Психологический запор у ребенка в 2-3 года — что делать родителям?

Как узнать, что у двухлетнего малыша запор?

У двухлетнего ребенка кишечник должен опорожняться ежедневно, причем должно это происходить при легком натуживании. Если же у него:

  • Дефекации отсутствуют на протяжении суток;
  • Снижен аппетит;
  • Наблюдаются слабость и вялость;
  • Кал имеет плотную консистенцию;
  • Имеют место боли в животике.

Отсюда следует, что у малыша запор и требуется срочное вмешательство взрослых.

В 2 года:

  • Происходит изменение длины кишечного тракта;
  • Появляются до двух десятков зубов, а это значит, что маленький человек может самостоятельно пережевывать пищу;
  • Происходит регулирование дефекации, пусть и на зачаточной стадии;
  • Кал уже более соответствует физиологическим нормам, свойственным для взрослого человека.

Все симптомы проблем с опорожнением кишечника и сопровождающий их сильный детский плач не может не беспокоить родителей. Они просто обязаны выяснить причину подобного явления.

Чтобы понять, как вылечить запор у ребёнка в 2 года, необходимо узнать, какие методы эффективны и безопасны, а какие не принесут результата или навредят.

Для начала разберёмся, чего делать нельзя:

  • Не используйте слабительные, если их не назначил доктор.
  • Никогда не пытайтесь вызвать испражнения с помощью раздражения анального отверстия концом градусника. Это приведёт к травмам сфинктера и слизистой оболочки.

Очистительная клизма. Для её приготовления нужно добавить в стакан кипяченой прохладной воды одну ложку глицерина.

Чтобы не причинить малютке болезненные ощущения, нужно выполнять эту процедуру по особым правилам:

  • Смажьте наконечник детским кремом или маслом.
  • Продезинфицируйте грушу.
  • Используйте только прохладную воду, потому что тёплая жидкость легко поглощается стенками кишечника и тянет за собой токсины.
  • Следите за объёмом вливаемой в ребёнка жидкости. Если перестараться и залить слишком много – это приведёт к растяжению кишечника и острым болезненным ощущениям у малыша.

Лечение детей с года до 3 лет

Что делать: у ребенка 1 год запор? Дети в годовалом возрасте очень активны, необходимо тщательно следить за тем, чтобы малыш полноценно питался и как можно больше пил.

Если дети склонны к проблемам с пищеварением и опорожнением кишечника не стоит давать им супы с перетертыми овощами, кондитерские изделия, сладости, манку и рис, молоко, какао и чай, газированную воду, консервы, острые блюда, копчености. Во время перекусов нужно давать ему сырые и отварные овощи, салаты, заправленные оливковым или подсолнечным маслом, сухофрукты, фрукты, супы, соки, хлеб грубого помола, яблоки с очищенной кожурой, чай из шиповника, вареное мясо курицы, индейки, морской рыбы.

Если у ребенка запор в 2 года, что делать и как облегчить его страдания? Облегчить опорожнение кишечника поможет употребление в пищу отрубей.

  • Можно давать отруби с 10 месячного возраста, первоначально в виде отвара (1 чайная ложка на полстакана воды варить 10 минут). Остудить, разделить на 3 порции и добавлять в супчики и кашки, которые он должен употребить в течение дня.
  • С года можно делать отвар с 1,5 ложкой отрубей, но их уже можно не варить, а залить небольшим количеством кипятка, настаивать около 30 минут, воду слить, а отруби добавлять в супчики и каши.
  • Детям после 3 лет можно давать отруби в сыром виде (1,5 чайной ложки в сутки).
  • Подросткам можно употреблять в сутки около 3 чайных ложек.

При лечении ребенка с помощью отрубей, следует ему давать как можно больше воды.

Что делать, если у ребенка запор проявляется только изредка? Можно попробовать проверенные способы:

  • курагу, изюм, чернослив;
  • настой или отвар из чернослива;
  • кефир перед сном;
  • сок моркови или свеклы, разведенный 1:1.

Что делать: у ребенка 2 года запор? Улучшить моторику кишечника у этих детей можно с помощью несложных упражнений. Например, придумать игру, в которой ему нужно собрать мелкие игрушки с пола, просто наклоняясь вперед.

Причины

Психологические проблемы могут являться как непосредственной причиной запора, так и приводить к развитию заболеваний. К тому же нельзя исключать одновременное воздействие нескольких факторов.

Патофизиологический механизм заключается в нарушении нервной регуляции желудочно-кишечного тракта и других систем органов, которые воздействуют на него.

В 1 год

Ребёнок первого года жизни основную часть своего времени ест или спит. В этих условиях полноценная дефекация считается показателем нормального здоровья. При этом большинство физиологических систем в этом возрасте еще не сформирована должным образом, в том числе нервная.

Наиболее тесную связь малыши имеют именно с матерью, ведь тактильный контакт долгое время остается основным общением между ними. Несмотря на то, что они еще не способны к более глубокому анализу поступающей информации из окружающего мира, они могут реагировать на нее.

Так, неблагоприятная атмосфера в семье, длительная разлука с матерью и отсутствие соответствующего досуга (наличие игрушек, прогулки на свежем воздухе, совместные активные игры с родителями) могут приводить к нарушению пищеварения.

В 2-3 года

К 2-3-летнему возрасту дети стремительно растут и развиваются, с интересом воспринимая информацию об окружающей среде. При этом происходит большое количество важных для них моментов, таких как: устойчивое прямохождение, обогащение речи, приучение к горшку, поход в детский сад.

Ребенок уже способен сформулировать свои желания, осознавать различные эмоции и чувства, которыми он реагирует на происходящее вокруг. В этой ситуации возможны следующие причины развития запоров:

  • Знакомство с детским коллективом часто сопровождается большим стрессом для ребенка, который до этого привык только к тесному отношению со своей семьей. Подобные условия вызывают стеснение, особенно при необходимости опорожниться, что приводит к задержке дефекации;
  • Неприятный опыт в прошлом, связанный с опорожнением кишечника (боль при запоре, сильная диарея);
  • До 3-летнего возраста регуляция кишечника все еще устанавливается, поэтому иногда дети могут неожиданно даже для себя опорожниться. Самая большая ошибка родителей в этой ситуации – физическое наказание или резкая критика на повышенных тонах. В последующем ребенок из страха расстроить близких людей не может совершить дефекацию;
  • Неправильное приучение к горшку или злоупотребление памперсами;
  • Ссоры родителей или конфликты в детском коллективе;
  • Необходимость ходить в туалет вне привычных мест, резкая смена любимого горшка.

В 4-6 лет

Дети дошкольного возраста уже достаточно умны, осознанны, но при этом абсолютно отличаются между собой. Психоневрологические факторы в основном совпадают с таковыми в более ранние годы, меняются лишь условия на фоне развития ребенка.

Психологический запор у ребенка 4-6 лет может возникнуть по таким причинам:

  • Приучение к унитазу и общему туалету;
  • Боязнь дефекации, связанная с физическим наказанием, ссорами в семье, ранее перенесенной болью;
  • Ситуация, повлекшая за собой порицание и издевательства в детском коллективе (внезапное опорожнение кишечника или мочеиспускание);
  • Переход из ясельной группы в более старшие, смена места жительства или дошкольного учреждения;
  • Недостаток родительного участия, внимания, любви.

По мере взросления ребенка они становятся также более требовательными, вплоть до истерик и капризов. В таком случае возникает понятие «псевдозапора», когда он специально сдерживает дефекацию, чтобы получить желаемое или в качестве противодействия родителям.

Старший возраст

Диагностика запоров у детей школьного возраста становится намного более сложной ввиду их относительной самостоятельности и отсутствия постоянного контроля со стороны родителей. Иногда они длительное время даже не подозревают ни о проблемах с дефекацией, ни о возможных причинах.

Психологические факторы также во многом совпадают с таковыми ранее. Они базируются на страхе, стыдливости, уже появляются особенности характера, принятие ребенком своих личностных качеств.

Стрессовые ситуации в школе связанны с учебным процессом, успеваемостью, посещением большого количества секций, отношениями со сверстниками и более старшими товарищами. Часто дети умалчивают о моментах унижения, насилия и издевательства над ними, чтобы не огорчать родителей.

Сказки при психологическом запоре. «Пипа на планете насекомых» терапевтическая сказка против психологических запоров

Ранее мы с вами разбирали тему психологических запоров у детей и причины, которые его вызывают. Если ваш терапевт не выявил проблем со здоровьем у вашего малыша, которые вызвали запор, вы можете обратиться к детскому психологу. Когда вы выясните психосоматические причины, которые вызвали проблемы с животом, вы можете воспользоваться сказкой. Я написала ее для детей с психологическими запорами. Имена персонажей и пол нужно менять в зависимости от того, для кого вы читаете сказку. К примеру, вместо сестры — брат, вместо папы- бабушка и т.д.

Пипа на планете насекомых

Хочешь, расскажу секрет? Мы с тобой живем на большоооой планете Земля. А рядом с нами, воооон там, посмотри (взять ребёнка на ручки и поднести к окну) сияет маленькая планета. О ней никто не знает, кроме нас с тобой. На этой планете живет семья насекомых. Они так же, как и мы, любят наряжаться, гулять, танцевать, кушать и спать.

Живет на этой планете одна семья. Мама, папа, маленькая пчелка Пипа и её братик Макс. (как думаешь, что они сейчас делают?)

А я знаю одну историю. Про маленькую пчелку Пипу.

Однажды Пипа проснулась рано утром и почувствовала, как солнышко светит в её окошко. Выглянула она, а за окном снег. «Ураааа, можно лепить снеговика!» — закричала Пипа и побежала будить маму с папой.

— Папа, мама, просыпайтесь! Пора лепить снеговика!

— Из чего же ты собралась его лепить? — зевая спросил папа.

-Как из чего? Пока мы спали, на улице выпал снег! — сказала Пипа и стала прыгать на кровати.

— Тогда, скорее пойдём завтракать. Для лепки снеговика нужно много сил, — сказала мама и отправилась готовить вкусные вафли с ягодным вареньем.

Когда Пипа с папой и Максом вошли в кухню, на столе стояла большая тарелка с горой вафель. Для каждого мама сварила вкусный сливочный какао. Семья села за стол и приступила к завтраку.

Когда все было съедено, мама помогла одеться Пипе, а папа с Максом отыскали огромную морковку в корзинке с овощами.

— Ну вот и нос готов! — сказал Макс.

— Ой, мама, я хочу какать! — вдруг сказала Пипа.

— Конечно иди, милая! — ответила мама, помогла пчелке снять штанишки и усадила на горшок.

— Ой, ой, ой. Мама, мне страшно. А вдруг, когда я буду какать, мне станет больно.- закричала Пипа.

— Пипа, но твой животик обидится на тебя, если ты не сходишь в туалет.

— Но я не буду. Мне больно, — всплакнула маленькая пчелка и встала с горшка.

— Пойдём со мной.- сказала мама и привела Пипу за стол.

— Посмотри, это твой животик (мама нарисовала большой круг). В нем живут витаминки. Это их домик. Он похож на тот, в котором живем мы. Каждый раз, когда ты кушаешь, в твой животик подселяются другие витаминки и начинают дружить с теми, кто уже живет нем.

— Как красиво ты рисуешь, мама, — сказала Пипа и вытерла слезки.

— Но, вместе с витаминками, в животик попадает мука, овощи, фрукты и ещё много других продуктов. Животик их переваривает и выбрасывает. Но он не умеет разговаривать, поэтому начинает болеть, и ты сразу хочешь какать. И если ты не покакаешь, то витаминки будут грустить. Ведь их место в животике занято. Когда ты будешь кушать, другие витаминки не смогут попасть к ним, — объяснила мама.

— Как? И они никогда никогда не встретятся? — огорчённо спросила Пипа.

— Пока ты не покакаешь, не встретятся, — твёрдо сказала мама.

— Ну и ладно! Подумаешь, у меня уже есть в животике витаминки. Хватит мне, — решила Пипа и отправилась надевать куртку.

— Пипа, этим витаминкам тяжело все время работать. Совсем скоро они устанут. Тогда ты не сможешь слепить снеговика.

— Как не смогу? Но как же? Я же так хотела, — расстроилась Пипа.

— А ты помоги витаминкам. Освободи для них место, тогда они будут благодарны и дадут тебе очень много сил. Наверное, ты даже слепишь самого большого снеговика.

— Ну, витаминки, я сейчас вам помогу. Сейчас покакаю, и мы с вами пойдём лепить самого огромного снеговика, — весело сказала Пипа и села на горшок.

Спустя несколько минут, когда Пипа сходила в туалет, они быстренько оделись с мамой и вышли на улицу, помогать Папе и Миле. Семья пчелок слепила самого большого снеговика на их планете. Если присмотреться из нашего окна, то даже можно увидеть его морковку. Вооооон там. Видишь? (снова подойти к окну и показать). Конец!

Совет маме: нарисуйте с ребенком животик и витаминки в нем.

Виды

1. Так называемые органические запоры, встречающиеся редко. Они становятся следствием врожденных или приобретенных нарушений кишечника, а также патологий развития при беременности. В таких случаях лечение подразумевает хирургическое вмешательство.

Примеры:

  • Болезнь Гиршпрунга, вызванная отсутствие надлежащего тонуса мышечных стенок кишечника, что вызвано малым числом нервных волокон. Как следствие кишечный просвет увеличивается и каловые массы задерживаются.
  • Видоизмененный кишечник: расширенный (мегаколон) и удлиненный (долихосигма);
  • спайки кишечника;
  • новообразования;
  • полипы.

2. Функциональные запоры возникают при временных проблемах в функционировании кишечника.

Если родители очень быстро и рано переводят малыша на смеси или не обеспечивают достаточный объем жидкости при таком кормлении или резко меняют виды смесей, то могут возникнуть проблемы с опорожнением кишечника функционального характера.

Также  эту разновидность могут вызвать очень густой прикорм в виде мясных пюре и каш, избыток белка или жиров в питании.

Мышечный тонус кишечных стенок в результате нарушается. Временные спазмы в виде сужения и сжатия участков кишечного тракта не позволяют свободному передвижению каловых масс. Вследствие такого спазматического запора возникает так называемый овечий очень плотный кал в виде фрагментов.

Атония кишечника, при которой нарушаются перистальтические движения толстого кишечника, формируют каловый цилиндр большого диаметра.

Причины психогенных запоров

Развитие дисфункции кишечника по психогенному фактору заключается в испытании негативных эмоций, которые длительное время держат психику в напряжении. В случае хронических запоров речь идёт о старых обидах и пережитых в детстве психологических травм.

Запор психосоматика причины возникновения также кроются в таких особенностях характера:

  • упрямство;
  • чрезмерная бережливость;
  • помешанность на контроле и чистоте;
  • педантичность;
  • замкнутость;
  • консерватизм.

Кроме того, с проблемой опорожнения чаще всего обращаются люди, которые бояться выйти за рамки собственного комфорта. Любые перемены в жизни сковывают их, на фоне чего развивается спастический запор.

Психосоматические запоры также развиваются по таким причинам:

  • наличие в анамнезе психического расстройства;
  • проблемы с нервной системой;
  • частые эмоциональные переживания;
  • депрессия;
  • беспричинная тревожность и внутренние страхи.

Если говорить про острый запор, то на его возникновение может повлиять любая стрессовая ситуация, например, ссора с начальством или расставание с близким человеком. Такие проблемы со стулом появляются внезапно и могут длиться от нескольких дней до недель.

Последствия запора

Запор сам по себе может не приносить страданий, но длительное нарушение опорожнения приводит к тяжелым последствиям. Кишечник при скоплении каловых масс растягивается, а в пристеночной области развивается воспаление. Постепенно стенка выпячивается и образуется дивертикул.

Если кал задерживается надолго, то вредные вещества из него начинают отравлять организм, всасываясь в кровь. Появляются типичные симптомы интоксикации. Это приводит к снижению сопротивляемости организма, частым простудным заболеваниям.

Печень начинает испытывать дополнительную нагрузку, она не справляется с работой, нарушаются обменные процессы. Постоянное натуживание приводит к появлению геморроя и трещин заднего прохода. Сфинктер под давлением растягивается, и кал может постоянно подтекать.

Запор при беременности отрицательно сказывается на росте и развитии плода и общем состоянии будущей матери. А постоянное напряжение повышает давление в животе и может спровоцировать выкидыш.

Психологический запор у ребенка становится причиной задержки развития, ухудшения внимания и аппетита. Малыш плохо себя чувствует, становится капризным, у него появляется склонность к аллергическим заболеваниям.

Способы борьбы с запором на нервной почве

Лечение всегда комплексное. Несмотря на то, что причины кроются в нервной системе и сознании малыша, проблема дефекации вызывает и нарушения соматического характера. Поэтому после диагностики прибегают одновременно к нескольким методам.

Работа с психологом

Первый шаг при устранении нервного запора – консультация с детским психологом и посещение сеансов. Иногда страхи подавлены настолько, чтобы обычной беседой или изменением родительского отношения проблема не устраняется. Психолог помогает выявить истинную причину боязни дефекации и с помощью различных методик учит ребенка бороться со страхами.

В ситуациях, когда патология спровоцирована ошибками в воспитании или родительскими конфликтами, может понадобиться консультирование не только малышу, но и его родителям.

Медикаментозная терапия

Поскольку сдерживание позывов вызывает отвердение каловых масс и сильный запор, важно как можно быстрее вызывать дефекацию, очистить кишечник и наладить нормальную перистальтику. Для этого используются:

  • клизмы;
  • свечи с маслом облепихи;
  • препараты в форме таблеток;
  • капли и сиропы;
  • витаминные добавки.

Эмоциональная поддержка родителей

При психологическом запоре необходимо помнить, что его появление связано с особенностями каждого конкретного ребенка. Выбор средств не должен пугать ребенка, в противном случае это только усугубит проблемы.

Рекомендуем почитать:

Цвет кала у новорожденных: где норма, а где патология?

Родительская ласка и любовь, объяснение необходимости приема таблеток или сиропов помогут гораздо лучше, чем принудительное клизмирование. Малыша следует настроить на позитивный лад, помочь поверить, что поход в туалет больше не будет связан с болью или неприятными ощущениями.

Диета

Правильно составленный рацион позволит малышу быстрее справиться со страхами, ведь поход в туалет станет простым и безболезненным. Обеспечить нормальную перистальтику помогают следующие продукты:

  • компоты на основе сушеных фруктов;
  • свежие соки;
  • пища, богатая клетчаткой;
  • кефир и творог в ограниченных количествах;
  • чистая вода.

Одновременно следует ограничить сладости, мясо с большим содержанием жира, копчености. От любимой, но крайне вредной для детей, «быстрой еды» необходимо отказаться полностью. На снеки, чипсы и аналоги накладывается строгое табу.

Режим дня

Кроме поддержания здоровья постоянный и выстроенный дневной график обеспечивает ребенку чувство безопасности и защищенности

Важно, чтобы утро начиналось с простой и веселой гимнастики

В течение дня спокойные занятия должны перемежаться подвижными играми и прогулками на воздухе с возможностью побегать, попрыгать и полазать по игровым комплексам на детских площадках.

Может ли запор у ребенка быть заболеванием?

Напомним, что сами по себе запоры у детей могут стать серьезной проблемой только в том случае, если ребенок в возрасте старше года опорожняет кишечник редко, нерегулярно и несвоевременно достаточно длительное время. В этом случае стенки прямой кишки растягиваются и запоры приобретают опасную хроническую форму. По сути, это явление не считается заболеванием, но решать подобную проблему придется вместе с доктором. А именно — он назначит ребенку особые лекарства, принимая которые малыш вынужден будет какать ежедневно. Постепенно стенки прямой кишки сократятся до своей нормы и лекарства можно будет отменить.

При разовых случаях запора вы можете самостоятельно, без назначения врача, давать своему малышу сироп лактулозы или ставить свечи с глицерином. Но только с том случае, когда запор является единственной проблемой у ребенка — во всем же остальном его самочувствие абсолютно удовлетворительное.

К таким симптомам обычно относятся:

  • отставание в росте и весе;
  • болезненно вздутый, плотный живот;
  • боли в животе или в пояснице;
  • расстройства поведения (плач, истерики, беспокойство);
  • потеря аппетита и плохой сон;
  • и множество других.

Если вы заметили у ребенка не только запор, но и любые другие признаки явно неважнецкого самочувствия — не поленитесь показать его врачу. Потому что в этом случае запор может быть не самостоятельной проблемой, а симптомом серьезного заболевания.

Причины возникновения психологического запора

Важной причиной того, что малыши страдают психологическими запорами-это походы в детский сад. В новом кругу общения малыши стесняются естественного процесса

В новом кругу общения малыши стесняются естественного процесса.

  • психологический запор у ребенка 2 года чаще всего возникает из-за слишком активного приучения к горшку. Малышей этой возрастной группы нельзя заставлять сидеть на горшке больше, чем они того хотят, или ругать, если они пачкают штанишки. Иначе в дальнейшем ребенок, который уже умеет контролировать сфинктеры, будет сознательно задерживать стул;
  • у ребенка 3 годажизни психологический запор нередко возникает в связи с поступлением в детский сад. Малыш впервые долго находится вне дома и в непривычных условиях. Определенная часть детей отказывается испражняться в детсаду, и родителям приходится подстраивать свой график таким образом, чтобы малыш делал это дома. И если утром по какой-то причине это не удавалось осуществить, то ребенок вынужден терпеть до вечера. Психологический запор у ребенка 3 лет вызван сдерживанием позывов к дефекации;
  • у детей 4 лет расширяется рацион, что предрасполагает к проблемам со стулом. Ребенок может питаться бутербродами и фаст-фудом, употреблять газированные напитки вместо обычной воды. Психологический запор у ребенка 4 лет развивается в основном из-за дискомфорта при дефекации и связанного с этим страха повторения ситуации;
  • ребенку 5 лет проще объяснить, почему нельзя сдерживать позывы к испражнению. Он уже в состоянии строить простейшие логические цепочки. Также дети в этом возрасте понимают, что нужно избегать вредной пищи. Но если проблема со стулом существовала ранее, она не разрешится самопроизвольно. Дети 5 лет могут страдать неврогенным запором по причине чрезмерного давления со стороны родителей, семейных конфликтов, страха наказания.

Часто психологический запор развивается у малышей при смене места жительства, поступления в детский сад, госпитализации в лечебное учреждение. В незнакомых условиях они стараются сдерживать позывы к дефекации, а потом каловые массы уплотняются и присоединяется физиологическая составляющая. При попытке освободить кишечник малыш ощущает боль, что ведет к устойчивому страху перед дефекацией.

Что делать при психологическом запоре у ребенка 3 года жизни? Чтобы выйти из замкнутого круга надо сначала устранить дискомфорт при дефекации при помощи свечей и сиропа лактулозы. После чего надо поговорить с малышом о том, что происходит в организме, когда он сдерживает стул и последствиях такого поведения. Кроме того, следует провести профилактику запоров: придерживаться правильного питания и увеличить двигательную активность.

Психологический запор является следствием физиологических факторов и психологического дискомфорта. На начальном этапе лечения задержки стула надо найти корни этой проблемы.

Когда речь идет о психологическом запоре у ребенка, обычно можно наблюдать такие симптомы:

  • дискомфорт или боль во время испражнения;
  • задержка стула более 3 дней (1–2 суток — вариант нормы);
  • метеоризм, вздутие;
  • кал плотный и скудный;
  • ребенок долго сидит на горшке;
  • кал выходит тяжело с образованием анальных трещин (что видно по ярким следам крови на бумаге);
  • ребенок выглядит вялым и уставшим.

Причиной неврогенного запора выступает психосоматика, то есть человек ощущает страх:

  • дискомфорта;
  • неприятных звуков и запахов;
  • быть увиденным или услышанным посторонними людьми.

Таким образом, психологический запор является следствием надуманных причин. И специалист должен разобраться, действительно ли это так, или существуют физиологические факторы.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий