Как научить ребенка самостоятельности в 8-10 лет, и воспитать его ответственным?

Как приучить ребенка к самостоятельности?

Одним из больших желаний родителей является мечта, чтобы их дети никогда не вырастали. Но каждый человек становится взрослым, и, естественно, самостоятельным. Независимость от родителей наступает постепенно. Сначала ребенок учится сидеть, ползать, ходить, бегать. Позднее малыш умеет пользоваться столовыми приборами, одеваться, ухаживать за собой. Затем ребенок научится решать бытовые и жизненные проблемы. Однако некоторые дети не торопятся к выполнению действий, которыми, казалось бы, должны овладеть. Главной причиной такого поведения, кстати, являются сами родители. Как часто ради экономии времени мама решает одеть кроху на прогулку своими руками. Таким же примером служит ситуация, когда взрослые не дают годовалому малышу ложку для самостоятельного приема пищи, не желая потом стирать грязные вещи и стол. И тогда в старшем возрасте принятие решений также ляжет на плечи родителей. Выросший безынициативным, такой ребенок вряд ли будет успешным

Поэтому если вас волнует будущее любимого чада, важно вовремя спохватиться и приложить усилия

Как привить ребенку самостоятельность: необходимые навыки

Если вы желаете, чтобы ваш малыш вырос способным на инициативные поступки и не боящимся собственных ошибок, примите во внимание тот факт, что развитие самостоятельности у детей должно происходить с раннего детства, то есть с годовалого возраста. Именно тогда карапуз учится кушать своей рукой

Взрослые должны понимать, что все навыки самообслуживания не возникают у ребенка сами по себе. Малыш учится им, подражая окружающим его людям. И чтобы все получалось правильно, родителям следует направлять кроху, помогать и стимулировать его. Кроме того, с полтора годика можно учить ребенка самостоятельно одеваться. Но будьте сдержаны и терпеливы, не повышайте голос и не ругайте кроху за неверно застегнутые пуговицы. Обучайте кроху в форме игры в свободное время, например на куклах или мягких игрушках. А что бы не получалось ситуаций, когда вы торопитесь и потому одеваете малыша сами, старайтесь собираться на улицу на 10 минут раньше.

https://youtube.com/watch?v=DhVCtplE2rA

С двух лет, когда ребенок будет демонстрировать свою независимость, что проявляется обычно в чувстве собственности по отношению к своим игрушкам, одежде, столовым приборам, приучайте его к уборке в комнате раскиданных вещей. Так в нем будет воспитываться ответственность – важная составляющая самостоятельности.

Как воспитать в ребенке самостоятельность: дайте ему право выбора

Внимание к мнению и желанию ребенка сейчас позволит любимому чаду принимать решения во взрослой сложной жизни и не пасовать перед трудностями. Ваш малыш станет независимым, согласитесь, что это очень полезное качество

Начните с малого, например, спрашивайте его о том, какую кашу он предпочел бы скушать на завтрак или какой фрукт – яблоко или банан – на полдник. Когда ребенок подрастет, прислушивайтесь к его желаниям в выборе одежды. Опросите его, какие штанишки или юбочку ему хотелось бы надеть сегодня. И пусть ребенок подберет остальные детали гардероба под вашим чутким руководством: так одновременно будет развиваться и чувство стиля. Приобретая вещи для ребенка, также не забывайте советоваться с ним. Конечно, во всем должна быть мера. Поэтому если выбор малютки падет на кофточку, стоимость которой будет для семейного бюджета затратной, объясните о дороговизне вещи. Поверьте, это пойдет на пользу развитию самостоятельности у вашего чада.

Прислушивайтесь к мнению ребенка к, казалось бы, всяким мелочам – куда пойти на прогулку, какую книжку почитать на ночь, как уложить волосы.

Обязательно используйте такие методы воспитания самостоятельности у детей как поощрение и похвала. Они необходимы маленьким человечкам, даже в случаях неудачи. Стимулируйте малыша небольшими наградами, добрым словом. Однако не заставляйте ребенка делать что-то против воли, чтобы не вызвать отторжения.

И самое главное – воспитывайте самостоятельность в ребенке собственным положительным примером, ведь известно, что дети в первую очередь ориентируются на взрослых.

Как приучить ребенка к ответственности: советы бабушки

Катя, 5 лет. На все требования мамы убрать комнату, девочка всегда отвечала согласием, но порядка не наводила. Уборку она саботировала тихо, без особых возмущений, говорила: «Я сейчас…», но на этом всё и заканчивалось.

Никакие угрозы и наказания (шлепки, запрет на просмотр мультфильмов) не помогали. Иногда Катя после очередного выговора мамы принималась за уборку, но тут же на что-то отвлекалась и откладывала ликвидацию беспорядка «на потом».

Мама же, накричавшись, успокаивалась, и так же откладывала контроль за исполнением своего требования «на потом». И всё, наверное, так бы и продолжалось, но тут приехала погостить бабушка, жившая в другом городе.

Бабушка никогда не повышала голоса, не наказывала физически, но предъявляла обоснованные требования и контролировала их выполнение. В результате в комнате девочки установился порядок. Бабушка не придумала ничего особенного для того чтобы приучить ребенка к ответственности.

Воспитывая внучку, она воспользовалась знаниями, полученными когда-то на работе. Повесив на стене план-график выполнения «работ по уборке помещения», она чётко (по минутам) проверяла ход его выполнения, отмечая зелёным маркером достижения, а красным — отклонения от графика.

Недели через две Катя настолько привыкла к этому, что уже сама контролировала себя и порядок в своей комнате. Но не всем же так повезло, не к каждому из нас приезжает погостить бывший начальник производства швейной фабрики.

Чаще всего с проблемами воспитания нам приходится определяться самим, поэтому давайте обозначим некоторые основные правила.

Поощряйте инициативу

Старайтесь по возможности избегать строгих запретов — «Не бегай!», «Брось!», «Стой!», «Не мешай!» — и «предсказаний» вроде «сломаешь», «порвешь», «разольешь». Четырехлетка хочет помочь вам с уборкой? Не выставляйте его из комнаты, а наградите тряпкой. Желает помыть посуду? Подставьте к раковине табуретку и включите теплую воду. Старайтесь как можно реже категорично отказывать, а объяснять причины отказа и предлагать альтернативные варианты.

Чтобы «разбудить» детскую инициативность, предоставьте свободу выбора. Собираясь на прогулку, спросите, куда кроха хочет пойти гулять — на детскую площадку или в парк? Какую шапку он завтра наденет — красную или синюю? Таким образом малыш будет учиться принимать решения (какими бы незначительными на ваш взгляд они ни были), думать и действовать самостоятельно.

Предоставьте ему пространство, за которое будет отвечать только он — если не собственную комнату, то хотя бы детский уголок в квартире — пусть сам определяет положение вещей и следит за порядком. Сначала помогайте ему в этом непростом деле, объясняйте, почему лучше складывать игрушки в коробку, а книги — ставить на полку, но не упорствуйте, если малыш с вами не согласен. Он просто хочет сделать по-своему и почувствовать, что его решения тоже имеют вес. Дайте ему это право.

«Каждому овощу – свое время». Передаем бразды правления

Итак, мы определили, за какие именно сферы ребенок должен отвечать к школьному возрасту. Как научить его этому?

2-3 года. Еда и одежда

К трем годам ребенку нужно предоставлять свободу выбора относительно еды и одежды. Пока это условное решение, поскольку вы предоставляете ему ограниченное количество вариантов. У ребенка может быть выбор из двух шарфов или трех пар колготок разного цвета. Вы можете, например, поинтересоваться, какой вид десерта хочет ребенок, или спросить, какую кашу сегодня сварить. Наконец, у малыша есть право не доедать свою порцию или вообще пропустить прием пищи, если он не голоден.

4-5 лет. Деятельность дома и вне дома

В этом возрасте ребенок может выбрать занятие, место прогулок, компанию для игр. Это время формирования первых увлечений ребенка, так что не нужно усаживать его за книжку, если он готов весь вечер строить гараж для машинок (лучше найти книжку с машинками).

Также у малыша появляются первые дружеские связи среди сверстников, и не всегда родители довольны, что в приятелях оказался «хулиган Вася» или «плакса Маша». Но прямое регулирование здесь не работает – это. По сути, психологическое насилие. Лучше подумайте, что привлекает ребенка в его новом друге и почему это происходит.

6-7 лет. Покупки

К семи годам дети уже вполне в состоянии сделать собственный выбор в магазине, особенно когда это касается его лакомств, игрушек, одежды. Задача родителей – ограничить выбор в пределах разумной суммы, которую вы планируете потратить на приобретение.

Ошибка 2. Тормозить любопытство и активность малыша

«Не лезь туда — шею свернешь», «Не убегай за кусты — потеряешься!» — кричат с лавочек мамы и бабушки. «Интерес к жизни и активность не даны нам раз и навсегда, — говорит психолог. — Их можно как развить в человеке, так и подавить. Кроме того, дети часто запоминают только вторую часть конструкции: „шею свернешь“, „заболеешь“. Поэтому вскоре маленький делает вывод, что кругом одни опасности, а значит, лучше не отходить от мамы ни на шаг».

Как надо? Просто старайтесь быть рядом, когда ребенок активен. Залезайте вместе на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, катайтесь вместе на роликах. Малыш обязательно скопирует ваше безопасное поведение.

А если ему интересно совать в рот песок? «Не ругайте, а переключайте внимание, — советует Оксана Лысикова. — Предложите не менее захватывающее занятие — посмотреть на лягушек или построить шалаш из веточек

Вы достигнете очень важной цели: у ребенка останется ощущение, что он сам принял решение отказаться от возни с грязью. Еще один шаг навстречу самостоятельности»

Еще по теме «Как научить ребенка ответственности?»:

Как ругать ребенка конструктивно…

Прошлый текст был не плохо принят, на основном сайте. Но мы понимаем, что он был написан несколько не стандартно и странно. Приближаясь к обычным записям, предлагаем вам ознакомиться с новой заметкой, которая не ответит на все вопросы, но которая может подтолкнуть вас к правильному решению и поведению в различных ситуациях, связанных с детьми. Невыполнение обещаний Часто ли вы с таким сталкивались, когда договорились с ребенком, что он что-либо сделает или, наоборот, больше не будет делать…

Пять правил воспитания счастливого ребенка

1. Любите своего ребенка! Общайтесь с ним и постоянно показывайте своими словами и жестами, что вы его слышите и понимаете. Поддерживая разговор, говорите ему «Да», «А что потом?» и т.д. Старайтесь всё подробно объяснять. Несмотря на то, что иногда дети демонстрируют равнодушие, эти объяснения очень помогают ему. Обиднее всего для детей, когда родители что-то запрещают без объяснений, дескать, так надо и всё. Старайтесь избегать слов: «Ты ещё маленький, и поэтому ничего не понимаешь». Не…

приучение к самостоятельности

Раздел: Образование, развитие ( как приучить ребенка к самостоятельности в 8 лет). эмоции, т.к. понимаю, что чем лучше я научу своих детей самостоятельности. тем Самостоятельность развивается с самого раннего детства и всегда опирается на доверие и ответственность.

Как научить ребенка быть довольным собой, активно идти по жизни?

В 8 лет ребенок не способен взять полностью ответственность за свои решения, но приучать отвечать за них и не прятаться Я с таким и имею дело. Усугубляет ситуацию то, что я совсем другая, нервные процессы другие, мне сложно научить ребенка, я сама этого не испытывала.

Ответ на вопрос «Как тебя зовут?» Опрос.

Раздел: …затрудняюсь выбрать раздел ( как научить ребенка отвечать на вопрос как тебя зовут). Скажите пожалуйста, в каком возрасте Ваш ребёнок (Ваши дети ) начали отвечать на вопрос «Как тебя зовут?».

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ

Девочки,читаю книгу Ромены и просто азарт к борьбе проснулся..Однако там в основном все дети были изначально с пониманием обращенной речи,кроме Саркиса,а у нас её нет :(( Как научить ребенка понимать обращенную речь???

Как правильно научить давать сдачи?

Как правильно научить давать сдачи?. Отношения с другими детьми. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Опять же, говорю мужу » Научи ребенка давать сдачи!» Он говорит «Миша тебя ударил?

Как научить ребенка слушатся????

Как научить ребенка слушатся???? По 100 раз повторяю одно и то же!!! Никакого проку! Сидит, ничего не выполняет, только ухмыляется. Иногда мне кажется, что он так специально делает. Скажите, как его научить слушаться?

Как научить постоять за себя ?

Понимаете, ребенок должен знать, что есть ЕГо сфера ответственности, есть ВАША, а есть — общая. А вот направленная агрессия, как научить ребенка с ней справляться или и впрямь само придет?

Какие качества следует развивать в ребенке

Как подсказывает наш собственный жизненный опыт, самостоятельные решения и действия практически всегда связаны с такими последствиями:

  • Необходимость совершать какие-либо усилия.
  • Возможность неверных действий или ошибочных решений.
  • Необходимость затрачивать время и силы на обучение.
  • Потребность переделывать неудачные варианты.

К этому списку можно добавить страх, например страх порицания со стороны окружающих в случае неудачи, а также уязвление чувства собственного достоинства.
Преодолевать это непросто, но при должной тренировке не только возможно, но и приносит удовлетворение. Родители, воспитывая у малыша умение принимать решения и действовать, должны не только не препятствовать его порывам, но и тренировать качества, которые потребуются самостоятельной личности:

  • терпение;
  • сила воли;
  • ответственность;
  • смелость;
  • способность осознанно ставить цель.

В данном случае речь не идет о каких-то специальных тренировках, которые вначале должны развить соответствующие черты характера, а уж затем позволят перейти к воспитанию самостоятельности.

Осознанное поведение мамы, отца и других родственников, их поддержка начинаний маленького человека, своевременная, но разумная помощь и обучение – все это является ситуацией, в которой необходимые черты личности успешно развиваются. Но родители должны демонстрировать подобные качества и в себе. Если у мамы не хватает терпения, и она выхватывает у ребенка ботинок со словами: «Ну что ты возишься!» ни о какой самостоятельности говорить уже не приходится.

Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности

В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:

  1. Учите малыша в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания — после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи «спасибо» бабушке за пирожки. Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
  2. Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги маме подмести пол или разложить вещи в шкафу. Принеси бабушке, которая пришла в гости, стул или дай ей стакан воды. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств малыша. Например, папа потерял очки. А как же он их найдет, если теперь не видит. Ребенок помогает их искать (очки, конечно, лежат на видном месте) и получает навык умения оказать помощь другому человеку.
  3. Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с малышом проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.

Так, отталкиваясь чаще всего от игры, вы движетесь по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности вашего малыша.

Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?

Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.

В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, — и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы

Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу

Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко

Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно

Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».

Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.

Ребенок и домашние обязанности

Равные требования для всех домочадцев независимо от возраста очень важны для воспитания полноценной личности. Такие качества, как самостоятельность, умение принимать решение, независимость, напрямую связаны с самоуважением и умением уважать других людей. Эти, казалось бы, торжественные слова на самом деле являются реальными ситуациями, растворенными в ткани нашей обыденной жизни.

Самоуважение: я умею сам! Это могут быть настолько незначительные с точки зрения взрослых дела, что они воспринимаются мелочами, недостойными внимания. Сам надел ботинок (ничего, что правый на левую ногу), сам вытираю пыль, сам мою чашку

Если все же обращать на это должное внимание, то дальше можно дождаться продолжения: сам сделал маме бутерброд, ведь она устала. Сам сходил за хлебом

Сам помыл полы. А здесь и до уважения других людей рукой подать: «Мама готовит обед, ей тяжело, но она о нас заботится». Или: «У нас дома принято убирать за собой».

Приучая ребенка разделять с другими членами семьи домашние обязанности, родителям нужно набраться терпения. И не только потому, что малыш не хочет этого делать.

Еще и как хочет, если вовремя начать этот процесс. Но неумение дочери мыть посуду может вызвать желание отобрать у нее тарелки и быстро все закончить за нее. Но плохо вымытый сыном пол может стать причиной скандалов и упреков. Это не станет для ребенка стимулом пробовать еще раз.

Препятствием для развития умения самостоятельного бытового обслуживания может стать неправильно понимаемая забота. Ну как еще проявить свою любовь к чаду, как не предлагая ему вкусный завтрак, не наглаживая платья, не убирая его комнату! Желание сделать жизнь близких комфортной и необременительной — это же так естественно! Разумное и осознанное поведение родителей в этом случае просто необходимо. Мама или бабушка должны объяснить всем, и прежде всего себе самим, что забота о близких должна быть, во-первых, уместной, а во-вторых, взаимной. Мама приготовила ужин. Малыш ей помог. И затем они вместе отправились гулять в парк.

Проявлять любовь к ребенку можно и нужно, но способы для этого существуют самые разные. Можно и нужно играть и разговаривать с детьми, выслушивать их проблемы и давать советы. Проводить время за различными полезными занятиями. Водить на кружки и в спортивные секции. Для всего этого понадобится время и ребенку, и его маме. А, значит, домашние хлопоты должны быть распределены между всеми по мере возможностей и сил каждого.

И сделать это нужно как можно раньше:

  • Для начала малыш может «помогать» взрослым, пусть даже это затруднит их жизнь.
  • Обязанности для малыша нужно сделать естественными, как умывание или одевание по утрам. Не должно возникать мысли, что можно действовать иначе.
  • Задачи для ребенка должны быть посильные и неопасные.

Что же делать, если дети предпочитают проводить время за играми и не воспринимают домашние хлопоты как обязательные для себя?
Здесь кроме «пряника» (радости преодоления, гордости «я могу», похвалы от мамы, увлекательного процесса) вступает в дело элемент требовательности и наказания.

Но это требует от родителей осторожности, разумности и последовательности:

  • Нельзя давать ребенку непосильные поручения и наказывать за их невыполнение.
  • Не стоит укорять ребенка за то, что у него пока не получается, при условии, что он старался.
  • Требования должны быть обязательными, а угрозы – выполняться.

Если мама пообещала спрятать или выбросить неубранные игрушки – это должно быть сделано.

Правила поведения родителей

Выбирайте достижимые цели — уборка комнаты, дополнительные занятия, соблюдение режима дня.

Ставьте задачу конкретно, не отвлекайтесь на подробности и будущие проблемы.

Следите за ежедневными достижениями, проявляющимися в каких-то действиях, пусть это будут сложенные вечером в коробку игрушки или новые прочитанные слоги из букваря, а не мифические превращения в «хорошего человека».

Чтобы приучить ребенка к ответственности откажитесь от скрытых угроз. Не говорите ребёнку: «Если ты это не сделаешь, то я тебе не разрешу…» Измените формулировку, ребенок должен точно знать, что любой успех будет иметь положительные последствия, пусть ваша фраза станет, например, такой: «Когда ты уберёшь игрушки, мы сможем пойти погулять.

Чем быстрее ты это сделаешь, тем больше у нас останется времени на прогулку». Сделайте контроль увлекательным для ребёнка.

Пусть он вместе с вами составляет план на день, придумайте, каким образом вы будете проверять его реализацию (графики, диаграммы, дневник достижений).

Как приучить ребенка к ответственности в более старшем возрасте? Уже можно заключать настоящие договоры с детьми, подписывая их, как взрослые, в присутствии свидетелей и скрепляя печатью.

Для дошкольников же достаточно придумать график (диаграмму, «лестницу», таблицу), главное, чтобы на нём были обозначены не только планируемые действия, но и время их исполнения.

Взрослый со своей стороны обязательно должен выполнять договор, иначе ребёнок потеряет интерес к этому и перестанет уважать родителей.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».
Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Ранний возраст

Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом

Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом

Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector