Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Интеллектуальное развитие

Дети второго года жизни приобретают много «умелок» интеллектуальной природы. Они могут появляться в разной последовательности, раньше или позже. Помните, что умственное развитие ребенка некорректно определять, ориентируясь на усредненный перечень того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте

Наблюдайте за малышом, принимайте во внимание его личные особенности, свойства характера, ваш образ жизни. Обычно в возрасте примерно 18 месяцев малыши способны выполнять следующие действия:

  • Возить за собой игрушку на веревочке,
  • Собирать простую пирамидку,
  • Сортировать предметы по формам и цветам,
  • Рисовать овальные формы, зигзагообразные, прямые линии,
  • Переворачивать книжные листы, имитируя чтение, увлеченно разглядывать картинки,
  • Складывать несложные формы или крупные бусины в отверстия сортера,
  • Продумывать свои действия – например, принести подставку, чтобы что-то достать.

Физическое развитие ребенка в полтора года

Вес мальчиков в 1 год и 6 месяцев от 10,2 до 13,0 кг. Вес девочек от 9,8 до 12,2 кг.
Рост мальчиков от 78,4 до 85,9 см.
Рост девочек от 77,1 до 84,5 см.

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы). Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым). Восходит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом. Проходит по слегка наклонной доске. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Ребенок уже држит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу. Пьет из чашки, почти не проливая. Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях. Спокойно относится к умыванию.

Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

  • Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.
  • Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.
  • Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!
  • Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

Мясо, рыба, яйца в питании ребенка

Мясные продукты даются в виде паровых котлет, тефтель, фрикаделек, мясного суфле и пудинга в количестве 100 г ежедневно. Ближе к середине второго года можно предлагать малышу тушеное мясо мелкими кусочками, но при этом внимательно следить за тем, чтобы он не подавился. В питании по-прежнему используются многие сорта мяса: говядина, телятина, нежирная свинина, кролик, индейка, курица, а также субпродукты -печень, язык, сердце, мозги. Мясо водоплавающей птицы (утки, гуся) и баранина богаты тугоплавкими жирами, что усложняет переваривание и усвоение этих сортов мяса, поэтому их можно давать лишь время от времени.

Рыбу следует предлагать один — два раза в неделю по 30-40 г на прием как замену мясным блюдам. Можно приготовить рыбные котлеты (паровые) или тефтели, потушить рыбное филе.

Яйца также имеют большое значение в питании детей после 1 года, так как богаты ценными питательными веществами — легкоусвояемым белком, ценными аминокислотами, витаминами (A, D, Е), фосфолипидами, минеральными веществами, микро- и макроэлементами. Белок яиц усваивается практически полностью — на 96-97%, жиры — примерно на 95%. Для питания малышей используются только куриные и перепелиные яйца. Яйца водоплавающих птиц исключаются из-за высокого риска передачи опасных инфекций. Перепелиные яйца отличаются от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим количеством незаменимой аминокислоты — триптофана), но и более высоким содержанием жира и холестерина. Детям до 1,5 лет предлагать яйца следует только в сваренном виде (вкрутую) или в виде омлетов на молоке (они также могут содержать различные овощи). В сыром виде (а кроме того, “всмятку” и “в мешочек” яйца хуже перевариваются, так как содержат неденатурированный белок, а также опасны с точки зрения передачи инфекций. Омлет удобно готовить в микроволновой печи. Тогда он будет не поджаренным, как на сковороде, а печеный, без корочки. Омлетную массу выливают в посуду, предназначенную для микроволновых печей (без использования масла) и ставят в печь на 2-3 минуты. Кроме того, яйца добавляются к другим продуктам во время приготовления различных блюд (сырников, блинчиков и пр.). Поскольку яйца — продукт с высокими аллергенными свойствами (перепелиные яйца все же намного менее аллергенны, чем куриные), их не стоит давать детям ежедневно, лучше делать это 3 раза в неделю или через день. Рекомендуемая доза яиц составляет % куриного яйца в день или целое — через день. Для перепелиных яиц доза увеличивается примерно вдвое.

Особенности психологического развития

Развитие психологических особенностей крохи в 1 год и пять месяцев идет семимильными шагами.

Особенная черта этого возраста – это сделать все самостоятельно.

Теперь кроха не будет звать маму или папу на помощь, как только столкнётся с трудностями. Его психологическое развитие заставляет самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Если же решить самому не удается, только тогда он может взрослого попросить о помощи.

В этот период родители не должны препятствовать и помогать малышу найти решение проблемы без его на то просьбы. Дайте ребенку возможность самому перешагнуть через трудности. Любое вмешательство в этом возрасте может привести к тому, что кроха перестанет делать сам и будет просить о помощи взрослого, что совершенно неправильно.

Дети в этом возрасте не так часто плачут, кричат. Они учатся по-другому говорить о своих эмоциях, используя для этого мимику, жесты.

В этом возрасте ребенок уже может произносить некоторые простые слова. Объясняются и показывают свои желания дети с помощью мимики и жестов.

В 1 год и 5 месяцев малыш уже хорошо знает, где его одежда, он умеет умываться, пытается самостоятельно одеться. Кроха может выполнять минимальные просьбы окружающих его людей (принести знакомые ему предметы, похлопать в ладоши, потопать и т. д.).

Особое внимание малышей этого возраста привлекают яркие предметы. Характерными особенностями психологических навыков у крох в этом периоде будут такие:. Интерес к книгам с яркими рисунками

Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают

Интерес к книгам с яркими рисунками. Сказки для детей этого возраста должны состоять из коротких и понятных предложений. У ребенка уже есть любимые книги, герои и он может легко показывать их на картинках и жестами объяснять, что они делают.

  • В 1 год и 5 месяцев для малыша должны быть понятны тон и эмоции взрослых близких ему людей.
  • Дети более эмоционально спокойны. Они не так часто плачут и капризничают.
  • Со сверстниками они не умеют полноценно общаться, делиться, что часто приводит к дракам. Поэтому лучшими собеседниками в этом возрасте для малыша будут дети постарше, которые не будут составлять конкуренцию за игрушку, или взрослые.
  • Для малышей в этом возрасте наиболее интересными остаются игрушки, которые можно катать (коляски, машинки на веревочке), всевозможные пирамидки, за собиранием которых они могут просидеть достаточно много времени.

Родителям малыша в таком возрасте нужно набраться терпения, так как ребенок может подолгу повторять понравившийся ему новый навык. Крохи могут часами просить взрослого повторить действия, и отказывать ему в этом не стоит. Так как именно в этот период постоянный повтор – это один из способов обучиться и усвоить новое.

Вот основные характерные особенности развития ребенка в 1 год и 5 месяцев. Не забывайте, что каждый ребенок – это индивидуальность. Его развитие может немного отличаться от установленных канонов.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Речевые навыки

Словарный запас детей в полуторагодовалом возрасте составляет около 40 слов. Четкого произношения ожидать не стоит. В основном, в арсенале ребенка имеются слова, подражающие звуками (би-би, кис-кис, ав-ав и другие).

Некоторые дети уже могут составлять словосочетания из пары слов. Склонение и другие правила языка им еще не подвластны, но общий смысл речи становится понятным.

Именно в этот период времени происходит закладка пассивного словарного запаса детей, поэтому важно стараться научить их произносить как можно больше слов. Чем больше они слышат и видят, тем больше запоминают

В будущем, все эти спрятанные знания выражаются в хорошо развитой полноценной речи. Поэтому родителям рекомендуется озвучивать все происходящее вокруг, как дома, так и на прогулке.

Для нормального речевого развития детей следует всегда реагировать на просьбы, вопросы и слова малыша. Во взрослой речи не должно быть исковерканных слов, подражающих звуков. Ребенок должен сразу воспринимать нормально поставленную взрослую речь.

Если кроха еще не может четко разговаривать в этом возрасте, не стоит расстраиваться и паниковать. При достаточном внимании и регулярном общении малыш вскоре научится говорить связными предложениями.

Питание малыша полутора лет

Физическое развитие крохи в этом возрасте полностью зависит от питания. Подвижный и любопытный малыш должен получать все необходимые микроэлементы и витамины из пищи. Поскольку многие мамы в этом возрасте уже отучают ребенка от груди, стоит пристально отнестись к его рациону. В ежедневном меню крохи должны присутствовать такие продукты, как мясо (нежирное), молочка (молоко, творог, кефир), овощи, фрукты, хлеб и т.д.

Чтобы более точно понять примерный рацион малыша в полтора года, можно взглянуть на таблицу, в которой приводится примерный набор блюд и продуктов для одного дня.

Примерное меню малыша в полтора года:

ЗавтракОбедПолдникУжин
Каша манная – 150 г;

Молоко – 150 мл;

Белый хлеб со сливочным маслом и кусочком сыра.

Салат из тертых яблок и моркови;

Супчик овощной – 100мл;

Котлетка мясная;

Компот или сок – 100г;

Кусочек черного хлеба – 20 гр.

Фруктовое пюре – 100г;

Кефир или молоко – 150 мл;

Печенье.

Тушеная цветная капуста с яблоками;

Чай с ромашкой или ацидолакт – 150 мл;

Белый хлеб со сливочным маслом.

В полтора года многие дети еще не умеют хорошо пережевывать пищу, едят не аккуратно и достаточно медленно. Поэтому мамам стоит запастись терпением и помнить о том, что любое блюдо для малыша должно быть не только вкусным, но и приятным на вид. Поэтому не стоит лениться украсить манную кашку ягодами черной смородины, а из вареного яичка сделать домик.

Бытовые навыки

Что умеет ребенок в этом возрасте?

Малыш уверенно держит ложку и делает первые попытки самостоятельно кушать и пить. Для начала лучше предлагать густую пищу, пока навык не сформируется окончательно. Появляются и другие умения.

Чаще всего это относится к шапкам и варежкам. Родители должны поощрять самостоятельные попытки ребенка, проявлять терпение, даже если процесс одевания будет занимать около часа. После того, как малыш оденется сам, следует похвалить его.

Ребенок становится активным помощником в бытовых вопросах

Он может отнести предметы в мусорное ведро, протирать тряпкой пол, стирать со стола, стараться делать многие многие другие дела по дому. Все действия ребенка копируют деятельность взрослых. Многие полуторагодовалые дети уже просятся в туалет. С удовольствием моют руки или чистят зубы.

Практические умения ребенка в 18 месяцев

Разберем, что умеет делать ребенок в 1 год и 6 месяцев. Перечисленные ниже навыки являются своего рода ориентиром для родителей, однако не стоит забывать, что они весьма условны, усреднены. Уровень владения каким-либо умением зависит от множества факторов, индивидуальных и неповторимых для каждой семьи. Любой ребёнок имеет право развиваться и обучаться в своем темпе.

Физическая сфера:

  • Малыш умеет вставать с опорой, ходить без помощи взрослого, бегать,
  • Появляется способность координировать движения: приседать и подниматься, наклоняться за игрушкой, поворачиваться в разные стороны, менять направление движения, подпрыгивать, залезать на возвышенности и спускаться с них,
  • Более продвинутый уровень – подпрыгивания, переступание через препятствия, шагание по ступеням вверх. Спускаться вниз сложнее, ребенок освоит этот навык чуть позже,
  • Детки целенаправленно бросают мяч в разных направлениях, пинают его ножкой,
  • Полуторалетки все еще много падают. Желание разведать все вокруг подталкивает их к совершению сложных действий, манипуляций со своим телом, которые пока им недоступны.

Речь:

  • Словарный запас растет с каждым днем, в среднем детки 18 месяцев имеют в запасе порядка 10-20 активных слов,
  • Рождаются первые зачатки фраз – наиболее активные отпрыски начинают строить небольшие, понятные только для родителей фразы,
  • В основном речь представляет собой смесь лепета и звукоподражания,
  • Пассивный лексикон очень велик – маленький человечек понимает практически все, что говорят ему взрослые, бурно, эмоционально реагирует,
  • Малыш показывает части тела, предметы и животных на картинках, называет.

Социально-эмоциональная сфера:

  • Полуторалетки проявляют живой интерес к другим людям, стремятся находиться в гуще событий (возможно, оставаясь при этом у мамы на коленях),
  • Формируется способность проявлять эмоции: жалеть кого-то, радоваться, печалиться, сердиться,
  • Характерно активное подражание эмоциям взрослых, при помощи жестов, мимики, возгласов,

Правильное развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев: новые навыки и умения

Всего через два месяца малыш отпразднует свой второй «юбилей» — 2 года!

А пока он достаточно быстро растет, осваивает большой мир и приобретает множество новых навыков.

Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что он достаточно окреп к этому возрасту, стал физически ловким, быстрым и освоил огромное количество ранее недоступных ему движений и умений.

Но, прежде чем сравнивать ребенка согласно нормам, на которые опираются педиатры, необходимо сказать о том, что каждый малыш развивается индивидуально, в соответствии с собственным ритмом, обусловленным генетикой, рядом косвенных факторов и работой его нервной системы.

Физические параметры малыша в год и девять месяцев

Рост малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев имеет нижние и верхние границы:

  • у мальчиков от 83,5 см до 93 см;
  • у девочек – от 84 до 90,5 см.

Вес может колебаться от 10,5 кг до 14,5 кг.

Окружность головы:

  • у мальчиков в возрасте 22 месяца – около 47-51 см;
  • у девочек – от 46 до 50 см.

Окружность груди:

  • у девочек – от 48 до 54 см,
  • у мальчиков – от 48,5 до 54,7 см.

Данные параметры одобрены отечественными педиатрами и немного отличаются от нормы ВОЗ.

Важно! Нормы всегда нужны только для того, чтобы анализировать те, или иные показатели, делая некоторые соответствующие выводы, но не боле того!

Что умеет делать малыш?

Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:

  1. Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
  2. Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
  3. Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
  4. Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
  5. Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
  6. Убирать за собой игрушки.
  7. Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).

Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.

Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.

Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.

В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.

Важно! Малышам в этом возрасте достаточно интересно помогать взрослым, особенно в домашних делах. Ребенок сам предлагает свою помощь, ожидая похвалы и поддержки от старших и стремиться полностью копировать действия взрослых

Интеллект

  • В возрасте 22 месяцев уже можно определить, какая ручка у крохи ведущая – правая, или левая.
  • Малыш умеет соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.
  • Ориентируется в контрастных величинах.
  • Определяет 3-4 цвета.
  • Распознает вес, фактуру и температуру окружающих его предметов.
  • Умеет «рисовать» (не только изображать на листе бумаги различные линии, но и назвать то, что он нарисовал).
  • Во время игры способен выполнять два-три сюжетных действия.
  • Умеет сооружать постройки из кубиков и выполнять правильные действия с пирамидкой.

В 1 год и 10 месяцев интеллект малыша стремительно развивается, у ребенка достаточно активно функционирует память и мышление; он тонко улавливает и различает интонацию речи не только взрослого, но и сверстников.

Кроха внимательно слушает разговоры окружающих – в зависимости от услышанного у него меняется настроение. Малыш все больше начинает проявлять интерес к действиям, основанным на образном мышлении, наблюдательности и запоминании.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий