Развитие ребенка 3 лет: что должны уметь мальчики и девочки в этом возрасте?

Сон

Дневной сон, которому дети в этом возрасте так активно противятся, пока еще необходим большинству малышей (оптимальный режим сна: 10-11 часов ночью и 2-2,5 часа днем*). Помочь ребенку заснуть днем может сокращенная версия вечернего ритуала подготовки ко сну, который принят в вашей семье. Задерните шторы, убавьте звук у работающих приборов, прочитайте небольшую сказку.

Если малышу не нравится само слово «сон», предложите ему просто полежать и отдохнуть. Объясните ребенку, что, даже если он уже вырос и ему не надо спать днем, то его маленьким «друзьям»-игрушкам отдых просто необходим, и их надо не только уложить их спать, но и показать им хороший пример и лечь в кроватку самому.

Если у вас есть возможность, прилягте отдохнуть вместе с малышом, скажите ему, что вы устали, попросите его помочь вам заснуть.

Несколько раз за ночь просыпается большинство детей, и не все могут заснуть снова самостоятельно. Некоторых малышей успокаивает присутствие любимой игрушки-«обнимашки». Другие начинают плакать и звать родителей или отправляются на их поиски и проводят остаток ночи в семейной кровати. Следуйте своим инстинктам. Если вы считаете, что малыш уже достаточно взрослый, чтобы спать всю ночь самостоятельно, попробуйте убедить его, что спать в своей «взрослой» кроватке гораздо удобнее. Комфорт и безопасность для малыша связаны с близостью родителей. Обязательно обнимите малыша, скажите ему, что вы обязательно придете, если будет нужно. Ваш ребенок должен знать, что вы всегда в пределах досягаемости, чтобы обнять и успокоить, но ваше постоянное присутствие необязательно. Лучше, чтобы малыш окончательно заснул в одиночестве, тогда он не будет ожидать вашего присутствия рядом в момент пробуждения.

Живое детское воображение иногда заселяет темноту страшными чудовищами и опасностями. В этом возрасте дети могут начать бояться темноты. Не смейтесь над детскими фантазиями и не пытайтесь опровергнуть их с помощью логики. Обыкновенный ночник или свет из коридора поможет успокоить страхи малыша.

Психическое развитие ребёнка в 3 года

В 3 года мальчики и девочки проявляют свой нрав, становятся непослушными, более разговорчивыми, любопытными, непоседливыми. Психомоторное развитие интеллектуальных и двигательных навыков совершенствуется. Развивается полноценное наглядно-образное мышление, воображение, осознание собственного «я».

При должном воспитании слушается взрослых, не шумит в общественных местах. Хотя, конечно, может упрямиться если не понимает чего от него хотят родители или не хочет в чем-то себя ограничивать.

Осознает юмор, может рассмеяться над чем-либо, показавшимся ему смешным, гордится собой, если что-то делает хорошо или лучше других. Эмоционально откликается на красивое и некрасивое.

Особенности психоэмоционального развития трёхлетнего ребёнка:

Сопереживает героям сказок, выражает сопереживание
мимикой. Самые любимые книги готов слушать много раз.
Испытывает чувство стыда, обиды и огорчения, может постоять за себя и дать сдачи.
Соображает, как нельзя делать. Когда видит как другие дети совершают не очень хорошие поступки, оценивает и осуждает их говорит: «Нельзя обижать котенка», «Нельзя обзываться».
Ревнует и обижается, умеет сердиться и изредка лукавить, может и заступиться, и очень любит немножко похулиганить.
Настороженно относится к незнакомым людям и непривычным ситуациям

В этот период возникает боязнь темноты.
Понимает где опасность, что полезно, а что нет, закладывается сознание осторожности.
Начинает отличать прошлое и будущее.

Трёхлетка умеет запоминать маленькие стишки, песенки, считалки, поговорки и пословицы – помнит их наизусть. По картинке может пересказать сюжет знакомой сказки.

Словарный запас расширяется до 1500 слов, малыш составляет предложения. Может произносить фразы из трех слов с подлежащим и со сказуемым.

Кризис 3-х лет

«Совсем от рук отбился!», «Ну и неслух растет!» — восклицают мамы и папы, бабушки и дедушки, не подозревая о том, что внешнее непослушание, упрямство и протест могут оказаться обратной и крайне необходимой стороной позитивных личностных изменений.

Ломаются не только любимые игрушки, но и весь установившийся порядок. «Я сам! Дай!» кричит недовольный отказом карапуз, и вот уже не за горами плач и истерика.

Истерика — основной признак кризиса трёхлетки. Разумеется, она была и в более раннем возрасте из-за усталости и переутомления. Родителям было гораздо проще успокоить своё чадо.

У ребёнка в 3 года истерики становятся способом манипуляции при желании заполучить новую игрушку. Поэтому они случаются в местах с большим скоплением зрителей – в магазинах и на улице.

Основой же поведения становится стремление все делать наоборот. «Назло», — говорим мы, и, конечно, ошибаемся. Потому что ребенок далек от мысли «делать зло», он просто защищает свое «я».

 Советы психолога, как пережить кризис 3 лет

Ребенок ведет себя конфликтно не потому, что он так хочет, а потому, что по-другому он пока не может. Такое осознание поможет побороть раздражительность и негодование в адрес ребенка.

Никогда не оставляйте ребенка наедине с истерикой (это может  отразиться на его психическом здоровье)
Привлекайте к посильной для него работе (но только по согласию), не забыв похвалить за результат.
Помогайте тогда, когда он просит, а не тогда, когда вы этого хотите.
Предоставьте выбор в мелочах (хочешь одеть желтую или синюю футболку, приготовить гречневую или рисовую кашу). Подчеркивайте право его выбора в отдельных вопросах и ваше доверие к нему.

Не пытайтесь побороть упрямство ребенка. Оно просто необходимо для формирования воли и целеустремленности

Пробуйте перевести его внимание на новую игрушку или занятие.
Не говорите категоричное «нет», иногда достаточно согласиться, чтобы ребенок через 2-3 минуты потерял интерес к предмету спора.
Проигрывайте сложные ситуации с куклами, мягкими игрушками: пусть они проявят непослушание, а малыш научит их правильно себя вести.
Не навешивайте ярлыки («Бандит», «Неслух»), оценивайте только поступок, но не личностные качества ребенка. В противном случае, малыш привыкнет к тому, что он бандит, и будет изводить вас и дальше.
Не меняйте требования (сегодня нельзя, а завтра можно), проявляйте твердость в вопросах режима дня и безопасности.

Не стоит исполнять все желания ребенка и позволять ему манипулировать собой, чтобы избежать конфликта.

Что должен уметь ребенок от 2 до 18 лет

Что именно делают родители за детей вместо того, чтобы требовать самостоятельности? В чем заключаются необходимые жизненные навыки?

Не исключено, что, прочитав список ниже, вы ужаснетесь. Я сама, вспоминая годы воспитания моих детей, Сойера и Эвери, вижу, что мы с мужем делали для них слишком много, вместо того чтобы дать им наслаждаться все большей самостоятельностью. Признаюсь, часто самой сделать что-то просто легче, а еще нам нравилось им помогать.

Детям было около десяти, когда мы осознали ошибочность нашего подхода, и некоторое время нам пришлось выслушивать их рассуждения. “Почему вы от нас это требуете? — спрашивали дети. — Если это такие важные дела, почему же мы раньше этого не делали?”.

От двух до трех лет: маленькие обязанности и базовый уход за собой. Это возраст, когда ребенок начнет овладевать базовыми жизненными навыками. К трехлетнему возрасту ваш ребенок должен уметь:

  • помогать убирать игрушки;
  • самостоятельно одеваться (с некоторой помощью взрослого);
  • класть одежду в корзину, когда разденется;
  • очищать тарелку после еды;
  • помогать накрывать на стол;
  • чистить зубы и умываться с помощью взрослого.

От четырех до пяти лет: важны имена и числа. Когда ребенок достигает этого возраста, в первых строках списка приоритетов значатся навыки безопасности. Ребенок должен знать:

  • свое полное имя, адрес и номер телефона;
  • как вызвать экстренные службы.

Еще он должен уметь:

  • выполнять простые задания по уборке, например вытирать пыль с доступных мест и убирать со стола;
  • кормить домашних животных;
  • узнавать номиналы монет и бумажных денег и на простейшем уровне понимать, как пользоваться деньгами;
  • чистить зубы, причесываться и умываться без посторонней помощи;
  • помогать стирать одежду, например приносить ее в место стирки;
  • выбирать, какую одежду надеть.

От шести до семи лет: простейшие приемы приготовления пищи. Дети в этом возрасте могут начать помогать готовить и должны научиться:

  • перемешивать, взбалтывать и резать тупым ножом;
  • готовить простые блюда, например делать сэндвичи;
  • помогать убирать продукты;
  • мыть посуду;
  • безопасно пользоваться простыми чистящими средствами;
  • приводить в порядок туалет после использования;
  • заправлять постель без посторонней помощи;
  • мыться без надзора.

От восьми до девяти лет: гордость за свои вещи. К этому времени ребенок должен ценить свои вещи и должным образом за ними ухаживать. Это означает:

  • складывать одежду;
  • освоить простые приемы шитья;
  • заботиться об уличных игрушках, например велосипеде или роликовых коньках.

А кроме того:

  • без напоминания следить за личной гигиеной;
  • правильно пользоваться веником и совком;
  • уметь читать рецепты и готовить простые блюда;
  • помогать составлять список необходимых продуктов;
  • считать и выдавать сдачу;
  • помогать делать простые садоводческие работы, например поливать и полоть;
  • выносить мусор.

От 10 до 13 лет: обретение независимости. Примерно в десять лет ребенок может начинать многое делать самостоятельно. Он должен уметь:

  • оставаться дома один;
  • ходить в магазин и самостоятельно делать покупки;
  • менять простыни;
  • пользоваться посудомоечной машиной и сушилкой;
  • планировать и готовить блюда из нескольких ингредиентов;
  • жарить и печь в духовке;
  • читать этикетки;
  • гладить;
  • учиться пользоваться основными инструментами;
  • косить газон и убираться во дворе;
  • присматривать за младшими братьями, сестрами, соседскими детьми.

От 14 до 18 лет: освоение сложных навыков. К четырнадцатилетнему возрасту ребенок должен очень хорошо освоить все вышеперечисленное. Кроме того, он должен уметь:

  • выполнять более сложные работы по уборке и поддержанию порядка, например менять мешок в пылесосе, чистить духовку и прочищать слив;
  • заправлять машину бензином, накачивать шины, менять колесо;
  • читать и понимать этикетки лекарств и дозировки;
  • проходить собеседование и устраиваться на работу;
  • заготавливать продукты и готовить блюда.

Молодежь: подготовка к самостоятельной жизни. Молодежь должна уметь заботиться о себе после поступления в вуз или переезда. Для этого нужно освоить довольно много навыков, в том числе:

  • регулярно посещать врача и стоматолога, ходить на другие важные для здоровья процедуры;
  • иметь базовое представление о финансах, уметь управлять банковским счетом, оплачивать счета и пользоваться кредитной карточкой;
  • понимать простые договоры, например на аренду квартиры или автомобиля;
  • планировать замену масла и базовое обслуживание автомобиля.

Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
  • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
  • Умело пинает мяч.
  • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
  • Рвет лист бумаги.
  • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
  • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
  • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
  • Определяет самый длинный и короткий предмет.
  • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
  • Часто вместо «я» называет свое имя.
  • Знает свою половую принадлежность.
  • Понимает простые правила игры.
  • Играет в прятки, догонялки.
  • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Умеет вращать кончиком языка.
  • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
  • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
  • Может взобраться по веревочной лестнице.
  • Переступает через препятствия.
  • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Advertisement

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

Советы родителям по развитию десятимесячного ребенка

Уровень физического и психоэмоционального становления во многом зависит от родителей. Для полноценного и нормального формирования мама и папа должны ответственно подойти к вопросам воспитания, ухода и придерживаться следующих рекомендаций:

Носить ребенка на руках. Несмотря на то, что малыш начал активно ползать или самостоятельно ходить, его все равно необходимо брать на руки и носить. Ребенку по-прежнему необходимы родительские объятия. Подобную тактику воспитания называют холдингом. Носить ребенка на руках рекомендуется 1-1,5 часа в день. При этом можно петь ему песни, целовать, ходить по комнате, рассказывать сказки, говорить приятные слова.

Разговаривать с малышом. При общении следует употреблять простые слова и несложные предложения. Говорить нужно разборчиво и уравновешенно. Для лучшего развития во время разговора можно показывать и рассказывать о различных предметах, игрушках и пр.
Играть с малышом. Родители должны играть с малышом не только в развлекательные, но и развивающие игры. Можно полепить из пластилина или специального теста, порисовать, поскладывать пирамидки или кубики и т.д

Немаловажное значение имеют и шуточные игры. Смех и положительные эмоции благоприятно отражаются на психоэмоциональном формировании ребенка.
Предоставить пространство для ползания

При этом в доме должно быть безопасно. Опасные вещи необходимо спрятать в места, недоступные для ребенка. Также нужно следить, чтобы в доме было чисто, регулярно мыть пол и вытирать пыль.
Заниматься чтением. Ежедневно рекомендуется отводить определенное время для чтения. Десятимесячные дети понимают простые слова или даже повторяют их, поэтому можно начинать читать малышу небольшие рассказы. Также следует выделить полочку для книг, до которой ребенок сможет самостоятельно дотянуться и достать интересующую его книгу.
Не запрещать кидать игрушки. Таким образом десятимесячные дети познают окружающий мир. Ребенку можно завести отдельную коробку, в которую он может бросать игрушки. Чтобы развить координацию обеих рук, положение коробки необходимо периодически менять (справа или слева от ребенка).
Продолжать формирование моторики. Для этого не обязательно покупать специальные игры или приспособления. Можно обойтись домашними продуктами (мука, макароны, фасоль, горох и т.д.).
Выполнять гимнастику
Отдельное внимание рекомендуется уделять гимнастическим упражнениям, развивающим ходьбу и ползание. Для этого взрослому необходимо разгибать и сгибать ноги малыша, поддерживать его, чтобы он мог вставать, приседать и ходить.

Малыши в таком возрасте быстро устают, поэтому на любое занятие рекомендуется отводить 15-20 минут.

Начиная с десяти месяцев родителям рекомендуется обеспечить детям активное общение с ровесниками. Большое количество детей будет утомительным для ребенка. Лучше, если к вам в гости будет приходить подруга или знакомые, у которых также есть ребенок. Дома малыш будет чувствовать себя комфортней, поэтому сможет легче знакомиться с другими детьми. Именно в игровой форме и процессе общения со сверстниками малыши начинают повторять увиденные действия и перенимать новые умения.

Те родители, у которых нет знакомых с маленькими детьми, могут выходить гулять на детские площадки. Общение со сверстниками – одна из основных составляющих полноценного и разностороннего развития, которая позволяет ребенку быстрее овладеть необходимыми знаниями и лучше социализироваться в коллективе.

Социально-эмоциональное развитие детей в 5 лет

К пятилетнему возрасту дети учатся контролировать свои эмоции. Психологическое развитие, происходящее в этом возрасте, позволяет ребёнку сдерживать импульсивные желания, оценивать свои поступки. Он может это выразить не только плачем, но и словами и чувствует себя более уверенно, потому что его понимают.

В этот период развиваются навыки:

  • усидчивость, терпение;
  • умение словесно выразить просьбу;
  • контакта с окружающими и незнакомыми людьми;
  • умение делиться игрушками, сладостями;
  • уступчивость по отношению к другим детям;
  • ярко выраженное чувство справедливости;
  • умение играть в группе детей бесконфликтно;
  • понимания социальных ролей, выполняемых взрослыми;
  • различать органы человеческого тела и условия их функционирования.

Дети в пятилетнем возрасте с удовольствием помогают родителям по хозяйству, потому что им нравится копировать их поведение и поступки. Это самый активный возраст формирования личности, закладывания положительных привычек.

И родителям не стоит упускать этот момент. Необходимо развивать инициативу, давать ребёнку возможность выбора, что повышает самооценку и вырабатывает у него чувство ответственности.

Он должен знать в этом возрасте:

  • название своей страны и города;
  • различать плохое поведение и хорошее не только у сверстников, но и у взрослых;
  • самостоятельно выполнять все гигиенические требования.

Общие особенности возраста

Что должен уметь ребенок в 3 года – очень важные знания для родителей, так как 3 года – это тот возраст, когда ребенок подходит к следующему этапу своего психического и физического развития.

Главные навыки:

Его представление об окружающем мире постепенно выходит за рамки семейного круга. Он начинает понимать, что взрослые, кроме семейных обязанностей, несут еще ряд общественных функций.

В 3 года у ребенка появляется желание «примерить» на себя образ взрослого, но возможности малыша еще ограничены. Поэтому начинает развиваться такой вид деятельности, как игра.


Знания о том, что должен уметь ребенок в 3 года, нужны родителям для того, чтобы определить уровень развития своего малыша и, при необходимости, вовремя корректировать этот уровень

У 3-летнего ребенка игра еще примитивна и только начинает свое формирование как основной вид деятельности дошкольника:

  1. простые неразвернутые сюжеты ограничиваются 1–2 ролями;
  2. для игры используются игрушки и предметы-заменители (например, кубик – это телефон);
  3. игра проходит непродолжительно и без правил (правила только начинают формироваться).

У 3-летнего ребенка внимание и память развиты настолько, что он уже в состоянии запоминать по просьбе взрослого 3–4 слова, чуть позже – небольшие стихотворения (потешки, песенки).
Наглядно-действенное мышление, свойственное для этого возраста, позволяет малышу устанавливать (экспериментально) связи между предметом и действием. Например, воздушный шарик можно притянуть к себе, если потянуть за веревочку, к которой он привязан.
Благодаря предметно-игровой деятельности начинает развиваться воображение

Это особенно заметно во время игры, когда ребенок использует предметы-заменители.
В 3 года малыш может давать простые оценки своему поведению и поведению других детей (поделился игрушкой – хорошо, разорвал книжку – поступил плохо).


Трехлетние дети выбирают игрушки уже по гендерному принципу — мальчишки отдают предпочтение машинкам, а девочки — куклам

  • Ярче выражено гендерное поведение, например, при выборе игрушек.
  • Начинается период познавательных вопросов (взрослые должны понимать, что вопросы ребенка не должны оставаться без ответов).

Нормы, что должен уметь ребенок в 1 год

Годовалый ребенок ответственных родителей обязательно должен прийти ко многим специалистам на осмотр. Педиатр, невролог, офтальмолог, хирург и другие тщательно осматривают малыша, взвешивают, измеряют его и задают маме или папе множество вопросов. Спрашивают, что в год делает ребенок, как он спит и гуляет, сколько слов уже говорит. Эти вопросы не праздные – по ним специалисты определяют уровень психического и физического развития малыша.

По тому, что умеет ребенок делать в этом возрасте, судят о наличии у него серьезных отклонений в развитии или делают вывод, что все показатели находятся в пределах нормы, и отклонений нет. Существуют специальные таблицы с показателями нормативного роста и веса, окружности головы и груди. По этим таблицам оценивается физическое состояние ребенка. Психомоторные, социальные и бытовые навыки врачи оценивают по календарю развития – специальному перечню, в котором подробно расшифрованы все умения. Их малыш должен освоить к первому дню рождения.

Для мальчиков и девочек есть различия в физических нормах. Это связано с тем фактом, что, по данным статистики, мальчики рождаются, как правило, крупнее девочек. Поэтому их показатели роста и массы немного выше. Зато девочки быстрее развиваются эмоционально и психологически, скорее набирают свой словарный запас. Для гармоничного развития детей необходимо проявлять заботу и доверие к ребятишкам любого пола

Для девочки особое внимание следует уделить заботе, мальчику оказывать больше доверия, предоставлять простор для самостоятельного выбора

Мальчики и девочки по-разному нуждаются в заботе

Навыки социального общения

Для того, чтобы найти свое место в обществе, следует обладать навыками общения. На каждом этапе своего развития дети получают определенный набор умений, позволяющий уверенно чувствовать себя в социуме.


В 3 года ребенок уже может озвучить свою просьбу взрослым

Социальные навыки:

  • Уже на этапе раннего возраста дети осуществляют контакт со взрослыми и сверстниками при помощи речи (изредка – неречевыми способами).
  • Ребенок должен уметь обращаться с просьбой к окружающим (поменяться игрушкой с другим участником игры, попросить взрослого завязать шарф) и сам слышать и выполнять поручения.
  • Знать и называть окружающих по имени (членов семьи, воспитателей, детей, с которыми играет).
  • Быть эмоционально отзывчивым, сопереживать другим.
  • Называть себя в первом лице («Я смотрю мультфильм»).
  • Четко осознавать свою половую принадлежность. По внешним признакам (одежда, прическа, имя) определять пол другого человека или его изображения.

Режим дня и правила организации питания

Нормальное детское развитие возможно при только при соблюдении правильного режима и норм питания.

Примерный режим дня

Занятие (вид деятельности)Время
1.Утреннее пробуждение6.30–7.30
2.Утренние процедуры (туалет, умывание)7.30–8.00
3.Завтрак8.20–9.00
4.Игры или занятиядо 10.00
5.Прогулка на свежем воздухе (подвижные игры)до 12.20
6.Обед12.30–13
7.Послеобеденный сондо 15.00
8.Просыпание (гимнастика пробуждения, туалет, одевание)15–15.30
9.Полдник15.30–16
10.Самостоятельная игровая деятельность16–16.30
11.Вечерняя прогулкадо 18.00
12.Ужин18.30–19.00
13.Прогулка (в теплое время года) или игры в помещениидо 20.00
14.Спокойные игры, чтение сказок, подготовка ко сну20.00–20.30
15.Ночной сонс 20.30 (21.00)

Питание должно быть 4-разовое, верно сбалансированное.

На килограмм своего веса ребенок должен получать:

  • белка – 3–3,5 г;
  • жира – 3,5–4 г;
  • углеводов – 13–15 г.

В рационе необходимо присутствие разных продуктов.

Примерные нормы основных продуктов питания для дошкольника раннего возраста:

  • Молоко. Для питья и приготовления молочных блюд достаточно 600 г (часть можно заменять кефиром, простоквашей);
  • Творог. Достаточно 40 г в день.
  • Яйца. Одно в день (лучше желток, так как белок чаще вызывает аллергические реакции). Яйцо можно добавлять в супы, пюре, каши.
  • Мясо. По 60 г в день 5–6 раз в неделю в вареном, жареном виде, в виде тефтелей и котлет. Можно давать говядину, телятину, куриное мясо, нежирную свинину, рыбу. Мясные блюда для детей хорошо сочетать с овощными гарнирами. Мясные супы и бульоны полезны (они богаты экстрактивными веществами).

Однако не стоит злоупотреблять. От 3 до 5 лет их норма потребления составляет 250–300 г в день. 1 или 2 дня в неделю стоит делать вегетарианскими.

  • Хлеб. Для ребенка в день достаточно 100 г хлеба из пшеничной муки и 50 г из ржаной. Но стоит учитывать потребление и других мучных изделий: булок, сухарей, пирогов, печенья.
  • Овощи и фрукты относятся к полезным продуктам питания. Поэтому (если нет особых противопоказаний) их не стоит ограничивать в дневном рационе.

Здоровое и правильное развитие каждого ребенка зависит в большой степени от его родителей

Поэтому папам и мамам важно понимать, что должен знать и уметь ребенок (и не только в 3 года). Такую информацию можно получить в любом дошкольном учреждении (или просмотрев специальные программы)

Однако всегда стоит помнить, что ребенок – личность, которую не стоит загонять в строгие рамки.

Оформление статьи: Натали Подольская

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий