Как научить ребенка писать сочинение в 3, 4 и 5 классе?

Развитие ребенка
Содержание
  1. Как писать сочинение: помочь иль не помочь?
  2. Правило 1
  3. Правило 2
  4. Правило 3
  5. Правило 5
  6. Советы профессиональных педагогов
  7. Советы – как писать сочинение
  8. Как писать сочинение – план
  9. Работа над сочинением
  10. Ошибки в сочинениях
  11. Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем
  12. По картине (жанр «описание»)
  13. По произведениям литературы
  14. На другие темы
  15. Этап 1. Работаем над темой сочинения
  16. Готов ли ребенок к школе?
  17. Пишем на черновик
  18. Почему нужно держать ручку правильно?
  19. План работ по написанию сочинения
  20. Этапность обучения
  21. Еще 9 советов, которые помогут научиться писать грамотно на английском языке
  22. 1. Читайте как можно больше
  23. 2. Пользуйтесь специальными учебниками
  24. 4. Найдите себе проверяющего
  25. 5. Пишите диктанты
  26. 6. Вычитывайте и редактируйте написанное
  27. 7. Учите особенности стилей письма
  28. 8. Перечитывайте свои старые письменные работы
  29. 9. Заинтересуйте себя в тренировке навыка письма
  30. Как научить ребенка писать под диктовку
  31. Для чего нужно уметь писать сочинение
  32. Алгоритм работы над сочинением
  33. Что необходимо знать при обучении пересказу?
  34. Мнемотаблицы для пересказа
  35. Требования к произведениям

Как писать сочинение: помочь иль не помочь?

Первое желание, которое приходит к ребенку, получившему задание написать сочинение, – попросить о помощи родителя. Несомненно, взрослый сумеет помочь так, что чадо получит «отлично». А как же быть с личным опытом? К кому будет обращаться ученик на уроке и на экзаменах? Поэтому, помогать необходимо, но – в разумных пределах.

Правило 1

Убедитесь, что чадо разбирается в той теме, по которой задано сочинение. Учим ребенка писать творческую работу, начиная с обсуждения. Например, традиционное сочинение о том, как прошло лето. Казалось бы, все просто. Но нет, малыш в замешательстве. Оказывается, он давно забыл о своих приключениях, о том, как это было весело, что он чувствовал, о чем думал. Школьник даже не понимает, что скромное приключение на рыбалке может показаться невероятно интересным.

А если малыш ничего не знает, скажем, о заводе, что он может написать? Почитайте книгу, посмотрите фильм, расскажите сами, и дело наладится.

Замечательный метод придумать содержание сочинения – устроить семейный мозговой штурм. Как приятно вспомнить давние события или обсудить книгу вместе! Ребенок тоже участвует. Но кроме обсуждения, он запоминает самое интересное, что бы рассказать об этом в своей тетрадке.

Правило 2

Как научить писать сочинение в начальной школе? В старшей школе пишут планы, а в младшей? План необходим даже первокласснику. Но ведь он еще не читает прописью, — скажете Вы, — а писать печатными буквами — это такая морока! Попробуйте нарисовать план. Придумайте понятные символы, которые помогут изложить события верно.

Классический план строится по схеме:

  • Название;
  • Вступление;
  • Основная часть;
  • Вывод.

Правило 3

Когда известно о чем писать, и составлен план, прорабатываем детали. Для этого не ленимся взять черновик и записать всех действующих лиц (предметы). К каждому из них подбирается прилагательное (внешность, характер, поступки), после – глагол (что он делает).

Правило 5

Проверьте сочинение. Уберите лишние детали, добавьте новые. Исправьте ошибки. Когда черновик будет готов, переписываем сочинение в тетрадь и …еще раз проверяем.

Советы профессиональных педагогов

Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:

  • Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
  • Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.

Советы – как писать сочинение

Как научиться красиво писать сочинения – применить следующие полезные советы:

  1. Внимательно ознакомьтесь со всеми темами и выберите ту, что приглянулась вам.
  2. Подберите эпиграф, и тщательно продумайте план сочинения.
  3. Мысленно определитесь, какие аспекты будут затронуты в вашей работе, как вы сможете подкрепить информацию и какие доказательства использовать.
  4. На черновике набросайте идейную схему и постарайтесь описать основные моменты.
  5. Выпишите несколько цитат или ссылки на эпизоды, подтверждающие вашу правоту.
  6. Определитесь со стилем.
  7. Напишите вступление и заключение, а после еще раз проанализируйте тему сочинения и соотнесите представленную информацию.
  8. Набросайте основной текст и еще раз сверьтесь с темой.
  9. Напишите обобщающее заключение и внимательно перечитайте сочинение, начиная с конца.
  10. Проверьте текст на наличие стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправьте их при необходимости.

Как писать сочинение – план

Как научиться хорошо писать сочинения – на первом этапе необходимо выстроить правильную логическую цепь. В этом нелегком деле вам поможет план. План позволяет собрать каркас будущего сочинения, определить основные мысли, содержание и последовательность действий. Составление плана разбивает текст на фрагменты и после можно двигаться постепенно, структурируя мысли. Фрагмент – это текст длиной в один или несколько абзацев.

Задаваясь вопросом – как научиться писать сочинение по русскому языку, важно понимать особенности составления плана, потому что этот пункт является самым важным. Лучше всего прописывать позиции в виде словосочетаний

Такое краткое описание даст возможность осветить мысль, но полностью ее не раскроет. Вопросы в плане также имеют место быть и даже приветствуются. Запомните простую истину – план – это информационное содержание сочинения, через которое «просматривается» суть.

Работа над сочинением

В младших классах педагоги стараются максимально развивать речь школьников, и для этого дети пишут сочинение. Возможность правильно выстроить предложения и перенести информацию на бумагу самостоятельно, совершенствует умственные способности ребенка. Такой сложный вид деятельности как сочинение – это фундамент, при наличии которого крохе будет проще учиться и достигать лучших результатов.

Существует система упражнений, которая наглядно объясняет, как научить ребенка писать сочинение:

  1. Составление простых предложений. Школьник учится правильно располагать слова в предложении и чувствовать его границы.
  2. Составление нескольких предложений по обобщенной теме.
  3. Сбор фрагментированного текста в единый смысловой контейнер.
  4. Описание сюжетных картинок.
  5. Ответы на вопросы по одной теме (устно).
  6. Устные пересказы.

Ошибки в сочинениях

Часто преподаватели находят ошибки детей в сочинениях и снижают оценки. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, необходимо проверять текст на наличие орфографических ошибок. Поиск стоит начинать с конца, так вы не будете отвлекаться на суть и сможете увидеть где пропустили букву или написали слово неправильно. После орфографии проверяется пунктуация, знаки препинания. Сочинение необходимо вычитывать несколько раз и очень внимательно. Взрослый человек может четко знать, как научить ребенка писать сочинение, но, если малыш будет невнимателен, то педагог не оценит его труд.

Часто допускаемые ошибки:

  • повторение слов;
  • отсутствие речевой связи между абзацами;
  • нарушение логичности изложения из-за перестановки смысловых частей сочинения;
  • искажение фактов.

Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем

После написания сочинение следует несколько раз перепроверить

Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.

По картине (жанр «описание»)

Итак, для создания сочинения по картине нужно:

  1. Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
  2. Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
  3. Написать план работы над сочинением.
  4. Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
  5. В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).

По произведениям литературы

Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.

  1. Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
  2. Для каждого героя подбираем словесную характеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
  3. Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
  4. Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
  5. Пишем план нашего опуса.
  6. Делаем наброски текста.
  7. Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
  8. Пишем заключение.

На другие темы

Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.

С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:

  1. Вдуматься в тему.
  2. Выдвинуть гипотезы.
  3. Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
  4. Составить план.
  5. Записать мысли по плану.
  6. Чётко сформулировать выводы по теме.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание учеников. Часто бывает, что попадается изумительное сочинение, грамотное, развернутое

Но приходится оценивать его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»»

А ученик описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха».  А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя

Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Какие темы сочинений могут быть предложены? «Образ Базарова в романе», «Конфликт отцов и детей», «Любовь в романе», «Композиционный особенности романа» и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы «Жизненный путь Печорина», ключевое слово — «путь», т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или «Чтение — вот лучшее учение». Ключевые слова — «чтение», «учение». Значит, в  сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием «Редактор». Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Готов ли ребенок к школе?

Как определить, готов ли ребёнок к письму? Для этого педагогами составлено немало тестов. Например, тест «Школьная зрелость» Керна-Йорасика (его легко найти в Интернете) направлен в том числе и на выяснение того, должным ли образом подготовлена ли рука будущего школьника.

Можно предложить ребёнку выполнить и такие задания:

  1. Покажите дошкольнику нарисованный круг диаметром 3 – 3,5 см. Попросите его нарисовать точно такой же. При оценке выполнения задания учитывайте следующее:
  • Ребёнок должен нарисовать фигуру, близкую по размерам к исходной.
  • Круг должен походить на круг (пусть и не идеально ровный), не на какую-нибудь другую геометрическую фигуру.
  • Линия должна быть сплошной (непрерывной), плавной, достаточно уверенно проведённой.
  • Нажим не должен быть слишком слабым.
  • Движения ребёнка при выполнении задания должны быть свободными и уверенными.
  1. Попросите дошкольника заштриховать любой несложный силуэт (облако, мячик, грушу). Если ребёнок раньше не занимался штриховкой, покажите ему образец. Направление штриховки (горизонтально, вертикально, по диагонали) ребёнок может выбрать сам. При оценке результатов учитывайте:
  • Ровность и параллельность линий. Аккуратность выполнения.
  • Точность движений.
  • Сохранение примерно одинакового интервала между линиями.

Обратите внимание! Если мелкая мускулатура руки развита недостаточно хорошо, то ребёнок будет переворачивать лист, на котором он работает, ведь сделать это ему будет проще, чем произвольно поменять направление движения руки.

Даже если вашему ребёнку в школу не в этом году, проведите такие тесты, и вы увидите, нужно ли готовить руку малыша более тщательно и целенаправленно. Если да, то используйте способы, предложенные в статье, или придумывайте свои. И всё у вас получится.

Пишем на черновик

Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.

Убедить своего школьника в том, что черновики – это не двойная работа, а возможность вовремя исправить ошибки и недочеты, должен уметь каждый родитель. Хотите помочь ребенку стать впоследствии добросовестным исполнителем? Приучите его стремиться к аккуратно исполненному результату уже в начальной школе, и это поможет ему в дальнейшем обучении.

Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.

Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.

Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.

Подведение итогов и формулирование выводов будет  заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!

Почему нужно держать ручку правильно?

В последнее время во время нейропсихологического обследования мы часто замечаем, что ребёнок неправильно держит ручку или карандаш

И родители не всегда на этом акцентируют внимание, позволяя ребёнку держать карандаш так, «как ему удобно». Но на самом деле это серьёзная проблема, которая может стать причиной слабой успеваемости в школе несмотря на то, что основные познавательные процессы у ребёнка в норме

Дело в том, что трёхпальцевый правильный захват ручки позволяет равномерно распределять нагрузку на разные мышцы руки при письме. И ребёнок может писать на уроке, не уставая. Если какой-то из пальцев находится не на «своём» месте при письме, или вовсе исключён из этого процесса, то нагрузка распределяется на сопряжённые мышцы, вызывая их переутомление. В результате перенапряжённые мышцы снижают нейродинамику ребёнка на уроке, а также могут впоследствии привести к артриту.

Кстати, часто ребёнок неправильно держит ручку не потому, что ему так удобно, а потому, что у него не интегрированы хватательный рефлекс, симметричный или асимметричный шейно-тонические рефлексы. Такие дети с трудом сидят при письме, обхватывая ногами ножки стула или подгибая ноги, или пытаются встать. Эти компенсаторные механизмы не только энергозатратны, но и препятствуют нормальному двигательному развитию ребёнка.

Если в основе неправильного захвата ручки/карандаша лежат неинтегрированные рефлексы, ребёнку может помочь нейропсихологическая коррекция методом замещающего онтогенеза с преобладанием сенсо-моторных упражнений.Если с интеграцией рефлексов всё в порядке, то научить ребёнка правильно держать ручку можно самостоятельно с помощью упражнения, при котором ребёнок зажимает мизинцем и безымянным пальцем какой-нибудь предмет (маленький мячик, ластик, салфетку и т.д.). В таком случае рука будет вынуждена захватить ручку/карандаш правильно. Постепенно пальцы привыкнут занимать правильную позицию при письме.

План работ по написанию сочинения

Чтобы усвоить, как научиться писать сочинение, следует изначально придерживаться основных правил создания текста. В данном случае хорошим помощником будет рабочий план сочинения хотя бы в виде набора тезисов, пронумерованных по итогам размышлений и сбора материала. Если школьник не очень не понимает, что такое план, для чего он нужен, и какова последовательность его составления, то он не сможет логически построить письменное высказывание, впрочем, как и устное.

При составлении плана нужно учесть то, что само сочинение композиционно делится на несколько значимых частей.

Вступление.Здесь должна быть формулировка основного тезиса, который потом нужно непременно раскрыть в основной части творения

Тут также очень важно определить цель сочинения и может быть подана характеристика эпохи в случае анализа творчества конкретного писателя.

Основная часть.Этот компонент сочинения самый большой и подразумевает полное и широкое отображение задуманной темы. Здесь требуется раскрытие и доказательство тезиса, изложенного в первой части

Она может содержать несколько пунктов и вытекающих из них подпунктов.

Заключение.Эта часть предусматривает подведение итогов и по важности ни в чем не уступает вступлению. Заключение должно быть краткий и демонстрировать умение обобщить свои мысли, сделать правильный вывод.

Все три части должны быть связаны друг с другом по смыслу. Несмотря на то, что они имеют разный размер, все они равны по значению. План записывается на черновике и может уточняться и конкретизироваться в процессе работы над сочинением. Стоит отметить, что после составления плана совершенно необязательно строго придерживаться его в процессе создания текста. Если автор вдруг увидел новый поворот темы, который показался довольно интересным, но при этом не очень соответствует плану, не беспокойтесь об этом. Просто делайте корректировку, но не отказывайтесь от плана вовсе. Он нужен будет для того, чтобы в любой момент к нему можно было бы обратиться и вспомнить первоначальный замысел или же исправить его.

Этапность обучения

Детки, которые учатся в 3 классе, уже знакомы с описанием творческих работ. Но, чтоб позволить своему ребенку писать качественное сочинение, необходимо придерживаться определенного плана действий. Если вы хотите улучшить уровень своего сына или дочки, можно делать следующее.

  1. Работа над темой. Предложите ребенку самому придумать, о чем будем написано сочинение.
  2. Учим формулировать идею. Задайте юному школьнику тему и попросите придумать разные варианты развития идеи.
  3. Составьте план к своему сочинению.
  4. Покажите ребенку, как необходимо собирать подходящий материал. Вам может понадобиться подборка глаголов и ключевых слов.
  5. Следующий этап — написание самого сочинения. Рекомендуется разделить листок на две части, более широкую и узкую. В широкой — писать свою работу, а в узкой — будут вноситься поправки. Помните, сколько пунктов в плане, столько и абзацев в вашем сочинении.
  6. Педагоги рекомендуют не начинать вступление, а сначала заняться основной частью, самым большим куском материала. После того, как будет сделана большая доля работы, написать вступление и заключение не составит труда.
  7. В заключительной части нужно передавать впечатления ребенка по заданной теме, его мысли.
  8. Не забываем подбирать цитаты, поговорки или пословицы, которые будут отображать идею вашей работы.
  9. Проверка написанного сочинения сначала может проводиться ребенком. После того, как ваш сын или дочь пересмотрели написанное, прочитайте сами. Если имеются ошибки, выписывайте их в узкой части листа, которую для этого оставляли. Обсудите с ребенком эти помарки.
  10. Когда все проверено и утверждено, переходите к написанию работы в чистовой вариант.

Еще 9 советов, которые помогут научиться писать грамотно на английском языке

1. Читайте как можно больше

Чтение — один из самых важных видов деятельности, которым часто пренебрегают. А между прочим в процессе чтения вы видите, как «работает» на практике все та же грамматика, пишутся и сочетаются между собой слова и т. д. То есть в процессе чтения вы погружаетесь в английский, запоминаете, как строятся предложения, используются грамматические конструкции и незнакомые вам слова, и в результате «переносите» этот опыт в свою собственную письменную речь. Кстати, лингвист Стивен Крашен считал чтение главным приемом изучения любого иностранного языка. Попробуйте и вы!

It usually helps me write by reading — somehow the reading gear in your head turns the writing gear.

Обычно чтение помогает мне писать — каким-то образом механизм чтения в вашей голове включает механизм письма.

2. Пользуйтесь специальными учебниками

Учебник Successful Writing автора Virginia Evans — отличное пособие для людей, которые хотят совершенствовать свою письменную речь. В нем подробно объясняется, как писать различные виды писем и эссе, а также даны образцы каждого вида письменной работы.

4. Найдите себе проверяющего

Если вы изучаете английский с преподавателем, он научит вас выполнять различные письменные работы, будет проверять их и поможет избавиться от ошибок. А если вы учите язык самостоятельно, то единственная возможность проверить себя — пользоваться специальными сервисами проверки текстов на ошибки, например, Sentence Checker, Hemingway Editor или Grammarly. Однако учтите, что машинная проверка ищет только самые грубые ошибки, она не проверит логику изложения ваших мыслей. К тому же пользование некоторыми функциями платное. Так что подбор «своего» преподавателя — наиболее приемлемый способ, который поможет вам комплексно овладеть английским языком, в том числе и научиться писать на нем грамотно.

5. Пишите диктанты

Онлайн-диктанты — еще один способ потренировать все навыки английского языка. Написанный под диктовку текст довольно хорошо запоминается, а значит, впоследствии вы сможете использовать полезные клише для написания собственных писем, текстов. Выше мы указали статью, где вы найдете ресурсы с диктантами на английском языке.

6. Вычитывайте и редактируйте написанное

Даже если вы занимаетесь английским с учителем, обязательно нужно проводить самостоятельную проверку. Редактируйте свой текст, старайтесь найти и исправить ошибки без чьей-либо помощи. Чтобы легче было обнаружить ошибку, попробуйте следующий прием: читайте текст с конца по одному предложению. Таким образом вы посмотрите на свое творение свежим взглядом и вам будет легче найти неточности.

7. Учите особенности стилей письма

Перед написанием любой работы определитесь, в каком стиле должно идти изложение ваших мыслей. Деловому партнеру нельзя писать “What’s up?”, а друга удивит несколько устаревшее и официальное “How do you do?”, поэтому определите «целевую аудиторию» вашего письма, чтобы правильно задать тон. Рекомендуем почитать наш материал «Формальный и неформальный английский: как общаться в офисе и в баре», чтобы понять, как правильно подойти к выбору стиля общения.

8. Перечитывайте свои старые письменные работы

Многие преподаватели английского языка советуют упражняться в письме в каком-то одном месте: одной и той же тетради, файле (если вы предпочитаете клавиатуру ручке), блоге и т. д. При этом вы сможете наблюдать, как совершенствуется ваш навык: вы пишете больше, используете различные словоформы, более сложные грамматические конструкции. К тому же, если у вас есть наставник, который помогает исправлять ошибки, вы будете видеть, сократилось ли количество промахов. Отслеживать свой прогресс полезно: это дополнительная мотивация к изучению английского языка.

9. Заинтересуйте себя в тренировке навыка письма

Сделать это проще, чем кажется: пишите о том, что вам по-настоящему интересно, или о том, что принесет вам пользу. Например: любите стихи — участвуйте в дискуссиях на форуме любителей поэзии, обожаете сериалы — пишите рецензии на них и т. д. Вообще не стесняйтесь писать свое мнение по любому интересному вам вопросу и отдавайте преподавателю на проверку. Кроме того, вы ни на минуту не заскучаете, если будете часто менять темы своих записей: сегодня пишем о любимом фильме, завтра — о своем путешествии, послезавтра — о проведенных праздниках. Таким образом вы повторите лексику по выбранной теме и разнообразите свое занятие письмом.

Как научить ребенка писать под диктовку

Навык написания под диктовку необходимо постоянно развивать. Поэтому рекомендую устраивать периодические диктанты по русскому языку дома. Уже со 2 класса дети пишут диктанты: буквенные, слоговые и текстовые.

Для совсем маленьких детей проводите диктовку медленно с проговариванием слогов. Для школьников 5 класса уже можно читать текст безотрывно. Проверяйте текст на ошибки и комментируйте каждую из них с подробным объяснением правильного варианта. Однако, не стоит жестко критиковать и ругать ребенка.

Похвалите его в конце диктанта и рано или поздно ваш ученик напишет без ошибок.

Развитию памяти помогает написание изложения. Можно взять простенький текст, состоящий из двух абзацев и зачитать ребенку. Прослушав текст 2 раза, школьник должен максимально подробно изложить на бумаге своими словами содержание рассказа.

Для чего нужно уметь писать сочинение

Этот вопрос довольно часто задают не только сми дети, но и их родители, считая, что для современного мира это не очень актуальный навык

Вместе с тем умение грамотного составления текста важно не только для получения хороших отметок в школе, но и для формирования творческой личности. Ведь в процессе создания авторской работы ученику прививается уважение к литературе

Это дает возможность значительно расширить словарный запас школьника, научить его корректно оперировать усвоенной лексикой, а также прививает стремление читать не только «потому что задали на уроке», а из побуждений искреннего интереса.

Кроме того, умение писать сочинение – отличный мотиватор к личным размышлениям. Получая полную свободу самовыражения, ребенок получает возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. Иными словами, рассказывая своему сыну или дочери, как писать сочинения, вы сможете в конечном результате научить их говорить и мыслить по-взрослому. Также постоянная практика в этом направлении дает почти полную гарантию того, что ваш ребенок вырастет грамотным человеком, и при создании любого текста он не будет допускать десятки грамматических и пунктуационных ошибок.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту

Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Самое удобное — заполнить таблицу:

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения «Осенний лес».

Существительные

Прилагательные (эпитеты, сравнения)

Глаголы

Слова, выражающие ваше отношение, эмоции

  1. Лес
  1. Листья

      3. Березки

1. Осенний, грустный, яркий.

2. Разноцветные

Пестрый ковер

Похожи на монетки

3. Тонкие, стройные

1. Стоит, шумит

2. Шуршат, трепещут на ветру.

3. Стоят, покачивают головками.

Мне нравится, я восхищен, мне грустно

5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.

Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить

Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.

Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам «корявым» — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.

Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя. Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден словарный запас, отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом. К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться. Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

В педагогической практике успешно используются мнемотаблицы, развивающие и связную речь у детей, и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного. Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание

Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение. На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения. 
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций. 
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг. 
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Придерживаясь представленных рекомендаций, родители могут быстро достичь хороших результатов при обучении детей.

Оцените статью
Kidbooms - портал для мам
Добавить комментарий

Adblock
detector