- Общеразвивающий детский сад
- Домашний детский сад (семейный детский сад)
- По уровню образования дошкольные образовательные учреждение (ДОУ) делятся на категории:
- ***
- Низкорослые растения для ландшафтного дизайна
- Преимущества и недостатки
- Задачи комбинированных групп
- Что такое детский садик компенсирующего типа?
- Выращивание цветов жизни
- Кому подходят компенсирующие группы?
- Какие еще виды ДС существуют?
- Подготовительные группы
- Полезные материалы:
Общеразвивающий детский сад
Сегодня детский сад общеразвивающего вида – это стандартный детский сад, сохранивший свое значение с советских времен. Развитие ребенка ведется по трем направлениям: интеллект, эстетика, физическое воспитание.
- Общение с другими детьми относится к социальной адаптации, происходит в процессе игр и занятий.
- Интеллектуальные способности развиваются на занятиях, проводимых воспитателем.
- Эстетика познается малышом через рисование, лепку, музыкальные занятия.
- Физическая нагрузка дается на утренней зарядке, во время прогулок и подвижных игр.
Подобная организация детского воспитания проверена годами, позволяет полностью подготовить ребенка к школе, сформировав его как гармонично развитую личность.
Отметим, что руководство общеобразовательного детского сада самостоятельно, но на законном основании выбирает превалирующую в воспитании категорию. Сохраняя общеразвивающие программы, даваемые в полном объеме, упор делается на социальное и личностное развитие, используются познавательно-речевые методики, ведется физическое или художественно-эстетическое воспитание деток.
Домашний детский сад (семейный детский сад)
– один из видов частного детского сада.
Обычно его содержит семейная пара в своей квартире, или основатели снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату.
Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше – преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.
Плюсы домашнего детского сада
- максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним, к жизни большой семьи,
- маленькое количество детей – 3-5 человек,
- индивидуальный подход к питанию.
Минусы домашнего детского сада
- очень высокая оплата,
- возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения.
Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.
По уровню образования дошкольные образовательные учреждение (ДОУ) делятся на категории:
Категория ДОУ присваиваются в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.
I категория — это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.
II категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт по одному иоли нескольким направлениям его деятельности
III категория — это ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Самая большая группа детских садов — это ДОУ II категории:
— общеразвивающего вида;
— компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
— присмотра и оздоровления ( для детей с ослабленным здоровьем);
— комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)
В ДОУ разных категорий отличаются друг от друга платой за содержание ребенка, чем выше категория, тем, соответственно, выше и оплата.
За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.
Продолжение на 2-й странице.
***
Если садик негосударственный, признаки какой-либо из вышеупомянутых разновидностей могут определяться в нем примерно, а программу дошкольного образования он разрабатывает сам на основе типовой программы и федеральных требований.
Кроме того, стоит помнить, что необходимые вам опции развития ребенка не только должны быть заложены в типе детского сада как таковом, а могут содержаться еще и в дополнительных образовательных услугах, предоставляемых тем или иным дошкольным учреждением на договорной основе – разумеется, не взамен основной образовательной деятельности этого дошкольного учреждения.
Низкорослые растения для ландшафтного дизайна
Туника (TUNICA). Семейство гвоздичных.
Туника камнеломка (T. saxifraga) — низкорослые ковровые многолетники (высота до 30 см) со скал Средиземноморья с многочисленными приподнимающимися стеблями.
Обратите внимание на фото этих ландшафтных растений – у туники линейные, острые листья; соцветие-полузонтик из мелких белых или розовых цветков (диаметр 1 см). Декоративен все лето
Сорт «Rosette» — цветки розовые
Декоративен все лето. Сорт «Rosette» — цветки розовые.
Условия выращивания. Солнечные места с рыхлыми песчаными почвами, нейтральными или щелочными. Не выносит избытка увлажнения.
Размножение. Семенами (посев весной) и делением куста (весной и в конце
Обриета (AUBRIETA) .Семейство капустных (крестоцветных).
Растения Средиземноморья. Изящные кустики с зимующими, округлыми, опушенными, серебристыми листьями и массой ярких, мелких цветков, цветущих в апреле-мае. Соцветия кистевидные. Цветение
обильное, продолжительное.
Виды и сорта. В основном культивируют гибридные формы:
Великолепны сорта с белоокаймленными листьями:
Условия выращивания. Солнечные участки с садовыми нейтральными, хорошо дренированными почвами.
Размножение. Семенами (под зиму), сеянцы зацветают на 2-й год.
Делением куста (в конце лета) и черенками (боковые побеги) после конца цветения. Посадки возобновляют раз в 3-4 года. В суровые зимы повреждается морозами. Плотность посадки — 20-25 шт. на 1 м2.
Цимбалярия (CYMBALARIA). Семейство норичниковых.
Изящные низкие растения с небольшими округлыми листьями. Цветки светлые или сиреневые, цветут все лето.
Виды и сорта:
В средней полосе России растут нормально, но засушливые годы переносят плохо.
Условия выращивания. Солнечные участки с глинистыми, бедными, влажными почвами. Необходим постоянный полив.
Размножение. Семенами (посев весной), делением куста (весна и конец лета), черенками (после конца цветения — в августе). Плотность посадки — 25 шт. на 1 м2.
Как видно на фото, эти растения для ландшафтного дизайна высаживают в нижней части рокариев, куда стекает вода, около водоемов и вдоль дорожек.
Сизиринхиум (SISYRINCHIUM). Семейство ирисовых.
Растения умеренной зоны Северной Америки, сизиринхиумы очень похожи на миниатюрные ирисы. От короткого толстого разветвленного корневища отходят пучки узких, мечевидных листьев. Цветки мелкие звездчатые, в пучках, слегка приподнимаются над листьями.
Виды и сорта:
Условия выращивания. Солнечные участки или полутень с рыхлыми богатыми щелочными почвами. Рекомендуется на зиму мульчировать.
Размножение. Семенами (посев весной), сеянцы цветут на 2-3 год; делением куста (весной или в конце лета). Растения неустойчивы в средней полосе России, поэтому их часто восстанавливают.
Плотность посадки -20 шт. на 1 м2.
Стахис, чистец (STACHYS). Семейство яснотковых (губоцветных).
Сорта:
Условия выращивания. Солнечные участки с обычными садовыми почвами, хороший дренаж.
Размножение. Делением куста (весной и в конце лета). Плотность посадки — 12 шт. на 1 м2.
Ястребинка (HIERACIUM).
Виды и сорта:
Условия выращивания. Солнечные места с бедными сухими почвами.
Размножение. Семенами (посев под зиму), делением куста (весной) и укорененными стеблевыми черенками (летом). Плотность посадки — 25 шт. на 1 м2.
Эндимион (ENDIMYON = HYACINTHOIDES). Семейство гиацинтовых (лилейных).
Невысокое луковичное растение. Известно всего два вида, очень похожих между собой. Листья прикорневые, 20-30 см длиной, луковицы белые, яйцевидные. Цветки колокольчатые, по 4-10 в кистевидном соцветии. Цветут в конце весны.
Виды. Часто виды эндимиона относят к роду Гиацинтик (Hyacinthoides):
Сорта:
Условия выращивания. Типичные эфемероиды из светлых лесов, предпочитают солнечные или полузатененные участки с каменистой, хорошо дренированной почвой. В частых пересадках не нуждаются.
Размножение. Луковицами-детками (за лето их образуется до 5), посадка в конце августа, и семенами (свежесобранными), сеянцы зацветают на 3-4-й год, возможен самосев. Плотность посадки — 25 шт. на 1 м2.
Преимущества и недостатки
Многие родители не знают, стоит ли отдавать ребенка в комбинированный садик. Чтобы принять верное решение, нужно разобраться в том, какие преимущества и недостатки имеет подобное учреждение. По отзывам матерей и педиатров, детсады смешанного типа обладают массой достоинств.
Среди положительных сторон обучения в заведении, стоит выделить следующие:
- считается, что дети, находясь в комбинированном садике, узнают особенности друг друга. Это дает им понимание того, что все люди разные;
- психологи утверждают, что дети с физическими и психологическими отклонениями быстрее приспосабливаются и лучше развиваются, когда имеют возможность наблюдать за здоровыми малышами;
- дети с низким уровнем адаптации учатся оперативно приспосабливаться к новым условиям;
- использование индивидуальных программ. Обычные садики ориентированы на здоровых детей. Малышам с физическими и психическими отклонениями в таком заведении приходится нелегко. Ребенок может столкнуться с непринятием его одногруппниками, воспитателем. В комбинированном садике к воспитаннику относятся с учетом индивидуальных особенностей его развития;
- ребенок не чувствует себя изгоем в обществе. Это позволяет ему вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, нормально устроить личную жизнь, карьеру;
- в учреждении создается специальный штат воспитателей, подготовленных для работы с детьми с определенными нарушениями. Все они обязаны иметь медицинское или педагогическое образование. В штате есть логопеды, дефектологи, иммунологи, реабилитологи, психологи, психотерапевты;
- детям в комбинированном саду уделяется больше внимания, чем в обычном дошкольном заведении;
- обеспечиваются условия, необходимые для роста и развития ребенка с определенными потребностями;
- учитываются особенности реакции малыша на определенные продукты питания. Для детей с гастритом, аллергией на некоторую пищу, подбирается специальный рацион;
- устраняются или значительно сокращаются физические и психические дефекты.
Недостатки детских садиков комбинированного вида заключаются в следующем:
- могут возникать проблемы при оформлении ребенка в обычную общеобразовательную школу;
- процесс зачисления предполагает прохождения ряда этапов;
- сложности при оформлении в такое дошкольное заведение;
- комбинированный садик может располагаться далеко от места проживания. Это создает определенные неудобства при его посещении;
- чтобы такое учреждение помогло ребенку с определенными потребностями правильно развиваться, необходимо сохранять особое отношение к малышу и в домашних условиях.
Задачи комбинированных групп
Пока я не забыла, напомню или, кто не знает, объясню, что комбинированные группы не нужно путать с группами компенсирующей направленности. Первые состоят из здоровых деток и особенных, а компенсирующие предназначены для малышей с однотипными особенностями. Чаще это проблемы речевого развития. Сегодня почти в каждом детском саду есть логопедические группы, вот они и есть компенсирующие.
О группах компенсирующих можно добавить еще вот что: да, детки с речевыми нарушениями могут находиться в комбинированных группах, но если набирается в садике деток с речевыми, скажем, нарушениями большое количество, то проще и целесообразней обучать их по специально разработанной коррекционной программе. Так коррекция нарушений будет проходить наиболее эффективно.
Наполняемость компенсирующих, в общем, как и комбинированных групп – в пределах санитарных норм, не более 16 человек.
Но вернусь к задачам комбинированных групп:
- Предоставление возможности детям с ОВЗ получить качественное дошкольное образование в ДОУ;
- Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого ребенка в условиях инклюзивного обучения;
- Обеспечение полноценной максимальной интеграции деток с ОВЗ в коллектив обычных ребят путем создания безбарьерного пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
- Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в домашних условиях;
- Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
- Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и развития деток;
- Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи педагогам;
- Коррекционно-педагогическая, медицинская, психологическая и социальная коррекция состояния деток с ОВЗ.
Другими словами, обычные дети и малыши с особенностями по здоровью с малых лет должны учиться уважать друг друга и иметь равные возможности для реализации.
Что такое детский садик компенсирующего типа?
Детский сад компенсирующего вида является на сегодняшний день одним из самых эффективных заведений для коррекции детей с различными отклонениями.
Большинство родителей относятся к таким садам с недоверием, чаще всего они боятся самого названия, хотя на самом деле специалисты могут помочь ребёнку и позитивно повлиять на его развитие.
Важным плюсом является то, что специально разрабатывается программа, которая ориентирована на детей с той или иной проблемой.
Это значит, что после такого сада малыш придёт в школу абсолютно подготовленным, социально адаптированным и позитивно настроенным.
Чаще всего родители не могут самостоятельно всего этого дать, потому как у них не хватает знаний и опыта.
Родители не должны бояться самого факта того, что ребёнок будет ходить в детский сад компенсирующего вида, потому как в этом есть исключительно одни плюсы
В первую стоит обратить внимание на опытных профессионалов, у которых много лет стажа работы с такими малышами, а это значит, что эффективность значительно повышается
Не стоит забывать также о том, что у таких детей могут быть проблемы с адаптацией в коллективе, потому как они имеют какие-либо особенности
Важно, чтоб они столкнулись с различными категориями малышей, чтоб в дальнейшем быть готовыми ко всему
Это также отличное заведение для тех родителей, у которых дети часто болеют трудными заболеваниями, подвержены инфекции, способные самостоятельно бороться с различными проблемами со здоровьем. В детском саде компенсирующего вида есть все необходимые условия для полноценного развития малыша, учитывая его индивидуальные особенности.
В детском саде компенсирующего вида учитываются все особенности ребёнка, его возрастная группа, отклонения в развитии и т.п. Это значит, что если у вашего ребёнка ослаблен иммунитет, в его рационе будет максимальное количество необходимых витаминов.
Чтобы работа специалиста была максимально эффективной, предварительно такие дети проходят медицинское обследование, врач вносит свои коррективы и дает рекомендации касательно питания и прописывает упражнения для улучшения состояния здоровья ребенка.
В данном учреждении малыш получит всё самое необходимое. Можно также не волноваться о знаниях, потому как материал в таком учреждении мало отличается от обычного, просто меняется формой подачи, чтоб например, ребёнок с нарушениями слуха смог усвоить знания максимально эффективно.
Если у ребенка наблюдаются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, то в детском саде данного типа будут учтены все нюансы, он сможет спокойно и безопасно перемещаться по помещению. Для деток, у которых есть данные нарушения, создают специальные ортопедические матрасы, стулья на которых они сидят, а в рационе присутствуют необходимые микроэлементы: кальций и витамины.
Огромным плюсом также является то, что детей в группе немного, а это позволяет педагогам уделять больше внимания каждому, замечая, кто в чём отстает, где что нужно подтянуть. С малышами работают также психологи, определяя их проблемы, помогая решить их, и корректируют поведение.
Если ваш ребёнок столкнулся с проблемами речи, то это также легко и быстро корректируется в детском саде компенсирующего вида. Здесь помогут решить такие проблемы поведения как раздражение, агрессия, плохое настроение и т.п.
Выращивание цветов жизни
Название «детский сад» появилось не сразу. В 1837 году в Германии педагог Фридрих Фребель открыл заведение, которое назвал Kinderbewahranstalten — дневной приют для малолетних. Однако он практически сразу придумал более короткую альтернативу, Kindergarten – «детский сад».
Метафора названия заключалась в следующем: детский сад должен был стать не просто «фабрикой по шлифовке воспитанников», как писала последовательница Фребеля Аделаида Симонович, а скорее «садом для выращивания цветов жизни».
Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.
По замыслу основателя, детский сад был призван противопоставить «погрязшему в техницизме миру натуральное, природное, естественное движение ростка снизу ».
Так как в то время особой популярностью пользовались «школы для маленьких детей», в которых малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании», Фребелю пришлось создать целый дидактический комплекс в противовес.
Согласно «Дарам Фребеля» так называемые «садовницы» — воспитательницы — играли с детьми при помощи шерстяных шариков всех цветов радуги, шаров, кубиков, цилиндров из дерева. Там же было дано первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано.
Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.
Однако в просвещенном петербургском обществе к новому веянию отнеслись с недоверием: достаточно распространенным в то время было мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский ученый Николай Пирогов в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести свое детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».
Новости smi2.ru
Категорически раскритиковали фребелевские сады и врачи — по их мнению, детские сады служили рассадниками болезней, которые дети мгновенно передавали друг другу в процессе игр.
Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.
Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.
Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада вдохновила еще одну деятельную женщину — в 1866 году 22-летняя Аделаида Симонович вместе с мужем открыла еще один платный детский сад, время пребывания в котором ограничивалось четырьмя часами в день. Платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. Уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашел свое воплощение в книге «Детский сад».
С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.
Кому подходят компенсирующие группы?
- детский сад;
- детский сад комбинированного вида;
- детский сад компенсирующего типа;
- детский сад общеразвивающего вида;
- детский сад присмотра и оздоровления;
- детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа — детский сад»; дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
- центр развития ребенка — детский сад;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «прогимназия»;
- дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».
В эти детские сады берут детей с различными патологиями, например, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушениями речи, с нарушением зрения, с нарушением интеллекта, часто болеющих детей. Работают в таких детских садах медики высокой квалификации, а для детей создаются особые условия – иногда диетическое питание, бассейны, сауны, массажные кабинеты, маленькое количество детей в группах.
Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.
Как правило, в такие группы набираются дети с 6 лет для подготовки к поступлению в школу.
В таких центрах имеются игровой и физкультурно-оздоровительный комплексы, изостудия, компьютерный класс, детский театр, бассейн. Применяется комплексный подход к организации работы с детьми – осуществляется физическое и психическое развитие, коррекция, а акцент делается на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие.
Центр образования – вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.
Тем не менее, разница между среднестатистическим детским садиком и учреждением компенсирующего вида все же имеется и проявляется она в некоторых моментах, о которых мы сегодня и поговорим.
Совершенно очевидно, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, который должен касаться не только личных взаимоотношений, но и воспитания/обучения.
Поскольку единого метода воспитания, подходящего абсолютно для всех детей, не существует, современная система образования старается оперативно реагировать на потребности подрастающего поколения, и создавать все новые и новые формы воспитания/обучения, а также виды образовательных организаций.
Какие еще виды ДС существуют?
Описанные выше учреждения занимают основную нишу в системе детского дошкольного воспитания. Существуют и другие ДС, менее распространенные, но не пустующие. Отнесем к ним:
- Детский сад с функцией присмотра и общего оздоровления. Деятельность учреждения акцентирована на профилактике и оздоровлении. Проводятся санитарно-гигиенические мероприятия и процедуры.
- Этнокультурный (национальный) ДС. Основное направление – культурное наследие отдельно взятых наций и народов, воспитание в ребенке уважения к другим культурам. Детям прививается бережное отношение к духовным ценностям человека вне зависимости от его вероисповедания. Занятия строятся так, чтобы малыши осваивали традиции и обычаи различных народов. Главная задача – на примере народных традиций донести до будущего члена многонационального общества необходимость быть терпимым и благодушным ко всем народам и культурам.
- Центры развития ребенка. Детский сад с расширенными возможностями и функциями. По своей сути – это многофункциональный комплекс, в котором есть оздоровительный и игровой залы, студия рисования, детский театр, класс с компьютерами, бассейн. Воспитание ведется в комплексе, с использованием занятий по физическому и психологическому развитию. Введены методики коррекции, проводится художественное, эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
В центре развития ребенка могут использоваться инновационные методики обучения, большое внимание уделяется творчеству и воспитанию эстетического чувства
Подготовительные группы
Группы и учреждения, основная деятельность которых направлена на подготовку ребенка к школе. Представлены следующими формами:
- Дошкольные группы, создаваемые при государственных образовательных учреждениях. Организуются для детей в возрасте 6 лет, чтобы подготовить их к поступлению в школу.
- Прогимназии. Обучение строится на полноценном изучении программ начальной школы. Учреждения принимают деток дошкольного и младшего школьного возраста. Изучаются основные предметы: русский язык (устно), математика, английский язык (начальные знания). Дополнительно введены программы эстетического воспитания: музыка, танцы, риторика, рисование, лепка, плавание, развивающие игры, ритмика. Выбирая прогимназию, следует внимательно ознакомиться с обучающей программой учреждения. Короткий программный список говорит о том, что учреждение не соответствует своему названию. Занятия в прогимназиях строятся по игровому принципу, который легче усваивается детьми от 3-х до 6-ти лет.
- Центры образования, действующие по всеобъемлющему принципу. Относятся к государственным учреждениям. Используют программы, разработанные для дошкольного и начального образования. Продолжение обучения в центрах образования подразумевает непрерывность процесса, когда ребенок получает общее образование, совмещенное с профессиональной подготовкой. Организовываются по принципу заинтересованности населения в программном обучении с элементами преемственности и доступности. Поступление проводится на общих основаниях.
Полезные материалы:
- Как развивать ребенка 3-х месяцев: игрушки, занятия и развивающие игры с малышом в домашних условиях
- Развитие и рацион питания ребенка в 1 год 5 месяцев: что должен уметь карапуз, как организовать его режим дня?
- Развитие и питание ребенка в 1 год 9 месяцев: составляем меню для малыша, определяемся с умениями карапуза
- Что должен уметь каждый ребенок в полтора года: критерии развития, игрушки и развивающие игры в 1 год 6 месяцев
- Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: что должен уметь малыш, как с ним играть и чем занять кроху?