Когда ребенок начинает осознанно говорить: признаки и полезные советы

Родители с волнением и нетерпением ожидают момента, когда дети начинают говорить. Ведь это большая радость для них. Если годовалый ребёнок не начинает общаться, некоторые мамы и папы начинают беспокоиться о том, во сколько месяцев или лет дети начинают говорить первые слова.

Врачи отмечают, что то, в каком возрасте дети начинают говорить, напрямую зависит от индивидуальных особенностей развития крохи.

Первые слова малыша

Осознано произносить слова грудничок не может. Сначала он подражает взрослым: говорит первые звуки, повторяя за ними. Обучается малыш с первых дней появления на свет. Слыша разговор взрослых, он адаптируется к звуковому миру.

В 1 месяц общение происходит при помощи крика, и речь ребёнка состоит из гласных звуковых сочетаний.

  1. В 2-3 месяца звуки приобретают эмоциональную окраску: кроха начинает агукать и ждать ответной реакции взрослого.
  2. В 3-5 месяцев добавляются согласные звуки и первые сочетания букв образуют слоги.
  3. В полугодовалом возраст кроха запоминает слоги и начинает складывать их в простейшие слова.
  4. В 7-8 месяцев ребёнок может откликаться на своё имя и начинает понимать фразы, обращённые к нему. Происходит формирование его активного словарного запаса.
  5. В 9-10 месяцев происходит освоение новых звуков и запоминание лёгких слов.

Как правило, больше всего времени с грудничком проводит мама. Её голос особенный для малыша. Именно поэтому мамочка должна постоянно разговаривать с ребёнком. Если она будет активно общаться с грудничком, тогда время, когда ребёнок начинает говорить первые слова, наступит быстрее.

Формирование речевой функции у детей 1-2 летнего возраста

К 1 году ребёнок начинает понимать фразы взрослых. Когда малыш слышит их речь, то он старается её воспроизвести. Как правило, это происходит неосознанно. Первые слова обычно самые простые: мама, папа, баба, няня и другие. Далее ребёнок начинает осмысленно подходить к своей речи. Например, если он видит папу, то и называть его будет «папа».

Речевое развитие девочек происходит быстрее чем у мальчиков.

Объясняется это тем, что у них связь между двумя полушариями мозга не до конца сформирована, и это замедляет процесс передачи информации. К 12 месяцам в словарном запасе девочек имеется около 10 слов. Мальчики же достигают такого результата ближе к 14 месяцам. Соответственно, мальчики начинают говорить позже. Это является абсолютной нормой.

В 12-14 месяцев ребёнок начинает сознательно произносить некоторые слова. Например, обозначать кошку словом «киса», собаку-«гав». В полтора года ребёнок начинает строить короткие фразы.

К двум годам дети в словарном запасе имеют около 1000 слов. Они могут строить вопросительные предложения: «Где мама?». Также малыш может сказать небольшие фразы: «Пойдём гулять».

Признаки отставания в речевом развитии

Существует ряд особенностей, который указывают на то, что у ребёнка имеются нарушения в развитии речевого аппарата. Их можно заметить ещё в младенческом возрасте. Родителям следует их знать, чтобы они могли помочь малышу.

Основные признаки отставания:

  • в месячном возрасте ребёнок не плачет перед кормлением;
  • достигнув 4-х месяцев, малыш не улыбается;
  • если кто-то говорит пятимесячному малышу слово «мама» или «папа», ребёнок не ищет одного из родителей;
  • 5-ти месячный малыш не реагирует на предмет, который издаёт музыку;
  • в возрасте 7-ми месяцев не узнаёт людей, которые его постоянно окружают, не реагирует на интонацию их голоса;
  • не играет музыкальными игрушками или погремушками;
  • в девятимесячном возрасте не повторяет слоги за родственниками;
  • в 10 месяцев не машет головой, чтобы выразить отрицание;
  • к одному году не произносит простейшие словоформы;
  • в 1 год 4 месяца неправильно употребляет слова «мама»/»папа»;
  • в 1 год 9 месяцев не имеет в словарном запасе 6 осознанных слов;
  • двухлетний малыш не показывает части тела (руки, нос, глаза и прочее);
  • в 2 года не выполняет простейшие просьбы: «Подай ложку»;
  • в 2,5 года не различает предметы по размеру.

Помощь ребенку в речевом развитии

Когда ребёнок должен начать говорить? В первую очередь, родители должны понять, что малыш не начнёт произносить первые слова самостоятельно. С ним нужно заниматься: разговаривать как можно больше, проговаривать свои или его действия. Рекомендуется больше читать: небольшие стихотворения, потешки, пропевать песенки.

Проговаривать слова нужно, разворачиваясь к малышу лицом, так как он запоминает движение губ родителей во время произношения. Начинать лучше с коротких и простых предложений.

Произносить слова необходимо чётко и медленно, чтобы ребёнок успевал осмыслить разговор. Не стоит сюсюкать или коверкать слова во время произношения. Ребёнок может усвоить неправильные формы слов.

На уровне ассоциаций дети хорошо воспринимают слова, которые обозначают звуки животных. Например, кошка-мяу, корову-му и так далее.

Сначала ребёнок будет обозначать корову словом «му», а затем ему уже будет легче произнести «корова» целиком.

С одного года малышу нужно показывать картинки-карточки или крупные иллюстрации в книгах и проговаривать всё, что на них обозначено. Ребёнок визуально будет запоминать слово, которое обозначает предмет.

Как научить малыша осознанно говорить мама и другие слова

Существуют способы, которые помогут ребёнку проще запомнить новые слова:

  1. Обозначайте каждое действие родителей словами «мама» или «папа». Например: мама устала/папа пришёл.
  2. Используйте игровые формы. Например, можно закрыть лицо руками и спросить: «Где мама/папа?». Ещё с полугодового возраста дети начинают воспринимать простейшие вопросительные фразы.
  3. Побольше хвалите. Если ребёнок произнёс осознанно какое-то слово, повторите его и похвалите малыша.
  4. Повторение-мать учения. Чтобы ребёнок запомнил какое-то слово, нужно как можно чаще его повторять.
  5. Визуальный контакт. При разговоре с малышом смотрите ему прямо в глаза.
  6. Разучивайте не только слова «мама» и «папа». Чтобы ребёнок запомнил других членов семьи, обозначайте их в третьем лице. Например, тётя пришла/баба варит суп.

Занимайтесь физическим развитием малыша. Делайте ему массаж (сначала проконсультируйтесь со специалистом в этом вопросе), устраивайте водные процедуры.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector