Гиперактивный ребенок: что делать родителям — советы психолога, пути коррекции

Гиперактивный ребёнок что делать родителям: 7 советов психолога Воспитание и психология

Гиперактивный ребенок. Что делать? Взгляд медиков

Сначала немного терминов.  Итак, гиперактивность — это состояние, при котором активность и возбудимость  ребенка превышает норму. Если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность считается психическим расстройством.

Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

Откуда берется гиперактивность?

Причинами гиперактивности у детей  могут быть перенесенные  ими инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды, плохое или неправильное питание или  наследственность.

Если доверять статистике, то в 4 раза чаще  гиперактивность встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются  намного крупнее девочек, и  у них позже созревает мозг. Соответственно, увеличивается вероятность получения внутриутробных и родовых травм.

Как определить, что ребенок гиперактивен?

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Если в семье гиперактивный ребенок, что делать — родители не знают, но и не спешат обращаться со своей проблемой к компетентным врачам, надеясь, что это возрастные изменения, и к школе все пройдет.

Да и вообще, многие мамы и папы не считают, что с гиперактивным ребенком надо что-то делать,  и начинают обращаться к врачам, когда ребенку исполняется   8—10 лет.

В этом возрасте  дети начинают посещать школу, различные кружки, секции, у ребенка появляются обязанности и дома, которые  начинают требовать самостоятельности и сосредоточенности.  И  огромным снежным комом начинают сыпаться на родителей не только жалобы на  их ребенка, но и возникшие  непредвиденные нарушения  в его здоровье, помимо поведения. Среди них  тревожный сон, энурез, нарушения речи, обмороки и сердечные приступы.

Чаще всего гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

Как ведет себя гиперактивный ребенок с дефицитом внимания:

не может надолго сосредоточиться на предмете, деталях;
не может сохранять внимание, например, не в состоянии выполнить задание до конца;
не слушает, когда к нему обращаются;
часто переключается с одного занятия на другое;
избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения;
часто теряет вещи;
легко отвлекается.

Импульсивность также является верным спутником гиперактивности у ребенка.  Что значит импульсивный?

  • совершает интенсивные движения руками и ногами, ерзает на стуле;
  • часто и резко соскакивает с места, начинает бегать;
  • не может участвовать в спокойном досуге;
  • ведет себя «как заведенный»;
  • выкрикивает с места, мешает другим детям во время занятий;
  • не способен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
  • вмешивается в разговоры или деятельность других;
  • часто задирает и обижает других детей.

Итак, с помощью пояснений женского сайта «Красивая и Успешная» вы определили, что у вас именно гиперактивный ребенок.  Что делать с гиперактивным ребенком?

Для начала, уважаемые родители, не будем сеять панику.   Каждый ребенок индивидуален.  И гиперактивные дети талантливы не менее,  чем  другие дети, среди них много умных и успешных звезд, ученых, знаменитостей, достигших немалых высот.

Но все же, если вы стали замечать, что ваш ребенок гиперактивный, то что делать с таким его поведением, должен подсказать врач. Обратиться к специалисту желательно как можно раньше — в  возрасте 2-3 лет.

Полное название диагноза, который может поставить вашему ребенку  только педиатр-невролог, – это синдром де­фицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Если ваш ребенок действительно гиперактивный, то что делать – подскажет специалист. В большинстве случаев он назначает профилактическое лечение.

Это посещение массажиста, детского психолога, прием успокоительных средств,  в основном трав, витаминов, а также консультирование родителей. Обсуждаются специальные занятия с ребенком, соблюдение полноценного питания и режима.

Если вы все это выполняете, поведение и самочувствие ребенка  нормализуется.

Но в то же время проблему «что делать с гиперактивным ребенком» нельзя  просто задвинуть в угол. Если на  гиперактивного ребенка не обращать должного внимания, то впоследствии  возможно развитие депрессии, комплексы и расстройства.

Обучение в детском саду и школе

Огромные трудности в воспитании детей с СДВГ ложится и на плечи воспитателей детского сада и учителей школьников. Это первые пункты и организации, которые могут научить ребенка общим правилам поведения, умению работать и общаться в коллективе. В детском саду это происходит на уровне игры, а в школьном учреждении на уровне учебного процесса.

Детский сад

Что касается детей младшего возраста, которые ещё в детском саду, воспитатели должны обратить внимание на их поведение во время общения с другими детьми, в процессе игр. Именно здесь впервые могут быть замечены симптомы СДВГ

Известно, что первые признаки наблюдаются у детей младшего возраста от 4-5 лет. Такая возрастная группа как раз в детском саду. Если при проявлении самых первых признаков воспитатель начнет корректировать поведение ребенка, дальнейшие протекание СДВГ может значительно замедлиться.

Младший дошкольный возраст — именно то время, когда ребенок познает мир, учится жить по тем социальным нормам, которые существуют. Вместе с тем, его внутренние желания могут хотеть совсем другого. Уметь правильно расставлять приоритеты между своими желаниями и правилами общественного поведения ребенок должен научиться именно на этапе детского сада. В младшем возрасте информация усваивается довольно легко, опытный воспитатель подает все на основе игры и правила поведения могут быть сформированы в психике ребенка даже в детском саду.

Начальная и средняя школа

Младший школьный возраст — это кризисный момент в развитии каждого ребенка. Помимо игр в детском саду появляются обязанности, которые нужно выполнять. Начальная школа представляет собой переходной этап на пути к ответственности школьника. Именно здесь формируется усидчивость — возможность пребывать длительно в неком положении и выполнять любое действие (решать задачи, читать, слушать учителя). Школьники общаются между собой и вырабатывают механизмы взаимодействия, формируются первые дружественные связи

Гиперактивному ребенку довольно сложно с вниманием относиться к другим, поэтому он редко способен выслушать до конца. У гиперактивного школьника постоянно возникают проблемы с дисциплиной и рассеянностью на уроках

Специальные программы для гиперактивных детей

Опытные педагоги знают, как воспитывать гиперактивного ребенка и научить его контролировать свое поведение в тех местах, которые этого требуют. К сожалению, не во всех школах программы воспитания таких детей воплощаются в реальность, хотя статистика показывает, что гиперактивный ребенок в школе есть практически в каждом классе.

Программы включают в себя планирование времени ребенка, распределение умственной нагрузки на уроке и специфику самих упражнений по каждому предмету. Каждое из них должно научить ребенка выполнять определенный тип задач, но при этом не утомлять по времени

Чтобы привлечь внимание ребенка, необходимо применить все нужные методы, сделать занятия более интересными. Вот несколько обязательных рекомендаций в таких программах:

  • небольшое количество учеников в классе (не больше 12);
  • короткие уроки, иногда с пятиминутным перерывом на половине занятия;
  • наглядный иллюстрационный или мультипликационный материал;
  • максимальный упор на комплексную работу в группе;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку.

Такие программы разработаны специально для того, чтобы повысить интерес ребенка к учебе, разбудить энтузиазм и добиться повышения успешности. Гиперактивный ребенок в школе может отставать от общей программы обучения, поэтому коррекцию его состояния необходимо проводить во время.

Проявление гиперактивности в подростковом возрасте

Тенденция к прогрессированию расстройства или проявлению его в более старшем возрасте минимальна, но все же она существует. Среди школьников от 12 до 16 лет, которых именуют подростками, подобный синдром часто сочетается с типичным бунтарством и вместе составляет настоящую проблему для родителей и близких. Типичные советы редко работают в этих случаях, потому что подросток более склонен к самостоятельному решению внутренних конфликтов и редко открывается близким. Рекомендации психологов для школьников помогут им научиться бороться с проявлениями синдрома гиперактивности.

Проявление гиперактивности в школьном возрасте уже признак необычного течения расстройства. По возможности следует обратиться к психологу. С помощью психокоррекции можно изменить поведение ребенка и даже его отношение к учебе, семье

Специальные упражнения с психологом помогут бороться с внутренними механизмами СДВГ, способны научить усидчивости.
Важное значение имеет коррекция режима дня. Подростковый бунтовской возраст способствует тенденции к нарушению любых установленных правил, поэтому режим дня должен обязательно быть согласован с самим школьником.

Воспитание гиперактивного ребенка в подростковом возрасте подразумевает ещё и умение найти к нему подход.

Понятие гиперактивности

Полное название рассматриваемой особенности – синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Его изучение находится на стыке нескольких сфер – психология, медицина (неврология и педиатрия), педагогика. В результате можно встретить разные альтернативные наименования СДВГ:

  • Неврологи называют это явление «двигательной неловкостью» или «минимальными церебральными нарушениями движений».
  • Психологи, ориентируясь на возможности ребенка к мелкой моторике и ориентацию в пространстве, определяют СДВГ как «гиперактивность» или «повышенную двигательную активность».

Как феномен эмоционально-волевой сферы СДВГ начали рассматривать чуть больше 20 лет назад. До этого СДВГ относили к категории ЗПР (задержка психического развития). Но многочисленные исследования опровергли эту дифференциацию. Да, причины ЗПР и СДВГ тождественны – органические поражения мозга ребенка в первые месяцы жизни или во время беременности матери. Однако при грамотном подходе взрослого окружения дети с ЗПР и СДВГ способны добиться разных результатов.

С точки зрения клинической психологии в настоящее время СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам (код F90 по МКБ 10 пересмотра), группа F90.0 («нарушение активности и внимания»). Гиперактивность диагностируется при условии, что минимум 8 из следующих 14 признаков дали о себе знать в первые 7 лет жизни ребенка и длятся не меньше полугода.

  1. Нетерпим («ну, когда уже»), непоседлив (ерзает на стуле, дергает ногами).
  2. Не может сидеть на месте, старается встать в любых условиях (транспорт, дом, занятие в детском саду или школе).
  3. Быстро отвлекается на малейший раздражитель прямо во время разговора или при занятии чем-либо (бабочка, шум, кошка).
  4. Еле дожидается своей очереди в играх, отдает предпочтение подвижным, например, по типу догонялок (но и там может возникнуть нестерпимое желание быть ведущим или наоборот убегающим).
  5. Отвечает быстро и недослушав вопрос. Пример: — Петь, ты, когда встаешь …. (предполагалось, что оппонент договорит «что сначала делаешь?») – Обычно в восемь (ранний ответ ребенка). Могут быть и более абстрактные и неуместные ответы.
  6. Не любит инструкций, с трудом выполняет их.
  7. С трудом следует заданию или роли в игре.
  8. Бросает одно занятие и легко переключается на другое (не разбрасывает игрушки, как может показаться, а забывает и отвлекается, переключается).
  9. Беспокоен во время игры.
  10. Разговорчив, часто гиперобщителен.
  11. Перебивает, старается отстаивать свое мнение.
  12. Не слышит, что ему сказали или как его позвали (увлечен чем-то так, что не замечает).
  13. Растерян (теряет предметы труда, игрушки, вещи).
  14. «Вижу цель – не вижу препятствий». Физически активен настолько, что не замечает ограждений.

Очевидно, что описанные явления можно принять за упрямство, непослушание и другое

Важно понять, что ребенок так поступает (например, игнорирует инструкции) не потому, что не хочет, а потому, что его нейронные процессы проходят иначе и не позволяют реагировать в общепринятом представлении нормы

  • Гиперактивные дети отличаются цикличностью работы мозга. В среднем активно он работает 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут восстанавливается.
  • Отличается и работа слухового анализатора. Детям с СДВГ сложно распознавать несколько схожих звуков подряд и повторять их.
  • Отмечаются также проблемы с координацией, что отражается в рисунках (линии неровные, диспропорциональность, примитивность) и при занятии спортом.
  • Речь быстрая и спутанная или наоборот замедленная, встречается задержка развития речи и заикание.

Как жить с гиперактивным ребенком?

Научите ребенка правильно выражать свои эмоции. Объясняйте ему, что в приступе злости нельзя бить по живым созданиям (животным или людям), но можно пнуть стену или бить палкой по земле.

Учите ребенка концентрировать внимание на одном деле. Начинайте с небольшого промежутка времени и постепенно увеличивайте его

Обязательно похвалите за завершение дела.

Нужно ограничивать гиперактивного ребенка от большого количества людей. Иначе он получить эмоциональный стресс. Защищает его от переутомления.

Не забывает о том, что дети развиваются и поэтому нельзя с них требовать все и сразу. Завышенные требования родителей неизбежно приведут к повышенной возбудимости. А уже это создаст негативные последствия. Распределяйте нагрузку равномерно.

Можно привлечь ребенка к занятиям активными видами спорта. Это позволит ему выработать навык дисциплины, а также выплескивать накопившуюся энергию. Еще одна положительная сторона в физической нагрузке – укрепление здоровья.

Помимо обучения ребенка правильному распределению энергии и эмоции, нужно научить его и правильно расслабляться. В этом могут помочь занятия йогой, совместная релаксацию, да даже отдых под расслабляющую музыку или чтение книги

Вариантов масса, важно подобрать самый подходящий метод именно для вашего ребенка.

Пути решения

Для определения направления действий в отношении коррекции поведения ребенка важно вспомнить возможные причины и найти конкретные для индивидуального случая. То есть менять нужно не ребенка, а его микро- (семья) и макроокружение (детский сад, социум), климат вокруг него (социальную ситуацию развития)

Прежде всего, нужно найти союзников. Под ними подразумевается обращение к:

  • штатному психологу;
  • педагогу (воспитателю);
  • дефектологу учреждения, в котором занимается ребенок.

Только сообща можно обеспечить работу над макро- и микросоциумом. Ребенку с гиперактивностью нужно комплексное психолого-медико-педагогическое (социальное) сопровождение. Во многих образовательных учреждениях в настоящее время функционируют ПМПК (психолого-медико-педагогические консилиумы). Если есть такая возможность, то лучше обратиться сразу туда.

Важно вести активную работу по совершенствованию семьи. Далее приведем общие рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком

Будьте последовательны, тверды и реальны в своих требованиях, поощрениях и санкциях (фразы типа «я не знаю, что с тобой сделаю» или «я тебя убью» категорически не подходят).
Помните, что ваш ребенок особенный, а не вредный (он не хочет вам «напакостить»).
Контролируйте действия ребенка, совершайте их вместе.
Старайтесь избегать грубых и однозначных ответов (запретов), аргументированно объясняйте ребенку, почему вас расстраивают его действия или почему так нельзя себя вести.
Ориентируйтесь на взаимопонимание и доверие.
Будьте адекватны (не потакать, но и не требовать невозможного).
Расположите ребенка к себе, удивляйте, привлекайте его внимание (неожиданная шутка, копирование его поведения).
Наберитесь терпения (вам нужно свыкнуться с мыслью, что повторять свои просьбы нужно часто, забудьте фразы «сколько можно повторять» и «я больше не буду повторять тебе». Будете, но спокойным и ровным тоном, и до тех пор, пока вас не услышат).
Вызывайте интерес ребенка, подкрепляйте слова действиями, картинками, жестикуляцией, наглядностью («Давай собирать игрушки на скорость, кто победит, тот получит на свою доску жетон

Смотри, какой он красивый!»).
Всегда слушайте ребенка и реагируйте на него.

Важно также следить за взаимоотношением с супругом, подавать личный пример ребенку в поведении (крики могут научить только крикам). Рекомендуется составить распорядок дня

Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей

Рекомендуется составить распорядок дня

Что важно, он должен быть общим для всех членов семьи, а не только для ребенка. Избегайте переутомлений, перегрузок, шумных мест, создайте рабочее место для ребенка с минимумом внешних раздражителей

  • В работе с гиперактивным ребенком важную роль занимает система поощрений и наказаний. Она обязательно должна быть.
  • Но категорически нельзя использовать физические или морально оскорбляющие наказания и денежные поощрения.
  • Допустимо введение баллов, исполнение желаний. Не скупитесь на похвалу.
  • Однако вместе с этим стоит учитывать, что гиперактивные дети плохо реагируют на убеждения.
  • Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка сладкого, развлечения, поставить в угол. Но! Предварительно четко скажите: «Я прошу тебя …, если не сделаешь, то я буду вынуждена забрать у тебя телефон на день».

Составьте «договор» о разделении обязанностей. Для формирования самоконтроля ребенок обязательно должен иметь исключительно свои обязанности по дому

При этом важно учитывать возраст ребенка, особенности развития и личные предпочтения. Все должно проходить в сотрудничестве

Помогайте, но не выполняйте работу за него. Следует давать простые односоставные задания. Лучше несколько маленьких, но по очереди.

Избыточную активность применяйте с пользой. Выясните, какие способности имеет ваш ребенок, и что ему интересно. Например, можно пойти на плавание.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы:

  • Гиперчувствительность к свету, звуку и другим внешним раздражителям;
  • Излишняя возбудимость;
  • Бурная реакция на манипуляции;
  • Задержка физического развития;
  • Нарушения сна;
  • Запоздания в развитии речи.

Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.

Особенности гиперактивных детей — как их успокоить

Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.

Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:

  • непослушание;
  • импульсивность;
  • сложности при укладывании в кровать;
  • замедления в развитии памяти и внимания.

Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.

Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда

Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Лечение синдрома гиперактивности

Как мы видим, воспитание ребенка с гиперактивностью очень трудоемкий и сложный процесс. Именно поэтому многие родители не хотят заниматься им самостоятельно и ведут ребенка к врачу.

В случае далеко зашедшей болезни следует порекомендовать перевести ребенка школьного возраста, страдающего СДВГ в специализированную школу, в которой на месте определят в классе с каким уклоном необходимо учиться дальше пациенту. Возможно, понадобится коррекция развития навыков. Если школьник отстал в учебе, то его направят в класс догоняющих детей.

Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства

При правильном подборе препарата оказывает весьма существенное положительное влияние. Эффективность его достигает 80%. Лечиться следует годами, возможно лекарственная коррекция потребуется и в более позднем возрасте.

Медикаментозное лечение состоит из применения , препаратов стимулирующих психическое развитие, воздействующих на улучшение обменных процессов в мозге. С этими задачами хорошо справляются транквилизаторы, снотворные лекарства, психостимуляторы и ноотропы. В некоторых случаях применяются антидепрессанты и нейролептики.

Однако не следует придавать медикаментозному лечению чрезмерное значение, так как оно носит лишь симптоматический характер и не устраняет главной причины заболевания. Также, оно никогда не заменит главное – любовь к своему ребенку. Именно она может излечить малыша и в будущем дать ему возможность полноценной жизни.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:

Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца

Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа
Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
Ребенок постоянно все забывает.. Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде

Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.

Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
  • Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
  • Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
  • Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
  • Ребенок всегда нацелен на движение.
  • Часто бывает болтливым.

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:

  • Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
  • Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
  • Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.

Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.

Определение синдрома гиперактивности у детей

Выявить у ребенка болезнь может только специалист – детский психиатр, психолог.

Анализируя жалобы и осматривая ребенка, врач уточняет у родителей:

  • особенности протекания беременности;
  • возможные имеющиеся заболевания, как самой матери, отца, так и малыша;
  • варианты поведения маленького пациента дома, в общественных местах.

Затем доктор осматривает ребенка, беседует с ним, оценивает его реакции, уровень развития, поведенческие тонкости. Признаки расстройства обобщаются, и выносится предварительное суждение о возможном наличии болезни.

Обследование дополняется специальными методами диагностики, а также консультациями других специалистов (психолога, невропатолога, эндокринолога, терапевта).

Детям более старшего возраста (5-6 лет) предлагаются психологические тесты, оценивающие способности к вниманию, усидчивости, логическому мышлению и т.д.

Дополнительные исследования включают безопасные в плане здоровья — магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию, реографию.

После прохождения полного обследования врач определяет наличие, или отсутствие заболевания. Затем составляется план лечения.

Заостренный темперамент

Вообще внимательность и активность — это свойства темперамента, и в этом смысле все люди делятся на тех, кто может долго быть сосредоточенным, может выполнять кропотливую работу, и тех, кто такую работу терпеть не может. Диагноз СДВГ означает, что эти свойства темперамента крайне заострены, так, что человек не может вписаться в нормальную жизнь, не в силах выполнять те задачи, которые ставят перед ним окружающие и он сам, и это очень мешает полноценным отношениям с родителями и друзьями.

Сейчас нередко любого импульсивного, очень подвижного малыша, не задумываясь, называют гиперактивным. Однако диагноз СДВГ может поставить только врач. На глазок определить, есть ли у ребенка СДВГ или он просто истерику закатывает, невозможно. Для постановки диагноза требуется внимательно оценить жизнь и развитие ребенка, проследить, как и в каких ситуациях проявляются его проблемы внимательности и активности.

Уровень активности можно определять по специальным шкалам, которые заполняют родители, и врач сравнивает, насколько показатели конкретного ребенка отличаются от стандартных. Эти шкалы основаны на серьезных исследованиях, проводившихся в США и Европе. Нормы в них, правда, американские и европейские

В своей работе я опираюсь на них, хотя и с осторожностью

Признаки

Представленный синдром гиперактивности у детей проявляется еще на первых годах жизни. Малыши с подобным расстройством отличаются повышенной чувствительностью к разным раздражителям (к примеру, к шуму, искусственному освещению, разговорам людей).

Также для них характерны нарушения сна, отставание в двигательном развитии (ползают и ходят на один-два месяца позже остальных) и речевом развитии.

По достижению четырех- или пятилетнего возраста родителям становится проблематично управлять ребенком. У него чаще всего отмечается неуправляемость и расторможенность.

Эти проявления обусловлены тем, что ЦНС малыша неспособна совладать с новыми требованиями, которые возникают вследствие повышения физических и психологических нагрузок.

Зачастую гиперактивный малыш агрессивен по отношению к окружающим. Он не слушается учителей во время занятий, крайне неусидчив и не сосредоточен. Нередко не выполняет задания, которые даются на дом и в целом не подчиняется установленным правилам.

Кроме того, гиперактивность у детей дошкольного возраста и младших школьников проявляется и в мелкой моторике. Детям с СДВГ не могут завязать себе шнурки или застегнуть рубашку. Почерк у них, как правило, неразборчивый.

Взрослея, такие дети, становятся более спокойными и уравновешенными, однако проблемы с концентрацией внимания не пропадают, а порой остаются до конца жизни.

Кроме того выделяют следующие симптомы, указывающие на наличие данной патологии:

  1. Проблемы с координацией. Наблюдается неловкость в движении, неуклюжесть, что становится причиной падений и получения различных травм, царапин и синяков.
  2. Частые перемены в настроении.
  3. Бурная реакция, связанная с местом обстановки или увиденными новыми лицами.
  4. Привязанность к матери и вместе с этим боязнь чужих людей.
  5. Низкий уровень избирательного внимания.
  6. Проблемы с выполнением действия до конца.
  7. Несобранность.
  8. Отсутствие реакции на замечания и обращения со стороны взрослых.

Несмотря на проблемы с поведением, гиперактивные дети могут хорошо учиться и не отставать от других сверстников.

Дети с данным синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении, они не способны усидеть на одном месте и поэтому беспрерывно бегают, прыгают, трогают вещи и бросают их.

Им свойственно любопытство, однако, внимание на чем-либо долго не задерживают, из-за чего часто не могут уловить суть. Такие дети невнимательны, имеют трудности во взаимодействии с окружающими и учебе, а также пониженную самооценку

При этом на интеллект детская гиперактивность не оказывает влияния, и он может даже превосходить параметры возрастной нормы

Такие дети невнимательны, имеют трудности во взаимодействии с окружающими и учебе, а также пониженную самооценку. При этом на интеллект детская гиперактивность не оказывает влияния, и он может даже превосходить параметры возрастной нормы.

Ребенок с СДВГ нередко теряет вещи, ключи от квартиры и тому подобное. С ним тяжело беседовать, даже смотря ему прямо в глаза, поскольку он не умеет слушать других людей. Также при осуществлении определенного действия, он отвлекается и сбивается с мысли.

Не стоит каждого энергичного ребенка тут же относить к группе детей с разнообразными патологиями и болезнями центрально-нервной системы.

Обязательно необходима соответствующая диагностика гиперактивности. Поставить точный диагноз можно лишь после продолжительного наблюдения специалистами за поведением ребенка.

Поощрения, коммуникация и новые впечатления

Хвалите вашего ребенка и не ругайте за ошибки и неудачи. Пусть у него появится стремление улучшить свои достижения, а не просто исправить ошибки. Помните о том, что гиперактивному ребенку необходима комфортная и доверительная обстановка. Поощряйте его даже за самые незначительные успехи, говорите о том, как он вам дорог и что вы его очень любите.

Говорите с ним чаще, избегайте  конфликтных ситуаций с вами и окружающими. Общение должно помочь ему научиться концентрироваться и быть немного спокойнее. Если вы не знаете, что делать с гиперактивным ребёнком дома, привлеките к этому всех членов семьи. Однако это не значит, что нужно всем одновременно говорить с ним – от этого будет только хуже.

Очень важны и новые впечатления, но здесь опять появляется риск перевозбуждения. Поэтому совет один: дозируйте события, связанные с новыми впечатлениями.

Такими событиями может быть что угодно. Например, просто возможность активно подвигаться на детской или спортивной площадке. Главное, чтобы вы были уверены, что там достаточно безопасно для вашего малыша. Поиграйте вместе в футбол, баскетбол или другие игры, сходите в бассейн – там тоже можно устроить массу забавных игрищ. Гиперактивность у детей в такие моменты даёт возможность высвободить лишнюю энергию.

Устройте домашний театр, или что-то еще, что будет интересно вашему ребенку. Будьте более внимательны к нему, прислушивайтесь к его увлечениям и предпочтениям, дайте возможность реализовывать себя, ведь ваше чадо – уникальное, неповторимое создание. Он не должен быть как все хотя бы потому, что каждый человек индивидуален, никто ни на кого не похож и это замечательно.

Оцените статью
Kidbooms - портал для мам
Добавить комментарий

Adblock
detector