Гимнастика для глаз для детей в детском саду и дома: видео-упражнения для зрения

Профилактическая зрительная гимнастика

Предотвратить нарушения функций глазного аппарата легче, чем их потом лечить. Для этого необходимо проводить профилактическую зарядку для зрения во всех группах детских садов и школах. Упражнения нужно делать постоянно, чередовать их направленность. Методы профилактической гимнастики для зрения:

  • пальминг – глаза закрыты и прижаты ладонями на 30–40 секунд;
  • физминутка – зарядка от усталости глаз;
  • офтальмотренажеры – таблицы и картинки в электронном (презентации) или печатном виде;
  • релаксация – расслабление для отдыха зрения под музыку;
  • стереотренер – линейка с отверстиями, на конце которой подвешен шарик.

Чтобы дети младшей и средней групп занимались гимнастикой с удовольствием, их нужно замотивировать на зарядку для глаз. В этом воспитателям и учителям помогут следующие приемы:

  • стихи;
  • музыка для расслабления;
  • игры;
  • предметы разных цветов и форм;
  • картинки и плакаты со схемами для тренировки зрения;
  • книги или раскраски.

Для дошкольников

Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 5 минут. Этого хватит, чтобы улучшить работу глазного аппарата. Если ребенок в дошкольной группе уже носит корригирующие очки с диоптриями «минус» либо «плюс», то их нужно снимать перед занятиями.

Разминка для глаз проводится с применением наглядного материала. Он служит ориентиром правильно выполняемого тренинга. Для корректирующей зарядки детей в подготовительной группе создается картотека «Гимнастика для глаз». Это комплекс упражнений, которые проводятся в игровой форме с применением картинок.

Гимнастика для дошкольников состоит из комплекса упражнений. К ним относятся:

  1. «Лабиринт». Для выполнения упражнения понадобится таблица с изображением разноцветных кругов, волнистых линий. Ребенок должен водить глазами по заданной траектории. Голова с шеей при этом остаются неподвижными. Время упражнения – 30–60 секунд.
  2. «Туда–сюда». Ребенок следит взглядом за яркой игрушкой. Сначала нужно поднять взгляд до упора вверх, затем плавно перевести вниз. Далее глаза двигаются в стороны – влево и вправо. Необходимо проделать упражнение по 4 раза – горизонтально и вертикально.
  3. «Часики». Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит перед его лицом наручные часы с крупным циферблатом. Ребенку нужно называть время, при этом часы находятся на расстоянии 30–40 см от глаз. Затем циферблат медленно удаляется от детского лица на 1 и 1,5 метра. Длительность упражнения – 3 минуты.

Для школьников

Ребята 7–12 лет занимаются зрительной гимнастикой по 7–10 минут 2 раза в день. Желательно делать разминку каждые 2 часа после работы на компьютере или просмотра телевизора. Гимнастика для улучшения зрения проходит в положении сидя с прямой спиной.

Подростку следует объяснить, для чего выполняется полезная зарядка. Комплекс зрительной гимнастики для школьников:

  1. Вдохнуть, перевести взгляд до упора влево. Вернуть взгляд обратно при выдохе. Проделать аналогичные действия в правую сторону – 5–10 чередований.
  2. На вдохе свести глаза к кончику носа, задержать взгляд в течение 10–15 секунд. На выдохе – вернуться в исходное положение. Повторить движение 3–5 раз.
  3. Опустить взгляд вниз. Одновременно со вдохом медленно вести глазами по часовой стрелке. На воображаемой цифре 12 начать выдох и перевести взгляд в обратную сторону. Количество кругов – 7–10.
  4. Сфокусировать взгляд между бровей, затем вдохнуть полные легкие воздуха. Через 10–15 секунд выпустить воздух, возвращая взгляд в исходное положение. Повторять упражнение 3–5 раз.
  5. Вдохнуть и посмотреть в левый верхний угол стены. Выдохнуть и вернуть взгляд обратно. Без остановки проделать подобные действия с правым углом. Количество повторов – 10–12.

Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.

Недозированная нагрузка на глаза

Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.

Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.

Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз

Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу

Упражнения для глаз при работе на компьютере

В современном мире, огромная часть работы выполняется с помощью компьютеров. При этом многие офисные работники сталкиваются с усталостью глаз, постепенным снижением зрения, синдромом «сухого глаза». Этого можно избежать, выполняя простые правила, а также проводя специальные упражнения для глаз при работе на компьютере.

При выполнении гимнастики нужно снять очки или МКЛ, сесть удобно в кресле и расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать. Во время упражнений ничего не должно отвлекать, настроение должно быть хорошее, все негативные эмоции нужно выкинуть из головы.

Комплекс упражнений

Выполнение упражнений после длительной работы за компьютером не займет много времени, и позволит избежать усталости глаз, а также предотвратит ухудшение зрения.

  • Нужно 5-6 раз крепко зажмурить глаза на несколько секунд.
  • В течение 3 секунд надо посмотреть на кончик носа, а затем перевести взгляд на объект за окном (если окна нет, то на самый отдаленный объект в кабинете). Так нужно сделать 5 раз.
  • Во время этого упражнения нужно поочередно фиксировать на 3-5 секунд свой взгляд на максимально удаленном объекте влево, потом вверх, вправо, и вниз. Выполняется 5 раз, при этом головой двигать нельзя.
  • Нужно моргать максимально быстро в течение 10 секунд. После этого нужно как можно шире открыть глаза на 3-4 секунды. После этого нужно повторить упражнение 3 раза.
  • Нужно зафиксировать свой взгляд на любом, хорошо различимом объекте (веточке или птичке за окном, портрете Путина, дворником, подметающем листья), и не моргая смотреть на них в течение 30 секунд. После этого нужно поморгать в течение 10 секунд. Такое упражнение повторяют 5 раз.
  • В завершении гимнастики, нужно просто расслабиться, закрыть глаза, и представить себе что-нибудь приятное. Это поможет расслабиться не только глазам, но и головному мозгу, который завершает весь зрительный тракт.

Снижение воздействия компьютера на глаза

Негативное воздействие компьютера на зрение уже давно доказано учеными. ЭМИ, а также постоянное мелькание монитора очень негативно влияет не только на орган зрения, но и на головной мозг, в который поступают сигналы через зрительный нерв. Чтобы снизить это влияние, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Расстояние от монитора до глаз должно быть максимально комфортным – около 45-60 сантиметров. Если имеются аномалии рефракции, такие как близорукость или дальнозоркость, при работе необходимо одевать очки.
  • При работе, монитор должен располагаться в удобном положении. Его не должно засвечивать солнечными лучами, он должен стоять напротив лица, что позволит уменьшить дополнительную нагрузку на глаза.
  • Хотя бы раз в неделю нужно протирать экран монитора салфетками, чтобы изображение было четким. Это также позволит избежать развития конъюнктивитов, так как в пыли сохраняется множество вирусов и бактерий.
  • Огромную роль играет освещение на рабочем месте. При работе в офисе (бухгалтерии и т.д.), на столе должна быть настольная лампа, а также хорошее потолочное освещение в соответствии с санитарными правилами и нормами. Эти требования ужесточаются, если в кабинете отсутствуют естественные источники освещения. Для многих компьютерных работников, работа в ночное время является основной. Не следует работать без освещения – это очень негативно складывается на зрительных функциях.
  • Не следует длительно работать с сайтами, которые «неудачно» разработаны. К таковым относятся те, у которых на белом фоне отображены желтые буквы, или при зеленом интерфейсе весь текст отображен красным или синим. Это очень сильно истощает палочки и колбочки сетчатки, что может привести к ее дистрофии.
  • При работе за компьютером глаз «подсыхают», из-за того, что работник редко моргает, сосредоточив свой взгляд на изображении. Это может привести к синдрому «сухого глаза». Чтобы этого избежать, нужно как можно чаще моргать, или же пользоваться искусственными слезозаменителями (Слезин, Дефизлез, Гилан, Офтолик и т.д.). Это позволит избежать чувства сухости глаз, инородного тела, жжения и зуда.
  • Установлено, что взрослому человеку, можно находиться за монитором не более 6 часов, с ежечасными перерывами по 10 минут. В действительности, многим приходиться работать по 8-10 часов, практически без отрыва от монитора. В таких суровых рабочих условиях нужно использовать специальные защитные, так называемые «компьютерные» очки, а также использовать капли «искусственная слеза», которые указаны выше.

Гимнастика, как игра. Эффективность и цели

Увлечь ребёнка упражнениями для глаз можно в любое время:

когда он слишком сильно разыгрался и уже начинает проказничать, чтобы успокоить его
когда он устал делать уроки и его внимание рассеивается, чтобы отвлечь и снова сфокусировать на задачах
после просмотра телевизора и игры в компьютер, чтобы расслабить мышцы глаз и дать им отдых
после активной спортивной деятельности, чтобы переключится на более спокойный ритм

Самая главная цель — тренировать мышцы органов зрения. От такой тренировки и будет зависеть дальнейшая судьба “маленьких глазок”. Более того, такие методы способны:

  • успокоить повышенную нервную активность
  • замедлить или обратить вспять падение уровня зрения при детской близорукости, дальнозоркости и даже при астигматизме
  • дать глазкам передышку и время на восстановление
  • помочь в переработке информации, которую детский мозг получает в больших количествах

Конечно же, сами комплексы детской гимнастики для зрения будут отличаться в зависимости от возрастной категории. Взрослым школьникам вполне подходят упражнения для взрослых, а вот как быть с дошколятами и младшими школьниками?

Скоро узнаете!

Комплекс упражнений Аветисова

Гимнастика, разработанная российским офтальмологом, рекомендована людям, кто много времени проводит за ПК или работает с мелкими деталями (ювелиры, часовщики и т.д.). Зарядка нормализует кровообращение, укрепляет мускулатуру.

Упражнения для восстановления зрения при близорукости:

Сядьте, выпрямите спину. Зажмурьтесь на пять секунд, затем на такой же временной промежуток широко распахните глаза. Повторите шесть раз;
Сядьте и в течение минуты быстро моргайте;
Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч. На протяжении трёх секунд смотрите вперед, вытяните руку и зафиксируйте взор на пальце в течение пяти секунд. Повторите десять раз;
В положении стоя вытяните руку перед собой, сосредоточьте взгляд на указательном пальце. Постепенно приближайте его к глазам, не отводя взора

Важно добиться раздвоения «картинки». Повторите восемь раз;
Встаньте и на расстоянии тридцати сантиметров от лица разместите указательный палец

Сосредоточьте на нем взор в течение пяти секунд, закройте сначала левое, а затем правое око. В конце упражнения смотрите на палец обоими глазами. Повторите восемь раз;
Встаньте и полусогнутую руку отведите в сторону, не поворачивая головы, смотрите на указательный палец. Медленно перемещайте его с одного края на другой, следя за движением глазами. Повторите двенадцать раз;
Сядьте и постарайтесь максимально расслабиться. Прикройте веки и в течение минуты аккуратно массируйте подушечками пальцев глаза;
Сядьте, сомкните очи и легонько надавите тремя пальчиками на верхнее веко, задержитесь в таком положении на пару секунд. Повторите четыре раза.

Основные аспекты методики

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии () в разы возрастает. Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью. В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.

Большую роль в поддержании на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц, что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.

Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них

Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд

После чего повторить упражнение заново.
Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия

Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах – этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку, то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Общие правила выполнения упражнений

Так как астигматизм зачастую встречается в сочетании с близорукостью или дальнозоркостью, при выборе упражнений для детей важно учитывать, какая форма заболевания диагностирована. Ведь занятия для тренировки мышц при близорукости отличается от тех, которые рекомендованы при дальнозоркости

Если возраст малыша пока небольшой, то объяснять выполнение упражнений лучше при помощи картинок. Так ему будет гораздо проще понять и запомнить последовательность движений. И не стоит думать, что достаточно одного показа, вам придется первое время перед каждым занятием напоминать малышу, как правильно проводить тренировку.

Для того чтобы гимнастика при астигматизме оказывала необходимое воздействие, ее, как при близорукости, дальнозоркости и других нарушениях зрения нужно выполнять регулярно. Тренировка мышц глазного яблока раз в неделю или реже никак не поможет нормализовать зрение.

Также для уменьшения дополнительного напряжения глазных мышц следует проводить занятия утром, так как к вечеру глаза устают. В перерыве между упражнениями глазам нужен отдых, поэтому следует выделить ребенку достаточно времени для занятий и не торопить его, если он делает все медленно. Перед тем, как приступить к упражнениям, ребенок должен снять линзы или очки.

Комплекс зрительной гимнастики для детей

Какую простейшую гимнастику для глаз можно порекомендовать для детей, чтобы сберечь зрение? Предлагаем вам один из несложных комплексов упражнений.

1. В углах  комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы  у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

2. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

3. Для выполнения следующего упражнения зрительной гимнастики для детей руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд.

4. Для выполнения следующего упражнения потребуется дополнительный материал. На потолке располагается рисунок в виде змейки, спирали или цветной шахматной доски. Детям предлагается «пройти путь» глазами; от начала змейки до конца, от начала спирали до центра, по цветным кубикам заданным учителем или взрослым.

Польза данных упражнений гимнастики для глаз для детей будет ощутима только при систематическом их выполнении, то есть через 20 минут занятий для детей 3-5 лет и через 30 минут для детей 6-9 лет ежедневно.

 Овощи Ослик ходит выбирает,                                                     Что сначала съесть не знает.                                Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег.  

 Любопытная Варвара смотрит влево! смотрит вправо! А теперь вперед! Тут немного отдохнет (глазки не напряжены и расслаблены). А Варвара смотрит вверх – выше всех, дальше всех! А теперь – смотрит вниз (Глазки наши напряглись). А теперь – глаза закрыла, И открыла, и закрыла. Веселы, бодры мы снова, И к занятию готовы! 

«Тренировка» Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тыщу раз! Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать. 

«Елка» Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, А внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (повторить 2 раза) 

«Заяц Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. Ай – да, заинька, умелый! Глазками моргает. Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. Смотрят вверх. Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево. Моргают глазками. Глазки закрывают. 

«Белка» Белка дятла поджидала, Гостя вкусно угощала. Ну – ка дятел посмотри! Вот орехи – 1,2,3. Пообедал дятел с белкой И пошел играть в горелки. Резко перемещают взгляд вправо – влево. Смотрят вверх – вниз. Моргают глазками. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. 

«Лучик солнца» Лучик, лучик озорной, Поиграй-ка ты со мной. Ну-ка лучик, повернись, На глаза мне покажись. Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. Теперь вправо посмотрю, Снова лучик я найду. Моргают глазками Делают круговые движения глазами. Отводят взгляд влево. Отводят взгляд вправо. 

зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми:

– повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов; – укрепляет мышцы век; -снимает переутомление зрительного аппарата; – развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре; -корректирует функциональные дефекты зрения. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала. 

Комплекс упражнений

Упражнения для глаз разрешено делать в любом возрасте. Самые маленькие могут делать их в игровой форме. Обстановка для физкультурного занятия должна быть спокойной. На первых этапах выполнения зрительной гимнастики должен быть контроль отца или матери. В дальнейшем дети могут заниматься самостоятельно.

Как фон для упражнений может быть классическая или инструментальная музыка. Она создаст положительный эмоциональный фон, будет способствовать повышению результативности занятий.

Детям с близорукостью нужно уделять больше внимания занятиям, которые тренируют зрение вдали. Дальнозорким же детям наоборот, следует выполнять больше упражнений, направленных на тренировку работы вблизи. Дети с астигматизмом должны больше выполнять упражнений, имитирующих рисование.

Существуют такие эффективные комплексы упражнений для глаз.

Жмурки

В ходе проведения упражнения ребенку рекомендуют расслабиться, сосчитать до 5, потом открыть глаза. Повторить 7 таких циклов. Нужно следить за выполнением этого упражнения. Если ребенок будет делать это быстро, то глаза быстро устанут, и не будет никакого эффекта.

Далеко или близко

Это упражнение лучше всего делать у окна. Суть его в том, что человек попеременно смотрит то на близко расположенный объект, то на далекий. Чтобы облегчить выполнение этого задания, проще всего наклеить на окно небольшую наклейку. Старшим детям можно немного усложнить задание, предложив, например, сосчитать объекты определенного цвета либо формы. Каждая цель рассматривается в течение десяти секунд. Повторить каждый цикл 7 раз.

Восьмерки

Ребенку нужно мысленно представить цифру 8. Детям, которые не знают, как она выглядит, надо показать. Необходимо взглядом прорисовать эту цифру. Чтобы облегчить задание, применяют специальный рисунок со стрелочками. Картинку можно поворачивать так, чтобы получилась цифра 8 или знак бесконечность. Так же повторить цикл 7 раз.

Крестики – нолики

Это упражнение выполняется просто: нужно переместить взгляд с верхнее-правого угла на левый нижний. Затем то же делают с верхнего левого угла на правый нижний. Малыш должен совершать своеобразные движения глазиками по окружности. Родители следят за тем, чтобы ребенок выполнял движения именно глазами. Повторить 5 «крестиков» и 5 «ноликов». Проделывать это упражнение разрешено с закрытыми глазами.

Часы

Нужно представить часы с большим циферблатом. Если нет такой возможности, то применяются обычные часы. Движения глаз должны совпадать с ходом секундной стрелки. Останавливать взгляд на 1 или 2 секунды. Проделать несколько раз.

Приближение

В начальном положении верхняя конечность вытянута вперед на предельную скорость. В ней находится ручка с колпачком

На нем и нужно концентрировать внимание. Предмет неспешно передвигается к носу, взгляд никуда не переводится

Когда колпачок будет виден в виде яркого пятнышка, движение прекращается. Отдохнуть в течение пяти секунд, дальше сделать еще 5 таких же повторов.

Найти вещь

Упражнение лучше проводить рядом со шкафом или столом. Выполняют двое. Один дает задание определить взглядом предмет, сообщить, где он находится.

Покажи глазками

Это разновидность предыдущего упражнения. Его можно выполнять в детском саду. Глаза тренируются методом обводки взглядом фигуры. Обязательно нужно останавливаться в углах. Ребенок должен показать:

  • треугольник;
  • окружность (как по часовой стрелке, так и против нее);
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • параллелограмм;
  • параллельные прямые.

Туда-сюда

Рекомендуют сделать семь движений вверх глазками, чередовать их с движениями вправо-влево. Чтобы эффективно делать его с малышами, нужно воспользоваться яркой игрушкой. Ребенок должен двигать глазками, а не головкой.

Подготовка к упражнениям

В качестве подготовки к зрительным упражнениям применяется пальминг. Он помогает быстро снять зрительное напряжение и усталость, восстановить четкость восприятия предметов. Суть пальминга заключается в том, что глаза словно изолируются от света на несколько минут. При этом подключается визуализация – представление абсолютно черного холста или черных предметов. Появление световых мушек говорит о перевозбуждении зрительного нерва.

Сначала нужно потереть ладони, чтобы разогреть их. Затем глаза закрываются на несколько минут. За это время нужно как следует расслабиться, представить себе черные предметы.

Метод Жданова

Из всех известных способов повышения остроты зрения с применением упражнений наиболее известной стала именно методика Жданова. Знаменитый профессор совершенно убежден, что очки носить вредно. Он полагает, что необходимо приложить все усилия, чтобы зрение восстановилось. Для этого выполняются упражнения, медикаменты практически не используются.

Если реализовывать методику специалиста полностью, желательно учитывать все ее правила, особенности. Тогда и желаемого эффекта будет существенно проще добиться

Вот ключевые моменты, на которые обращает внимание ученый

Надо обязательно отказаться ото всех негативных привычек, опасных для здоровья;
Большое значение имеет принцип раздельного питания, при котором общее количество жиров строго ограничивается, а углеводы и белки принимаются в пищу по отдельности;
Психологическое состояние тоже крайне важно. Надо следить за эмоциональным фоном, стараться поддерживать его на высоком уровне, ограждать себя ото всех отрицательных эмоций;
Нужен здоровый образ жизни, при котором придется отказаться от чрезмерных нагрузок на глаза

При первой же возможности им следует давать отдых. Например, очень полезны прогулки на свежем воздухе. Особенно хорошо, если при такой ходьбе есть возможность смотреть вдаль;
Упражнения для глаз тоже надо выполнять регулярно. Тренировки должны войти в привычку.

Жданов убежден, что именно возрождение духовности, очищение своего внутреннего мира и отказ от всего негативного и приводит в конечном итоге к восстановлению здоровья, к улучшению зрения.

Гимнастика для профилактики

Для профилактики развития дальнозоркости рекомендуется:

  • Исключение нагрузок на зрительную систему. Длительная работа глаз, требующая повышенной концентрации, отрицательно влияет на остроту зрения. Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуется делать перерывы не реже чем раз в полчаса напряжённой работы.
  • Надлежащее освещение рабочего пространства. При отсутствии такового органы зрения чрезмерно напрягается, что вызывает дискомфорт, повышенную утомляемость, головные боли. Лучше всего работать при дневном свете, за столом, расположенном у окна.
  • Регулярная проверка зрения. Осмотр у врача позволит своевременно выявить болезнь и принять необходимые меры.

Для профилактики дальнозоркости можно выполнять следующие упражнения:

  1. Скосите глаза вправо, постарайтесь не поворачивать голову. Задержите зрение в крайней точке на несколько секунд, после чего повторите то же самое в другую сторону. В каждую сторону нужно сделать три таких движения.
  2. Повторите упражнение, не делая паузы в крайней точке. В течение тридцати секунд переводите взгляд справа налево.
  3. Представьте, что вы умеете «рисовать» взглядом. Переводите взгляд, «рисуя», геометрические фигуры или «напишите» своё имя. Нужно охватывать взглядом всё поле зрения.
  4. Выберите предмет, находящийся на расстоянии не более тридцати сантиметров от глаз и сфокусируйте на нём взгляд на пятнадцать секунд. Затем переведите взгляд на предмет, находящийся на значительном расстоянии, и сфокусируйтесь на нём. Меняйте объект в поле зрения восемь-десять раз.
  5. Возьмите книгу и держите на расстоянии, позволяющем чётко видеть текст. В течение тридцати секунд сокращайте расстояние между книгой и глазами, стараясь сохранить сфокусированность взгляда и возможность прочитать текст. Упражнение нужно повторить пять-шесть раз.

Как бороться с детской дальнозоркостью

Дальнозоркость или гиперметропия — это дефект зрения, при котором отраженные световые лучи фокусируются за сетчаткой, из-за чего нарушается четкость восприятия предметов, расположенных вблизи.

Для детей в возрасте до 8 лет средняя степень дальнозоркости является физиологической нормой и объясняется малыми размерами глаза и недостаточным развитием стекловидного тела и хрусталика. Со временем детский зрительный аппарат совершенствуется, и фокус смещается на сетчатку.

Чтобы не допустить перерастания возрастной гиперметропии в стойкую патологию, с детьми регулярно проводят зрительную гимнастику.

  1. Для начала нужно подготовиться к зарядке – «разогреть» мышцы. Для этой цели лучше всего подходит пальминг (от английского «palm» — ладонь). Предложите ребенку лечь и расслабиться. Пусть накроет глазки ладошками так, чтобы сквозь них не поступал свет. Попросите его подумать о чем-нибудь приятном.
  2. «Письмо носом» очень забавляет детей, и польза от него велика: тренируются мышцы, улучшается кровообращение в шейном отделе и зрительном аппарате. Малыш должен представить, что он Буратино и, глядя на кончик воображаемого носа, что-нибудь написать или нарисовать им в воздухе.
  3. Посадите кроху на стул. Пусть он, поворачивая голову в разные стороны, скользит за ней взглядом. Повторить по 5 -10 раз.
  4. Нужно создать зрительную дугу, переводя взгляд от своих коленей до потолка, рассматривая все встречающиеся по пути детали.

Если с детства ежедневно, по 5-10 минут, заниматься подобной гимнастикой, то после 45 лет можно не бояться пресбиопии или возрастной дальнозоркости, которая появляется по причине ослабления мышц, корректирующих форму и положение хрусталика.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий