируют мышцы рта.. Статические упражнения для языка:

Статические упражнения для языка:

Упражнение «Лопатка»: рот открыт, язык в форме лопатки нужно удерживать 3-4 сек.

Упражнение «Грибочек»: рот открыт, язык приложить к нёбу.

Вырастай грибок в лесу,Я домой его несу.Раз, два, три, четыре, пять —Грибок я должен удержать.

Упражнение «Хобот»: губы максимально вытянуть в трубочку, как хоботок у слоника и зафиксировать на 4-5 сек.

Динамические упражнения:

Выполнение нужно делать под счёт, меняя позиции в определённом ритме.

«Часики»: на улыбке, ребёнок язычком имитирует движение часовой стрелки туда-сюда.

«Качели»: язычок качается вверх-вниз, как настоящие качели.

Эх раз, ещё разПокачаемся сейчас.Вверх, вниз мы летим,Тормозить не хотим.

«Ищем конфетку»: при сомкнутых губах, язычок упирается то в одну, то в другую щёчку.

Я конфетку поищуИ за щёчкой посмотрю.

«Лошадка»: ребёнок цокает язычком, как копытца у лошадки.

Эти простые упражнения для языка может выполнять каждый родитель, без участия логопеда.

Техника проведения на дому

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.

Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Язык

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.

Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Губы

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.

Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Руки

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.

Шея

  1. Повороты и наклоны шеи влево-вправо, вперед-назад.
  2. Кручение головы.
  3. Массирование области кадыка аккуратными поглаживаниями.
  4. Массаж шейного отдела позвоночника легкими похлопываниями пальцев.

Уши

  1. Сверху к мочке и обратно совершить потирания (5 раз).
  2. Оттягивание мочки вниз.
  3. Массаж козелка уха легкими надавливаниями и круговыми движениями.
  4. Массаж обратной стороны уха протирающими движениями (30 секунд).

Массировать можно по одному уху, а затем оба ушка одновременно.

Массаж ложками

Для такого массажа требуется две ложки. Размер зависит от возраста ребенка. Малышам лучше применять детские силиконовые и пластмассовые ложечки.

  1. Выпуклой частью ложек проглаживаются верхняя и нижняя губа.
  2. Круговые движения по губам.
  3. Кончиком ложки мягко нажимать на носогубную складку.
  4. По обеим губам скребем ложечкой.
  5. Массаж подбородка и щек круговыми движениями выпуклой частью.
  6. Такой же массаж висков и глаз – по веку и обратно под глазами.
  7. Растирание межбровного пространства, скул.

Это можно сделать мягкими поглаживаниями лица, щек, волос ребенка, при этом хваля малыша за терпение и усидчивость.

Массаж в домашних условиях дает положительные результаты. Это можно увидеть, не только прочитав отзывы довольных мам, но и выслушав компетентное мнение специалистов-логопедов. Многие отмечают, что первые результаты становятся заметны уже через 4-5 занятий. У деток с тяжелыми нарушениями динамика заметна через 7-8 занятий.

Логопедический массаж в домашних условиях прекрасно справляется со многими речевыми нарушениями. Главное, быть настойчивым в этом деле и не прерывать сеансы.

О том, как правильно выполнять логопедический массаж в домашних условиях, смотрите в следующем видео.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий