Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста, упражнения, занятия

Гипереактивность – что это?

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не «распущенность», как думают многие. Это медицинский диагноз, который может поставить только специалист. В основе гиперактивности лежит нарушение функций головного мозга

Важно отличать ребенка неусидчивого и подвижного от гиперактивного

У гиперактивных детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Они могут встать со своего места во время занятия, постоянно крутятся и вертятся, не могут спокойно играть. Они болтливы и отвечают на вопрос, не дослушав до конца. Сначала делают, а потом думают. Импульсивные, взрывные, чрезмерно отвлекающиеся – это все о них.

Гиперактивность мешает детям делать успехи и устанавливать теплые доверительные отношения с людьми. У сверстников, а подчас и у педагогов, они вызывают раздражение. Без сомнения, эти дети нуждаются в помощи, участии и терпении со стороны взрослых. Подробнее о гиперактивности можно прочитать здесь.

Физические упражнения и виды нагрузок

Все физические упражнения можно разделить по виду нагрузок на:

  1. аэробные (выполняемые ритмично, равномерно, длительное время и тренирующие дыхательную и сердечно-сосудистую системы)
  2. силовые (упражнения на сопротивление, укрепляющие мышцы)
  3. растягивающие (различные растягивания и скручивания)

Для гармоничного физического развития ребенка желательно эти виды нагрузок сочетать.

В любом виде спорта опытные тренеры каждое занятие начинают с разминки и разогрева мышц. Разминка важна, т.к. она предотвращает травмы: разогретые мышцы более пластичны. Они легче справляются с нагрузками, лучше растягиваются

Учитывая повышенную склонность гиперактивных детей к травматизму, это особенно важно. Для разогрева используют легкие аэробные нагрузки, такие, как пробежка

Вторым этапом большинства тренировок бывают силовые нагрузки

Для соблюдения оптимального баланса важно развивать все мышцы равномерно. Прорабатывая различные группы мышц, ребята становятся более сильными физически

Известно, что резко обрывать тренировку крайне нежелательно. Поэтому заключительный этап любого занятия предусматривает упражнения на растягивание и гибкость. Кроме гибкости, такие упражнения стимулируют процессы регенерации, позволяют восстановиться после нагрузок. Они выравнивают дыхание, замедляют сердцебиение и пульс.

Замри-отомри и еще 14 игр для непоседы

Если ребёнок носится по квартире без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите — поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть:

1. Попросите малыша вспомнить, как кричит корова, лягушка, собака. Или показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом от 20 до 12. Замри-отомри. Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. Или пусть малыш представит, что он мышка и бегает-играет, пока вы не скажете «Кошка идёт!». Вместо словесной команды, можно давать звуковую — хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется»
 

3. Шторм-штиль. Вариация предыдущей игры. Не требует полного замирания, но «штиль» — это тихие, плавные движения, шепот. Что такое шторм, думаю, не надо объяснять4. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды5. Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.6. Предложите ребёнку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.7. Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).8. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.

9. Попробуйте упражнение на чередования напряжение и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъемный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его и ваши ладошки — это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег с земли и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).10. Предложите игру. Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче, чем вы. А потом, наоборот, попросите малыша говорить тише, чем вы.11. Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша»

Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку.12

Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребёнку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребёнком.13. Лучше еще крохой приучить ребёнка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребёнок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.14. Предложите малышу бегать и прыгать, но при этом постоянно выполнять какое-то простое движение. Например, держать соединенными указательные пальцы или вращать кистью руки.15. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).опубликовано econet.ru

Настольные игры

Существует очень много хороших настольных игр, которые можно использовать для развития ребенка с СДВГ. Обязательным условием подбора настольных игр для такого ребенка является отсутствие монотонности. Подобрать такие настольные игры, которые могли бы заинтересовать гиперактивного ребенка — не такая простая задача. Тем не менее, родителям очень желательно делать усилия в этом направлении.

Прежде всего, правила и условия настольных игр совершенно четкие, не размытые и не вызывающие разночтений. Как следствие, для ребенка это очень хорошая возможность тренировки внимания. Поскольку ходы в такой игре делаются по очереди, гиперактивный ребенок учится ждать и контролировать свои импульсы

Настольные игры полезны гиперактивному ребенку во многих отношениях. Они, например, учат такого ребенка следовать определенным правилам и развивают способность к продуктивной целенаправленной деятельности.

Тренировка сразу двух функций

Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций

Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности

Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре.

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Кричалки-шепталки-молчалки» (Шевцова И.В.)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Слалом-гигант» Развитие внимания и контроль двигательной активности.

Из стульев делаются две параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

«Мяч в круге»

Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

«Скамья запасных»

Контроль импульсов и двигательной активности.

Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

«Скалолазы»

Концентрация внимания, контроль импульсивных движений

Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается «сорвавшимся» и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

«Съедобное — несъедобное», «Черное с белым не носить», «да» и «нет» не говорить и подобные игры, требующие самоконтроля во избежание импульсивных реакций.

Игры

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему – задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно

!

Коррекция с помощью игр актуальна для развития плохо развитых функций мозга у гиперактивных детей. Детки с увеличенной активностью зачастую предпочитают играть в более шумные игры – связано это с тем, что ребенок не может самостоятельно заставить себя посидеть на одном месте. Вполне обоснованным в данном случае будет выбор подвижных игр.

Предложенный ниже список коррекционных упражнений отлично подойдет для гиперактивных детей дошкольного возраста (3, 4 и 5 лет). Также такие игры будут интересны и детям школьного возраста

В процессе игр у детей будет тренироваться реакция и внимание, а также у участников будет возможность научиться быть более тактичными и вежливыми по отношению друг к другу

Активные игры по правилам помогут сделать ребенка более дисциплинированным и научить ставить перед собой задачи и достигать цели. Предварительно обговоренные правила игр способствуют тренировке внимания у ребенка. Подобные игры широко применяются в детских садах, но также вполне могут быть адаптированы для домашних условий с мамой и папой.

Игра «Час тишины и час активности»

Цель
: Если дети не слышат замечаний и просьб, обращенных к ним, пришла пора вводить данную игру. Дети в игровой форме выплескивают накопившуюся энергию, а родители или педагоги получают возможность управлять непослушными малышами.

Примечание
: Разные дни недели могут соответствовать определенному времени – например, сегодня будет время для тишины, а в среду – время для шума. Главное – неукоснительно следовать правилам.

Игра «Передай мяч»

Цель
: реализовать избыточную детскую энергию.

Примечание
: Для опытных игроков можно усложнить игру, завязав участникам глаза повязкой.

Игра «Сиамские близнецы»

Цель
: Сделать деток более дружными, сплотить их.

Примечание
: Сделать «общую» ногу единой и дружной можно при помощи веревки. Можно соединять пары спинами, головами или другими частями тела.

Игра «Зеваки»

Цель
: развить у детей концентрированное внимание, увеличить быстроту реакции, научить координировать свои движения и четко следовать правилам. Примечание
: Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни

Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе

Примечание
: Есть еще одна версия игры, где хлопок в ладоши совпадает с каким-либо словом из песни. Песню можно включить на магнитофоне или петь ее всем вместе.

Игра «Четыре стихии»

Цель
: тренировка внимания, затрагивающая развитие двигательных и слуховых функций организма.

Содержание
: Упражнение можно проводить стоя или сидя в кругу. Ведущий объясняет, как нужно показывать определенные слова. Например, земля – присесть, вода – плавные движения руками, воздух – встать на носочки и вытянуть руки вверх, огонь – изображение ладонями вспышек от огня. Запомнив движения, игроки следят за ведущим. Он произносит слово, а участники должны его быстро показать. Ведущий может путать ребят, говоря одно слово, а показывая другое.

Примечание
: Слова можно взять любые: копать, поливать, сеять, вешать белье и т.д. Минимальный возрастной порог для данной игры – 4 года.

Игра «Запрещенное движение»

Цель
: Дисциплина у детей вырабатывается благодаря заранее обговоренным четким правилам игры. Упражнение на сплочение коллектива тренирует быстроту реакции, налаживает эмоциональный фон в коллективе и укрепляет отношения между детьми.

Примечание
: Вместо движений можно использовать запретную цифру. Игроки должны хором повторять за ведущим все цифры, кроме одной, которая находится под запретом. Вместо этой цифры игроки должны потопать ногами, попрыгать или хлопнуть в ладоши.

Игра «Колпак мой треугольный…»

Цель
: упражнение учит игроков внимательности, координации движений, а также дарит заряд бодрости и отличного настроения.

Как корректировать гиперреактивность с помощью игр?

Для адаптации гиперактивных детей в социуме применяются коррекционные мероприятия. На занятиях, которые чаще представлены играми, дети учатся контролировать свои эмоции, движения. Групповые игры помогают выстраивать межличностные отношения

Занятия тренируют внимание, память. Хотя при гиперактивности и наблюдается повышенная двигательная активность, специалисты все же на первый план ставят проблему дефицита внимания

5 правил проведения занятий:

  1. Сосредоточьтесь на развитии какой-либо одной функции. Например, внимания. Не пытайтесь одновременно корректировать двигательную активность.
  2. Длительность одного занятия не должна превышать 30–45 минут.
  3. Игры нужно чередовать: сложные, требующие концентрации, и активные, снимающие мышечное напряжение.
  4. Начинать занятия лучше индивидуально, постепенно вводя групповые игры.
  5. Будьте сдержаны и терпеливы, отмечайте успехи ребенка. Этим вы будите мотивировать его на новые достижения.

Игры для дошкольного возраста

С детьми дошкольного возраста игротерапия – единственно возможный коррекционный метод. Психологи рекомендуют избегать упражнений с эмоциональным акцентом. Например, игр-соревнований. Сильные эмоции дезорганизуют гиперактивных детей.

  • В 3–4 года полезно задействовать песочные игры с большим количеством формочек. В этом возрасте речевое общение еще затруднено. Игры в песке помогут ребенку установить связь с бессознательными побуждениями, выразить мысли и желания невербальным способом и тем самым снять психическое напряжение.
  • В 5–6 лет рекомендуется подключать метод арт-терапии. Рисование поможет ребенку выразить свое «я», снимет психологические зажимы. Он получит удовлетворение от проделанной работы и обнаружения скрытых художественных талантов.

По сигналу

Игра развивает волевую регуляцию и способность концентрировать внимание у детей. Правила:

Правила:

Перед взрослым лежат 3 карточки – красного, желтого и зеленого цвета. Красная – это сигнал «кричалка». Она позволяет детям бегать, прыгать, шуметь и кричать. Желтая карточка – «шепталка». Когда взрослый ее поднимает, нужно шептаться и передвигаться на цыпочках. Зеленый сигнал – «молчалка». Во время него детям надо молчать и не шевелиться. Карточки хаотично сменяют друг друга, каждые 40–120 секунд. Через 5 минут игра заканчивается «молчалкой».

Птичка

Игра развивает мышечный контроль и учит преодолевать импульсивность.

Правила:

Дошкольнику дают в руки небольшую мягкую игрушку. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка. Она очень маленькая, нежная и беззащитная. Посмотри, как она дрожит. Птичка боится коршуна. Поговори с ней, поддержи и успокой». Ребенок гладит птичку и говорит ей добрые слова. Успокаивая ее, он успокаивается сам.

Здравствуй

Игра помогает снять мышечное напряжение, переключить внимание. Она развивает слухо-моторную координацию и способствует доверительным отношениям в группе

Правила:

Взрослый подает звуковые сигналы, во время которых детям нужно поздороваться с как можно большим количеством людей. При хлопке в ладоши необходимо пожать руки партнерам. Если звонит колокольчик, следует погладить играющих по спине. По свистку дети здороваются спинками – становятся спиной друг к другу и прижимаются. Разговаривать в процессе запрещается.

Дождик

Игра развивает координацию движений, внимание. Она учит подчиняться правилам игры и помогает ребенку эмоционально разрядиться

Правила:

Взрослый рисует мелом на асфальте или палочкой на песке домик для себя и ребенка (детей). Это могут быть обычные кружки. По сигналу «солнышко» все гуляют вокруг своего домика, бегают и прыгают. По команде «дождик» нужно спрятаться в домик и скрестить руки над головой, сделав подобие крыши. Кто зазевается – выбывает из игры.

Что изменилось?

Игра развивает зрительную память и внимание. Правила:

Правила:

Поставьте перед дошкольником 4–6 игрушек. Попросите запомнить их. Через минуту спрячьте одну игрушку. Ребенок должен назвать игрушку, которая пропала. Для усложнения игры можно добавлять количество игрушек, прятать большее количество, ничего не убирать, а просто менять предметы местами.

Скучно так сидеть

Игра развивает координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, внимание. Правила:

Правила:

Дети садятся на стулья у противоположных стен. Звучит стишок-команда:

«Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга все глядеть.

Не пора ли пробежаться,

И местами поменяться?»

Дети устремляются на противоположную сторону. Пока они бегут, ведущий убирает один стул. Тот, кто не успел занять место, выбывает. Стулья убираются поочередно с каждой стороны.

Найди отличие

Игра развивает зрительное внимание и умение концентрироваться на деталях. Правила для индивидуального занятия:

Правила для индивидуального занятия:

Ребенок рисует простой рисунок (домик, цветок, дерево). Затем его просят отвернуться. Взрослый дорисовывает новую деталь и просит определить, что на рисунке изменилось. Затем отворачивается взрослый, а ребенок дополняет рисунок. Чем дольше длится игра, тем сложнее получается картинка.

Правила для группового занятия:

Дети по очереди рисуют на доске рисунок, а затем отворачиваются. Ведущий добавляет 1–2 новых элемента на рисунке. Нужно назвать, какие изменения произошли.

Упражнения и игры с песком

Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику.

На песке можно дети по младше могут рисовать рисунки и фигуры, а постарше – писать буквы слова палочкой или пальцем.

Как проводятся игры с песком?

На первом этапе детей знакомят с возможностями песка, то, что он бывает сухой, а если добавить воду – мокрый. Его можно перетирать между ладонями, сжимать, просеивать, делать змейки и отпечатки ладоней, изображать следы животных.

Очень дети любят игру «Секрет»; «Найди сокровища». Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его.

Игры детям дошкольного возраста (4-5 лет)

В данной возрастной категории детей можно уже включать игры на развитие той или иной функции.

Игра “Раз, два, три говори!”. Взрослый задает детям простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда они услышат команду: «Раз, два, три – говори!» Вопросы могут быть такими: «Назови домашнее животное»; «Какой это цвет»; «Что эта за игрушка».

Очень хорошо снимают напряжение игры-этюды.

Игра «Снеговик». Ребенок изображает снеговик – разводит напряженные руки в сторону, надувает щеки. Взрослый изображает солнышко, которое греет и поглаживает ребенка. Снеговик таит и медленно опускается на пол.

Игра «Шарик». Дети представляют себя разноцветными воздушными шарами. Взрослый изображает насос, от движений которого шарики надуваются. Потом наступает хлопок руками, шарики лопаются и медленно опускаются на пол.

Различные игры и упражнения на внимание «Это лишнее»; «Найди отличия на картинке»; «Дотронься до цвета или предмета»

Типы коррекционных игр

Коррекциноо-развивающие игры для гиперактивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры на развитие внимания.
  • Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Игры, развивающие навыки управления.
  • Игры, способные закреплять умение общаться.

Существуют несколько требований к ним, которые обязаны все соблюдать:

Все игры родители начинают вводить поэтапно, сперва начинают тренировать одну функцию

Если результат в играх виден, то подбираются дальше игры из следующей группы.
Игровая деятельность осуществляется как индивидуально с ребенком, так и всей семьей.
Старайтесь предугадывать переутомление ребенка, для этого во время переключайте внимание на другие объекты.
Гиперактивный ребенок нуждается в контроле со стороны взрослого, поэтому старайтесь своевременно вводить поощрение и наказание в играх.. Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком

В 2 – 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать

Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком. В 2 – 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать.

Что стоит делать родителям, чтобы правильно организовать игровую деятельность малыша:

Постарайтесь подыграть ему. Если ребенок танцует и поет, то можно включить музыку и сказать, что он – артист, выступающий для игрушек. Или если дети бегают и прыгают по всей квартире, то можно поиграть вместе с ними, представляя себя охотником, а их – зайцами. Главная задача мамы – направлять и вовремя организовывать деятельность так, чтобы она не была бесцельной. В этом возрасте полезны будут игры с пластилином, различными крупами и водой, конечно, под присмотром взрослого.

Закрепление результата

Детям с нейропсихологическими расстройствами важно внимание родителей. Психологи сделают свою работу, но и взрослым нужно быть внимательным к детям, особенно тем, которые уже пошли в школу

Специальный комплекс, разработанный специалистами для выполнения в домашних условиях, помогает повысить уровень активации мозга, привести в норму тонус мышц, сформировать произвольное внимание, улучшить показатели сенсомоторной активности

Очень важно между выполнением домашнего задания проводить физкультурные паузы, которые включают:

Очень важно между выполнением домашнего задания проводить физкультурные паузы, которые включают:

  • прогулки на свежем воздухе;
  • массаж;
  • водные процедуры.

Также следует соблюдать режим дня, снизить к минимуму умственные и физические нагрузки. Можно добавить в расписание посещение секций и лучше пусть это будут спортивные, где нужно больше двигаться.


Выполнять домашнее задание нужно с перерывами в 10-15 минут после каждого часа. Если у ребенка серьезное расстройство нервной системы, и он долго не может усидеть на месте, то ему учебные задания следует выполнять по 20 минут, а 10 минут перерыва.

Хорошо было бы во время перерыва провести самостимуляцию нервной системы. Например, можно дать ему помять мячик, ногами покатать подушечки, наполненные крупой, нижними конечностями катать мяч.

Нельзя ребенку во время перерыва смотреть телевизор и пользоваться гаджетами. Подобный отдых снижает показатели нейродинамики, истощает школьника и приводит к тому, что школьная программа усваивается хуже.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий