Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога, как отучить

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: совет психолога

Кража бывает совершена единожды, так как ребенок боится потерять любовь и уважение родителей, не хочет слушать бесконечные длинные «проповеди», ему страшно последующее за поступком наказание, не хочет лишиться праздничного подарка и так далее. Но если одна, вторая кража прошли «на ура» и за воровством не последовало наказание, то остановить маленького воришку будет сложно.

Важно знать, не что делать, если обнаружена пропажа, а чего предпринимать категорически нельзя:

  • не действовать угрозами, рассказывая о полиции и тюрьме. Маленький человек понимает, что он поступил нехорошо, но не настолько, чтобы последовало столь страшное наказание;
  • не навешивать ярлыков, который звучит как приговор на всю жизнь: «ты вор» или «ты мошенник», «это не мой сын» и прочее. Несмотря на плохой поступок, родители должны понять его мотивы и встать на сторону ребенка, прежде чем ставить клеймо;
  • не сравнивать его с отрицательными героями или сложными подростками. Чадо чувствует себя плохим и продолжает совершать подобные действия. Ведь если у него такие проблемы, то лучше ему уже не стать. Другой момент – ребенок снова совершает подобный поступок, но уже более изобретательно, чтобы не попасться;
  • не обвинять воришку при свидетелях, будь то школьный друг, учитель, родственник. Это унизительно и приводит к формированию определенного мнения о данной личности впоследствии. Такое поведение вызывает стрессовые ситуации и только понижает самооценку;
  • не вспоминать постоянно старые, оставшиеся в прошлом «подвиги». Ребенок уже прожил и пережил сложившую ситуацию, а ему напоминают о ней вновь, заставляя думать, что он плохой и подталкивая на следующий отрицательный шаг.

Обратить внимание: Реакция взрослых и детей на цену украденного сильно отличается. Взрослый отмахнется от украденной конфетки и придет в негодование, если пропал телефон

Для ребенка не имеет значения стоимость украденного, а ценность с его точки зрения конкретной вещи.

Советы психолога, когда ребенок ворует деньги у родителей и воспитательные меры перестают действовать, важны и полезны. Но их нужно не просто выслушать, а применять на практике. И если ситуация зашла в тупик, то в таких вопросах поможет психолог. Например, психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин, который проконсультирует по решению подобной проблемы.

Причины воровства родительских денег среди подростков

К специалисту большинство родителей обращается уже в этом случае. Ведь сделать что-то самостоятельно у них не получается. Подростковое воровство в 70% случаев является следствием более ранних причин рассмотренных выше. Но, если до этого не замечалось подобного поведения, возможно, оно сформировалось под действием таких факторов.

Желание купить что-то запрещенное или попадание в «плохую компанию»

Понимая, что никакой нормальный родитель не одобрит покупку спиртного или сигарет, подросток вынужден тайком взять на них денег, чтобы не опозорится в глазах сверстников. Это еще одно следствие недостаточно развитой волевой сферы ребенка, который не может отказать друзьям.

Возможно, что в семье произошли какие-то болезненные перемены (развод, смерть одного из членов семьи) и подросток находит, как ему кажется, утешение в не слишком хорошей компании. Пользуясь его эмоциональной подавленностью в этот период, дети начинают шантажировать подростка тем, что в случае невыполнения их требований отвернутся от него.

Желание выделится на фоне других

Если ранее вопрос самоутверждения не стоял остро, то в подростковом возрасте завоевание авторитета любимы способами может стать первичной целью для подростка.

Это толкает на ранее непозволительные поступки.

Еще, воровство может служить неким вызовом самому себе: «да, я это смог!». Это добавляет подростку ложное чувство значимости и самостоятельности.

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают

Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать

У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

Что делать, если ребенок ворует?

Любой детский психолог прекрасно знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.

В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.

Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.

Дети дошкольного возраста в 5 — 6 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.

Около 6 — 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей.

Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?

Как реагировать родителям на детское воровство?

Не меньше чем ложь родителей возмущает детское воровство

Важно понимать, что у детей, особенно маленьких, понятия чужое-свое пока еще очень нечеткие и им всегда ближе — «взял», а не «украл». Если вы, например, заметили, что ваш ребенок принес домой из сада или школы чужую игрушку или какую-то другую вещь, то достаточно спокойного объяснения, что эта вещь — чужая и ее необходимо вернуть

Причина детского воровства – это один из способов донести родителям мессендж о том, что ребенок чувствует. Хотя разгадать такое послание бывает непросто и даже не каждый психолог на это способен.

Воровство обычно характерно для детей, неуверенных в себе, в своем будущем, имеющим заниженную самооценку. Если, например, девочка лет восьми стащила у родителей некую сумму, которую потратила на разные девчачьи безделушки, то это сигнал о том, что родители скорее всего пренебрегают ее потребностями, отказывая в покупке предметов увлечений или модных вещей гардероба. Такое отношение заставляет ребенка чувствовать себя изгоем среди сверстников.

Advertisement

Еще пример, когда одиннадцатилетний мальчик украл крупную сумму из маминых сбережений. Ситуация в семье следующая: ребенок растет без отца, мама неделю работает, неделю дома, мальчик надолго остается с бабушкой. Мама, чувствуя свою вину, постоянно балует сына дорогими подарками и не замечает, что ребенок попросту начал этим злоупотреблять: учеба так себе, постоянное вранье бабушке, требование все больше и больше денег на развлечения. Конфликт уже налицо, но мама все равно выбирает престижную работу в ущерб любви и вниманию для сына.

Крупная детская кража есть не что иное, как крик об одиночестве, как способ заставить считаться с собой, обратить внимание, да даже кого-то подкупить. Неумение дружить со своими сверстниками часто бывает у детей с комплексами или физическими недостатками: заикание, полнота, маленький рост и пр

В таких случаях нужно научить ребенка общаться без подкупа, попробовать повысить самооценку, помочь с кем-нибудь подружиться.

Профилактика: что делать, чтобы предотвратить

В качестве профилактики помогут:

  • Доверительная беседа — поделитесь своими переживаниями, обсудите проблемы.
  • Направьте активность на интересы — спорт, рисование, фотография. Он встретит единомышленников на занятиях, почувствует себя счастливым, занятым и нужным.
  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой — это золотое правило для каждого человека. Оно научит сопереживать и задумываться о чувствах других людей.
  • В каждом возрасте должны быть обязанности, по силам, разумеется. Можно отвечать за поливку цветов или за поход в магазин. Решать вам, но постепенно он будет брать на себя все больше ответственности.

Причины детского воровства

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда.

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе. При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс. А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Что делать, когда дети крадут деньги?

Важность денег как одного из важнейших ресурсов в жизни человека, дети начинают осознавать с детского сада. Ещё бы – на них можно купить все, что угодно – от мороженого до огромного трёхэтажного дома

То есть финансы – это возможность получить то что хочется сейчас. И, при отказе родителя купить желаемое и отсутствии возможности заработать самостоятельно, брать без спроса деньги у родителей кажется единственным выходом из создавшегося положения.

Вы узнали, что ребенок начал воровать? Что же делать, чтобы избежать появления нового «хобби» у Вашего чада – ведь лёгкий способ получить желаемое может легко войти в привычку!

Вот самые действенные советы:

Карманные.

Они должны быть. Этим способом Вы убьете сразу двух зайцев: начнёте заниматься финансовым образованием своего чада и остановите воровство. Начинайте учить распоряжаться своими деньгами уже с пяти лет. Начните, допустим, с 50 рублей в неделю. Подарите ребенку кошелек, чтобы финансы всегда аккуратно лежали в одном месте.

Финансовая грамотность.
Не забывайте объяснять ребенку, что иметь всё сразу вряд ли получиться. Если ты что-то хочешь, а это «финансовая цель», то нужно её поставить и определить цену желаемого. Потом узнать, можно ли где-то сэкономить, подкопить, чтобы купить вещь дороже, чем размер карманных. Напомните, что всегда должны оставаться запасные деньги на проезд, на случай непредвиденных ситуаций. Покажите свое доверие такой заботой – вы даёте возможность ребенку самому распоряжаться своими финансами. Конечно, это только начало, позже можно отдать школьника на курсы по финансовой грамотности, где эту тему разберут детально и покажут насколько интересна тема финансов. НО начните хотя бы с небольших шагов!

Подработка
Желания выходят за рамки карманных? Не давайте ребенку дополнительные карманные просто так

Для ребенка важно научиться знать цену финансам. Предложите заработать

Подросток может найти подработку на каникулы в интернете, у знакомых или же просто недалеко от дома. Поддержите в поиске работы и покажите, как вы гордитесь своим школьником!

Поучительные истории, сказки, мультики для ребенка
Стоит только поискать – в интернете Вы найдете миллион историй для ребят разного возраста про воровство. От детских сказок, где герой что-то ворует, потом об этом узнают и ему становится стыдно. Например, сказка Льва Толстого «Косточка» – она и небольшая, и интересная, и поучительная. Мультиков на такую тему и того больше.

Поддержка и возможность исправить ситуацию.
Если чадо не сознается в том, что он забрал чужое, предложите ему вернуть украденное «пока никто не заметил». Для маленьких создайте игровой момент. Скажите ребенку: «У нас завелся домовёнок и забрал мои сережки. Давай оставим ему пирожное, а он тогда их вернёт.»

Развитие уверенности в себе и внутренних принципов.
Нужно говорить о том, что воровать плохо. Как бы банально ни звучал этот совет. Напоминайте школьнику о том, что он хороший, вы его любите, цените и гордитесь им. Пусть он пройдёт курсы по уверенности в себе. Тогда шанс, что его возьмут «на слабо» и провоцируют воровство будет минимальным.

Подростковое воровство – частые причины

  • Стресс

    Много сложных событий в жизни иногда заставляют ребенка ударяться в кражу. Подростки рассказывают, что нет ничего приятнее, чем украсть понравившуюся вещь, да так, чтобы никто этого не заметил. Кого-то это просто расслабляет.

  • Потеря самоконтроля

    Даже имея самые сильные на свете принципы, люди иногда срываются и теряют контроль над собой. Сидели ли Вы когда-нибудь на диете? Помните, как срывались и съедали запретный хот-дог или шоколадку? Так вот, это то же самое. Ребенок что-то очень захотел и увидел самый простой способ получить желаемое.

  • Неуверенность в себе

    В компании подростка не курят и не пьют, у них новая шалость – они занимаются воровством. Чтобы попасть в такую «крутую» компанию или как-то подняться в глазах у других подростков ребенок и решается на подобные глупости.

  • Желание ребенка показаться «крутым»

    Кража вещей, которые даже не то, что нужны, а просто делают тебя значимым и популярным – явление нередкое. К этому же относится и кража денег.

  • Низкая самооценка

    Возможно, ребенку кажется, что единственное, что помимо воровства он ничего больше не умеет? Кошмарно, но бывает и такое.

  • Отсутствие адреналина

    Вашему ребенку кажется, что воровство – это весело? Значит, ему не хватает адреналина. Легко можно заменить походом в парк аттракционов или прыжком на тарзанке. (Если родители, конечно, не против.)

  • Плохие компании

    Удивительно, но такие компании возникают благодаря всем вышеперечисленным факторам, заставляя ребенка воровать. А после в них, как в черную дыру, засасывает других подростков с низкой самооценкой и без хороших и достойных друзей.

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно

Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т

д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Поймать чадо на краже – настоящий шок для родителей. Как реагировать, как исправить, почему вообще он это сделал? Вот что говорит об этом психология.

Что делать, если вор пойман?

А если не пойман, то не обвиняйте, и даже когда за руку поймали, контролируйте свою речь. Обвинениями, особенно беспочвенными, можно зародить комплекс неполноценности, иногда для этого хватает одного инцидента. Невосполнимый ущерб будет нанесен его личности. Пусть малыш знает, что может все исправить, это сохранит его уверенность в себе.

После проступка ожидается продолжение, в каждом поступке мерещится хищение, это толкает к новым преступлениям. Непонимание и неприятие домочадцами ведёт к озлоблению. И присваивание вещей уже становится не только местью, но и способом удовлетворения материальных потребностей.

Что делать, если ребенок был пойман на горячем?

В данном случае помочь смогут только советы детского психолога:

  • не говорите ребенку, что накажете его, в случае если он не раскается. Таким образом, вы только запугаете его. Поинтересуйтесь, брал ли он ваши деньги, но не пытайтесь силой заставить его признаваться во всем и признавать то, что он вор;
  • не обзывайте малыша вором и не пугайте его криминальным будущим;
  • не наказывайте малыша ежедневно, даже самый незначительный проступок, ведь это может привести к тому, что у ребенка будут появляться тайны от вас;
  • не рассказывайте посторонним о том, что малыш начал красть деньги. Ругайте своего ребенка и давайте ему советы дома, а хвалите при людях;
  • не пытайтесь задавать ребенку риторические вопросы, вроде «как ты мог нас обмануть?». Скорее всего, это не принесет нужного результата, а возможно даже усугубит ситуацию;
  • после того как вы все вместе обсудили ситуацию и сделали выводы, не возвращайтесь больше к ней, не вспоминайте больше о произошедшем, иначе вы таким образом закрепите воровство в подсознании малыша;
  • не напоминайте малышу о том, что он украл деньги также в тех случаях, если он совершил какой-либо проступок, который не касается воровства.

Советы психолога

Детское воровство становится шоком для родителей

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей или окружающих?  Очень важно правильно повести себя и не усугубить ситуацию еще больше

Несколько общих советов от профессиональных психологов, которые применимы в любом случае:

  1. Занимайтесь воспитанием ребенка. Понятие «свое» и «чужое» закладывается с раннего детства, как и уважение к чужим вещам. А доверительные отношения помогут ребенку довериться вам, даже если он оступился.
  2. Обязательно выделяйте карманные деньги. Пусть небольшие, но обращение с ними – это азы финансовой грамотности.
  3. Начните с себя. Ребенок не должен иметь оснований сказать родителям «А вы сами?!».
  4. Не пойман – не вор. Необоснованные обвинения способны нанести вред психике и навсегда испортить ваши отношения. Если нет твердой уверенности, не бросайтесь обвинениями «Ты вор!», поговорите и вместе разберитесь в ситуации.
  5. Спокойствие, только спокойствие. Даже если ребенок в разговоре с вами дерзит и огрызается, он наверняка напуган. Упреки, крики, угрозы родителей только усилят негативный отклик.
  6. Это и ваша вина, и ответственность. Дайте ребенку понять, что вы готовы выслушать и помочь все исправить. Не скрывайте своего огорчения, но он должен знать, что вы не бросите его одного. Например, вы вместе отнесете украденную вещь.
  7. Избегайте публичности. Не выясняйте проблему прилюдно, не заставляйте извиняться в присутствии толпы свидетелей. Такое унижение не воспитывает, а вот сломать и озлобить может. Не позволяйте другим оскорблять вашего ребенка, твердо пообещав разобраться в ситуации и при необходимости наказать.
  8. Обязательно постарайтесь выяснить, почему ребенок ворует. От причины зависит ваша реакция и помощь.
  9. Уберите соблазны. Не оставляйте на виду деньги, присматривайте за детьми в магазине и в гостях.
  10. Реагируйте на факт любой кражи. Если малыш без спроса вынес из магазина копеечную конфетку, к этому необходимо отнестись серьезно. Важен факт кражи, а не стоимость. Беззаботное отношение мамы к украденному малышом леденцу может обернуться кражей смартфона подростком.
  11. Исключите насилие. Побои, угрозы, предсказания тюремного будущего, заявления типа «ты нам не сын (дочь)» способны только озлобить ребенка. Он будет воровать уже назло, ведь на нем все равно клеймо. Разве что станет хитрее.

Если факт кражи установлен, обговорен и последствия исправлены, не позволяйте ни себе, ни другим попрекать им ребенка в дальнейшем.

Несколько советов от психологов

Быть родителем – наука сложная, поэтому любая проблема должна решаться не в ущерб ребенку. Старайтесь искать взаимовыгодные пути выхода, делая акцент на предотвращении возможного повторения ситуации.Эксперты дают несколько рекомендаций:

если у вас нет доказательств вины сына или дочери, хотя подозрения и обоснованны, не спешите сразу же обвинять ребенка; при доказанности проступка, не опускайтесь до выплескивания негатива – избегайте обвинений, оскорблений и унижения; не следует пугать официальными правоохранительными органами или общественным порицанием, поскольку это только ожесточит подростка — он будет считать, что вы думаете о нем исключительно в негативном ключе; старайтесь помочь исправить ситуацию, разделяя ответственность за случившееся; объясните все последствия ситуации, но не обвиняйте его в воровстве и не акцентируйте на его ответственности за это; выясните причину проступка и побудите ребенка самому найти альтернативный, но законный способ, как надо было поступить изначально; не обсуждайте проступок с посторонними, не следует выносить проблему за пределы семьи; исключите возможность сравнения с другими сверстниками, особенно с теми, кто популярен в подростковой среде. Такое сравнение способно развивать чувство неполноценности; после решения проблемы старайтесь не вспоминать о ней, однако ситуаций, провоцирующие повторение, надо не допускать в будущем;

Важно!

Покажите, что вы расстроены таким проступком, но что ребенок сам вовсе не плохой, что вы любите его по-прежнему, и он может доверять вам.

Особенности отрочества

В 8, 9 и 10 лет воровство появляется из-за недостаточно развитой силы воли. Он просто не может удержаться, хотя и присутствует стыд за поступки. В 8 лет уже есть ответственность за себя, дети становятся более независимы. Желание влиться в коллектив, быть в группе сверстников очень сильное. Им кажется, что они обделены, если у одноклассников есть что-то, чего нет у них. Тогда кражи происходят из-за необходимости быть «как все» или чтобы посоревноваться с товарищами. В этом случае ребёнок может воровать не только дома, но и в магазинах.

Советы родителям:

  • Развивайте в своём чаде самостоятельность, пусть малыш ставит себе цели и учится их достигать.
  • Дайте больше свободы, пусть сам выполняет то, что ему уже по силам.
  • Обсудите семейный бюджет. Придите к компромиссу, например, откажитесь от чего-то, чтобы накопить на нужную для ребёнка вещь.
  • Предложите ему собственный заработок. Например, разносить газеты или рекламу, пару часов помогать по дому и получать за это дополнительные деньги.

В подростковый период воровства среди детей больше всего. Ведь именно в этот период жизни их ждёт много изменений, физических, социальных и психологических. В этом возрасте к перечисленным причинам прибавляется давление сверстников (возможно, даже принуждение).

Вообще, с подростком ситуация гораздо серьезнее, чем с малышами. Его не возможно силой оградить от «плохого» круга общения, а уговоры могут привести к противоположному результату, он просто не будет вас слушать.

Идеальный вариант — создавать круг общения в раннем детстве. Например, это могут быть дети ваших друзей, одноклассники или дети с общими интересами. Когда друзья уже есть, вы можете ненавязчиво познакомиться со всеми. Приглашайте в гости, если возможно, познакомьтесь с родителями.

Если ситуация вышла из-под контроля, случаи воровства происходят чаще, и вы замечаете другие сложности в общении с ребёнком — это повод обратиться к специалисту, к психологу.

Разговоры, поведение взрослых

Отец запрещает давать деньги, а бабушка выдает определенную сумму и просит не говорить об этом. Мать внушает, что воровать нельзя, а сама приносит батон с хлебозавода. Взрослые тайком собирают яблоки у соседа. Обвешивают покупателей. Сетуют, как трудно заработать честным трудом. Обсуждают соседей, которые живут в достатке на незаконно нажитые деньги.Такие высказывания убеждают подростка в безнаказанности воровства. Складывается стереотип мышления — воровать можно.

Мать говорит отцу, отправляя в магазин за хлебом: «Возьми мелочь в шкафу». Дитя понимает — для совершения покупки можно просто взять деньги. И – берет, не думая, что надо спрашивать разрешение. Он не знает откуда берется заработок. Одного объяснения, что средства добываются трудом, для чего нужны, недостаточно. Следует выяснить, зачем они понадобились ребенку.

Почему ребенок ворует деньги или вещи?

Взрослые, заметив, что ребенок врет и ворует, нередко начинают приписывать ему разнообразные психические болезни, пытаясь этим объяснить возникшие проблемы. Однако клептомания – патологическая склонность к неконтролируемому воровству – в детском возрасте практически не встречается.

Чаще всего детские кражи сигнализируют о каких-либо проблемах: в семье, детско-родительских отношениях или в общении с ровесниками либо одноклассниками. Причиной воровства у школьника может быть один из нижеследующих факторов.

Импульсивное воровство

Для ребёнка школьного возраста характерна некоторая импульсивность поведения. Данная особенность может повлиять и на отношение к чужим вещам и деньгам. Проще говоря – дети видят что-то соблазнительное, понимают, что воровать нельзя, однако искушение в итоге преобладает над волей, стыдом и разумом.

Усугубляют проблему и своеобразные соблазны, к примеру, лежащие на всеобщем обозрении денежные средства, какие-либо вещи или продукты. Да и сами родители не без греха: вспомните, как сложно было в детстве устоять перед созревшими в чужом саду яблоками или клубникой.

Протестная кража

Нередко дети воруют по причине «заброшенности», дефицита родительской любви и понимания

Такой ребёнок, ощущая собственную ненужность (реальную или мнимую), может пойти на кражу семейных денег, чтобы привлечь мамино либо папино внимание, заставить взрослых вспомнить о нём и его эмоциональных потребностях

Кроме того, протест в виде воровства может быть вызван авторитарной воспитательской позицией. Если родители запрещают ребёнку иметь собственные деньги, ограничивают в нуждах и желаниях, тот способен опротестовать свою зависимость с помощью кражи.

Вседозволенность

Обратная сторона – вседозволенность и излишний либерализм в воспитании ребёнка. Родители, убеждённые в том, что нельзя давить на детей (ведь они способны развиваться без нотаций и убеждений), воспитывают вовсе не свободную личность, а безответственного человека.

Сначала ребёнку разрешается брать без спросу чужие игрушки на детской площадке либо в садике, потом взрослые не обращают внимания на принесённый домой телефон или появившиеся у своего чада наличные деньги. Как результат – воровство превращается в черту характера.

Желание самоутвердиться

Психология ребёнка младшего школьного или подросткового возраста такова, что ему крайне важно уважение и признание со стороны сверстников. Вот почему дети, стремясь сойти «за своего», начинают действовать всеми возможными способами, в том числе и неодобряемыми

К примеру, ребёнок из малообеспеченной семьи не может похвастаться современным смартфоном, как его более богатые одноклассники. Чтобы не стать объектом насмешек или жалости, он может красть наличность (в семье или на стороне) или вещи.

Ещё один способ самоутверждения – завоевание дружбы или расположения значимых ровесников. С этой целью малыш может выкрасть деньги и накупить на них сладостей, а подросток – «подарить» приятелю или подруге какую-либо родительскую вещь.

Вымогательство

Если ребёнок начал воровать, врать, изворачиваться и при этом заметно, что он испытывает явные угрызения совести, можно предположить, что он стал жертвой вымогателей. Часто старшие подростки требуют с младших детей деньги, угрожая избиением либо другими издевательствами.

Такая ситуация – не просто повод для серьёзной беседы с маленьким «воришкой», а причина обращения в полицию. Шантажисты могут не ограничиться принуждением к воровству, а заставить ребёнка пойти на более радикальные меры.

За компанию

Иногда ребенок ворует деньги у родителей не по причине острой нужды, а из-за желания пройти своеобразную «проверку» на ловкость, смелость и крутость. Не секрет, что в отдельных подростковых коллективах подобное поведение является не просто одобряемым, а желаемым.

Лидер компании украл телефон и продемонстрировал украденную вещицу своим приятелям? Зависимые от чужого мнение дети с заниженной самооценкой, не желая прослыть слабаками и неудачниками, также идут на противоправные шаги.

Лучшие побуждения

Этот мотив стоит особняком среди других причин детского воровства. Ребёнок становится «воришкой», чтобы сделать подарок близкому ему человеку – например, матери, сестрёнке, другу или подруге. А поскольку в детстве нравственные устои только формируются, сиюминутное желание оказывается сильнее различных правил, советов и родительских установок.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий