Дислексия у младших школьников: коррекция, упражнения, виды и формы заболевания

Дислексия: упражнения и игровые способы коррекции для детей

Дислексия – это расстройство высшей психики, которое заключается в невозможности прочитать текст. Причиной служит неоконченное формирование функции, отвечающей за этот процесс.

К факторам, влияющим на развитие дислексии, может относиться беременность матери (порок сердца женщины, острое перенесение болезни, анемия, плацентарная недостаточность), роды (травма головы, удушье пуповиной), ранний возраст ребенка (детские болезни с обострением, заболевания центральной нервной системы, травмы головы).

Недавно врачи нашли причинно-следственную связь между дислексией и мутацией гена DCDC2 6-ой хромосомы. Она негативно влияет на развитие нейронов головного мозга.

Выделяют 5 видов психического нарушения:

  1. Семантическая. Проявляется в непонимании смысла слов и текста в общем. При этом ребенок нормально читает механически, но без восприятия сути. Если разделить слова на слоги – малышу сложно произнести слитно, он не может по нему ответить на вопросы, показать соответствующую картинку. Связано с трудностями звуко-слогового синтеза.
  2. Мнестическая. Ребенок не может произнести в ряд несколько слов или звуков: путает места, пропускает, сокращает. Проблема в нарушении памяти относительно речи, связях «буква-звук». Можно заметить на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
  3. Фонематическая. Происходит при недоразвитости фонематического восприятия, анализе и синтезе. Дети трудно запоминают буквы. Также заменяют звуки, схожие между собой (ж – ш, д – т). При чтении искажаются звуко-слоговое строение слова, чтение по буквам.
  4. Оптическая. Проявляется в трудности чтения букв, которые похожи между собой по внешним параметрам (А – Л, П – Н). Если показать человеку буквы, состоящие в паре по схожести, отдельно друг от друга, он легко их узнает. Причиной служит недоразвитие оптико-пространственного восприятия.
  5. Аграмматическая. Нарушение в грамматическом порядке речи, морфологии общения. Проявляется в неправильном использовании падежных окончаний («под стола», «у родственница»); неверные родовые окончания местоимений («этот платье», «твой коробка»); окончание глаголов 3-го лица («белка бежал», «ручка лежал»); несогласование слов в числе, роде, падеже существительного и прилагательного («три собака», «зеленая листок»).

Методы коррекции дислексии

Подбирая методы для коррекции дислексии, нужно учесть ее разновидность. От нее будет зависеть вектор выбираемых упражнений.

С детьми должны заниматься не только логопед, психолог, но и родители. Без домашней поддержки и закрепления новых навыков коррекция будет малоэффективной.

Существует немало специальных материалов для покупки, предназначены для помощи детям с нарушением развития высшей психики. Но в литературе и интернете представлены много способов для самостоятельного изготовления и занятий без подготовки.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи

Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Снизить риск возникновения дислексии и дисграфии возможно, если делать специальные упражнения для профилактики. Целью таких заданий должно быть освоение базы грамотного письма и речи. Профилактика дислексии проходит на примере игр, а не уроков. Общая продолжительность – 45 минут:

  1. Игра с карточками, на которых будет написано по одному слову. Из этих слов можно составить предложение, которое вы и озвучиваете. Затем вы просите ребенка построить предложение на слух самостоятельно из имеющихся карточек.
  2. Для профилактики хорош метод «Пишем вслух». Прочитайте ребенку небольшой отрывок из знакомой сказки и наблюдайте за процессом его письма. Желательно выбирать для диктовки текст, который бы нравился ребенку.
  3. Развить фонетические навыки можно с помощью игры «Найди слово». Для работы понадобятся подготовленные картинки, подписанные с тыльной стороны. Назвав слово, малыш должен самостоятельно найти картинку, которая ему соответствует. Слово может быть любое – например, «стол» или «облако».
  4. Хороша игра в составление слов из слогов. Необходимо придумать названия животных или предметов по слогам, а затем попросить ребенка составить из них слово – например, «мор-ковь» или «кош-ка».

Диагностика

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста

Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста

Дислексия у детей проявляется по-разному. Самые ранние ее признаки можно заметить в возрасте от 1-2 лет, когда дети начинают издавать первые звуки. Риск развития расстройства речи возрастает, если ребенок не произносит свои первые слова до 15 месяцев или первые фразы до 2 лет.

Дети до 5 лет

Designed by Freepik

Не у всех детей с задержкой речи развивается дислексия, как и не у всех взрослых с этим заболеванием в детстве были подобные симптомы

Если ребенок долго не начинает говорить – это повод для родителей обратить внимание на развитие его речи.. Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.

Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.

Другие признаки нарушения в речевом развитии детей до 5 лет:

  1. проблемы с обучением алфавиту и запоминанием его букв ;

  2. трудности с заучиванием наизусть детских стихов;

  3. неспособность распознать буквы своего имени;

  4. неправильное произношение знакомых слов;

  5. неспособность распознать рифмованные структуры.

Детский садик и дошкольники

У дошкольников могут быть выявлены следующие признаки ограниченной способности к чтению:

  1. не понимают, что слова распадаются на звуки;

  2. совершают ошибки при чтении, которые не связаны со звуками букв на странице;

  3. жалуются на то, как тяжело читать;

  4. пропадает желание ходить в школу и учиться;

  5. имеются проблемы с речью и произношением;

  6. им трудно произносить простые слова, такие как “кот” или “дом”;

  7. не ассоциируют буквы со звуками.

Программы ранней помощи или раннего вмешательства обычно сосредоточены на фонологическом (звуковом) распознавании, пополнении словарного запаса и стратегиях чтения.

Начальная школа

Designed by Freepik

Многие учителя не умеют распознавать дислексию в начальной школе. Прилежные ученики, активно участвующие в учебной деятельности и внешкольных мероприятиях, часто остаются незамеченными. Обычно они хорошо скрывают свои проблемы с чтением. К тому времени, как ребенок достигнет средней школы, ему будет труднее справляться с программой и он начнет отставать в чтении, письме и правописании.

У ребенка в начальной школе дислексия, если он:

  1. очень медленно учится читать;

  2. читает с ошибками;

  3. испытывает трудности с новыми словами, произнося их вслух;

  4. не любит или избегает чтения вслух;

  5. неправильно произносит длинные, неизвестные или сложные слова;

  6. испытывает затруднения с запоминанием детальной информации (имена, даты).

Профилактика заболевания

Тренировка мелкой моторики, например, завязывание шнурков, положительно сказывается на речевой деятельности

Профилактика дислексии – довольно спорное понятие, так как это генетическое расстройство. И всё же специалисты рекомендуют не пренебрегать определёнными превентивными мерами:

предупреждать патологии плода во время беременности, своевременно проводя необходимые анализы и тесты;
стараться предупреждать инфекционные и соматические заболевания детей в раннем возрасте;
вовремя обращать внимание на задержку развития речи у малыша (появление первых слов после 1 года 3 месяцев – сигнал обратиться к логопеду);
выбирать адекватную методику обучения чтению в билингвальных семьях;
осваивать навык чтения с опережением, то есть ещё до начала изучения букв в детском саду и школе;
не торопиться обучать письму – лучше подождать до 6-7 лет, то есть до первого класса.

Достоверно диагностировать дислексию у младшего школьника может только специалист. Однако даже при таком диагнозе не стоит отчаиваться: заболевание поддаётся коррекции. Главное – проявить настойчивость и терпение. А вот прикреплять ярлыки дислектиками из серии «неуспевающий» и вовсе не стоит: история знает множество примеров, когда люди, страдающие расстройством чтения и письма, оказывались гениями.

Упражнения, которые проводятся с логопедами

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

  1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
  2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
  3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
  4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
  5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, – помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

Формы болезни

В логопедии дислексия подразделяется на несколько форм:

  1. Фонематическая дислексия, когда дети переставляют звуки в похожих словах и не могут отличить их по смыслу (по-другому этот вид нарушений называют акустической дислексией);
  2. Семантическая дислексия или механическое чтение. Ребенок четко и внятно читает, но передать потом смысл прочитанного не может;
  3. Аграмматическая дислексия – ребенок ставит в словах не правильные окончания, падежи, склоняют слова не правильно, например: красивый кукла, спю в место сплю и т. д;
  4. Оптическая дислексия, когда ребенок не может запомнить, какой звук соответствует какой букве. Например, буквы из похожих элементов – Э и С, или Б и Ы;
  5. Мнестическая дислексия, когда произносится какой-либо звук, ребенок не способен показать его в алфавите;
  6. Тактильная дислексия – особое нарушение чтения азбуки Брайля у слепых детей, когда возникают сложности в тактильной дифференциации букв.

Все виды дислексии вызывают у детей трудности при учебе как в младшем школьном возрасте, так и в студенческие годы. Такие дети не любят читать, у них малый словарный запас, что может повредить карьере, общению, да и просто межличностным отношениям.

Что делать при диагнозе дислексия, как лечить ребенка, которому поставлен этот диагноз? Не стоит впадать в отчаяние, данное отклонение поддается коррекции у детей в любом возрасте, даже у подростков, даже у взрослых. Однако, вовремя диагностированная дислексия у младших школьников нейтрализуется легче. Прекрасные результаты дает метод доктора Дейвиса. Существует комплекс физических упражнений на развитие памяти, моторики, внимательности, которые дают замечательные результаты.

Само собой разумеется, лечение должен назначать опытный врач, со стороны родителей, кроме соблюдения рекомендаций доктора, нужно создать условия соблюдения режима дня. Рекомендуется чаще читать ребенку, а потом просить его пересказать услышанное. Главный принцип лечения – это совместные усилия доктора и родителей.

Ранняя коррекция и диагностика дислексии очень важна для будущего малыша. Понятно, что данное заболевание будет мешать человеку в жизни. Если не принимать мер по коррекции болезни, у ребенка будут проблемы в будущем с успеваемостью, а еще позже это может вызвать заниженную самооценку.

Тем не менее, конечно это не приговор. Наряду с коррекцией и помощью ребенку при дислексии, родителям следует всесторонне развивать другие таланты вашего ребенка. Дислексией страдают и взрослые люди, родители которых не внимательно относились к своим детям и полагали, что их проблемы в обучении – это просто отсутствие способностей и лень. Существует мнение, что дислексия у взрослых не поддается коррекции. Это далеко не так. Ко взрослым применяется такое же лечение, как и к детям, чуть измененное с учетом возраста, и дает прекрасные результаты.

Дополнительные упражнения

Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь, память, внимание и мышление

дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно применять следующие игры-упражнения:

  1. Собираясь в магазин, составьте с сыном (дочкой) список покупок, нарисуйте на бумаге схему движения по улице, магазину. По дороге (если идете пешком) спрашивайте – куда нужно идти? Просите показать путь, указать ориентиры.
  2. Очень полезно играть с ребенком в обычные классики, или же в «солдатиков», чтобы он выполнят по команде развороты – направо, налево.
  3. Спрячьте в квартире игрушку (или другую вещь), нарисуйте схему, по которой ее можно найти. Попросите свое чадо сделать это.
  4. Подберите 7-10 игрушек, расставьте их в ряд. Затем пригласите ребенка войти в комнату, дайте ему посмотреть на игрушки 5 секунд, попросите отвернуться. Спрячьте одну игрушку, попросите определить, какую именно спрятали.
  5. Сложите в мешочек 5-10 мелких игрушек (или предметов с ярко выраженной фактурой). Пусть ребенок предварительно их изучит, а затем, опуская ручку в мешочек, определяет на ощупь, что именно в его руке.
  6. Вечером, общаясь, просите вспомнить последовательно, что кроха делал утром, днем, вечером. Что у него получилось, что нет. Обсудите план на следующий день.

Причины дислексии

Первопричина проблемы кроется в нарушении работы мозга, в результате чего в силу вступают психологические и биологические факторы. Родители не должны бояться, что их крошка умственно отсталый или плохо соображает. Всему виной дисфункция механизма отдельного участка мозга.

Причины возникновения дислексии разнообразны — они бывают органическими, функциональными, биологическими, социальными. Анамнез детей с данным речевым нарушением включает много факторов, воздействующих на протяжении разных периодов развития ребёнка.

Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Отдельное место в появлении расстройства занимают социальные факторы, создающие неблагоприятный фон, провоцирующий появление проблем

Сюда входят неправильная речь близких, билингвизм (двуязычие), недостаточное внимание родителей к речевому развитию детей, ограниченное, скудное общение с ребёнком, неблагоприятная обстановка в семье

Если у ребёнка имеются патологии устной речи (ФФН, ОНР), с большей долей вероятности можно будет сказать, что он будет страдать от дислексии и дисграфии.

В сложных случаях дислексические расстройства могут появиться в составе тяжёлого комплексного нарушения. Например, при умственной отсталости, задержке психического развития, минимальной мозговой дисфункции, у лиц со зрительными или слуховыми дефектами, детским церебральным параличом.

Частая этиология дислексии:

  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Гипоксия плода и асфиксия в родах;
  • Преждевременная отслойка плаценты;
  • Желтуха у новорождённых;
  • Гемолитическая болезнь плода;
  • Токсическое воздействие на плод алкоголя, никотина и лекарственных препаратов;
  • Перенесённые ребёнком или матерью во время беременности инфекционные заболевания (грипп, корь, краснуха, ветряная оспа, герпес, полиомиелит), нейроинфекции;
  • Последствия черепно-мозговой травмы;
  • Органическое поражение речевых зон головного мозга.

Также на развитие дислексии может повлиять двуязычие в семье, педагогическая запущенность ребёнка, дефицит общения, необдуманное следование родителями методикам раннего развития, слишком раннее обучение грамоте или неправильно выбранная методика формирования чтения.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Не бывает дислексии у дошкольников! Чтобы поставить этот диагноз, нужно сначала попытаться научить ребёнка читать, а делают это с 7 лет. Раньше не считается. Если вам поставили такой диагноз в дошкольном возрасте, стоит обратиться к другому специалисту. В норме он уместен к окончанию 2 класса начальной школы.

Приобретённая форма чаще встречается у взрослых, как следствие инсульта. Людям приходится заново учиться читать и писать. О ней мы расскажем чуть ниже.

Последствия

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы

Успеваемость в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники. Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.

Учебная мотивация

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки? А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика. Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон. Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.

При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.

Речь и словарный запас

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе). Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

Дислексия во взрослом возрасте

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться

Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается
логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы коррекции дислексии.

Несмотря на все возможные отрицательные
последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма
одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить
нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить
“крест” на развитии ребенка и его будущем, однако история знает
множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней,
Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер,
Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие. Главное, принятие дислексика таким, каков он
есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его
талантов, так и в коррекции дислексии. 

 Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное
нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о
лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия — не болезнь. С
детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист —
логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и
только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии
родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться
читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически
невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если
одни дети путают буквы и медленно читают, они “нормальные”, а другие
— дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий