Учим цвета с ребенком: как научить различать цвета, в каком возрасте?

С какого возраста нужно обучать детей?

Все крохи с раннего детства замечают все вокруг, отмечая различие цветов. Хоть они и понимают для себя, что цвета у предметов могут быть разными, объяснить это, пока не научатся говорить, родителям не смогут. Таким образом, полностью различать и называть тот или иной цвет у малышей получится по достижении ими конкретного уровня интеллектуального развития.

В целом, распознавание цветов и их оттенков — это сфера лингвистики, поэтому учить цвета с ребенком можно начинать с раннего младенчества. Если же ваш малыш не начал говорить и различать цвета в определенном возрасте, это не повод беспокоиться, поскольку не существует специальной таблицы, где расписано, что и в каком возрасте нужно ожидать от крохи. Каждый малыш уникален! Это нужно запомнить всем родителям, а также то, что нет взрослого человека, не знающего цвета, цифры, буквы, названия и т. п

Главное — заниматься с детками, уделять им внимание, стараясь делать это максимально ненавязчиво и весело

Специалисты рекомендуют начинать такой учебный процесс как можно раньше, так как, когда мы учим цвета с ребенком, мозг его начинает интенсивнее работать, накапливая информацию, которая по мере его взросления будет усваиваться и применяться.

В 2 года дети имеют полное право молчать и уж точно не должны уметь сортировать предметы по размеру, форме и распознавать их цвета. При регулярных занятиях с крохой к 3 годам он сможет называть вам предметы, их цвет и отделять их от других, но ошибаться или путаться они все же будут, и это нормально. Психологи утверждают, что до 7 лет у детей могут наблюдаться какие-либо нарушения касательно цветовосприятия. Беспокоиться нужно начинать, если ребенок после 7 лет не научился правильно различать цвета.

В случае наличия у родителей дальтонизма дети тоже могут получить данное заболевание, но приговор не спешите ставить, поскольку дальтонизм бывает разной степени и сложности.

Основные причины неумения малышей распознавать цвета могут быть следующего характера:

  • поздно начали учить, ведь сам ребенок это познать и запомнить не сможет;
  • разный темп познания у малышей, то есть каждый человечек по-своему воспринимает поступающую информацию;
  • характер, к примеру, некоторым детям просто нравится, когда их родитель нервничает.

Как легко и весело учиться?

Выучить название цветов и в последующем соотнести их с окраской разных предметов — это несложная задача. Главное, чтобы занятия с ребенком были увлекательными и ненавязчивыми. Вашему вниманию предлагается подборка полезных советов и рекомендаций, как с помощью игр учить деток распознавать цвета правильно:

  1. Учим цвета с ребенком 6 месяцев. Чаще всего малыши осваивают тот или иной цвет с помощью ассоциаций. Воспользуйтесь пирамидкой с разноцветными колечками и, складывая каждое, проговаривайте, какого оно цвета. Можно такую технологию применять и с кубиками.
  2. Обучение детей 1 года. Возьмите пластилин двух цветов, к примеру, красный и голубой. Для самых маленьких лучше не усложнять игру несколькими цветами сразу. Покажите их крохе, называя цвет каждого. Вместе с малышом отщипывайте небольшие кусочки, формируя конфетки, и покормите ими игрушки. Расскажите, что мишка любит красные конфетки, а собачка — голубые. Пусть ребенок покормит своих друзей, а когда он будет угадывать, вы будете изображать довольное чавканье игрушки.
  3. Учим с ребенком 2-х лет. Так как малыш уже постарше, то есть больше понимает и быстрее учится, можно в игру добавить еще один цвет. На полу разложите картинки трех цветов. Дайте крохе машинку с игрушкой и расскажите историю, что зайка или кукла поехала на остановку того или иного цвета. Ваша задача — заинтересовать малыша рассказом, предварительно обозначив выбранные цветные листочки/картонки.

Как уже упоминалось, все детки уникальны, поэтому к каждому при обучении нужен свой подход. Кто-то любит лепить, кто-то больше рисовать, а другие дети играть в куклы или пробовать все на вкус. Индивидуальные предпочтения ребенка являются незаменимыми помощниками в учебном процессе, то есть детки учат и понимают быстрее, если им интересно и весело.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Складываем слоги

Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.

Покажите, как пропевать слоги

Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой

После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.

Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.

Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать

Слоговые таблицы являются отменным способом обучения. Это специальные наборы, которые состоят из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Ярким примером является следующая табличка:

Плюс данной методики заключается в том, что проговаривание слогов отлично тренирует артикуляционный аппарат ребенка. Для начала все слоги проговариваются в медленном темпе, затем он постепенно ускоряется. В итоге получается своеобразная скороговорка, которая выговаривается «на одном дыхании».

Благодаря таким занятиям значительно улучшается речевая моторика, развиваются ораторские способности. Конечно, ребенку поначалу будет трудно, поэтому не стоит ожидать молниеносных результатов.

Важно!Все занятия должны происходить по принципу игры – так изучение нового будет происходить легче, интереснее, веселее

За один урок можно проговаривать не более 3 строк. Если ребенку тяжело, то нужно остановиться на 1 строке, но изучить ее основательно. В противном случае, эффекта от проводимых занятий не будет.

Открытые слоги могут читаться в двух направлениях – по диагонали или по вертикали. Согласный звук необходимо «тянуть» таким образом, чтобы он медленно и плавно перетекал в гласный. Такой принцип характерен для чтения по диагонали. Если же читать по вертикали, то гласный будет оставаться прежним, а вот согласные будут меняться.

Игры на умение складывать слоги

  • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
  • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
  • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
  • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

Самолетики

Из бумаги делаются простейшие самолеты. На каждом из них пишется слог (КА, ТУ, МИ), далее родитель на время превращается в диспетчера и начинает давать указание, какому именно самолетику следует сесть или взлететь, или же направиться в заранее придуманный ангар. Ребенок должен разобраться со слогами и выполнить задание.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

Игра «Читаем по слогам»:

  • Возьмите кубики с согласными буквами и поставьте их один на другой
  • Теперь возьмите кубик с буквой «а», и поочередно подставляя её к кубикам с согласными буквами, проговаривайте вместе с малышом получившиеся слоги
  • Дойдите до верха и опускайте букву «а» вниз, снова повторяя слоги

Так получится быстро научить ребенка читать по слогам, не прилагая усилий, и не заставляя малыша делать то, что он не хочет.

Как научить ребенка цветам?

Если вы хотите научить малыша как можно быстрее определять цвета, то начните его водить на развивающие занятия в детский центр или клуб. В группе, коллективе, с ровесниками необходимая информация запоминается намного лучше.

Никогда не задавайте ребенку вопрос: что это за цвет? Иначе вы рискуете развить у него чувство неуверенности в себе, связанной с боязнью ошибиться. Тогда сколько бы вы не занимались с ним, результата не будет. Лучше называйте оттенки как бы между прочим — например, во время рисования или игры: «у тебя получился очень красивый красный цветочек» или «бросай мне этот зеленый мяч». Не заставляйте малыша насильно что-либо заучивать. По крайней мере на первых этапах развития чрезмерная настойчивость может обернуться против вас же.

Перед тем как начать изучение, обратите внимание на формирующийся характер ребенка и его возраст. Не все дети запоминают новую информацию легко и быстро

Кому-то надо несколько раз повторить, чтобы он смог запомнить, а кому-то и одного раза будет достаточно. Так с чего же начать? Вот несколько советов:

  1. В первую очередь объясните, что существуют разные цвета. Назовите их.
  2. Покажите примеры этих расцветок на различных предметах, уже известных малышу.
  3. Не забывайте, что изучать новую информацию следует в игровой форме. Так ребенок лучше усвоит и запомнит ассоциативный ряд.
  4. Сначала займитесь изучением основных оттенков и только после того, как ребенок полностью их освоит, вы можете переходить на остальные.
  5. Учить рекомендуется в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий.
  6. Не знакомьте с новым цветом, если еще не выучен предыдущий.
  7. Используйте разные речевые конструкции: это желтый мяч, синее платье.

Если все цвета выучены и «отскакивают от зубов» точно так же как таблица умножения, можно переходить к упражнениям посложнее. Объясните малышу разницу между теплыми и холодными оттенками.

Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее

После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным – оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество – двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель – главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте – это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения – 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер

Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание – на первом месте, а уж потом – обучение

Зачем мы учим цвета с ребенком?

Цветовосприятие помогает ребенку не только различать разнообразие предметного мира, но и способствует становлению и формированию эмоциональной сферы малыша.

Поэтому очень важно научить ребенка воспринимать и различать цвета. Любое обучение самых маленьких детей необходимо проводить в игровой форме

Для обучения цвету разработано большое количество дидактических и других типов игр

Любое обучение самых маленьких детей необходимо проводить в игровой форме. Для обучения цвету разработано большое количество дидактических и других типов игр.

Остановимся на них более подробно.

Пожалуй, самой популярной игрой для обучения цвету является «Найди цвет». Сначала малыш не может определить цвет даже по образцу, который вы ему покажете. Поэтому сначала надо подбирать кубики и другие предметы одного оттенка. Можно предложить ребенку разложить в кучки все предметы одного цвета и определенного оттенка.

Необходимо многократно называть, какого цвета игрушка.

Следующий игровой момент — разложить разноцветные предметы, которые специально перепутаны. Это могут быть ручки, с которых сняты колпачки. Иногда полезно надеть колпачек на ручку не по цвету и спросить, правильно ли подобран цвет?

Еще один интересный метод. Цветные колпаки достаточно большого размера, чтобы под одним колпаком можно было разместить несколько игрушек.

Задание может быть таким, чтобы ребенок разложил под колпак определенного цвета игрушки. Затем колпаки поочередно поднимаются, и задание оценивается на правильность выполнения. Колпак синий, например, и все игрушки под ним тоже синие. И так далее.

Игра «Найди лишнее» очень популярная для изучения разных качеств личности ребенка. Когда мы учим цвета с ребенком, то можно предложить ему найти лишний по цвету предмет в кучке одноцветных. Положить в кучку, например, красных игрушек одну игрушку другого цвета.

Игра «Разноцветные шарики». Высыпать на пол разного цвета мячики или шарики и поставить несколько коробок. В каждую коробку нужно положить определенного цвета игрушки или предметы.

Чтобы обучение было эффективным, каждое действие нужно комментировать и каждый цвет называть. Многократно задавая ребенку вопросы, мы способствуем тому, чтобы ребенок размышлял. Это и будет стимулом запомнить цвета.

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Ребёнок путает цвета

Иногда случается такое, несмотря на все усилия родителей, малыш упорно не может выучить цвета. Он может знать их названия, но постоянно путать один цвет с другим. Какие же причины могли послужить такому развитию событий:

  1. Возможно, ваш малыш ещё не дорос, детки развиваются индивидуально и если ровесник вашего карапуза уже знает все цвета, а ваш ребёнок их ещё не выучил – это не значит, что у него отставание в развитии, просто всему своё время.
  2. Иногда такое может происходить и по вине родителей. Они поздно начинают знакомить карапуза с цветовой гаммой или вовсе не занимаются с малышом. Это и приводит к тому, что ребёнок, например в четыре года, ещё совсем не знаком, или только частично, с разнообразием цветов.
  3. Малыш просто плохо видит или у него такое явление, как «чёрно-белое» зрение. В таком случае лучше сходить на приём к окулисту.
  4. Дальтонизм. Это именно тот случай, когда малыш цвета знает, но регулярно их путает. Заболевание достаточно редкое, но возможное, подвержены мальчики, в особенности, если один из родителей является носителем данного отклонения.

Игры на цветоразличение

«Прогулка по дому»

Сформулируйте для себя цель: работаем с определённым цветом (взрослым надо мотивировать, прежде всего, себя). Начинать рекомендуется с красного. Условие: для детей ясельного возраста работать одновременно только с одним признаком. Например, вы начали работать с цветом, только через пару часов  можете поработать с формой.Ход игры 1. Сперва возьмите красный кубик. Это будет некий эталон (образец). 2. Поставьте его на не загромождённую другими предметами полочку или подоконник. Каждый раз, поднося малыша к полке, называйте цвет таким образом: это кубик, он красный. Строить фразу надо именно так, потому что кубик (или другой предмет) может быть и иного цвета 3. Расставьте по дому красные предметы. А потом гуляйте по этому пространству, показывайте пальчиком ребёночка обнаруженный красный предмет и называйте его. Закончить игру на образце: красном кубике. 4. Недели через три-четыре место красного займёт синий кубик, потом жёлтый. Восьми-десяти минут таких ежедневных прогулок будет достаточно. За это время малыш не успеет переутомиться и не потеряет желание заниматься.

«Прокати в воротца»

Приготовьте небольшие мячики или пластмассовые шарики как в «сухом» бассейне. Ограничьте двумя книжками воротца. Задача: прокатить в воротца шарик определенного цвета.

«Разноцветные коробочки»

Распространённое упражнение на сортировку. Надо взять четыре коробочки. Обклеить их бумагой какого-нибудь основного цвета. Это будут домики для игрушек. Обычно родители на моменте обклеивания коробочек стопорятся. А можно привлечь к этому делу дошкольника. Он с удовольствием поработает вместе с вами.Ход работы Берём лист бумаги нужного нам цвета и клеящий карандаш. Отрываем от листа произвольного размера и формы небольшие кусочки, намазываем их клеем и наклеиваем на коробку со всех сторон. «Домики» получаются своеобразные, мохнатые. Может быть не совсем эстетичные. Но для детей подобные детали не важны. С ними они играют с большим удовольствием. А теперь задание: разложить игрушки в «домики» одного с ними цвета. Даже маленьким детям такая совместная работа со взрослым понравится. 

«Какого цвета»

Называйте цвет всего вокруг. Одевая малыша, называйте расцветку его одежды. Сначала называть будете вы, а потом с вами вместе и чадо. Просите ребёнка подать предмет определённого цвета.

«У тебя – у меня»

Дошколёнку проще запомнить цвет, сравнивая его с другим. На задание я наткнулась в Интернете и теперь применяю его на тренировках с дошколятами разного возраста. Задание  простое. Вы говорите: «У моей куклы платье синее, а у твоей…» и дошкольник называет. «У меня сапожки чёрные, а у тебя…» и т. д.

«Цветные дорожки»

Игра напоминает предыдущую. Потребуется 2 набора фломастеров. Инструкция. Мы будем проводить дорожки. Я проведу синюю дорожку (проводите), а ты красную. Задача ребёнка выбрать красный фломастер и провести дорожку. Потом меняетесь ролями: малыш задаёт цвет.

«Какого цвета машинка»

Современные дети любят машины. Одна мамочка долго учила с чадом цвета по карточкам и не могла добиться результата

Тогда она стала обращать внимание на цвет машин, проезжающих по улице или стоящих во дворе. Результат не заставил себя ждать

Я склонна этой мамочке верить, так как часто сталкиваюсь с явлением: дошкольник не может выучить небольшое стихотворение, но прекрасно знает марки автомобилей. Покупая игрушечную машинку интересуйтесь, какого цвета он хочет, есть ли у него машинки такого же цвета.

 А можно поработать с малышом вот так, как показано на видео

Книжки с красочными иллюстрациями

Рассматривая картинки, называйте цвет на рисунках, спрашивайте у малыша, что какого цвета. Я уже не говорю про пирамидки, вкладыши. И это только маленькая часть игр на тренировку цветоразличения.


Как учить цвета с двухлетним детьми

Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.

Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.

Упражнение с пластилином.

Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.

Упражнения с табличками.

Когда сортировки перестанут вызывать сложности, вводите названия. Сделайте парные таблички разных цветов. Вводите названия трёхступенчатым уроком:

1 ступень: покажите 3 таблички и назовите «Это красный, синий, жёлтый».

2 ступень: попросите ребёнка указывать на табличку того цвета, который вы назовёте.

3 ступень: спросите название каждой таблички.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Правила проведения занятий

Чтобы обучение малыша палитре не превратилось в скучное, рутинное, а потому нелюбимое занятие, следует придерживаться некоторых несложных правил.

  • Не стоит ждать сиюминутного результата. Малыш может забыть, что красный – это красный, поэтому нужно терпеливо ему объяснить, повторить несколько раз. Лишь с течением времени информация запомнится, и использование в речи соответствующей лексики будет автоматическим.
  • На «уроках» должна царить атмосфера веселья, ребенка не следует утомлять, это уничтожит его желание изучать что-либо.
  • Кроху нужно хвалить за каждый, пусть и незначительный, успех или хотя бы за старание, но ругать нельзя.
  • Название каждого цвета должно звучать правильно и четко, недопустимо использование уменьшительно-ласкательные формулировки.
  • Количество цветов зависит от способностей ребенка. Кому-то может первое время показаться сложным называть основные тона палитры, а иные быстро запоминают и цвета, и оттенки.

Для обучения цветам помогут пластилин и краски, раскраски. Занимаясь творчеством, ребенок учится сочетать тона, а также запоминает, какой предмет какого цвета. О рисунке или поделке нужно немного побеседовать: спросить малыша, что на картинке (в фигурке) желтое, а что – синее. Некоторые дети могут нарисовать, например, зеленое солнце, прекрасно понимая, что на самом деле светило это ярко-желтое

В этом случае следует осторожно поинтересоваться, почему он так сделал, у детей порой бывает своя непостижимая логика

Заниматься с детьми изучением цвета следует с самого раннего возраста, но использовать для этого необходимо только игровые методы. Тогда процесс обучения пройдет весело, а результат порадует и малыша, и родителей

Через совместные игры с мамой или папой кроха знакомится с миром, поэтому очень важно уделить должное внимание данному процессу, регулярно тренироваться с малышом, не пускать все на самотек. Ребенок будет развиваться гармонично и лучше подготовиться к школе

Когда начинать

Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.

Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически

Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:

Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту

Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ

Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.

Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.

Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.

Когда нужно начинать знакомить ребенка с фигурами?

Знакомство ребенка с фигурами можно начинать даже с рождения. В первые месяцы жизни малыш познает мир через звуки и слова, стишки и песенки. Если с самого рождения малыша мама будет называть предметы своими именами (главное не лениться), то карапуз быстро запомнит новые слова.

В возрасте 6 месяцев ребенок познает все на ощупь и на вкус, что помогает ему понять предметы (твердый, мягкий). Вот здесь уже можно давать фигуры в руки, например кубик с изображением фруктов, или погремушку в виде сферы. Даже обычный прорезыватель для зубов в виде круга — познакомит малыша с геометрической фигурой

Важно не забывать концентрировать внимание малыша на форме предмета и называть ее. Смотрите на реакцию ребенка, знакомя его с фигурами

Знакомство начинать лучше с простых форм — круг, квадрат, треугольник. В 2 года ребенок вполне может узнать и различать эти три фигуры. К 3 годам добавьте прямоугольник, овал, цилиндр.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий