- 1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
- Занятия с ребенком в 2 месяца для развития внимания
- Творческие занятия с детьми
- Рисование
- Лепка
- Особенности физического и психологического развития ребенка в 8 месяцев
- Что же умеет малыш в этом возрасте
- Как развивать вкусовые навыки и обоняние в 2 месяца?
- Занятия для детей 3–4 лет для развития моторики
- Занятия в отсутствие мамы
- Полезные занятия до года
- Как развивается ребенок в 8 месяцев
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Подбираем крышки к баночкам;
Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: My-shop, KoroBoom
Собираем пазлы из 2-6 частей;
Примеры пазлов: Ozon, Лабиринт, My-shop
Учимся строить из кубиков (варианты первых построек);
Играем с конструктором;
Учимся ориентироваться в двух свойствах одновременно;
Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shopУже знакомые игры:
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Отыскиваем одинаковые фасолинки, макарошки и т.п. и раскладываем их по ячейкам;
Сортируем предметы (по размеру, цвету, форме)
Сортируем бусины по цветам в разные мисочки;
Играем с водой;
Просеиваем крупу через ситечко;
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (KoroBoom, My-shop, Лабиринт)
Собираем пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко;
Собираем матрешку, самостоятельно подбирая половинку;
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop, KoroBoom)
Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с колпачками (последовательно складываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- ;
- (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
Учимся проталкивать предметы (в копилку, в сортер, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг);
Играем со шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Возим каталку;
Чистим вареное яичко;
Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Играем с сенсорными коробками;
Занятия с ребенком в 2 месяца для развития внимания
Итак, начинаем с того, что примерно в 35-40 см от глаз малыша держим яркую игрушку большого размера (высотой не менее 20 см). Показывая ее, говорим, кто это, и что он сейчас будет делать: «Это мишка, сейчас он пойдет в лес за шишками». После этих слов, убедившись, что ребенок задержал на ней взгляд, медленно перемещаем игрушку вверх-вниз, вправо-влево, чтобы она исчезала из поля его зрения. Кроха будет следить за ней взглядом и даже пытаться повернуть голову, расширяя угол обзора, чтобы снова ее увидеть.
Подобные игры с ребенком в 2 месяца нужно проводить до тех пор, пока он не научится пристально смотреть на предметы, движущиеся в любой плоскости и во всевозможных направлениях.
Творческие занятия с детьми
Занимайтесь дома с ребенком рисованием, лепкой, изготовлением поделок из природных материалов, чтобы развить у него креативное мышление, воображение, собственный взгляд на мир. Чем бы вы ни занимали дома малыша, главное – не ругать и не насмехаться над результатом его труда.
Рисование
В возрасте 1–3 лет закладывается любовь детей к рисованию. Они еще плохо чувствуют границы листа, поэтому предлагайте малышам для творчества большой ватман, обратную сторону рулона обоев.
Важные этапы обучения рисованию и правильные действия родителей:
Изучение художественных инструментов. Позвольте трехлетке рисовать не только карандашами, кистью, но и пальцами. Так происходит сенсорное получение информации
Не стоит пока уделять пристальное внимание тому, как ваши дочка или сын держат карандаш.
Бесформенные рисунки. Малыш начинает искать смысл в нарисованных каракулях
Он указывает на свои каляки-маляки и рассказывает родителям, что он нарисовал
Соответствие предмета и рисунка малышу пока не важно. РСын или дочь говорит о своих ощущениях
Не переубеждайте, не говорите, что изображение не похоже. Не навязывайте свои шаблоны.
Первые осмысленные изображения. Если на рисунке вы увидели, например, окружность с несколькими лучами, и ваш ребенок говорит, что это ежик, значит, он рисовал осознанно. Не говорите «плохо» или «хорошо». Пусть малыш расскажет, что он пытался изобразить.
Предлагайте трехлетке нетрадиционные виды рисования:
- Штампами. Наборы приспособлений для оттиска детского рисунка можно купить.
- Нанесение краски на трафарет с помощью губки.
- На манке. Это аналог рисунка на песке.
Техники рисования для трехлеток:
- закрашивание;
- свободное рисование – каляки-маляки;
- изображение точек, линий, зигзагов, волн;
- дорисовывание фигур (нарисовать, например, две стороны треугольника, а ребенок дорисовывает третью).
Лепка
Заняв ребенка в три года лепкой, вы будете способствовать развитию:
- мелкой моторики;
- тактильной чувствительности;
- внимательности;
- творческого мышления;
- усидчивости;
- трудолюбия.
Чтобы малышу было интересно лепить, обеспечьте его ножом для пластилина, стекой, различными формами. Организуйте хорошо освещенное рабочее место подальше от мягкой мебели. Сначала трехлетние мальчики или девочки должны освоить технику:
- разминания пластилина в лепешку;
- скатывания шарика, колбаски на доске;
- сплющивания шара и столбика;
- прищипывания края изделия двумя пальцами.
Постепенно усложняйте задание, покажите детям, как лепить:
- яблоко;
- улитку;
- леденец на палочке;
- божью коровку и пр.
Особенности физического и психологического развития ребенка в 8 месяцев
В 8 месяцев ребенку становятся интересными все окружающие предметы: ему так и хочется их пощупать и попробовать на вкус. Учитывая то, что дети уже уверенно держат спину и сидят, они двумя руками пытаются за что-нибудь ухватиться. Теперь родителям необходимо быть еще внимательнее: безопасность должна стоять превыше всего.
С каждым днем меняются звуки, произносимые ребенком. Понаблюдайте за ним во время игры: если прислушаться, то можно распознать детскую речь. Четких слов вы еще не услышите, но это подготовительный этап к тому, что ребенок вскоре произнесет свои первые слова. Многие дети к громким звукам относятся с опасением, поэтому пока лучше отказаться от использования электроприборов.
Ребенок все так же неразрывно связан с мамой: долгое отсутствие самого близкого человека может огорчить его
Несмотря на любознательность и непоседливость детей в этом возрасте, родителям все равно стоит брать их на руки: это крайне важно для психологического развития
Во время бодрствования грудничок много времени проводит играя: он может самостоятельно себя развлекать 10-15 минут
При этом важно обеспечить ребенка теми играми, которые поспособствуют его правильному воспитанию
Развивающие игры для детей в 8 месяцев должны:
- развивать мелкую моторику рук;
- тренировать навыки сидения, ползания;
- помогать познавать новые звуки;
- развивать активную речь;
- расширять знания об окружающем мире.
Что же умеет малыш в этом возрасте
Достигнув отметки 8 месяцев, многие дети уже умеют:
- ползать на четвереньках;
- садиться из любого положения;
- вставать при помощи опоры (даже могут самостоятельно делать несколько шагов);
- держать предметы двумя пальцами;
- перекладывать вещи из одной руки в другую;
- различать знакомые и незнакомые лица;
- широко открывать рот во время кормления (некоторые дети способны самостоятельно держать ложку);
- играть в «Ладушки» и махать рукой на прощание.
Как развивать вкусовые навыки и обоняние в 2 месяца?
Полное представление о наличии пяти базовых вкусов и различных запахах ребенок получит примерно к полугоду, для этих целей отчасти и предусмотрено введение прикорма. Сейчас малышу уже знаком сладкий вкус и запах грудного молока. Целенаправленные занятия с ребенком в 2 месяца, которые способствовали бы развитию вкусовых рецепторов и обоняния, как таковые отсутствуют. Просто дайте крохе возможность попробовать, например, кислый лимон, приложив дольку к его губам так, чтобы он коснулся ее языком, или понюхать разрезанный лук. Заодно порадуетесь его реакции: скривившееся личико может быть очень смешным.
Занятия для детей 3–4 лет для развития моторики
Речевые центры коры головного мозга человека находятся очень близко к зонам, ответственным за движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, вы одновременно способствуете восприятию и пониманию речи ребенком. Если он будет каждый день выполнять несложные упражнения для пальчиков, качество произношения звуков улучшится. Развлекательные игры для трехлетнего ребенка, улучшающие мелкую моторику:
- Перекладывание кусочков поролона с помощью прищепки. Нарежьте небольшие квадратики цветной поролоновой губки. Скажите, что нужно переложить горячие пирожки (поролон) в тарелку куклы. Чтобы не обжечься, нужно обязательно пользоваться прищепкой.
- Перекладывание из коробки в игрушечные тарелки, куклы, бусины-конфеты с помощью детского пинцета. Это задание сложнее предыдущего. Предлагайте его малышу, который хорошо научился пользоваться прищепкой.
- Игра с орехами в скорлупе. Предложите разложить орешки (арахис, кедровые, фундук, грецкие, миндаль) по видам.
- Взбивание воды с шампунем в пену венчиком.
- Игра с макаронами. Насыпьте в посуду разные крупы и макаронные изделия (рожки, спирали). Все перемешайте. Попросите выбрать в отдельные миски макароны по видам.
- Сюжетные игры с тематической сенсорной коробкой. Превратите пластмассовый контейнер в ферму. Для этого купите фигурки лошадей, овец, коров и т. д. Смысл игры заключается в том, чтобы кормить, поить домашних животных, насыпая в корыта для корма маленькой ложечкой гречку, чечевицу, горох. Вместо воды используйте гидрогель.
- Пальчиковая гимнастика (варианты упражнений для пальцев, которые сопровождаются детскими стишками, можно найти в интернете).
Занятия в отсутствие мамы
Как можно играть с ребенком в 3 месяца или чем занять, если маме нужно отлучиться – этот вопрос актуален среди многих родителей. Особенно, если малыш боится остаться один.
Варианты есть:
- Включить мобиль над кроваткой. Это даст как минимум 15 минут свободного времени. Если покупка не по карману, его можно изготовить самим.
- Уложить малыша на развивающий коврик. Плюс в том, что малыша можно класть, как на спинку, так и на животик. Обычно на коврике присутствует масса подвесок, игрушек разных текстур.
- Включить аудиосказку, песенки. Малыш очень любит слышать разные мелодии. Необходимо лишь знать, какая музыка ему по душе.
- Включить какие-нибудь музыкальные игрушки. Главное условие – игрушка должна быть безопасна для ребенка.
Полезные занятия до года
Развивающие игры для детей до года важны не только для младенцев, но и их родителей. Малыш быстрее освоится и начнет объяснять свои желания, а общение с ним станет интереснее.
Обратите внимание! Игры для месячного ребенка заключаются в общении с близкими. Нужно много говорить с малышом, менять интонацию, тембр, щекотать и обнимать кроху
Когда ребенок начинает интересоваться предметами, после 3-4 месяцев, стоит показать ему все многообразие, познакомить с разными звуками. Он должен понимать связь между действиями, например, если нажать на выключатель, свет в комнате погаснет. При общении четко проговаривать слова, особенно, когда малыш начинает лепетать. Мелкая моторика важна в любом возрасте, она стимулирует речь и развивает мышление.
Существует множество развивалок, которые понравятся младенцу и принесут пользу:
- доставать бусины, пуговицы из песка или теста для лепки;
- вылавливать сачком предметы из таза с водой;
- вкладывать шарики в прорези или снимать их с клейкой ленты.
Такие занятия актуальны для детей 6-9 месяцев. Ближе к году важны спортивные игры, например, проползти под палкой или внутри тряпичной трубы, забраться в коробку.
Как развивается ребенок в 8 месяцев
В этом возрасте мальчики и девочки развиваются очень быстро. Физически дети становятся более активны: подолгу и с удовольствием ползают (развивают и укрепляют мышцы). Доктор Комаровский положительно отзывается об этом виде физической активности, упоминая, что в дальнейшем это позволит приобрести хорошую правильную осанку и избежать проблем с позвоночником.
Важно! Необходимо позаботиться о безопасности младенца во время ползания: доступ к розеткам должен быть закрыт, хрупкие, острые предметы и мелкие детали, а также опасные при попадании в рот предметы, такие как медикаменты и бытовая химия, убраны из зоны доступа. Когда малышу исполняется 8 месяцев, у него совершенствуются слуховые и зрительные ориентировочные реакции, усиливается эмоциональная привязка к одному из близких родственников, чаще к маме
Ребенок начинает понимать, какие из его действий одобряются, и повторяет их. Он также может продемонстрировать свое отношение к критике или запрету обидой в голосе и изображением недовольства на лице
Когда малышу исполняется 8 месяцев, у него совершенствуются слуховые и зрительные ориентировочные реакции, усиливается эмоциональная привязка к одному из близких родственников, чаще к маме. Ребенок начинает понимать, какие из его действий одобряются, и повторяет их. Он также может продемонстрировать свое отношение к критике или запрету обидой в голосе и изображением недовольства на лице.
Карапуз начинает хорошо подражать взрослым и другим детям. Особенно внимательно наблюдает за действиями другого ребенка и реагирует на них лепетом или смехом.
Услышав веселую музыку, карапуз начинает хлопать в ладоши, приседать или поднимать ручки вверх – совершать танцевальные движения.
Малыш может заниматься с интересующими его предметами и игрушками: стучать кубиками, которые держит в обеих руках, комкать листы книг вместо аккуратного рассматривания картинок.