Период новорожденности: продолжительность, характеристика и особенности развития

Первые часы жизни ребенка в возрасте новорожденного

Зарождение новой жизни происходит с момента зачатия. Все девять месяцев ребенок находится в уютном мире – маминой утробе. Он слышит то, как к нему обращаются родители, чувствует их эмоциональное состояние и отвечает им активными или не очень движениями. Но в конечном итоге приходит время, когда нужно покинуть теплое и уютное место и появиться на свет, сменить место обитания. После рождения ребенок переживает определенный стресс. Ведь он уже физически стал отделенным от матери, процесс его дыхания осуществляется через собственные легкие, да и питание совсем другое: теплое и сладкое мамино молочко. Все органы и системы организма маленького человечка учатся адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Но первые часы жизни – это не только важный этап для физического развития ребенка, это еще и период психологической адаптации малыша, а также время, когда родители осознают себя таковыми и ощущают неразрывную связь с новорожденным. Именно в первые полтора-два часа после родов так важен физический контакт матери с ребенком. В большинстве родильных домов уже давно существует практика выкладывания только что появившегося на свет малыша на живот к роженице, а также прикладывание его к груди. Любое проявление нежности и тепла со стороны обоих родителей в это время – это залог дальнейшего успешного развития положительного психологического контакта.

В свои первые дни и недели жизни новорожденный много времени проводит во сне, состояние его слегка заторможено, а движения не контролируемые. Сон малыша могут прервать основные потребности в еде, питье. Кроме них дискомфорт может ощущаться из-за холода или, наоборот, жары, а также в том случае, если ребенок мокрый и его пеленки или подгузники нуждаются в замене.

Самой ярко выраженной эмоцией новорожденного является недовольство, которое проявляется через его плач в тех случаях, которые приведены выше. И в таких случаях только забота родителей и близких помогают малышу снова ощущать уют и удовлетворенность. Ребенок успокаивается, перестает плакать, быстро засыпает. Все эти его действия и являются выражением положительных эмоций, которые проявить по-другому он еще не в состоянии.

Кроме того, малыша, который еще не разговаривает и не ориентируется в различных состояниях, можно понять по внешним признакам, это своего рода сигналы, которые ребеночек передает взрослым для того, чтоб они его поняли. К этим сигналам можно отнести частоту дыхания, интенсивность сосательных движений во время приема еды, движения глаз и головы, частоту сердцебиения. Молодым родителям нужно научиться внимательно прислушиваться к этим сигналам, чтобы понять, чего хочет их малыш в данный момент.

Вопрос 3: Особенности сенсорного развития

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Новорожденный малыш, наверное, кажется вам совсем беспомощным. Как он может познавать мир, если даже не в состоянии поднять головку? Но именно в первые недели жизни ребенок обладает уникальными сенсорными способностями, которые через несколько месяцев начнут угасать, а к году практически сойдут на нет.

Исследование Бронштейна и Петрова: наблюдали за детьми в возрасте от нескольких часов до 8 дней. Методика заключалась в том, что новорожденному предъявлялись различные стимулы, а показателем различительной способности являлось торможение сосательного рефлекса.

12 стр., 5680 слов

… тел нейронов. Большой скачок в степени зрелости коры мозга ребенка по сравнению с корой мозга новорожденного наблюдается через 14 дней после рождения. Особенно интенсивно … ребенка и в первую очередь оказывает плохое влияние на его нервную систему. Первый год жизни – прежде всего интенсивный рост и развитие структуры мозга. Головной мозг …

В результате выяснилось, что новорожденные не только реагируют на стимулы, но и способны различать их интенсивность.

Звуки, которые различаются между собой больше чем на 1 октаву, различают 89% испытуемых. Разницу в одну 1 октаву – 70%, меньше чем в 1 октаву – 40%.

Расположение звука справа или слева также различают.

Цветовая чувствительность: только 37% детей реагируют на изменение цвета, причем только крайних цветов (зеленый-красный).

Вкусовая и обонятельная чувствительность обнаруживаются через 1,5 часа с момента рождения.

Тактильная чувствительность распределяется неравномерно: наиболее чувствительные участки – губы, ладони, лоб.

Ребенок различает температуру (на 1 отличный от привычной температуры может привести к отказу от пищи).

Ψ: Считается, что кожа – главный канал связи с внешним миром в этот период. Советуют: если вы хотите, чтобы с самых первых дней у вашего крохи развивался интеллект, постарайтесь, чтобы как можно больше времени он проводил голеньким

Особенно важно, чтобы открытыми были ручки до локтя и ножки от стопы до колена – именно здесь находятся наиболее восприимчивые участки кожи

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Звуки вызывают прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только замирает, но и поворачивает голову в сторону источника звука. Зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.

В целом психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ψ: к моменту рождения вес головного мозга – 389г, к 1 году он увеличивается до 890г (прирост +501г).

Для развития головного мозга ребенку необходимо как можно больше стимулов. Это объясняется особенностями морфологического строения НС. Ощущения новорожденного определяют архитектуру его мозга. Всякий новый опыт закрепляется через мозговые связи, способствуя построению новых связей между клетками мозга. Под воздействием потока чувственных ощущений, доставляемых ранним жизненным опытом, возникает нервная сеть, сложнее которой едва ли сыщешь во всей вселенной. Но если мозг получает слишком мало внешних впечатлений, отсеиваются «избыточные» связи, а вместе с ними и будущие возможности. Ψ: проявление этой закономерности у животных: у животных, растущих в условиях обедненного зрительного опыта, отстают в развитии зрительные центры мозга, уменьшаются тела нейронов, укорачиваются их отростки и замедляется развитие проводящих путей. У детей, имеющих нарушения в работе органов чувств – отклонения в характеристиках биоэлектрической активности мозга.

7 стр., 3272 слов

Вопрос 4: «Комплекс оживления» как новообразование кризиса новорожденности

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «Комплекс оживления». Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении.

КО проявляется в виде следующих реакций:

  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого
  • Использование плача, крика для привлечения к себе внимания
  • Обильные вокализации при общении с матерью
  • Реакция улыбки.

А становление потребности в общении означает, что он в своем развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности, начинается младенчество. Таким образом, КО служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления — основным критерием нормальности психического развития. КО раньше появляется у тех детей, матери которых не только удовлетворяют их витальные потребности, но и общаются с ними, играют.

Голова у новорожденных

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Обычно, после прохождения родовых путей, лицо у новорожденного ребенка отечное. На голове могут образоваться гематомы. Иногда можно наблюдать тремор (видимую дрожь) в области челюстных суставов. Все эти особенности очень быстро пройдут при правильном уходе. Голова новорожденного обычно запрокинута, что также обуславливает внутриутробное положение ребенка.

Роднички у новорожденных

Роднички у новорожденных – это анатомические образования из перепончатой ткани, расположенные на головке малыша. Благодаря наличию родничков головка может беспрепятственно проходить через родовые пути, изменяя свою форму (конфигурацию).

Большой родничок у новорождённого

Большой родничок у новорожденного —  это самый заметный из родничков. Он  расположен на макушке между лобными и теменными костями. Получил свое название не зря. Размер его достаточно крупный и составляет в среднем 3 см. Форма большого родничка ромбовидная, а при внимательном рассмотрении можно увидеть пульсацию.

Маленький родничок у новорождённого

Маленький родничок у новорождённого расположен в месте соединения теменных и затылочных костей. Выглядит этот родничок как треугольник размером около 5 мм. Часто рождаются дети с уже закрытым малым родничком, у остальных он закрывается течение одного-двух месяцев.

Сосцевидные и клиновидные роднички

Два парных родничка можно обнаружить в височных областях. Это клиновидные роднички. Ещё одна пара родничков, сосцевидных, обнаруживается позади уха. Все они закрываются вскоре после рождения ребёнка и диагностической значимости не имеют. Функции родничка у новорожденных

Родничок играет важную роль во время родов. Благодаря родничкам головка малыша сжимается и легче проходит через родовые пути.

Размер головы у новорожденных

У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 32- 38 см. Она составляет ¼ общей длины тела. Если сравнить с пропорциями взрослого человека, то у взрослого голова составляет  1/8 часть от длины тела. Лицевая часть черепа у новорожденных сравнительно небольшая. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.

Форма головы у новорожденных

В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни.

1-норма, 2-ассиметричная, 3-брахицефалическая, 4 -долихоцефалическая форма

Правила ухода за новорожденным малышом

После рождения, особенно в первые месяцы жизни малышу требуется тщательный уход и регулярная гигиена. Также тонкости ухода определяются в зависимости от состояния ребенка сразу после родов, подробнее читайте здесь. Даже если новорожденного в роддоме не купали, избегать подмывания не следует. Уже в столь раннем возрасте кроха должен привыкать к гигиене мочеполовых органов в независимости от пола малыша.

С целью снизить риск заболеваний необходим исключительно полноценный уход за кожей, волосами, ногтями. Нельзя забывать о глазках, так как возможно появление дакриоцистита. Мамочкам нужно следить, чтобы не образовывались опрелости под подгузниками.

Важными условиями для ухода считается:

  • Полноценный сон. Родители должны сделать все манипуляции к этому. Нужно подготовить кроватку, прогладить белье, обеспечить комфортную светлую обстановку в комнате, если изначально планируется укладывать новорожденного отдельно.
  • Лучше всего, если кормление будет проводить мать в правильной позе. Оптимально практиковать грудное вскармливание.
  • Делайте новорожденому массаж, оздоровительную гимнастику, выводите на прогулку, если кроха капризничает можно это делать во время сна.
  • Откажитесь от пеленания, оно сковывает движения ребенка.

Физический контакт обоих родителей с малышом – это главная предпосылка для правильного развития. Врачебная практика показывает —  малыши, которые лишены внимания, значительно отстают в развитии от своих сверстников.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром. Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия. Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту. От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие. Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта. Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение. Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Основные проблемы

Проблемы периода новорожденности встречаются разные. В основном они отмечаются у неопытных мам. Ведь дети, появившиеся на свет, сами знают, как им развиваться. А вот новоиспеченные родители не в курсе ухода за ребенком.

Чаще всего проблемами изучаемого периода являются следующие особенности:

  • установление режима дня грудничка;
  • кормление новорожденного;
  • ежедневный уход;
  • смена подгузников/пеленок;
  • детские инфекции.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети легко приспосабливаются к тем или иным условиям. Поэтому установление режима дня в первый месяц жизни играет важную роль. Родители могут сами “продиктовать” график жизни крохи. Главное, не нарушать его после установления.

До какого возраста ребенок считается грудничком?

Итак, если у женщины не нарушена лактация и нет объективных показаний к искусственному вскармливанию, то кормить малыша с самого рождения нужно грудным молоком. Теперь, что касается такого понятия, как «грудничок».

С точки зрения медицинской науки, периоды жизни ребенка дошкольного возраста делятся на такие периоды:

  • от рождения до одного месяца – период новорожденности;
  • от 1 и до 12 месяцев – грудничковый возраст;
  • от 1 года и до 3 лет – преддошкольный возраст.

Из этого следует, что грудничковый период – это период от 1 месяца до 1 года, но означает ли это, что 12 месяцев – это тот возраст, когда стоит перестать кормить новорожденного грудным молоком? Вовсе нет! Этот тот период, в который ребенок считается младенцем и грудное молоко является для него необходимым продуктом. Продуктом, не только обеспечивающим более половины всех питательных веществ, нужных вашему ребенку для того, чтобы быть здоровым, но и участвующим в процессе пищеварения и усваивания пищи

В грудном молоке содержаться все необходимые ферменты для того, чтобы первые продукты прикорма, вводимые вами в рацион малыша, не только хорошо переваривались в его желудке, но и усваивались организмом, что не менее важно

По рекомендациям все тех же специалистов ВОЗ, все дети должны получать грудное вскармливание и соответствующий возрасту прикорм до года обязательно, а затем грудное вскармливание может быть продлено до 2-х лет и больше.

Правила ухода за ребёнком в первые месяцы жизни

Как в роддоме, так и после выписки домой при уходе следует обращать внимание на следующие моменты:

  • личную гигиену (маме необходимо перед контактом с ребёнком мыть руки, ежедневно принимать душ);
  • поддерживать оптимальный микроклимат в помещении (температура 24 градуса, проветривание, влажная уборка ежедневно);
  • если ребёнок на искусственном вскармливании или смешанном, необходимо следить за чистотой бутылочек, ложек, качеством приготовленной смеси. При грудном вскармливании мыть часто грудь не рекомендуется, достаточно пары раз в день принятого душа;
  • уход за глазами и кожей ребёнка. В роддоме производят двукратное, с интервалом 2 часа, закапывание в конъюнктивальный мешок 20 % раствора альбуцида (профилактика гонобленореи) и однократное его закапывание в половую щель девочек. В дальнейшем достаточно умывать ватными дисками с кипячёной водой, направляя их от внешнего края глаза к внутреннему. Кожу после физиологических отправлений лучше обмывать проточной тёплой водой. Влажные салфетки оставлять для экстренных случаев. Ванны для купания должны быть с кипячёной водой пока не заживёт пупочная ранка;
  • пупочный остаток и пупочная ранка. В роддоме культю пуповины обрабатывают спиртом или крепким раствором перманганата калия. После отпадения на 4-6 день остатка пуповины, пупочную ранку ежедневно 2-3 раза в день обрабатывают 3 % перекисью водорода и раствором бриллиантовой зелени. Также можно использовать антибактериальную присыпку «Банеоцин»;
  • закаливание: самое нужное и простое – это воздушные ванны между кормлениями и сном, прогулки (их начинать после выписки в холодное время года лучше с 20 минут за один выход, постепенно увеличивая время нахождения на свежем воздухе. Летом гулять до или после сильной жары);
  • массаж. Родителям можно использовать лёгкие поглаживания и разминания. Обязательное выкладывать ребёнка на живот;
  • своевременная смена подгузников после каждой дефекации. При мочеиспускании одноразовый подгузник меняют не реже чем через 2-3 часа.

Особенности работы различных органов и систем ребенка

Психическое и физическое развитие детей имеет определенные возрастные закономерности. До какого возраста продлится дозревание той или иной системы, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и внешних условий его жизнедеятельности. Однако врачи выделяют общие нормы, характерные для большинства здоровых малышей.

Зрение

Мышцы, отвечающие за движения глазных яблок, а также зрительные нервы у новорожденных детей сформированы не на 100%. В результате возникает физиологическое косоглазие. Это явление, обусловленное недостаточным развитием глазодвигательных мускулов, считается нормальным и со временем проходит. На этапе ранней новорожденности малыш отличает свет от тьмы, то есть разграничивает день и ночь.

Слух

На протяжении первых 3-4 суток жизни полости ушей ребенка не заполнены воздухом, поэтому его слух несколько снижен. Затем происходит постепенное развитие слухового аппарата и малыш слышит почти как взрослый. При очень громких звуках он вздрагивает. При этом можно заметить, как меняются частота и глубина его дыхания, а также мимика.

Осязание, вкус, обоняние

Вследствие неравномерного распределения нервных окончаний новорожденный неодинаково реагирует на прикосновения к разным частям тела. Кожа лица и конечностей является более чувствительной, чем покровы спины. В общем осязание развито хорошо.

Возрастной особенностью крохи является любовь к сладкому вкусу, которым обладает молоко матери. Попробовав что-то сладковатое, он облизывает губы, совершает глотательные движения, успокаивается. Если жидкость горькая или соленая, ребенок прекращает сосать, плачет, гримасничает.

Обоняние малыша развито. Резкие ароматы вызывают у него реакцию, выражающуюся в изменении частоты дыхания.

Кожа

Кожные покровы ребенка кровоснабжаются намного интенсивнее, чем у взрослых, за счет большого количества и увеличенного диаметра капилляров. Любые повреждения, причина которых устранена, быстро заживают. Однако развитие потовых желез недостаточное. Как следствие, ребенок младше месяца легко перегревается из-за высокой температуры воздуха или слишком теплой одежды.

Мочевыделительная система

Развитие почек малыша заканчивается уже после рождения. В мочевом пузыре содержится небольшое количество урины, свойства которой отличаются от стандартов, характерных для взрослого человека. Для новорожденных используются свои возрастные нормы, касающиеся содержания белка, удельного веса, биохимических реакций. В первую неделю мочеиспускание происходит 4-5 раз в сутки, затем – 15-25 раз.

Дыхательная система

Дети на этапе новорожденности, а также в грудном возрасте обладают узкими верхними дыхательными путями, к которым относятся носовые ходы, гортань, трахея. Слизистые оболочки, выстилающие их, активно снабжаются кровью. Они очень чувствительны к механическим раздражителям и сухости воздуха. Частота дыхания в норме – 40-60 движений в минуту.

Сердечно-сосудистая система

После рождения функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка меняется кардинально. Закрываются сосуды и отверстия, через которые осуществлялся плацентарный кровоток. Легкие наполняются кровью. Нормальная частота пульса – 110-140 ударов в минуту. Любое внешнее воздействие приводит к ее изменению.

Пищеварительная система

Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.

В течение первых суток ЖКТ малыша стерилен, но быстро заселяется флорой. Объем желудка растет ежедневно: после рождения его емкость – 20 мл, спустя неделю – 50 мл, через 4 недели – 100 мл. Оптимальная пища – грудное молоко. В организме малыша вырабатываются ферменты именно для его переваривания.

Внешний вид кала меняется постепенно. Сначала он коричневый, затем желто-зеленый, далее – желтый, кашеобразный с кислым запахом. Трансформации связаны с процессом колонизации слизистых оболочек бактериями.

Нервная система

Нервная система ребенка на протяжении первых месяцев жизни развивается активнее всего. Сначала большую часть суток (20-22 часа) он проводит во сне, так как в коре головного мозга процессы торможения превалируют над возбуждением. Со временем увеличиваются периоды бодрствования.

Кризис новорожденности и как с ним бороться?

Такое понятие существует в детской психологии — кризис новорожденности. На самом деле, этот термин связан с серьезным событием в адаптации крохи к внешней среде. Ребенок после полноценного вынашивания появляется на свет, и что его ожидает? Прежде всего, это ряд внешних раздражителей, к которым он не привык, так как в материнской утробе царила безмятежность.

Ребенку предстоит адаптироваться в условиях, которые поддаются изменчивости. Теперь он может чувствовать холод и жару, видеть свет и тень. Одним словом, общаться с миром и постепенно его изучать. Дыхание уже происходит при помощи легких, без использования пуповины, а чтобы принять пищу, младенцу приходится трудиться.

Период приспосабливания крохи от перинатального к неонатальному режиму на протяжении долгих лет пытались облегчить. Например, детская люлька и по сегодняшний день имеет округлую форму, что напоминает малышу утроб матери. Мамы привыкли укачивать своих детей – это позволяет ощущать комфортное чувство качания в околоплодных водах. Ребеночка прижимают к своему телу, таким образом, создается телесный контакт и ощущение присутствия мамы рядом.

Врачебный метод выкладывания новорожденного на живот матери сразу после родов играет благоприятную роль в дальнейшем поведении как малыша, так и матери. Ребенок чувствует близость.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий