Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: лечение в 5-6 лет

Психолого-педагогическая характеристика

При отсутствии серьезных повреждений клинико-психологическая картина следующая:

  1. Запаздывание развития мелкой моторики
  2. Неуклюжесть
  3. Ограниченная или нескоординированная подвижность
  4. Тремор конечностей
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией связана с тем, что малышам трудно выполнять простые задания, необходимые для школы (писать, рисовать, делать апликации). Могут возникать сложности в общении со сверстниками. Неудобные вопросы и подшучивание одноклассников, сочувственные взгляды учителей – это будет создавать ощущение потерянности, замкнутости.

Симптомы и проявления

Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.

Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.

Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.

Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.

Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.

Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.

Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.

  • Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
  • Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
  • Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
  • Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
  • Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.

Определение

Дизартрия – это нарушение речи, из-за чего произнесенные больным фразы и слова становятся невнятными, непонятными. Патология характеризуется неразборчивым произношением слов, что обусловлено поражением мозга очагового типа. Проявляется искажением голоса, изменением ритма и темпа речевых компонентов. При дизартрии речь теряет плавность и фонационную четкость, степень выраженности нарушений определяется характером и объемом поражения соответствующих отделов головного мозга.

Чаще речевые расстройства выявляются в детском возрасте – в 3 или 4 года, когда у ребенка сформирована речь, и он начинает произносить длинные, конструктивно сложные фразы. У детей с задержкой умственного развития первые признаки патологии могут появиться позже – в пять или 6 лет. У взрослых речевая дисфункция ассоциируется с болезнями ЦНС и механическим повреждением мозгового вещества, к примеру, вследствие ЧМТ.

Дизартрия у ребенка или взрослого – это такое состояние, которое проявляется с разной интенсивностью, что предполагает выделение степеней тяжести. Выраженность и характер симптомов зависит от локализации патологического очага, который может развиваться в центральном или периферическом отделе нервной системы. В логопедии выделяют степени дизартрии:

  1. Легкая. Проявляется незначительными дизартрическими дефектами.
  2. Умеренная. Характеризуется понятной речью с нарушением тональности звуков и ритма их произношения.
  3. Выраженная. Отличительной чертой является речь, понятная людям из ближайшего окружения (мать, родственники).
  4. Тяжелая. Проявляется отсутствием речи.

Легкая степень дизартрии называется стертой. Стертая форма дизартрии у детей – это такое расстройство, которое чаще возникает на фоне перенесенной легкой родовой травмы или асфиксии, что обуславливает незначительную степень отклонений. Нередко стертая форма сочетается с ММД (, проявляющаяся в минимальной степени).

Дизартрический компонент – это такое речевое нарушение, которое проявляется незначительно, что предполагает схожесть с течением стертой формы. Дизартрия тяжелой степени именуется анартрией (утрата способности образовывать речевые конструкции).

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее

Перестала привлекать внимание прохожих

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Как вылечить дизартрию?

В процессе установления диагноза логопед в обязательном порядке проводит исследование особенностей нарушения звукопроизношения, а также обращает внимание на общее состояние речи. Как правило, лечение дизартрии у детей практикуется как комплексное воздействие на ту причину, которая спровоцировала данный симптом

Также комплексная терапия включает применение специальных логопедических методик, выполнение упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Практикуется регулярная лечебная физкультура. Подробную схему, как лечить дизартрию в каждом конкретном случае, разрабатывает лечащий врач

Как правило, лечение дизартрии у детей практикуется как комплексное воздействие на ту причину, которая спровоцировала данный симптом. Также комплексная терапия включает применение специальных логопедических методик, выполнение упражнений, способствующих развитию мелкой моторики. Практикуется регулярная лечебная физкультура. Подробную схему, как лечить дизартрию в каждом конкретном случае, разрабатывает лечащий врач.

Если у ребенка наблюдается тяжелая форма дизартрии, то ему необходимо наблюдение специалистов в специализированных учреждениях для детей. Стертую дизартрию можно лечить в амбулаторных условиях. Однако требуется регулярное наблюдение со стороны разных специалистов — логопеда, невролога, психолога. Медикаментозного лечения, которое способно значительно улучшить состояние людей с таким нарушением речи, на сегодняшний день не существует.

Родители не должны полагаться исключительно на врача. Логопед всегда рекомендует им прилагать все усилия, чтобы стимулировать ребенка с дизартрией говорить правильно. Поэтому и упражнения, и массаж, и специальные занятия нужно регулярно выполнять и в домашних условиях. Специалисты рекомендуют начинать лечение детей с дизартрией как можно раньше, чтобы к периоду поступления в школу ребенок мог уверенно себя чувствовать и адаптироваться в условиях детского коллектива.

Иногда детям с таким симптомом показано обучение в специальных логопедических группах в детском саду или в школе. В коллективе можно получить ощутимый эффект от использования специальных игровых методик. Также современные логопеды широко используют специальные компьютерные программы.

Лечение дизартрии у взрослых людей заключается в терапии того заболевания, которое ее спровоцировало. Практикуются также тренировки артикуляции с помощью специальных упражнений, массаж.

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Причины дизартрии

Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

Дизартрия у детей

Такая патология приводит не только к тому, что ребенок не может правильно выговаривать слова, у него также будут наблюдаться и другие трудности, особенно в грудничковом возрасте, в числе которых следующие:

  1. Частое срыгивание.
  2. Трудно сосать грудь.
  3. Поперхивание при питании.

Также с самого детства малыш не сможет правильно научиться выговаривать отдельные слова. Он будет говорить невнятно и шепелявить. Первое слово он не сможет выговорить до года. У него это получится сделать на 2-3 года жизни.

Такие дефекты преодолеть самостоятельно довольно сложно. Также при этой патологии нарушается и слух. Трудности в общении со сверстниками и родителями – признаки дизартрии. Это приводит к тому, что у ребенка происходит недостаточность общения, а потому он может расти замкнутым и с малым количеством слов в своем запасе.

Логопедический массаж

Логопедический массаж для детей – обязательный пункт коррекции дизартрии. Он проводится либо в рамках логопедических занятий, либо отдельными сеансами. Необходим для подготовки лицевых и ротовых мышц к правильной артикуляции.

Как проводить массаж в домашних условиях, родителям рассказывает логопед. Движения осуществляются пальцами или используя зонды для логопедического массажа.

Стертая форма развития дизартрии не угрожает физическому здоровью ребенка, однако мешает полноценному общению, выбору профессии, вызывает комплексы и психологические проблемы. Поэтому с лечением заболевания затягивать не стоит.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно  произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Лечение

При дизартрии требуется комплексная помощь специалиста. Структура речевого дефекта позволяет понять, что стало причиной его развития: нарушается работа двигательных центров головного мозга, это приводит к проблемам с внешним оформлением высказывания.

Методы терапии

Используется медикаментозное лечение, т. е. невролог назначает препараты. Чаще всего их нужно применять курсами. При тонусах мышц показана физиотерапия – она включает в себя разные аппаратные методики, которые позволяют снимать гипер- или гипотонус.

Также при дизартрии показаны массаж, лечебная физкультура и обязательно занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение дизартрии у детей

Медикаментозная терапия включает в себя препараты разной группы — ноотропы, при необходимости седативные. Они благотворно влияют на кровообращение, насыщают мозг кислородом, это помогает улучшить работу высших психических функций.

Сосудистые – улучшают работу кровеносной системы. Метаболические – налаживают обмен веществ. Подбор конкретных препаратов и дозировок делает только врач.

Логопедическая работа

Специалист проводит занятия в соответствии с обнаруженными дефектами речи. Обязательна артикуляционная гимнастика, которая позволяет отработать точные движения языка и губ. Комплекс подбирается под каждую группу звуков.

Дыхательная гимнастика развивает просодическую сторону речи. Для этого ребенку предлагается сдувать ватку, загонять бумажные мячики в ворота с помощью выдыхаемого воздуха и т. п.

Логопедическое лечение

Для облегчения постановки звуков проводится логопедический массаж. Движения для него подбираются индивидуально. Он осуществляется как руками логопеда, так и специальными зондами. Иногда ребенка учат самостоятельно делать некоторые движения.

Массаж при дизартрии проводят курсами. В некоторых случаях – перед началом каждого занятия.

Домашняя реабилитация

Работа родителей ускоряет реабилитацию и коррекционный процесс. Их задача – проводить артикуляционные упражнения каждый день. В процессе автоматизации с ребенком нужно заниматься проговариванием лексического материала.

Для снятия тонуса дают ромашковый чай, делают теплые ванны с морской солью и создают режим покоя. Для снижения саливации полезно грызть галеты, твердые овощи и фрукты, пить кисель.

Проводить дома занятия нужно каждый день. Только так удастся исправить речевые дефекты.

Массаж

Массаж шеи и воротниковой зоны благотворно влияет на состояние нервной системы, снимает мышечные спазмы и улучшает кровообращение. Проводить его должен специалист. В домашних условиях можно делать массаж лица. Необходимые движения покажет логопед.

Лечебная физкультура

Физическая нагрузка позволяет развивать общую моторику. Лечебную физкультуру можно посещать в детском саду или поликлинике. Либо проводить ее дома. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Обычно он включает в себя небольшие нагрузки и релаксационные техники.

Дыхательная гимнастика

Для коррекции просодической стороны речи используют дыхательную гимнастику. Ее цель – научить детей дышать полной грудью и с силой выдыхать воздух. В лечении дизартрии популярен комплекс Стрельниковой.

В домашних условиях можно сделать небольшие кораблики и опустить их в таз с водой. Ребенку предложить дуть на парус. Дуть можно на дождики, султанчики, ветродуйчики и т. п. игрушки.

Классификация

Классификация патологии предполагает разделение на формы с учетом уровня психофизического развития пациента. В соответствии с указанными критериями выделяют дизартрию у детей с нормальным психофизическим развитием или с отклонениями в работе органов и систем. В числе распространенных состояний и заболеваний, провоцирующих речевую дисфункцию:

  • ДЦП (детский паралич церебрального генеза).
  • , .
  • Гидроцефальный синдром.
  • Задержка развития психики.
  • ММД (мозговая дисфункция с минимальными проявлениями).

Дизартрия – это диагноз, который отражает нарушение иннервации мускулатуры, участвующей в образовании звуков, что обуславливает различные речевые дефекты. Виды дизартрии с учетом этиологических факторов:

  1. Бульбарная. Характеризуется поражением стволов черепных нервов, ядра которых располагаются в продолговатом мозге (IX-языкоглоточный, X-блуждающий, XII-подъязычный), нередко в патологический процесс вовлекаются нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  2. Псевдобульбарная. Развивается в результате повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – IX-языкоглоточного, X-блуждающего, XII-подъязычного. В редких случаях повреждения затрагивают нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  3. Мозжечковая. Развивается из-за поражений мозжечка и путей передачи мозжечковых импульсов.
  4. Подкорковая. Характеризуется поражением отделов паллидарной (черное вещество, бледный шар, красное и субталаическое ядра) или стриарной (скорлупа, хвостатое ядро) системы.
  5. Корковая. Развивается на фоне повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – VII-лицевого, XII-подъязычного.

С учетом, какая форма дизартрии развивается, бывают разные проявления патологии. При разных формах различаются характер и степень выраженности речевых дефектов. Дизартричная речь – это нарушения в образовании звуков, тональности, силы голоса, которые нередко поддаются медицинской коррекции.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий

Adblock
detector